Проблемы познания в философии Нового времени: эмпиризм и рационализм (Бэкон, Декарт)

В конце XVI — начале XVII в. в передовых странах Запад­ной Европы зарождается капиталистический способ произ­водства. Религия утрачивает господствующее влияние на развитие науки и философии. Возникает новое мировоззрение, что приводит к созданию механистического материализма с присущим ему метафизическим методом исследования окружающего мира.

Ф.Бэконоснователь опытной науки и философии Нового времени

ОП: «Новый Орган» - пред­ставлены материалистические взгляды на природу и дано обоснование индуктивному методу и его роли в позна­нии; «Новая Атлан­тида» (ликвидация коррупции).

Высшей задачей познания Бэкон считал завоевание природы и совершенствование человеческой жизни. Знание — сила. Предметом философии по Бэкону должна быть материя, а также различные и многообразные ее формы.

Бэкон — родоначальник материализма и эмпиризма Нового времени. Его материализм обнаруживается глав­ным образом в учении о методе и о познании. Но и здесь Бэкон постоянно прибегает к понятию Бога, подчеркивает, что даже самые выдающиеся успехи науки отражают лишь «вторичные при­чины», за которыми скрывается всемогущее и непознаваемое Бо­жество. По мнению  Бэкона, прогресс естественной философии ведет к разрушению суеверия и к укреплению веры. Материализм Бэкона был деистическим - учение, согласно которому признается существование Бога в каче­стве первопричины мира. При этом Бэкон отстаивал познаваемость природы. Природа познаваема, но на пути познания имеется множество заблуждений. Бэкон различает четыре вида заблуждений — четыре вида «идолов» (ложных образов), или призраков:

«Идолы рода» ведут к ложным представлениям о мире и являются следствием ограниченности человеческого ума, органов чувств. Люди Поэтому показания своих чувств люди постоянно должны сопоставлять с вещами, предметами природы, проверять их пра­вильность и уменьшать вред, наносимый познанию призраками рода.

«Идолы пещеры» это ложное восприятие действительнос­ти, свойственное отдельным людям. Каждый человек имеет свой внутренний субъек­тивный мир («свою пещеру»), который искажает его суждения о явлениях мира. «Призраки пещеры» вытекают из прирожден­ных свойств индивида, его образования, воспитания и т.п.

«Идолы рынка» — это ложные понятия, которые порожде­ны употреблением неправильных слов, распространенных чаще всего на рынках. В одни и те же слова люди часто вкладывают различное понимание, что затрудняет познание вещей природы.

«Идолы театра» это неправильное представление о мире, возникшее на основе некритического усвоения различных философских взглядов. Подобные представления изо­бражают вымышленную картину мира, а не действительную при­роду вещей.

В критике «идолов» Бэкон пытался освободить сознание людей от пережитков схоластики, создать условия для научного изучения природы. Правильное познание ведет к господству людей над природой.

Бэкон подчеркивает исключительное значение естествознания для развития науки и философии. Од­нако он стоит на точке зрения теории «двойственности ис­тины». Теология имеет своим объектом Бога, наука — приро­ду. Нужно четкое и строгое разграничение сферы их компетен­ции. Бэкон признает Бога творцом мира и человека, но он может и должен быть объектом лишь веры. Однако знание независимо от веры. Философия основывается на разуме и опыте.

Источником человеческого знания Бэкон объявляет чувст­венный опыт. Он провозгласил важность опытного исследования, основанного на методе восхождения от единичных явлений к самым общим положениям. Процесс обобщения есть индукция. Суть этого метода состоит в: 1) наблюдении фактов, 2) в их систематизации и классификации, 3) в отсечении ненужных фактов, 4) в разложении явления на составные части, 5) в проверке фактов на опыте и 6) в обобщении. Бэкон был эмпириком в теории познания. Вместе с тем он считал, что познание не может ограничиваться только чувственными данными. Оно должно стремиться к рас­крытию причинно-следственных связей и законов природы, что возможно только путем обработки данных органов чувств и опыта теоретическим мышлением, разумом.

Дуалистическая философия Декарта («Рассуждения о методе», «Начала философии»).

Декарт - создатель дуалистической философии (философская система на основе признания двух само­стоятельных субстанциональных начал — материи и духа, тела и души). Представляя мир как творение Бога, Декарт отрицает единство мира и утверждает, что он состоит из двух самостоя­тельных независимых субстанций: духовной и материальной. Неотъемлемым свойством, или атрибу­том, материальной, телесной субстанции он считал протяжен­ность, атрибутом духовной субстанции — мышление.

Согласно учению Декарта, человек представляет собой лишь механическое соединение духовной и материальной субстанций, души и тела. Движения человеческого организма зависят от его тела, а мысли связаны лишь с душой.

Декарт не признавал качественного различия между неорга­ническими и органическими явлениями. Животные в его пони­мании — это своего рода машины. Человека Декарт также представлял в качестве своеобразного механизма. Разница заключалась лишь в том, что в человеке выступают две субстанции — телесная и духовная, и еще в том, что у человека имеются врожденные идеи, а у животного они отсутствуют.

Дуализм Декарта определил его теорию познания, а также учение о методе. Развивая рационализм, он полагал, что в акте познания разум человека не нуждается в чувственных вещах. Он считал, что ду­ховная субстанция, имеет в себе изначально врожденные идеи, такие, как идея Бога, идея духовной субстанции, идея матери­альной субстанции. Жизненный опыт человека не имеет в данном случае никакого значения. Метод - матема­тический. Преувеличивая роль данного метода, он представлял его как единственно всеобщий метод по­знания. И источник, и критерий истинности знаний он видел в разуме че­ловека.

Единственным методом по­знания может выступать дедукция. Как и Бэкон, он сомневается в истинности того, что считалось несомненным знанием. Ни ре­зультаты ощущений, ни результаты рассуждений не дают прав­дивого знания. Поэтому начинать надо с методологического сомнения. Но каким бы всеобщим оно ни было, есть в познании и то, что никакому дальнейшему сомнению не подлежит, то есть достоверное знание возможно.

Истинность познания, считает Декарт, вытекает также из су­ществования врожденных идей. Врожденные идеи — это еще не готовые истины, а предрасположение разума. Поэтому в позна­нии главная роль принадлежит разуму, а не ощущениям. Разум не­избежно достигнет истинного знания, если будет исходить из достоверного метода. На основе своего рационализма Декарт создает учение о ме­тоде, в котором сформулированы четыре правила:

1) ясность и отчетливость познания;

2) разделять всякий исследуемый вопрос на столько частей, сколько требуется для лучшего его понимания;

3) мыслить по порядку, начиная с вещей наиболее простых и постепенно поднимаясь до самых сложных;

4) полнота познания.

Декарт полагал, что с по­мощью дедуктивного метода можно логически вывести все зна­ния о мире.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: