Парафазией называются слова и звуки, некстати, в большей степени непроизвольно употреблённые вместо нужных, мало осознанные и неустойчивые, правильные или извращённые, внешне сходные по звучанию или смыслу с замещёнными словами или звуками. Различаются парафазии литеральные и вербальные. Парафазии встречаются при всех видах афазий, но особенно часто при сенсорной афазии. Они возникают в результате ослабленной подвижности дифференцировочного торможения в речедвигательном анализаторе (благоприятствующим фактором являются слишком малые Интервалы между раздражителями) или грубого распада динамцческого стереотипа, или вследствие стойкой инертности предыдущих слов тормозящих возникновение следующего слова слога или звука что проявляется часто в виде персеверации. Иногда парафазия вызывается забеганием вперед: произносятся последний звук, слог, слово, прежде чем сказаны предыдущие наимер при последующем слове воробей предыдущее голубь цринимает форму голубей (Лебединский).
Парафазия всегда вознинает из той ситуации, в которой афазик находится. Проф. Лебединский уже давно отметил «высокую зависимость их речи от ситуации и деятельности, в которую, речь включена», а также ог конкретного привычного общего, смысла. То и другое жестко определяет значение слова и грамматическую структуру. Поэтому; нередко слово становится доступным афазику только бу введённым в контекст. - «Что такое снег?» - «Не знаю». «3наете ли, что такое зима?» -«Знаю».-«А что бывает зимой?» «Холодно, снег». - «Знаете, что такое снег?»
Ситуация, помогая афазцк может и повредить ему, наталкивая на ложные связи: виАя в комнате провода, он смешивает слово кабель со словом провода
Пример привычных осмыслений речевого текста: вместо злая мачеха любит ребенка упорно повторяет: злая мачеха рубит ребенка (пример Лебединсного). Парафазик всегда стремится к замене парафазии и охотно пользуется подсказом. «Вообще афазик всегда напряженно стремится уловить смысл чужой речи и сделать осмысленной свою речь» (Лебединский). Это очень утомляет его.
Парафазии моторных афазиков отличаются устойчивостью, стереотипностью, тогда как у сенсориков Они крайне изменчивы (вместо колос – голос, глосс, холс, холст, голсу Они не в состоянии ни осознать слово, ни удержать его внешнюю форму. Осооенно трудно дается поторение сложных фраз. Сохраняя иногда общий смысл и обычцо их интонационную мелодию, афазик дает ряд вербальных смысловых парафазий. Вместо росли яблоки –висели...ну эти.. груши вместо забором – базаром–базором (Лурия). Иногда парафазии образуются путём своеобразных слиянии слов <стихтушки вместо частушки). Парафазии тесно связаны с сиуацией; по разным направлениям, и часто только в свете ситуаии можно, понять механизм парафазии. Наблюдаются парафазии и на почве семантических расстройств. Отдельные слова еужены по своему течению и не связаны с группами слов тойже смысловой категории. (Это... ну, этим пишет.., это... ну, Молоток... нет не молоток... ну... нет, не ложка... ножик, ножик
Особый вид парафазий изучен Флоренской и назван ею зеркальной структурой. Начало и конец слова произносятся правильно, а середина слова – справа налево (з-род-вый – здоровый, п-ал-чу – плачу, з-нов-ок – звонок). Часто афазик сам читает такое слово правильно и не может найти ошибки.
Все исследованные Флоренской больные, страдающие этим видом парафазии, оказались правшами. Но в процессе письма у них часто проявлялась тенденция к леворукости (схватывали мел левой рукой и т. п.). Такая зеркальность, появляющаяся в период восстановления речи, возможно, как полагает Флоренская, является результатом развивающейся (в начальный период) перестройки взаимоотношений левого и правого полушарий. Парафазии подробно изучены у нас проф. Лебединским, Флоренской, Бейн.
При установлении парафазий следует учитывать их природу и сообразно с этим строить методику. Прежде всего необходимо создать спокойную обстановку, тормозящую беспокойство, волнение и торопливость афазика. Применяются следующие приёмы: 1) наводящие подсказы или вопросы (например, при поисках слова ножик показать афазику ножик, дать его ему в руки и т. п.; при неудаче этого подсказать первый слог или гласную, интонационную формулу слова: о-и или часть его – бик); 2) привлечение соответствующей ситуации жестом (резание ножом, показ соответствующей картинки и т. п.).
СХЕМА ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ РЕЧИ АФАЗИКОВ.
При исследовании афазий более чем где бы то ни было необходим индивидуальный подход.
Учитываются: 1) время и характер заболевания, ранения или травмы головного мозга, 2) динамика болезни, речи и общего поведения с момента заболевания, 3) общее состояние афазика и патологического процесса, 4) уровень его развития до заболевания (образование, грамотность, профессия и т. п.), 5) активность в стремлении восстановить свою речь. Продолжительность разового исследования определяется в зависимости от самочувствия афазика от 'Д до 1 часа. Все исследования иногда растягиваются на много дней и ведутся с перерывами.
При исследовании афазик соответственно заданиям отвечает устно и указывает на предметы или картинки, таблицы, где всё нужное нарисовано или напечатано. Ответы могут даваться в виде действий, жестов.
I. Общие сведения (кроме фамилии, возраста и т. п.).
1. Форма и степень паралича конечностей, в особенности руки и кисти.
2. На какой почве произошёл паралич.
3. Правша или левша.
4. Образование, много ли читал и писал.
П. Состояние сенсорного аппарата.
1. Улавливает ли речь вообще, т. е. осознаёт ли сущность её. (Задаются простые и более сложные вопросы, даются приказы что-нибудь сделать, показать.)
2. Понимает ли синтаксически простые предложения: а) предложения, значение которых ограничивается действенным соотношением между лицом и предметом, например лошадь везёт телегу; б) предложения, устанавливающие качественные и пространственные соотношения, например книга лежит на столе, собака меньше коровы, у мальчика сломался карандаш, отец девочки ушёл.
3. Понимает ли фразы с непривычными и ранее неизвестными отношениями.
4. Понимает ли синтаксические сложные предложения.
5. Понимает ли рассказ.
6. Понимает ли отдельные слова и различает ли близкие по смыслу или звучанию.
7. Различает ли фонемы (особенно оппозиционные) и слоги.
8. Может ли указать число слогов в слове.
9. Читает ли с лица звуки слова.
10. Понимает ли кинетическую речь.
11. Понимает ли числа, их названия и цифровые обозначения (указывает на таблице или на пальцах).
12. Сохранены ли зрительные восприятия (нет оптической агнозии). Выясняется, понимает ли он нарисованное. Надо различать непонимание афазиком слова от неузнавания самого предмета, обозначаемого этим словом.
13. Характер переключения с одного комплекса на другой. Предлагается выполнить приказания: покажи нос, рот, уши,
а затем – стол, стул или нос, шкаф, рот.
При исследовании надо учитывать роль персеверации: после приказа подними последующий приказ опусти будет понят как подними.
III. Состояние моторного аппарата.
1. Нарушение автоматизированных речевых рядов. Предлагается выполнить: порядковый счёт, перечисление дней недели, месяцев, произнесение хорошо заученных стихов, воспроизведение песни и т. д.
2. Нарушение повторений. Предлагается повторять отдельные звуки, слоги, осмысленные слова и бессмысленные словопо-добные звукосочетания; сначала даются привычные короткие слова (дом, стол...), затем более длинные (человек, водопровод, бегать, писать). Далее предлагаются слова малоупотребительные, трудно произносимые и с абстрактным содержанием (трата, хвала, дирижабль, непроницаемость и т. п.). Проверяется произношение местоимений, наречий, союзов, предлогов.
3. Выясняется способность преодоления правильно осмысленных звукосочетаний. Афазик повторяет искажённые слова (сте-кан, лошань, разгогор, салфенка и т. п.).
4. Нарушение синтаксиса. Повторение простых недлинных фраз (в комнате есть стол). Для облегчения повторения показывают реальные предметы и объясняют само действие (создают ситуацию).
5. Нарушение самостоятельной речи.
а) Воспроизводят лучше сохранившееся и близкое к личному опыту.
б) Называют действия и качества.
в) Называют предметы в натуре или по картинке. Для обозначения более сложных понятий задаются вопросы (Лошадь – животное, а жук? Храбрость, а что противоположное ей? и т. п.).
г) Называют качества и действия предметов в натуре или по картинкам (Какой это стол? Что делает мальчик?)
д) Называют условные обозначения геометрических фигур, арифметических, алгебраических знаков и некоторые математические действия (сложение, деление заданных чисел и т. п.).
6. Умение заканчивать слова, начатые другим лицом.
а) Добавляют определённое окончание (лест/ница, стакан).
б) Добавляют всевозможные окончания (корова, ль; голова, дный).
7. Осмысление фраз, простых и сложных, с внутренним противоречием (летом попал в прорубь; путникам, не знавшим, где напиться и согреться, было жарко).
8. Умение повторить синтаксически сложную фразу.
9. Нарушение спонтанной и произвольной речи на других языках, которыми владел до болезни. Афазик беседует, рассказывает, пересказывает фразы по опорным словам, производит подбор слов на заданный звук, называет классификационные группы (звери, мебель, посуда и т. д.).
10. Нарушение биомеханики произношения. Проверяется обычными приёмами речевое дыхание, голос, дифференцированность мимико-артикуляторных движений и артикуляций всех звуков с учётом парезов и параличей.
11. Нарушение чтения и письма. Афазик читает печатное, написанное, пишет под диктовку, по картинке, списывает сознательно (с заданным анализом текста), механически (бессмысленные словоподобные сочетания).
12. Нарушение пения.
Помимо изложенного, в процессе исследования афазий тщательно учитываются: парафазии (литеральные и вербальные), способность и метод преодоления, осознаваемость их, дизартри-ческие явления и их характер, аграмматизмы и параграмматизмы (в самостоятельной и в отражённой речи), бессмысленные и хаотические проявления речи в этих же формах.
Симптомы других видов афазичных нарушений (проводниковых, амнестических, семантических и пр.) достаточно чётко проявляются при применении данной методики и дают возможность диагноза этих нарушений.






