Герцен. ОП: «Дилетантизм в науке», «Письма об изучении природы». К критике философии Гегеля Герцен подходит диалектически: он обнаруживает противоречие между прогрессивным методом и консервативной философской системой.
Герцен рассматривает законы и формы мышления как отражение законов действительности. Человек не навязывает своего разума природе, а лишь осознает то, что есть в ней. Разум человека не находится вне природы. Человек - часть природы и только относительно противоположен ей. Говорить о действительном противоречии между человеческим разумом и природой можно было бы только в том случае, если бы материальный мир был незакономерным.
Роль в познании материальной человеческой деятельности. Человек - действующее существо. Герцен близок к пониманию человека как социально-исторического существа, активно участвующего в преобразовании общественной жизни. Однако Герцен не сумел осмыслить практику как материально-чувственную общественно-историческую деятельность и в ряде его высказываний дается идеалистическое определение истины; критерий истины можно найти только в мышлении, «освобожденном от личного характера». Герцен видит, что бытие находится в непрестанном движении, что оно развивается путем борьбы противоположных начал. А раз так, то законы мышления, категории логики не могут рассматриваться статичными. В логику должно войти движение, развитие. Герцен говорит о логике в широком смысле слова, которая совпадает с диалектикой. Это логика диалектическая. Он отличает ее от формальной логики. Логика формальная - низшая ступень логики. Она не лишена достоинств, так как приучает мышление к строгости. Но она недостаточна для познания. Рассудок, по мнению Герцена, есть момент разума, или анатомия мышления, которая разлагает целое на части, не заботясь об их связи и единстве.
|
|
Философия как метод и как мировоззрение ничто, если она не опирается на данные конкретных наук, но и наука в свою очередь не может обойтись без философского метода, без логики.
Без опыта нет науки, как нет ее и в одном эмпиризме. Опыт и умозрение — это две необходимые ступени знания. Взятые изолированно друг от друга оба момента познания «не приведут к делу». Их необходимо брать в единстве.
Герцен, по известному замечанию Ленина, вплотную подошел к диалектическому материализму и остановился перед историческим. Ему не удалось распространить материализм на сферу общества, а без материалистического понимания истории не может быть целостного диалектико-материалистического мировоззрения.
Философии истории: решающая роль в истории принадлежит народу, жизнь которого независима от нашей воли. История представляет собой объективный процесс. Как и природа, человечество развивается стихийно, бессознательно. Сознание людей неразвито. Это касается как низов, так и верхов общества: из-за нищеты, бедности, работы так же трудно ясно видеть вещи, как из-за богатства, пресыщения и лени. Приобщить народные массы к достижениям науки можно накормив их. Нет образования при голоде. Надежды на преобразование общественных отношений Герцен связывает с крестьянской общиной. Община спасла русский народ от монгольского варварства и от императорской цивилизации. Община станет основной ячейкой будущего социалистического общества в России.
|
|
Чернышевский шел по пути соединения философского материализма и диалектического метода, используя, учения Фейербаха и Гегеля. Он настаивал на тождестве философии и естествознания, на единстве законов природы и человеческого существования, он упускал из виду социальную специфику человека как общественного существа. Чернышевский считал, что мир един и по своей природе материален. Качественно разнообразная и в то же время единая в своей основе материя находится в непрерывном движении.
Проблемы познаваемости мира. В человеческом сознании в целом правильно отражается то, что существует объективно. Чернышевский критикует Канта за попытку обосновать принципиальную непознаваемость «вещей в себе». Чернышевский считал, что истинность или ложность человеческого познания выявляется практической жизнью. Практику он называл великой разоблачительницей обманов и самообманов не только в практических делах, но также в делах чувства и мысли. Чернышевский стремился включить практику в теорию познания не только в качестве критерия истины, но и в качестве движущей силы, основы и цели познания. К процессу познания Чернышевский подходил с позиций не только материализма, но и диалектики. Он настаивал на том, что истина всегда конкретна, поскольку в действительности все зависит от обстоятельств, от условий места и времени. Наряду с принципом конкретности Чернышевский обосновывает принцип полного и всестороннего исследования. Конкретность и всесторонность — условие объективной истины исследования.
Эстетическая теория. В произведениях искусства должна отражаться жизнь, взятая в ее типических образах. Чернышевский критикует теорию «чистого искусства». Все человеческие дела должны служить на пользу человеку. Чернышевский признает самоценность и самостоятельность искусства, но оно должно правдиво отражать жизнь и служить нравственному возвышению человека.
Философии истории присущ оптимизм. Прогресс в развитии общественных отношений он связывал с прогрессом научного знания.