Основы этиологии речевых расстройств

Расстройства речи чрезвычайно разнообразны, и вместе с тем каждое из них представляет собою проблему физического состояния организма, психического развития и зрелости личности, характера и темперамента, социальных взаимоотношений, т. е. связанность со всем организмом.

Не менее многообразны и причины речевых нарушений. Различаются как причины внешние и внутренние факторы.

1) Внешние факторы нарушают речь или способствуют этому нарушению воздействием внешнего мира через экстерорецепторы непосредственно на неё (плохая речь окружения) или на её анатомо-физиологические органы, в первую очередь – на мозг. Сюда относятся факторы физико-механические (перегрев, переохлаждение, сотрясение), биологические (бактерии) и социальные. 2) Внутренние факторы – это воздействия на центральный аппарат речи, кору мозга изнутри организма через интерорецепторы, эндокринные, интоксикационные влияния через кровь и т. п. Под влиянием тех и других формируются некоторые особенности психики и личности ребёнка о целом, которые в свою очередь влияют на развитие речи.

Примерами таких причин, распространённых у детей, являются: дистрофия, которая, как установлено проф. Н.И.Красногорским, особенно вредно отражается на развитии речи детей, вплоть до полной потери уже имеющейся, подрывающие питание глисты, выделяющие токсины и возбуждающие нервную систему механическим раздражением кишечника; рахит, нарушающий обмен веществ и деформирующий костяк органов речи и черепа (последнее нарушает нормальные условия питания мозга); коклюш, вызывающий спазм дыхания и страх перед припадком.

Оба ряда причин переплетаются, взаимодействуют друг с другом. Их эффективность определяется тем, что имеющиеся в организме или личности «тенденции для своей реализации в подавляющем большинстве случаев требуют ещё содействия определённых благоприятствующих им условий внешней среды» (проф. Сахаров). Так, в одних условиях жизни испуг вызывает заикание, в других – нет; в одних условиях «заражаются» заиканием, косноязычием, в других этого не происходит.

Таким образом, причинно-следственные связи и в области патологии речи следует рассматривать с точки зрения марксистско-ленинской методологии. «Причина и следствие суть представления, которые имеют значение, как таковые, только в применении к данному отдельному случаю, но как только мы будем рассматривать этот отдельный случай в его общей связи со всем мировым целым, эти представления сходятся и переплетаются в представлении универсального взаимодействия, в котором причины и следствия постоянно меняются местами; то, что здесь или теперь является причиной, становится там или тогда следствием, и наоборот».

В основе речевой патологии всегда лежит причина как условие, определяющее качество, специфичность речевого расстройства. Одновременно участвуют и другие условия, способствующие возникновению последнего, от которых зависит конечный результат воздействия определяющего фактора. Выявление их особенно важно при анализе развития данного нарушения речи. Различаются две основные категории причин речевых нарушений: 1) расстройства речевой сенсорики (восприятий), 2) расстройства речевой моторики (звукопроизношения). В том и другом случае могут быть поражены непосредственно речевые механизмы данной функции (первичные нарушения), например, на почве поражений отдельных систем временных мозговых связей при афазии или расщелине нёба в случае гнусавости, или же механизмы, лишь связанные с этой функцией (вторичные нарушения) – немота при глухоте. Как правило, речевые расстройства связаны с нарушением правильных соотношений 1-й и 2-й сигнальных систем.

Причины речевых расстройств разделяются на органические (анатомо-физиологические, морфологические) и функциональные (психоневрологические, иначе психогенные) и социально-психологические.

Органические причины (аномалии, или нарушения). Они могут быть до и природовыми (недоразвитие или поражение мозга и периферических органов речи, кровоизлияние в мозг и проч.) и приобретёнными в результате различных травм и заболеваний после рождения, нарушающих нормальной деятельность мозга или периферических органов речи. Среди них различают центральные (поражения мозга) и периферические (поражения органа слуха, расщелины нёба и т. п.), двигательные (моторные) и чувствительные (сенсорные).

1. Поражения мозга: а) механическими внутриутробными и природовыми травмами головки младенца, часто с кровоизлиянием (ушибы матери, сжатие черепа во время родов, интоксикация в результате асфиксии и т. п.);

б) значительно реже – в результате болезней родителей (сифилис, алкоголизм, туберкулёз, нервность, глубокое истощение и проч.);

в) перенесёнными в раннем возрасте болезнями (дифтерия, скарлатина, менингит, энцефалит, корь, сыпной тиф), длительным и тяжёлым истощением (дистрофия).

Под воздействием перечисленных вредных факторов происходят или аномалийное развитие мозга, или частичные деформации его, перерождение некоторых его клеток под влиянием интоксикации, или разрыв нервных связей.

Такие поражения центральной нервной системы вызывают нарушения многих функций в деятельности ребёнка, как физических, так и психических, и прежде всего в области речи.

Повреждения мозга, сопровождающиеся выпадением из работы значительных участков коры мозга в её высших речевых зонах – в «ядрах» анализаторов,– вызывают тяжёлые нарушения речи и мышления: алалии, афазии, акустические агнозии и т. п. Поражения же речевых зон мозга с более элементарным уровнем анализа и синтеза могут нарушить дифференциацию в чувствительных и двигательных речевых зонах мозга и координацию в речевых движениях его, в результате чего и появляются разные виды косноязычия.

Центральный механизм косноязычия объясняется теорией И.П.Павлова о мозаике коры мозга, благодаря которой возможны нарушения отдельных пунктов одних звуковых раздражителей при сохранности пунктов других звуковых раздражителей. При этом расстройство распространяется на наиболее близкие раздражители этого же анализатора. Возможна таким образом «детальнейшая локализация различных звуковых раздражителей на клеточной сети коры» (Павлов). Так, вследствие «трудного столкновения» раздражителей звуки выпадают при стечении согласных, уподобляются друг другу. «Минимальное нарушение в звуковом анализаторе есть выпадение из звуковых комплексов отдельных звуков». Чем обширнее нарушение, тем глубже расстройство речи, вплоть до выпадения слов и всей речи.

При этом нарушаются основные для звукопроизношения анализаторы – слуховой или кинестетический.

В результате вредных воздействий на мозг речевые рефлексы или не создаются, или разрушаются, искажаются, или образуются неправильно. При этом охранительное торможение прежде всего возникает и дольше удерживается во 2-й сигнальной системе. Вообще при неблагоприятных воздействиях на центральную нервную систему чаще всего и в первую очередь страдает речь, так как «...вторая система сигнализации и её орган, как самое последнее, приобретение в эволюционном процессе, должны быть особенно хрупкими, поддающимися в первую голову разлитому торможению...».

Несмотря на тесную структурно-функциональную взаимосвязанность в мозгу, не все нарушения его вызывают явно выраженные расстройства речи, причём даже повреждённый мозг стремится посильно преодолеть, компенсировать свою недостаточность.

2. Недочёты периферийных органов речи органического характера. Значительное число случаев косноязычия обязано им своим происхождением. Сюда относятся врождённые аномалии слухового органа, костей черепа, челюстей, зубов, твёрдого и мягкого нёба, языка, губ и других органов речи.

 

Часто деформация костных частей органов речи обусловливается рахитом. Иногда анатомические нарушения возникают вследствие неправильного ухода за ребёнком. Так, например, систематическое в течение многих месяцев (иногда нескольких лет) сосание большого пальца, особенно при рахите, вдавливает твёрдое нёбо кверху и выдвигает верхнюю челюсть вперёд (высокое узкое нёбо и прогнатия); сосание пальцев, обращенных книзу, вызывает прогению; такое же длительное сосание соски, особенно твёрдого рожка, вследствие давления мощной щёчной мускулатуры и непосредственного давления рожка также создаёт узкое нёбо и т. п. Плохая гигиена ушей, ротовой полости иногда ведёт к нарушению их.

Наконец, болезни и ранения также нарушают органы речи, равно как и болезни с осложнением на уши, носоглотку, мягкое нёбо, зубы.

Наличие поражений органов речи, препятствующих правильной функции их, вторично задерживает нормальное развитие соответствующих мозговых систем. Таким образом, всякому органическому поражению сопутствует его центрально-функциональная недостаточность.

Органические дефекты расстраивают деятельность или периферического, или проводящего, или центрального отделов соответствующих анализаторов. Вследствие взаимосвязанности центральных концов анализаторов нарушение любого отдела их сказывается на функции всей коры мозга. Вместе с тем нарушение одного из этих отделов расстраивает деятельность анализатора в целом. Например, неправильные звуковые раздражители из-за поражения периферического органа слуха снижают процессы слухового анализа и синтеза, а последние в свою очередь усиливают неправильными импульсами из коры дефектную функцию рецепторных отделов.

Органические нарушения в данном случае будут первичными, а порождённые ими функциональные – вторичными.

Во многих случаях анатомо-физиологические недочёты органов речи скорее предрасполагают, создают облегчённые условия к развитию косноязычия, чем порождают его.

Указанные случаи органических дефектов далеко не всегда являются непосредственной причиной косноязычия, так как у человека биологическое в высших формах его деятельности преодолевается социальным – воспитанием, ученьем; аномалийные органы приспосабливаются к правильной работе (здесь не говорится о сравнительно редких переделках природы медицинскими средствами).

Степень нарушения речи в основном зависит не от обширности анатомического поражения, а от значимости поражённого органа в речевой функции. Так, незначительные дефекты кончика языка почти всегда обусловливают искажение произношения, тогда как относительно большие нарушения челюстей и зубов очень часто не влияют на речь.

Особо важную роль играют расстройства в двигательной сфере внутреннего и внешнего характера. Первые выражаются в общей моторной недостаточности (гипокинезия) или в излишних движениях (гиперкинезия), а также в дискоординации движений (судороги и т. п.). Вторые, внешние, проявляются в разнообразных аномалиях движения на почве поражения периферических органов речи (расщелины нёба или верхней губы, толстый язык и т. п.). Расстройства рецепторов сводятся преимущественно к нарушениям слуховой функции во всех её формах и степенях; реже встречаются расстройства зрительной и двигательной чувствительности.

Из сказанного видно, что внешние причины воздействуют на речь не непосредственно, а опосредованно – через воздействие на речевые органы. Лишь неправильная речь окружающих является причиной, непосредственно действующей на самую речь.

Функциональные причины: речь нарушена без наличия установленных органических поражений. Сюда относится, например, ряд случаев косноязычия, заикания, обусловленных неправильным соотношением процессов возбуждения и торможения, функциональной недостаточностью центральной или периферической нервных систем как вторичного явления.

В отношении корковых нарушений И.П.Павлов пояснил, что мозговая клетка функционально нарушена, если она не глубоко повреждена и может выйти из тормозного состояния, в противном случае (необратимом) – органическое поражение.

Нарушения органические и функциональные, центральные и периферические, сенсорные и моторные находятся во взаимодействующем единстве. Так, неупражнение дефектного периферического органа вторично вызывает недоразвитие соответствующей двигательной функциональной системы в мозгу; поражение последней ведёт к мышечной недостаточности соответствующего органа.

Нарушение периферии рефлекторно изменяет тормозное или возбудительное действие центра на эту же периферию. Например, раздражение от болезненного состояния слизистой в гортани может вызвать через влияние на мозг рефлекторную немоту; дефектная артикуляция из-за расщелины нёба снижает слухоречевые восприятия.

Психоневрологические причины. Сюда относятся умственная отсталость, расстройства памяти, внимания, оптических и акустических представлений и т.п. Всякое психическое заболевание – это производное от общей заболеваемости как в смысле степени расстройства, так и клинической характеристики: в основе его лежат нарушения мозга, часто при этом и соматического здоровья, вегетативной и эндокринной систем. Иногда психические недочёты речи появляются в результате врождённой анатомо-физиологической патологии. Таким образом, психические причины взаимосвязаны, как с своей базой, с органическими или функциональными нарушениями.

Психогенные факторы проявляются в ряде тяжёлых, острых или затяжных переживаний (по выражению И.П.Павлова «жизненных потрясений»), развивающихся по физиологическому механизму «срыва» и «перенапряжения».

Плохое понимание слышимой речи также может привести к фонетическим искажениям. Равным образом нарушается правильное произношение вследствие расстройств зрительных восприятий (при сохранном элементарном зрении), из-за чего ребёнок плохо осмысляет окружающий мир (Орфинская, Левина и др.).

Уклонения от речевой нормы часто наблюдаются на почве неуверенности в себе, сознания собственной неполноценности, болезненной робости, застенчивости, волевой недостаточности, недооценки, а иногда, наоборот, переоценки себя. В результате подобных психических отклонений наблюдается то неуклюжая, надуманная, неестественно размеренная, растянутая, пунктуальная, ходульная речь, то, наоборот, речь пулемётная, спотыкающаяся в неудержимом беге, захлёбывающаяся, косноязычная, часто с заиканием.

Особую форму психических причин составляют ятрогенные (порождённые врачом) случаи расстройств речи. Иногда под влиянием неосторожных замечаний или советов (речевой дефект укрепляется и даже усиливается. Недостаточно опытный врач говорит матери, что заикание у её ребёнка со временем само по себе пройдёт. Мать не предпринимает никаких мер, и сын её остаётся заикающимся на всю жизнь. Врач говорит гнусавому мальчику, что у него нет язычка или что у него волчья пасть, а поэтому он не будет говорить,– и мальчик онемевает.

Социально-психологические причины речевой недостаточности. При отсутствии анатомо-физиоло-гических и психоневрологических дефектов причины речевых расстройств следует искать в характере самой речи окружающих, как явлении социальном, или в способе приобретения её, или, наконец, в том и другом вместе.

Социальные причины выражаются, во-первых, в неправильной речи окружающих ребёнка, что затрудняет понимание их речи, расчленение её на фонетические элементы, отбор нужных ему слов и правильное воспроизведение их путём подражания. Во-вторых, в отсутствии или недостаточности социальных факторов, которые побуждают ребёнка к речи, к её совершенствованию и обогащению; воспитывают установку на речь как на важный вид деятельности, а также внимательное, бережливое и любовное отношение к собственной и чужой речи. В-третьих, в явно вредных факторах, как ограничение возможностей участвовать в разговоре взрослых, жёсткая требовательность только правильной речи, вышучивание несовершенств детского произношения и т. п. (подробнее см. на стр. 70, 71).

Причины речевых нарушений могут быть двоякого характера: 1) закончившиеся, часто необратимые, патологические анатомо-физиологические процессы («потухшие вулканы») или вредные социальные воздействия в прошлом; 2) те же факторы, хронически действующие.

В том и другом случае речевой дефект может выступать и как моносимптом и как компонент сложного комплекса (синдрома) неречевых нарушений.

При этом одни и те же во внешнем проявлении (артикуляция и акустический эффект) речевые аномалии могут порождаться разными причинами и, наоборот, разные речевые нарушения могут вызываться одними и теми же причинами. Пример первого: сигматизмы могут обусловливаться и дефектами слуха, элементарного или фонематического, и дефектами морфологии, и дефектами функции, и, наконец, дефектами речевого окружения. Пример второго: одна и та же травма, например контузия, может породить и истеро-травматическую немоту, и глухоту, и глухонемоту, и тугоухость, и нарушение голоса, и заикание. Такое положение вещей делает необходимым строгое применение дифференциальной диагностики и на основе её – дифференциальной методики логопедической работы.

Нередко расстройства речи обнаруживаются одновременно в разных комбинациях (косноязычие и заикание, заикание и ускорение темпа речи), иногда же к имеющемуся недочёту постепенно присоединяются второй, третий. В таких случаях более тяжёлый дефект определяют как осложнённый более лёгким (заикание, осложнённое косноязычием, или наоборот).

Речевые дефекты, возникшие в результате той или иной причины, в своём развитии приобретают своеобразный характер в зависимости от нервно-психических особенностей индивидуума. Например, психастения, неврастения, истерия обостряют дефект и его динамику. Уравновешенная же здоровая нервная система тормозит его развитие и ограничивает рамки его распространения.

Важно не только определить дефект речи и его причину, но и узнать обстоятельно, у какого именно ребёнка появился он.

Особенностью травм в детском возрасте является то, что тогда разрушаются ещё не вполне сложившиеся мозговые образования, а лишь зачатки будущих сложных образований – систем нервной деятельности. Поэтому, чем раньше поражается мозг, тем вреднее последствия для дальнейшего развития пострадавшего, тем значительнее аномалийное отклонение от нормы. В раннем возрасте функция нарушается в большей степени, чем это обусловливается анатомическим повреждением. Для психического развития особенно пагубны травмы в первые годы формирования личности ребёнка – в возрасте от 3 до 7 лет (Гиляровский). Наряду с этим, чем глубже мозговые нарушения, тем сильнее и расстройства речи. Этиологические моменты то совпадают, то перекрывают друг друга.

Изложенное иллюстрирует чрезвычайную динамичность, переплетение и взаимосвязанность этиологических моментов речевых расстройств. Всё это крайне осложняет постановку диагноза, выбор адекватной методики устранения речевых нарушений и, наконец, постановку прогноза. В логопедическом деле требуются прежде всего тщательное исследование причины речевого недочёта и наблюдения за её динамикой и связями с другими факторами речи, с личностью и организмом в целом и изменяющейся средой как в процессе развития речевого нарушения, так и в процессе самой логопедической работы. Например, нередко наблюдаются случаи, когда первичная причина уже исчезает, но выступают на сцену вторичные явления, поддерживающие и видоизменяющие дефект речи.

Логопедические методы должны быть динамичны. Об универсальных методах в логопедии не может быть и речи даже в таких, казалось бы, простых случаях, как межзубное с или отсутствие звонкости согласных.

Диагностика речевых расстройств должна быть более функциональной, чем морфологической. Для логопеда важнее знать, как происходит рецепция или движение органа (это более существенная сторона речевой функции), чем то, как он устроен. Заболевания и болезненные состояния, являющиеся причиной речевых нарушений или спутниками их, часто «далеко выходят за пределы собственно логопедии и требуют знаний и других дисциплин» (А.М.Смирнова).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: