Основы методики исследования недостатков речи и факторов, породивших их

Выяснение характера речевых расстройств и их причин составляет первую ступень логопедической работы. Эту работу логопед должен выполнить сам, так как полагаться на сведения, идущие из других источников, нельзя вследствие недостаточной достоверности их. Даже некоторые школьные учителя и воспитатели детских садов, как показал опыт, замечают далеко не все недочёты речи своих воспитанников. Причиной этого является, с одной стороны, недооценка культуры устной речи вообще, а отсюда и известная невзыскательность к её дефектам; с другой стороны – недостаточная натренированность слуха педагога в отношении, например, фонетической стороны речи; наконец, здесь сказывается неосведомлённость педагога в видах речевых расстройств. Бывает, что заикающегося представляют как косноязычного, и наоборот.

Важно установить в каждом конкретном случае нарушения речи, является ли оно самостоятельным видом или же компонентом более обширного нарушения речи, или определённой стадией его (при недоразвитии речи, распаде её и т. п.). Обследование всегда ведётся с учётом состояния всего организма.

Различаются два вида исследования недостатков речи детей: отборочное и полное.

Первым пользуются лишь для выявления наличия речевого недостатка, не входя в моменты этиологии и в детальное изучение его,

Этим приёмом обыкновенно пользуются при необходимости произвести массовый отбор детей (в школьном или дошкольном учреждении) для организации логопедических занятий с ними. Для такой проверки нужны изолированное помещение и отсутствие шума. Дети приходят по двое, чтобы второй мог ориентироваться в ситуации. Им предлагается называть или подобранные картинки, игрушки, или указываемые части тела или рассказывать по картинкам на заданную тему, отвечать на вопросы, повторять за логопедом, писать под диктовку или самостоятельно, списывать и т. п. Продолжительность такой проверки исчисляется немногими минутами.

Детальное же исследование недостатков речи ведётся в специально оборудованном помещении по особо разработанным схемам и длится ряд дней, иногда – несколько недель.

В этом случае, прежде всего записываются анамнестические сведения, а затем производится общий соматический (телесный) осмотр. Отмечаются деформации туловища (грудная клетка), конечностей, особенно костяка головы, в частности в строении челюстей, зубов, нёба, языка, губ, так как телесные аномалии нередко обусловливают в той или иной степени появление, обширность и стойкость речевых недостатков. Большое внимание обращается на состояние слухового органа. Эта часть обследования проводится врачом в присутствии логопеда. Данные о состоянии речи и её динамике собирает логопед.

Далее исследуется общая биомеханика тела для выяснения точности и ритмичности движений. Детально исследуется биомеханика мимических и артикуляторных движений, выполняемых перед зеркалом и без него совместно с логопедом, по подражанию и самостоятельно. Исследуемым производятся точные движения какой-либо одной группы мышц, лица, языка и губ.

Исследованию дыхания уделяется значительное внимание как основному компоненту произношения. По заданию испытуемый проделывает разные дыхательные движения, по которым устанавливаются тип и качество дыхания.

Слух исследуется особенно тщательно. Устанавливается не только острота слуха вообще, но и тонкость, дифференциация восприятий. Ребёнок различает по слуху с выключенным зрением звуки различных музыкальных инструментов, соотносит их с последними, указывает направление звука и т. п. Выясняется и состояние слуходвигательного ритма. Испытуемые по заданному ритму посредством игры на рояле или ударов по столу рукой, карандашом и т.п. производят движение рукой, ногой, органами речи, произносят под заданный ритм слова и фразы и т.п. Этим выясняется характер ритмики движений тела вообще и артикуляции в частности. Хороший ритм характеризует функциональное совершенство организма. При врождённой аритмии тела часто страдает и речь, как наиболее тонкая ритмическая деятельность. Павлов придавал ритму чрезвычайную роль. Особенно тщательно исследуется фонематический слух, для чего проводится в разнообразных формах анализ звукового состава слова, различение на слух сходных фонем и т. п.

При исследовании голоса обращается внимание на его чистоту, гибкость и тембр (грудной или фальцетный), диапазон и длительность звучания на одном выдохе, а у мальчиков и на переходный голос.

Но особенно тщательно и детально исследуется само звуко-произношение в связи с артикуляторными движениями как в форме изолированных звуков, так и их сочетаний в виде слогов, слов и фраз.

Не менее тщательно проверяется речь в отношении её плавности, темпа, интонации.

Помещённая в приложении схема исследования детально указывает, в каком направлении оно ведётся. При исследовании звуков не следует заставлять ученика повторять тотчас же за руководителем произносимые последним звуки и их сочетания. В этом случае нельзя получить точных данных, так как он, подражая, будет произносить правильнее, чем в обычной своей речи. Сначала проверяется самостоятельная речь.

Для исследования отдельных звуков речи употребляется набор предметов, их моделей или рисунков так, чтобы нужные для исследования звуки находились в названиях этих предметов. Руководитель только указывает на предмет, а испытуемый называет его. Остаётся лишь наблюдать и отмечать как само произношение, так и артикуляторные движения при нём (высовывание языка, опущенность его, гримасы лица, губ и т. п.). Для исследования самостоятельной речи употребляются более сложные задания в отношении этих же предметов (рассказать, что они делают или что ими делается, рассказать по картине).

После выявления того или иного неправильного звука или звукосочетания в самостоятельной речи для более тщательного и всестороннего анализа недостатка предлагается несколько раз повторить вслед за логопедом этот звук отдельно, в слоге, в слове.

Удачное повторение при неправильном самостоятельном произношении указывает и на степень нарушения речи и на методику устранения его (только через упражнения в подражании речи или отдельным звукам логопеда создаются нужные речевые навыки).

Ниже приведён краткий список слов, которыми пользуются при проверке речи. Принцип подбора их заключается в следующем:

1) предметы, обозначаемые ими, должны быть хорошо известны детям;

2) каждый предмет детьми обычно называется именно тем словом, которое входит в задачу исследования;

3) проверяемый звук в словах находится в разных положениях (в начале, в середине и в конце слова);

4) в каждом слове имеется лишь один трудный для произнесения звук, чаще всего подверженный извращениям, как, например: р, л, ж, ч, ш, щ, с, з. это создает облегченные условия для его произнесения и его точного анализа;

5) для контроля, правильного учёта недостатков произношения группа слов подобрана так, что каждый звук встречается в

ней не менее двух раз;

6) число слов во избежание утомления ребёнка должно быть минимальным – не превышать 25.

Подобным же образом исследуются другие моменты звукопроизношения. Вообще всё неправильно произносимое испытуемым самостоятельно сейчас же повторяется вслед за правильным произношением руководителя. То и другое последним точно записывается в виде целых слов и фраз. Грамотные обследуемые прочитывают и записывают предложенные слова (ошибки подчёркиваются). Это даёт возможность более точно установить степень недостатка, правильнее применить метод логопедической работы и сделать предсказание.

Для предупреждения заторможения, напряжённой речи у малышей проверку её хорошо проводить в форме игры. Ребёнку, например, предлагается поиграть в картинки, названия которых подобраны согласно изложенному выше. Карточки с картинками раскладываются лицом вниз 3–4 пачками или врассыпную. Ребёнок по предложению логопеда берёт одну из них, рассматривает её и спонтанно говорит о ней что-либо, или логопед делает её предметом коротенькой беседы. В течение игры каждое слово должно быть употреблено 3 раза, а каждый звук – в грех положениях. Число карточек в этом случае доходит до 60.

Во избежание утомления малышей игра проводится в разных ситуациях (стоя, сидя, различным способом берутся или подаются карточки, вынимаются из колоды, из рук логопеда и т. п.). Ещё интереснее вынимать такие картинки или игрушки из «волшебного мешка» или вылавливать удочкой из садка (игра «Рыболов»).

Проверка речи маленьких детей требует особого педагогического подхода. Надо ребенка, прежде всего чем-либо заинтересовать, привлечь к себе (разговор о близких ему людях, игрушках и т. п.), разговаривать с ним неторопливо, доступным ему языком. В такой беседе незаметно для ребёнка делаются наблюдения над особенностями его речи; беседа направляется так, что ребёнок незаметно для себя использует те звуки, слова и обороты речи, тот темп и ритм речи, какой нужен логопеду.

Выяснение недостатков речи требует тщательного внимания, так как от этого зависит подбор методики коррекции их, а, следовательно, и успех дела. Обязательно давать дифференцированные определения, отличая данный недостаток не только от резко отличных от него (косноязычие от заикания и т. п.), но и от мало разнящихся (шипящий сигматизм от бокового и т. д.).

Речевой акт – единая структура, в которой неразрывно увязаны организм, психика, социальное окружение и прошлый опыт, проявляемый целостной личностью. Поэтому речевые недостатки надо изучать не изолированно, как только звуковые искажения, а в тесной связи с указанными моментами и с внимательным учётом хода развития ребёнка. Вот почему логопед должен знать и общее развитие ребёнка, его направленность в отношении недостатка и установку на окружающих, особенности речи домашних, их отношение к неправильной речи детей. В этом логопед должен, помимо своих наблюдений, воспользоваться наблюдениями учителя, родителей. Специалист врач даёт сведения о состоянии общего здоровья, нервной системы, речевых органов.

Врач, учитель и семья играют важную роль в деле точного исследования речевых расстройств.

Как правило, обследование речи продолжается и углубляется в дальнейшем уже в процессе логопедических занятий.

Полное исследование речи обязательно производится в случаях тяжёлых расстройств речи (общее косноязычие, заикание и т. п.), в случаях же частичного косноязычия можно ограничиться точным выявлением недостатка и обследованием периферических органов речи (слуха, языка, губ, нёба и проч.).

Исследование речи – вещь довольно трудная и требует от логопеда напряжённого внимания. Только правильное и подробное исследование: 1) вскрывает картину недочёта, степень и глубину его, 2) даёт возможность поставить точный медицинский и логопедический диагноз, 3) определяет применение логопедических методик и лечебных мероприятий, 4) намечает темп логопедической работы и дозировку отдельных упражнений, 5) помогает ставить прогноз.

При проверке речи используются некоторые довольно простые инструменты, приборы и т. п., как то: шпатель, речевые зонды (для прижимания или поднимания языка, губ), пушинка или клочок ватки на ниточке, гортанное зеркальце и разные приборы (для проверки дыхания через нос или рот), большое зеркало (для проверки мимико-артикуляторных движений), здесь же применяется ощупывание (пальпация) для проверки дыхания и голоса, заглушители (при заикании и афонии).

При научном исследовании речи применяются более тонкие и более точные методы:

1) звукозапись на плёнке или диске с последующим воспроизведением речи;

2) запись дыхания и произношения в виде кривых на кимографе;

3) изучение дыхания (его силы, количества, динамики и типа) посредством спирометра, манометра и др.;

4) исследование слуха электроприборами разных систем;

5) запись произношения и голоса посредством осциллографа и пр.

Тщательные протокольные записи – необходимый элемент научного исследования. Диагноз ставится совместно с врачом.

Прогноз. Вслед за определением диагноза возникает вопрос о прогнозе. Прогноз даёт указание на характер организации логопедической работы (темпы, распределение её во времени, возможность временного отрыва от школы или производства для логопедических занятий и т. п.). Наконец, удовлетворение естественно возникающих вопросов родителей и самих плохо говорящих о времени, нужного для устранения речевого дефекта, также требует от логопеда умения ставить прогноз.

При постановке прогноза следует исходить из данных обследования и диагноза.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: