double arrow

Методы выявления проблемных ситуаций


Особенности этапов выявления, диагностики и структурирования проблем

Обнаружение и интерпретация проблем

Как показывает анализ специфики деятельности руководителей при решении проблем, особенно слабоструктурированных, наибольшие труднос­ти они испытывают на стадиях выявления, структурирования и диагно­стики проблемы и стадии проектирования решений.

Сложности, которые испытывают руководители на стадии выяв­ления проблемы, объясняются такими моментами, как:

· отсутствие, неполнота и противоречивость необходимых для выявления проблемы данных;

· невозможность установления нормативов для регистрации проблемы в силу быстрых изменений, происходящих во внешней сре­де, и постоянной корректировки целей, стоящих перед предприятием.

· в большинстве случаев кризи­сное состояние предприятия связано не с одной, а с несколькими проб­лемами;

· показатели, факты или события, с которыми руководители связывают появление проблем, не всегда совпадают с реальными причинами их возникновения.

· проблемы находятся в сложных взаимодействиях друг с другом.




На стадии структурирования и диагностики проблемы основными факторами, обуславливающими сложность данной стадии, выступают:

· необходимость привлечения дополнительной информации, специалис­тов различных служб и экспертов;

· что, в свою очередь, ведет к значи­тельным затратам времени и денежных средств.

Фактором, лимитирующим возможности человека на данном эта­пе, как считает большинство исследователей в области психологии, является ограниченная емкость краткосрочной памяти у людей, что позволяет руководителю рассматривать одновременно лишь 5-7 бло­ков структурных единиц информации (факторов, причин, элементов проблемы, решений).

Следствием данной гипотезы, получившей наз­вание "принципа ограниченной рациональности" Г. Саймона, является необходимость разделения проблем на подпроблемы и даль­нейшего обособленного их анализа.

Определенные трудности данной стадии решения проблемы свя­заны с тем, что ЛПР, диагностирующее проблему, должно хорошо понимать основные факторы и явления, составляющие сущность проб­лемы, а также их взаимосвязи и возможные тенденции к изменению.

Практика показывает, что руководители отдельных функцио­нальных подсистем, хорошо разбирающиеся в отдельных технических и технологических вопросах, слабо представляют, что происходит в организации в целом и во внешней среде.

Этап выявления проблем и определения степени их критичности является начальным и одним из ключевых этапов процесса решения проблемы, так как от своевременности установления руководителем факта существования той или иной проблемы во многом зависит эффе­ктивность ее решения.



Большинство исследователей в области технологии решения про­блем выделяет следующие методывыявления проблемных ситуаций:

· анализ результатов производственно-коммерческой деятель­ности;

· экспертный опрос руководителей и специалистов;

· привлечение консультантов по управлению для выявления проблем.

Анализ результатов производственно-коммерческой деятельности предприятия, в рамках которого на основе отчетных, плановых и нор­мативных данных о его состоянии и функционировании устанавлива­ются отклонения и причины их возникновения для основных технико-экономических показателей, широко используется для выявления про­блем и причин их возникновения.

Если методы, построенные на анализе технико-экономических показателей, обеспечивают объективность выявления проблемы и точ­ность оценки степени ее критичности, то методы, базирующиеся на обработке результатов экспертных опросов, несмотря на их субъектив­ность, позволяют эффективно работать с качественной информацией в условиях ее неполноты и недостаточности.

Практическая реализация методов экспертных оценок примени­тельно к проблемным ситуациям осуществляется обычно путем проведения опросов специалистов, что позволяет составить перечень наиболее значимых проблем и рассчитать средние значения балльных оценок, характеризующих степень значимости проблемы или степень достоверности факта существования (несуществования) проблемы.



Привлечение консультантов по управлению для выявления проблем (как и для их решения) оправдано в следующих случаях:

· В областях, в которых использование собственного персонала невозможно, например, для выявления проблем в области управления организацией, или проблем, связанных с персоналом (низкий уровень квалификации, частые конфликты, высокая текучесть кадров, проблема воровства и т.д.)

· В случае, когда решение необходимо принимать быстро, т.е. у руководителя нет времени проработать проблему самому.

· Когда требуется высокая квалификация, а держать высокооплачиваемого специалиста на ставке нецелесообразно.

Более подробно методы выявления проблемных ситуаций будут рассмотрены на практических занятиях.







Сейчас читают про: