Религиозно-философский космизм Н. Федорова

Выделяются три течения в русском космизме: естественнона­учное (Н.А. Умов, В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский, А.Л. Чи­жевский, Н.Г. Холодный и др.); религиозно-философское (Н.Ф. Федоров, В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, Н.Н. Булгаков и др.); поэтически-художественное (В.А. Левшин, СП. Дьяч­ков, В.Ф. Одоевский, А.В. Сухово-Кобылин и др.). Многие мыс­лители из числа отечественных космистов были репрессированы, их идеи были преданы забвению, а если и упоминались, то сопро­вождались ярлыками «идеалистические бредни» и «нелепые фан­тазии».

В последние десятилетия произошел активный поворот миро­вой и отечественной философской мысли к проблемам космизма. В России и за рубежом выходят публикации о русском космизме, в России основано Федоровское общество, президентом которого является доктор филологических наук С.Г. Семенова — автор трудов о Н.Федорове и космистах. Много лет в нашей стране проводятся ежегодные федоровские чтения, среди участников ко­торых — и отечественные, и зарубежные сторонники идей его духовного наследия. В созданном федоровском музее проводятся ежемесячные федоровские семинары.

Интерес к космизму не случаен, он объясняется тем, что в современную эпоху нарастает угроза глобального экологического кризиса, все более актуальной становится проблема взаимоотно­шения общества и природы. Русский космизм есть, по существу, реакция философов на «опустынивание» земли и опустошение человека. Его цель — построение мировоззрения, способного вы­двинуть на первый план связь между жизнью и разумом, чело­веком и космосом. Он ставит проблему единства человека и кос­моса, космической природы человека и космического масштаба человеческой деятельности.

Основные проблемы космизма: связь человеческого сознания (души) и космоса, место разума во Вселенной, новая космичес­кая этика, множественность разумных миров и единство всех слоев бытия, целостность восприятия мира и проблемы понима­ния, тема «живого космоса» и «всюдности» жизни, тема кочую­щего человечества, развитие космонавтики и другие.

Основателем русского космизма как самостоятельного фило­софского направления был Николай Федорович Федоров

(1829—1903). С юношеских лет он разрабатывал космическо-антропологическую концепцию активного христианства. Основной труд Федорова — трехтомник «Философия общего дела» был подготовлен и издан его последователями. В нем автор развер­тывает идею практического претворения догматов православия в образцы устроения человеческой жизни и преобразования кос­моса. Учение Федорова и других отечественных космистов — это менее всего бесстрастное повествование, это обоснованный призыв к активному действию, к достижению человеческого бес­смертия.

В основе «философии общего дела» лежит специфическое по­нимание человека. Согласно космистам, истоки человеческого бытия коренятся во Вселенной и порывать с этими корнями нельзя. Федоров обращал внимание на то, что человек — суще­ство вертикальное, и это не дар рождения, а сверхъестествен­ное, сверхживотное требование перестройки человеческой приро­ды. Из того, что человек обращен к небу, вытекает назначение человека стать свободным. Мыслитель подчеркивал также, что человек — существо родовое, и поэтому, чтобы выполнить свой долг, он должен осознавать, что является сыном человеческим (как называл себя Христос), т.е. потомком вереницы предков, вплоть до первоотца и первочеловека, которые дали ему все. Родовая солидарность людей — самая глубокая и неотменимая связь между людьми. «Если без восстановления (отцов. — Прим. автора) как сыновнего дела не может быть братства, то и без братства не может быть восстановления».

Человек — и вершина эволюции, и вместе с тем существо ущербное, ибо он смертен и осознает свою смертность. Выход из этого трагического положения Федоров видит в указании Апо­калипсиса — самой последней книги Библии, в напутственном Слове — «откровении святого Иоанна Богослова». В нем гово­рится не столько о «конце света» и «страшном суде», сколько о «новой земле» и «новом небе», о воскресении умерших людей, о «тысячелетнем царствии Божием на Земле». Апокалипсис — весть не о смерти, а о спасении, это Благовест.

Счастье человека невозможно до тех пор, пока во Вселенной и обществе царит стихия, господствуют разрушительные процес­сы, люди разобщены друг с другом. Смерть — высшее выраже­ние стихии и разрушения, зла во Вселенной. Устранив смерть, человек победит и зло. Одна из причин сохранения зла — не­равномерность нравственного и научно-технического прогресса. Частая смена поколений не позволяет личности в полной мере освоить опыт и знания предшествующих (умерших) поколений, осознать предыдущие человеческие заблуждения. Поэтому толь­ко с продлением жизни человек разовьет свою нравственность и приступит к подготовке возможностей воскрешения предков. Практическая задача «философии общего дела» состоит в том, чтобы человек начал восхождение к высшей природе, стал спа­сителем мира и себя от неизбежного конца.

Благодаря чему же можно добиться органического врастания в божественный порядок? Философия русского космизма обо­сновывает идею активной эволюции, в которой орудием созна­тельного совершенствования природы становится разум челове­ка. Федоров писал: «Мир дан не на поглядение, не миросозер­цание — цель человека. Человек всегда считал возможным дей­ствие на мир, изменение его согласно своим желаниям»1. Проект регуляции, по мысли Федорова, включает в себя как внутрен­нюю регуляцию процессов, протекающих в самом человеке, так и внешнюю регуляцию природных процессов. Постепенное рас­пространение власти человека над Вселенной должно начаться с Земли (метеорическая регуляция), перейти на Солнечную систе­му (планетарная астрорегуляция) и затем — на Вселенную (кос­мическая регуляция). Характеризуя метеорическую регуляцию, Федоров предсказывает, что в результате преобразования Земли будет изменен климат планеты, устранена засуха, повышена про­дуктивность биосферы, взяты под контроль сейсмические про­цессы. Полезные ископаемые и энергия начнут браться из кос­моса, а Земля будет превращена в космический корабль «земно-ход». Внутренняя регуляция, по мнению Федорова, должна по­бедить смерть, воскресить всех мертвых, когда-либо живших на Земле. «Фантастичность предполагаемой возможности реального перехода из одного мира в другой только кажущаяся, — писал

Федоров, — необходимость такого перехода несомненна для трез­вого, прямого взгляда на предмет, для тех, кто захочет принять во внимание все трудности к созданию общества вполне нравственно­го, к исправлению всех общественных пороков и зол, ибо, отка­завшись от обладания небесным пространством, мы должны будем и отказаться от разрешения экономического вопроса... и вообще от нравственного существования человечества».

Федоров расценивал всеобщее воскрешение как победу над пространством и временем. В регуляции естественных сил при­роды он видит «внесение в природу воли и разума». Природа должна быть очеловечена как расселением людей в космосе, так и повсеместным внесением в него разумности. Согласно Федо­рову, активная эволюция знаменует новый тип прогресса — ор­ганический, который в отличие от технического осуществляется в самой природе средствами психофизиологической регуляции. Он полагал, что существует эволюционный закон восхождения (совершенствования) духа в лоне материи (то, что впоследствии В.И. Вернадский назовет «цефализацией»). Дух и должен во­влечь человеческую природу в новое онтологическое качество. Это выразится в обретении способа питания по типу растений (Вернадский называл это свойство автотрофностью); в естествен­ном «тканетворении», т.е. наращивании у человека новых орга­нов, вследствие чего он приобретет возможность бесконечного перемещения — «вездесущность».

Федоров ставил задачу не просто выявить наследственный генетический код всего человечества (это предварительное усло­вие восстановления предшествующих поколений), но вернуть восстановленному человеку его уникальное самосознание. Эта за­дача разрешима на пути постепенного преобразования природы человека: создание долгоживущего поколения, приобретение автотрофности, постепенное самосозидание, регуляция космичес­ких сил и стихий и достижение бессмертия. Воскрешение — фундаментальный «антиприродный акт», обратный рождению.

Прообраз воскресительного акта Федоров видит в искусстве. Погребальные обряды, отпевание, попытки удержать умершего в живописном или скульптурном изображении и т.п. — все это

свидетельство стремления сохранить, увековечить, обессмертить человека, потребности удержать, сохранить то, что перестало существовать, в социальной памяти, в музеях, книгах, искусстве в виде художественных образов, памятников, реликвий и т.п. Необходимо превратить воскрешение из художественного, духов­ного, культурного явления в факт действительный и индивиду­ализированный. Подчеркнем, что согласно Федорову развитое нравственное чувство требует спасения всех погибших, возвра­щения всех утраченных, а не только избранных. Автор «фило­софии общего дела» считал человеческую личность высшей цен­ностью и такой же ценностью — ее бесконечную преображенную жизнь. Федоров считал, что вся современная ему цивилизация требует коренного преобразования, поскольку она основана на анализе и разложении. Так, производство убивает, расчленяет живые продукты природы, чтобы изготовить из них обилие мерт­вых, искусственных вещей. Воскрешение же есть обратный про­цесс воссоединения, воспроизведения сложного, цветущего из элементарного, простого.

Проекты Н. Федорова развертываются совсем не в ортодок­сальном христианстве: фактически речь идет не о воскрешении людей Богом, а о самовоскрешении человека, о воскрешении не для будущей потусторонней, а ради посюсторонней жизни, в том числе и на других планетах. Превратить христианство из молитвы в Дело он призывал не ради стяжания Святого Духа, а ради восстановления ушедших из жизни уникальных личнос­тей, превращения человека в господина Вселенной. Оно возмож­но лишь на основе развития науки и техники: «Неведомая сила, поскольку она неведома, есть палач; неведение же для существ, способных к знанию, есть величайшее преступление, наказуемое смертной казнью».

Очевидно, что надежды Федорова на технический прогресс были излишне оптимистическими и утопическими (фантастичес­кими), но отнюдь не мистическими. Он верил, что возвращение к жизни всех умерших, активное воскрешение, а не пассивное ожидание бессмертия, должно быть не только христианским делом, но и делом позитивно-научным. Автор расценивал учение «общего дела» не как собственное изобретение, но как доведение до внятности голоса веков и человеческих поколений. Уже поэ­тому его отличало абсолютное нежелание запечатлеть, увекове­чить себя в истории как мыслителя и культурного деятеля. В своей философии он осуществил синтез космизма и антропо­логизма. В центре его воззрений стоит человек и человеческое творчество космического масштаба.

Идеи, выдвинутые в трудах Федорова, были впоследствии развиты его последователями. Так, в работах А.А. Чижевского (1897 —1964) получила фундаментальное научное обоснование идея земнокосмической связи явлений. Космизм акцентирует внимание на этических и экологических последствиях распада связи человека и природы. В ряду космистов естественнонауч­ного направления выдающийся русский физик Н.А. Умов (1846—1915) в своих философских работах стремился осмыс­лить жизнь как природно-исторический феномен и из идеи борь­бы со смертью вывести морально-практические руководства. Специфика жизни, согласно Умову, заключается в антиэнтро-пийности, т.е. борьбе с хаосом, распадом, беспорядком. Ученый считал, что жизнь организована и этически нагружена, так как в ней укоренены ведущие ценности человеческой деятельности: противостояние хаосу, любовь и творчество. Умову принадлежит фундаментальное исследование «О задачах развития техники в связи с истощением природных ресурсов». Развивая эти идеи, А.Е. Ферсман (1883 — 1945) ставил вопрос о пределах развития человеческой культуры в связи с ограниченностью природных ресурсов, опередив прогноз «Римского клуба» на 50 лет.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: