Проблема истины и ее критерия в философии прагматизма

Основные идеи этого учения выдви­нул Чарлз Пирс. Главная его идея была сформулирована как «прагматическая максима», со­гласно которой все содержание наших понятий исчерпывается понятием о его возможных практических последствиях. Чтобы добиться полной ясности в наших мыслях о каком-нибудь пред­мете мы должны рассмотреть, какие практичес­кие следствия содержатся в этом предмете, т.е. каких мы можем ожидать от него ощущений и к какого рода реакциям со своей стороны мы должны подготовиться. Наши представления об этих следствиях и есть все то, что мы можем уяснить для себя об этом предмете.

Пирс отрицает познавательное значение мышления, считая единственной его функцией преодоление сомнения и переход к убеждениям. Успешные действия, польза — единственный критерий ис­тины и по существу отождествляется с ней.

Уильям Джемс выдвинул концепцию «радикального эмпи­ризма», суть которого заключалась в отождествлении опыта и реальности. Реальность — это хаос случайных событий. Тождественный ей опыт включает в качестве равноправных состояний сознания ощущения и эмоции, сны и галлюцинации, религиозные, спиритические пере­живания. Опыт рассматривается, таким образом, в духе махизма как нечто «нейтральное». Это и состояние сознания познающего субъекта и вместе с тем познаваемый объект. И мысль, и вещь. Объект оказывается потоком сознания, объективированным в «плюралистическую вселенную». Человек действует в иррацио­нальном и непознаваемом мире, и все попытки познать его бессмысленны. А так как знания не имеют объективного содержания, теории, идеи, понятия должны оцени­ваться прагматически, т.е. не с точки зрения их истинности или ложности, а с точки зрения их практической пользы. Истинно то, что полезно, что приносит успех. Идеи, понятия — это ору­дия, необходимые человеку для достижения поставленной цели.

Проблема истины — главная в прагматизме. Отождествив ис­тину с пользой, с практическим успехом, прагматизм оторвал ее от объективного содержания: идея согласуется не с реальностью, а с успехом действия. Между тем истина «полезна», когда она верно отражает предметы и связи реального мира, содержит объ­ективные знания о действительности. Опираясь на эти знания, человек достигает успеха в своей деятельности. Но для прагма­тизма не существует объективной истины, общеобязательных мо­ральных норм; истинно и нравственно лишь то, что выгодно.

Инструментализм Дьюи. Идею Пирса о преодолении сомнения и переходе к вере Дьюи развивает в учении о «проблематической ситуа­ции». Это неопределенное, затруднительное положение, в кото­ром оказывается человек и которое преодолевается благодаря мышлению. Основная и единственная задача мышления — пре­образовать неопределенную («проблематическую») ситуацию в определенную, используя для этой цели наиболее полезные в данной ситуации «инструменты»: понятия, идеи, теории.

Проблематическая ситуация трактуется в инструментализме не как объективные условия, в которых оказывается человек, а как внутренняя неуверенность, субъективное состояние человека, не зависящее от объективных обстоятельств. Понятия и теории — это не интеллектуальные средства, выполняющие познавательные функции, а «орудия»,  «инструменты», используемые лишь для выхода из «проблема­тической ситуации».

Отождествив истину с пользой, Дьюи считает идею истинной, если она является «инструментом» успеха. Функции интеллекта заключаются не в том, чтобы познавать объекты окружающего мира, а в том чтобы ус­танавливать пути, позволяющие создать наиболее эффективные и выгодные отношения к этим объектам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: