Философия всеединства В.С. Соловьева

Соловьев. ОП: «Кризис западной философии. Против позитивистов»; «Философские начала цельного знания»; «Чтения о богочеловечестве»; «Критика отвлеченных начал»; «Оправдание добра»; «Три разговора».

Соловьев является зачинателем таких оригинальных направле­ний отечественной философии, как метафизика всеединства и софиология. Соловьев пытался объединить философию, науку и рели­гию, создавая «свободную теософию». Соловьев считал, что философия обладает нрав­ственно-практическим значением: ей дано право критически оце­нивать действительность с точки зрения абсолютного идеала. Под идеалом русский философ имел в виду должное состояние сущего, а философию понимал как учение о «долженствующем быть». Мыслитель ратовал за «практическую» философию, ко­торая положительно влияет на «жизнь народную».

Картину мира мыслитель создает с позиций объективного идеализма и своеобразного пантеизма. Основная категория философской системы Соловьева — это сущее, или (сверхсущее), или, что то же самое, — Абсолют, Бог. С одной стороны, Абсолютное есть единое, оно не распадается на какие-то качественно различные вещи и в этом смысле со­ставляет Ничто. С другой стороны, в Абсолютном заключено все многообразие мира, поэтому оно составляет положительное, а не отрицательное Ничто. Абсолют раздваивается на первое и второе Абсолютное. Первое (первый полюс) — это совокупность веч­ных сущностей, идей или прообразов множества предметов — уже реально существующих или тех, которые реально возникнут. Первый Абсолют Соловьев расценивает как подлинное Сущее. Что же касается Второго (второй полюс), то он сводится лишь к становящемуся Сущему. К нему относится природа, реальный человек, общество — условное, относительное, временное бытие, мир иллюзорный и неподлинный. Первый полюс — свобода ото всяких форм, «Единое», Логос; второй — «потенция бытия» или «первая материя», она же — стремление к реализации в кон­кретном многообразии, София. В Логосе воплощается божест­венный замысел, Всеединящий смысл мира, — это творческое божественное слово. София занимает место посредника между безусловным единством Божества и реальным миром, она — су­щество одновременно нетварное (божественное) и тварное (со­творенное). София — Премудрость Божия, «лучезарное и небес­ное существо».

Образ Софии играет в его картине миро­здания большую роль. София — деятельное начало. Согласно божественному замыслу благодаря активности Софии обра­зуется реальный мир — природа, затем общество.

Став реальными, предметы отторгаются от Абсолюта и возни­кает хаос. Соловьев мучительно искал причину зла и нашел ее в принципе индивидуации — эго­истическом стремлении каждого существа к обособленному су­ществованию. Благодаря деятель­ности Софии как объединяющего начала хаос преобразуется в космос. На создании космоса творение не завершается. Над кос­мическим процессом начинает возвышаться исторический. София теперь раскрывается и как «идеальное человечество». Божье тво­рение мыслитель не считал совершенным. По мысли философа, еще предстоит этап обожения мира. Соединение тварного мира с Богом осуществится на Земле при важном условии: если в результате длительного, сложного становления человечество пре­образуется в подлинно духовное и нравственное существо — Богочеловечество. Таким образом, руками самого обновленного человечества в потустороннем мире может быть сотворено Цар­ство Божие.

Спасение не даруется свыше, а требует пробуждения в че­ловеке созидательных сил.

Школа всеединства отличается панморализмом, т.е. судьбы мира она ставит в прямую зависимость от нравственности и духовности человека. От самих людей и характера их деятель­ности зависит то, будет ли на Земле осуществлено восхождение тварного мира к Богу или же это произойдет лишь после наступ­ления конца света в потустороннем мире. По меньшей мере дело не в том, чтобы устроить на Земле рай, главное — не допустить на ней ада.

Соловьев предлагал свое понимание развития. Мир развива­ется, поскольку в его основе лежит божественный замысел. Соловьев вводит человека в тео­рию развития: без творческой деятельности людей предельное состояние идеального Сущего не может быть осуществлено.

Развиваться может лишь что-то качест­венно определенное, а не нечто аморфное. Мир состоит из ин­дивидуальностей. Каждая точка развития приносит с собой какую-то новизну, и в результате мир становится еще более многокачественным. Но процесс диффе­ренциации благотворен лишь до тех пор, пока обособление ин­дивидуальностей не грозит враждой между явлениями. С одной стороны, Соловьев очень дорожил разно­образием мира и индивидуальностью как таковой. С другой — он пытался найти методологические средства противостояния распаду и сохранения единства мира. Решение поставленной за­дачи Соловьев находил в принципе всеединства и в большой роли, которую он отводил человеческому творчеству.

Всеединцы предусматривали возможность как восходящего, так и нисходящего развития, т.е. распада мира и победы хаоса над упорядоченностью жизни. Они звали людей предотвращать опасность мировых катастроф в сфере общественной жизни.

Соловьев полагал, что прогресс неосуществим, если его участ­ники — просто движимые кем-то объекты. Истинный прогресс предполагает активную деятельность личностей, которые облада­ют волей и одухотворены идеей. Уже в природе существует стремление к единению. Оно неуклонно усиливается и приобре­тает большую силу в человечестве. Стремление к единству теперь разумно осмысливается. Человек становится выразителем веду­щей тенденции природы. Система Соловьева предстает витком гигантской восходящей спирали: она начинается с Абсолюта и кончается им же, но находящимся на несравнимо более высоком уровне развития. Идеальная полнота Сущего будет Абсолютом одновременно материализованным и одухотворенным, состоящим из полностью развившихся индивидуальностей и в то же время единым. Сущее предстанет Вселенским организмом един­ством Бога, человека, космоса и общества. Руками и разумом людей Сущее-Бог создаст самого себя. Вселенский организм будет находиться под началом человека в лице Богочеловечества.

Вл. Соловьев разработал оригинальную систему философских категорий, которой всесторонне охватил действительность, как он ее понимал. Главными из категорий у него являются сущее, бытие, сущность. Они развертываются в двенадцати других категориях. Из них благо (добро), истина и красота рас­крывают жизненное наполнение категорий и значимость сущего для человека. Соловьев считал, что люди могут совершенство­вать мир, руководствуясь принципом единства истины, добра и красоты.

В теории познания Соловьев - гносеологичес­кий оптимист. Познание осуществляется тремя путями: эмпирическим, ра­зумным и мистическим. Эмпирическим путем постигается мир яв­лений, разумным — мышление, мистическим постигается абсолютное. Чувственные данные, а также отвлечен­ные рациональные принципы лишь подводят к истине бытия. Данные опыта и размышления могут синтезироваться. Этому синтезу и проникновению во внутреннюю сущность вещей служит интеллектуально-религиозная интуиция. В теории познания заключен принцип единства теории и жизненно-практического действия. Познание становится плодо­творным, если оно включается в реальное человеческое творче­ство.

Понимание человека. Без человека нет деятельности бога, ее не на что направлять и, следовательно, человек совечен и сомогущ Богу. Человек Божественный это вечная идея человека, содержащаяся в первом Абсолюте. Человек материальный (природный) — это дохристианское первобытное существо, не выделившееся из природы. Человек духовный есть то, когда Божество и природа одинаково имеют действительность в че­ловеке. Природо-космический процесс порождает физического человека, а истори­ческий процесс должен завершиться становлением человека ду­ховного. Особенность человека заключается в неспособности удовлетвориться раз и навсегда заданными границами. Человек хочет превзойти данное и стремится усовершенствовать земной мир и самого себя. В принципе, человек в состоянии осуществить восхождение от природного существа к духовному. Но возможна и другая аль­тернатива — вырождение людей в зверечеловека.

Соловьев подчеркивал, что как нечто отдельное человек не существует. Личность становится человеком лишь в качестве органичной части человечества, а человечество представляет собой единый организм. В то же время, по мысли русского фи­лософа, человечество — это универсальная индивидуальность. Бог и человек единосущностны, утверждал он вопреки ортодок­сальному богословию. Сущность обоих заключена во всеединст­ве В выполнении человеком свое­го предназначения мыслитель большую роль отводил филосо­фии. С его точки зрения, она раскрывает существо человека и является вечным исканием духовной свободы. Поэтому именно философия делает человека человеком.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: