Соловьев. ОП: «Кризис западной философии. Против позитивистов»; «Философские начала цельного знания»; «Чтения о богочеловечестве»; «Критика отвлеченных начал»; «Оправдание добра»; «Три разговора».
Соловьев является зачинателем таких оригинальных направлений отечественной философии, как метафизика всеединства и софиология. Соловьев пытался объединить философию, науку и религию, создавая «свободную теософию». Соловьев считал, что философия обладает нравственно-практическим значением: ей дано право критически оценивать действительность с точки зрения абсолютного идеала. Под идеалом русский философ имел в виду должное состояние сущего, а философию понимал как учение о «долженствующем быть». Мыслитель ратовал за «практическую» философию, которая положительно влияет на «жизнь народную».
Картину мира мыслитель создает с позиций объективного идеализма и своеобразного пантеизма. Основная категория философской системы Соловьева — это сущее, или (сверхсущее), или, что то же самое, — Абсолют, Бог. С одной стороны, Абсолютное есть единое, оно не распадается на какие-то качественно различные вещи и в этом смысле составляет Ничто. С другой стороны, в Абсолютном заключено все многообразие мира, поэтому оно составляет положительное, а не отрицательное Ничто. Абсолют раздваивается на первое и второе Абсолютное. Первое (первый полюс) — это совокупность вечных сущностей, идей или прообразов множества предметов — уже реально существующих или тех, которые реально возникнут. Первый Абсолют Соловьев расценивает как подлинное Сущее. Что же касается Второго (второй полюс), то он сводится лишь к становящемуся Сущему. К нему относится природа, реальный человек, общество — условное, относительное, временное бытие, мир иллюзорный и неподлинный. Первый полюс — свобода ото всяких форм, «Единое», Логос; второй — «потенция бытия» или «первая материя», она же — стремление к реализации в конкретном многообразии, София. В Логосе воплощается божественный замысел, Всеединящий смысл мира, — это творческое божественное слово. София занимает место посредника между безусловным единством Божества и реальным миром, она — существо одновременно нетварное (божественное) и тварное (сотворенное). София — Премудрость Божия, «лучезарное и небесное существо».
|
|
Образ Софии играет в его картине мироздания большую роль. София — деятельное начало. Согласно божественному замыслу благодаря активности Софии образуется реальный мир — природа, затем общество.
Став реальными, предметы отторгаются от Абсолюта и возникает хаос. Соловьев мучительно искал причину зла и нашел ее в принципе индивидуации — эгоистическом стремлении каждого существа к обособленному существованию. Благодаря деятельности Софии как объединяющего начала хаос преобразуется в космос. На создании космоса творение не завершается. Над космическим процессом начинает возвышаться исторический. София теперь раскрывается и как «идеальное человечество». Божье творение мыслитель не считал совершенным. По мысли философа, еще предстоит этап обожения мира. Соединение тварного мира с Богом осуществится на Земле при важном условии: если в результате длительного, сложного становления человечество преобразуется в подлинно духовное и нравственное существо — Богочеловечество. Таким образом, руками самого обновленного человечества в потустороннем мире может быть сотворено Царство Божие.
|
|
Спасение не даруется свыше, а требует пробуждения в человеке созидательных сил.
Школа всеединства отличается панморализмом, т.е. судьбы мира она ставит в прямую зависимость от нравственности и духовности человека. От самих людей и характера их деятельности зависит то, будет ли на Земле осуществлено восхождение тварного мира к Богу или же это произойдет лишь после наступления конца света в потустороннем мире. По меньшей мере дело не в том, чтобы устроить на Земле рай, главное — не допустить на ней ада.
Соловьев предлагал свое понимание развития. Мир развивается, поскольку в его основе лежит божественный замысел. Соловьев вводит человека в теорию развития: без творческой деятельности людей предельное состояние идеального Сущего не может быть осуществлено.
Развиваться может лишь что-то качественно определенное, а не нечто аморфное. Мир состоит из индивидуальностей. Каждая точка развития приносит с собой какую-то новизну, и в результате мир становится еще более многокачественным. Но процесс дифференциации благотворен лишь до тех пор, пока обособление индивидуальностей не грозит враждой между явлениями. С одной стороны, Соловьев очень дорожил разнообразием мира и индивидуальностью как таковой. С другой — он пытался найти методологические средства противостояния распаду и сохранения единства мира. Решение поставленной задачи Соловьев находил в принципе всеединства и в большой роли, которую он отводил человеческому творчеству.
Всеединцы предусматривали возможность как восходящего, так и нисходящего развития, т.е. распада мира и победы хаоса над упорядоченностью жизни. Они звали людей предотвращать опасность мировых катастроф в сфере общественной жизни.
Соловьев полагал, что прогресс неосуществим, если его участники — просто движимые кем-то объекты. Истинный прогресс предполагает активную деятельность личностей, которые обладают волей и одухотворены идеей. Уже в природе существует стремление к единению. Оно неуклонно усиливается и приобретает большую силу в человечестве. Стремление к единству теперь разумно осмысливается. Человек становится выразителем ведущей тенденции природы. Система Соловьева предстает витком гигантской восходящей спирали: она начинается с Абсолюта и кончается им же, но находящимся на несравнимо более высоком уровне развития. Идеальная полнота Сущего будет Абсолютом одновременно материализованным и одухотворенным, состоящим из полностью развившихся индивидуальностей и в то же время единым. Сущее предстанет Вселенским организмом — единством Бога, человека, космоса и общества. Руками и разумом людей Сущее-Бог создаст самого себя. Вселенский организм будет находиться под началом человека в лице Богочеловечества.
Вл. Соловьев разработал оригинальную систему философских категорий, которой всесторонне охватил действительность, как он ее понимал. Главными из категорий у него являются сущее, бытие, сущность. Они развертываются в двенадцати других категориях. Из них благо (добро), истина и красота раскрывают жизненное наполнение категорий и значимость сущего для человека. Соловьев считал, что люди могут совершенствовать мир, руководствуясь принципом единства истины, добра и красоты.
|
|
В теории познания Соловьев - гносеологический оптимист. Познание осуществляется тремя путями: эмпирическим, разумным и мистическим. Эмпирическим путем постигается мир явлений, разумным — мышление, мистическим постигается абсолютное. Чувственные данные, а также отвлеченные рациональные принципы лишь подводят к истине бытия. Данные опыта и размышления могут синтезироваться. Этому синтезу и проникновению во внутреннюю сущность вещей служит интеллектуально-религиозная интуиция. В теории познания заключен принцип единства теории и жизненно-практического действия. Познание становится плодотворным, если оно включается в реальное человеческое творчество.
Понимание человека. Без человека нет деятельности бога, ее не на что направлять и, следовательно, человек совечен и сомогущ Богу. Человек Божественный — это вечная идея человека, содержащаяся в первом Абсолюте. Человек материальный (природный) — это дохристианское первобытное существо, не выделившееся из природы. Человек духовный есть то, когда Божество и природа одинаково имеют действительность в человеке. Природо-космический процесс порождает физического человека, а исторический процесс должен завершиться становлением человека духовного. Особенность человека заключается в неспособности удовлетвориться раз и навсегда заданными границами. Человек хочет превзойти данное и стремится усовершенствовать земной мир и самого себя. В принципе, человек в состоянии осуществить восхождение от природного существа к духовному. Но возможна и другая альтернатива — вырождение людей в зверечеловека.
Соловьев подчеркивал, что как нечто отдельное человек не существует. Личность становится человеком лишь в качестве органичной части человечества, а человечество представляет собой единый организм. В то же время, по мысли русского философа, человечество — это универсальная индивидуальность. Бог и человек единосущностны, утверждал он вопреки ортодоксальному богословию. Сущность обоих заключена во всеединстве В выполнении человеком своего предназначения мыслитель большую роль отводил философии. С его точки зрения, она раскрывает существо человека и является вечным исканием духовной свободы. Поэтому именно философия делает человека человеком.
|
|