Дискуссии о природе общих понятий («универсалий») в философии средневековья: номинализм и реализм

Борьба между реализмом и номинализмом -в выяснении вопро­са о том, обладают ли общие понятия реальным существова­нием.

Представители реализма считали, что подлинной реальнос­тью обладают не единичные вещи, а только общие понятия (универсалии), существующие вне сознания, неза­висимо от него и материального мира.

Сторонники линии Платона в философии, например Ансельм Кентерберийский, представляли так называемый крайний реализм. Развивая платоновские взгляды о вечных, ор­ганизующих мир «идеях», они утверждали, что «универсалии» образуют особый идеальный мир, пребывающий в своей самодо­статочности и в отрыве от мира конкретных вещей. Ортодок­сальная церковь не поддержала такие взгляды из-за их панте­истической направленности (Бог во всем, он как бы растворяется в природе). Церковь выступила против по причине того, что Бог как личность, абсо­лютно возвышающаяся над созданной им материальной и нема­териальной природой, в данном случае оказывается на одной ступени с «универсалиями», как бы отождествляется с ними.

Наиболее приемлемой для церкви оказалась другая разновид­ность реализма — его умеренное крыло, к которому принадле­жал и самый значительный философ средневековья Фома Аквинский. Сторонники этого подхода следовали идеям Аристоте­ля, который в отличие от Платона видел неразрывную связь между единичным и общим, понимая общее как форму единич­ного. Отсюда реалисты умеренного крыла, также признавая ре­альность общих понятий, полагали, тем не менее, что они суще­ствуют и в конкретных (единичных) вещах. В изложении Фомы Аквинского данная теория выглядит так: «универса­лии» существуют «до вещей», «в вещах» и «после вещей». Это означает, что «до вещей» они существуют как «идеи» в божест­венном разуме, «в вещах» — как неотъемлемые формы единич­ного, а «после вещей» — как понятия в человеческом разуме, т.е., как результат абстрактного мышления.

Другое (враждебное реализму) течение средневековой схолас­тики — номинализм. Приверженцы но­минализма полагали, что объективно, реально существуют только «единичные вещи», а общие понятия (универсалии) — есть не что иное, как наименования, имена, обозначающие вещи и суще­ствующие только в языке. Это не более, чем «звуки голоса», «сотрясения воздуха», считал один из самых ярких представи­телей номинализма Росцелин.

С этой точки зрения многие христианские догматы, обосно­вывавшиеся схоластическим реализмом, выглядели пустым вы­мыслом. Например, догмат троицы (один из главных в христианстве), по мнению Росцелина, неверно ис­толкован реализмом, будто Бог — это единственная божествен­ная субстанция, объединяющая в себе одновременно существова­ние трех божественных лиц: Бога-отца, Бога-сына и Бога-духа святого. На самом деле, считал он, существуют три различных Бога, выступив тем самым против авторитета «отцов церкви» и принятых в ортодоксальном христианстве канонов.

Новый и, как считается, еще более высокий этап в развитии номинализма наступил в XIV в. и связан с философскими взгля­дами Оккама. Уильям Оккам вошел в историю философии как создатель наиболее разви­той формы средневекового номинализма, называемой также еще терминизмом за то, что общие понятия (универсалии) объяв­лялись лишь терминами, понятиями, существующими только в уме и отражающими единичные вещи. Именно единичные вещи, и только они, обладающие теми или иными качествами, имеют реальное бытие. Универсалии же — умственные кон­струкции и реальным существованием не обладают.

Оккам проявлял интерес к проблемам гносеоло­гии. Он считал, что познание человека начина­ется с внешнего восприятия и внутреннего переживания полу­ченной таким путем информации. Этот первый этап познания он назвал интуитивным. Если какое-то понятие не может быть по­знано интуитивно и не поддается проверке опытом, то оно долж­но быть исключено из науки («бритва Оккама»).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: