Г) Семантическая афазия

Семантической афазией называется глубокое нарушение всей системы логико-грамматических связей и отношений, кроющихся за словом, за глубоким нарушением смыслового строения его. Эта афазия вызывается поражением затылочно-теменных (оптикогности-ческих) систем мозга на границе с затылочными и височными («чисто человеческими») зонами левого полушария в связи с нарушениями 18, 19, 7-го и 40-го полей Бродмана (Лурия) (рис. 115). Особенно ярко нарушения проявляются в счётных операциях (вместо 1023 записывается 123 или 100 023, путают 71 и 17, IV и VI). Наблюдаются иногда такие явления, как потеря схемы тела.

В области речи при семантической афазии наблюдаются: 1) лёгкое забывание названий предметов, неко  торая растерянность при ответах на более сложные вопросы, но при подсказе первого звука быстро вспоминают слово, чего не бывает при височной амнестической афазии; [ 2) затруднение в переходе от понятия к понятию;

3) затруднение системных связей слова с другими словами, почему слово легко забывается и с трудом вспоминается («Лошадиная фамилия» Чехова);

4) нарушение техники мышления (сопоставление значений, движение мысли в плане понятий и т. д.).

Вывод, сделанный ею в экспериментальной работе, что у таких афазиков «не обнаруживается общепсихических дефектов или общего снижения интеллекта..., но лишь избирательное снижение абстрактности по отношению к различным признакам, зависящее от поражения определённых функциональных систем», полагаем, может быть в той или иной степени распространён и на другие виды афазии

Наглядно-образное воспроизведение ситуаций сохранено. Понимая простую длинную фразу: Отец и мать пошли в театр, а дома остались старая няня и дети, не понимают в логико-грамматическом отношении более сложной фразы: В школу, где учится Дудя, с фабрики пришла работница, чтобы сделать доклад. Не понимаются даже такие простые синтагмы, как брат отца (дядя). Синтагму круг под крестом понимают в обратном смысле (круг + под + крест, следовательно, под относится к слову крест, и получается крест под кругом). Это своего рода им'прессивный аграмматизм (проф. Лурия, Соболь). Смешение близких грамматических конструкций и упрощение грамматических структур фразы – типичные ошибки таких афазиков.

Описанные нарушения речи ведут к распаду имевшейся системы знаний, которая при обратном развитии крайне туго восстанавливается, с большим трудом, чем при сенсорной афазии.

Методика восстановления. Применяются два метода: 1) использование сохранного у афазика «чувства языка» (исходя из привычных формулировок, афазик постепенно овладевает навыками в более сложных конструкциях речи); 2) разложение на составные части сложной речевой структуры и последовательный анализ её в целом (разработано О. П. Кауфман, В. К. Бубновой).

1 - й п р и ё м. Изучается непонятная афазику фраза: Покажите карандашом гребешок. Сначала поясняется, что показать надо только один предмет, и для облегчения ориентировки вводится предлог на, играющий роль указательного жеста, обнаруживающего отношения, выраженные флективной конструкцией (покажите карандашом на гребешок). Затем проводится грамматический разбор конструкции по вопросам (карандашомом – творительный падеж; чем показать? – карандашом). Подобным образом изучается значение родительного падежа во фразе дочка мамы с введением указательного местоимения (дочка этой мамы). Иногда предварительно на картинках наглядно разделяют данные значения. При конструкции костюм мальчика показывают картинку, изображающую только костюм мальчика, и отдельно картинку, изображающую мальчика без костюма.

2-й приём. Афазику разъясняется, что слово с окончанием -ом, т. е. творительный падеж, означает местонахождение предмета (пад кругом, над столом), а именительный падеж (без флексии) означает действующее лицо, которое должно занять своё место. Затем предлагается ему нарисовать предмет, означающий местонахождение, а после этого – под или над ним – действующее' лицо. В этом приёме выраженные флексиями отношения не обходятся, а выясняются в более доступных, расчленённых условиях.

Постелено изложенные приёмы упрощаются,

д) Амнестическая афазия.

Амяестическая афазия вызывается поражением то в теменой области, то в височной и нижне-височной доле левого полушария головного мозга. По данным Лебединского, Лурия и др. этот вид афазии – скорее существенный своеобразный симптом, присущий почти всем видам афазии, чем самостоятельная форма афазии. Локализуясь в теменной зоне, она сближается с семантической афазией, а локализуясь в височной области, включается в синдром сенсорной афазии, в которой она всегда резко проявляется (Лурия). Но ввиду яркого своеобразия этого симптома, распространённости его и трудности борьбы с ним (а нередко преимущественного проявления его) мы считаем полезным сохранить рассмотрение его как особой формы афазии.

Проф. Горовой-Шампан говорит о 'подкорковых нарушениях при амнезии. Отсюда сонливость, утрата инициативы, активности.

Амнестическая афазия всегда сопровождается расстройством памяти (воспроизведения) вообще (Хромов).

При амнестической афазии затруднена передача из 1-й во 2-ю сигнальную систему.

Амнестическая афазия особенно часто наблюдается на ранних стадиях почти всех форм афазий и сравнительно скоро проходит как симптом. Чаще всего эта афазия обусловливается сужением значения данного слова, вследствие чего оно, оказавшись в другой ситуации, не связывается с ней. Вообще же природа амнестических нарушений чрезвычайно разнообразна, а следовательно, неодинаковы и проявления их. Лурия указывает, например, на такие причины их, как нарушение звуковой схемы слова, инертности предшествующего слова, тормозящего воспроизведение следующего за ним слова, сужение смысла слова (в этих случаях подсказ сразу помогает вспомнить название предмета), наконец, оптико-гностические нарушения в затылочной области (неясные зрительные представления препятствуют возникновению названия неясного предмета).

Афазик, часто даже при достаточно сохранившихся остальных сторонах речи, не может вспомнить нужное по ходу речи слово, иногда целую фразу. Бывают случаи, когда забываются определённые звуки алфавита или в определённых местах слова, например согласные в начале слова или звуки ф, л, р, (не плохо вместо мне плохо; едя овит ыбу вместо Федя ловит рыбу). В иных формах афазии чаще всего забываются имена собствеиньхе и вообще существительные. В литературе приводится случай, когда престарёльТи"*пЬсланник, страдавший амнестической афазией, часто перед приёмом у царя просил окружающих: «Ради бога, скажите, как меня зовут?». В других же формах афазии забываются глаголы, имена прилагательные и другие части речи. Иногда же сохраняются только одни существительные. Один из таких больных при докторе произнёс слово окошко, которое после некоторых затруднений было расшифровано родными так: «Проводите доктора в дверь, выходящую в сад» (окно выходило в сад). Свой недочёт афазик компенсирует описанием: вместо слова нож он говорит чем режут, вместо стеклочерез что смотрят и т. п. При знании нескольких языков могут забываться одни из них и сохраняться другие. В минуты сильного возбуждения афазики иногда легче вспоминают слова. В некоторых случаях стоит подсказать первый звук, чтобы афазик подхватил всё слово; в других же – подсказ не помогает, и афазик с трудом пытается вспомнить нужное слово. Например, процесс припоминания слова пила протекает так: «железо... лопата... нет, не лопата... лита плита... нет, не плита... пила... пило... пила... железная пила!»

Иногда амнезики мыслят, лишь громко говоря, иные же и не пытаются искать нужное слово. При теменных поражениях характерными являются расстройства мышления в целом, особенно понятийного.

При всех формах афазии больные слишком много и мучительно «думают» над словами, т. е. над тем, каким словом надо высказать свою мысль, как произнести его, и т. п. Думают об этом даже ночью, что утомляет их, нервирует. Надо оберегать их от такого перенапряжения успокоением, уверением, что постепенно речь восстановится, что через силу успеха не добиться, и т. п.

Методика. Основная задача–научить афазика запоминать и припоминать нужные слова в процессе его речи. Ведущий метод-–использование сохранных связей в мозгу с инертным искомым словом и образование новых путём воздействия извне с разных рецепторов (слуха, зрения, осязания и т. д.). Надо обходными путями оживить оставшиеся ещё следы от прошлых речевых раздражителей или организовать новые речевые структуры и пути в уцелевшей системе мозга. Так он «вспоминает» данное слово.

Чтобы вызвать к жизни слово нож, руководитель показывает его, режет, строгает им, заставляет афазика повторить эти же движения; в конце концов афазик вспоминает и произносит это слово. В известной степени работа ведётся по активному методу обучения иностранным языкам. В этом плане применим и метод Розенфельда.

Нужно проделывать и упражнения, изложенные для моторной и сенсорной афазии, поскольку амнестическая афазия связана с ними как один из их симптомов.

Вспоминание слова происходит лучше в контексте, чем в изоляции. Афазику предлагаются для воспроизведения «забытого» слова или фразы определённо наталкивающая на это слово фраза с интонацией и паузой незаконченности мысли: Миша удил... рыбу. Мальчик намылил руки... мылом или же ряды так или иначе связанных между собою слов, которые афазик называет по предъявленным ему предметам (ложкавилкатарелкастаканчашка), причём искомое слово может занимать место в этом ряду. Постепенно, по наблюдениям проф. Блинкова, такие «вспомогательные» ряды (а следовательно, и фразы) сокращаются. Таким образом, чтобы вспомнить нужное слово, афазик вслух, а затем мысленно произносит известную ему фразу или ряд слов, в который включено это слово. Случай с «лошадиной фамилией» произошёл именно оттого, что слово было связано с одним только туманным представлением чего-то, имеющего какое-то отношение к лошади, а не с конкретным рядом слов, отражающих большую смысловую близость к забытой фамилии, например «злаковая фамилия».

Э. С. Бейн рекомендует упражнения в расширении и систематизации словесных значений, для чего конкретное понятие прорабатывается в разнообразных фразеологических контекстах. Например, слово «ручка» вводится в фразы: «я пишу автоматической ручкой», «мальчик нажал ручку двери», «детская ручка протянулась к нему за помощью», «человека довели до ручки». Внимание больного обращается на то, что ручка может быть деревянной, металлической и т. д.1.

Подобные упражнения содействуют восстановлению обобщений, скрытых за словами, что содействует восстановлению возможности называть предметы (вспоминать слова).

Афазики большею частью находятся в состоянии депрессии, нередко плачут. Как положительный фактор всеми отмечается активное стремление моторного афазика овладеть речью и упорное преодолевание тягчайших трудностей на пути к этой цели. Так как наша речь – явление чрезвычайно ложное, связанное со многими психофизическими, сенсо-моторными сторонами всего организма и личности, то речевые нарушения у афазиков в высшей степени индивидуальны: нельзя найти двух афазиков с одинаковым комплексом нарушений. В этом заключается сложность и трудность логопедической работы с афазиками.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: