Теория естественной безработицы. Социальные и экономические последствия безработицы. Закон Оукена. Государственная политика занятости

Естественный уровень безработицы – уровень безработицы при полной занятости, соответствующий потенциальному ВВП (приток и отток рабочей силы равны между собой). Численность естественной безработицы равна сумме численности за счет фрикционной безработицы и численности за счет структурной безработицы. Естественный уровень безработицы может быть рассчитан как сумма уровней фрикционной и структурной безработицы:

Современное название этого показателя – не ускоряющий инфляцию уровень безработицы.

Выделяют экономические и неэкономические последствия безработицы, которые проявляются как на индивидуальном, так и на общественном уровне. Неэкономические последствия – это социальные, психологические и политические потери работы:

1. На индивидуальном уровне состоят в том, что невозможность найти работу в течение продолжительного периода времени порождает чувство собственной неполноценности, приводит людей к психологическим стрессам, отчаянию, нервным срывам, сердечно-сосудистым заболеваниям, потере друзей, развалу семьи и т.д. Потеря стабильного источника дохода может толкнуть человека на преступление, асоциальное поведение.

2. На уровне общества они выступают в форме:

ü Роста социальной напряженности, вплоть до политических переворотов;

ü Роста уровня заболеваемости и смертности в стране, а также уровня преступности;

ü Потерь, которое несет общество в связи с расходами на образование, профессиональную подготовку и обеспечение определенного уровня квалификации людям, которые в результате оказываются не в состоянии их применить, а, следовательно, окупить.

Социально-экономические последствия безработицы:

• замедление темпов роста экономики в результате недоиспользования производст-

венных возможностей;

• лишение части населения заработков, а следовательно, средств к существованию;

• сокращение налогов, уплачиваемых юридическими и физическими лицами госу-

дарству, вследствие уменьшения объема ВВП;

• устаревание знаний, потеря квалификации людьми, которые лишены возможно-

сти работать.

Экономические последствия безработицы проявляются в следующем:

1. На индивидуальном уровне они заключаются:

ü В потере дохода или части дохода в настоящем;

ü В возможном снижении уровня дохода в будущем в связи с потерей квалификации и поэтому уменьшении шансов найти высокооплачиваемую, престижную работу.

2. На уровне общества в целом они состоят в недопроизводстве ВВП, относительном отклонении (отставании) фактического ВВП от потенциального ВВП. Наличие циклической безработицы означает, что ресурсы используются не полностью. Поэтому фактический ВВП меньше, чем потенциальный. Отклонение (разрыв) ВВП () рассчитывается ка процентное отношение разницы между фактическим ВВП () и потенциальным ВВП () к величине потенциального ВВП:

Зависимость между отклонением фактического объема выпуска от потенциального и уровнем циклической безработицы эмпирически вывел американский экономист Артур Оукен. Формула, отражающая эту зависимость, получила название закона Оукена:

где u – фактический уровень безработицы, u* - естественный уровень безработицы, (u-u*) – уровень циклической безработицы, β – коэффициент Оукена, показывающий, на сколько процентов сокращается фактический объем выпуска по сравнению с потенциальным, если фактический уровень безработицы увеличивается на 1 процентный пункт. Коэффициент Оукена – коэффициент чувствительности отклонения ВВП к изменению уровня циклической безработицы. Знак «минус» перед выражением, стоящим в правой части уравнения, отражает обратную зависимость между фактическим ВВП и уровнем циклической безработицы: чем выше уровень безработицы, тем меньше величина фактического ВВП по сравнению с потенциальным.

Главными целями государственного регулирования рынка труда являются:

• обеспечение полной занятости, под которой понимается отсутствие циклической безработицы при сохранении «естественного уровня безработицы», определяемого размерами ее фрикционной и структурной форм;

• создание «гибкого рынка труда», способного быстро приспосабливаться к изменениям внутренних и внешних условий развития экономики, сохранять управляемость и стабильность. Эта «гибкость», по сравнению с традиционным рынком труда, проявляется в гибком использовании работников на условиях неполного рабочего дня, временной занятости, сменяемости рабочих мест, изменения количества смен, расширения или добавления в зависимости от необходимости рабочих функций. Каждый желающий трудиться должен найти на таком рынке рабочее место, отвечающее его потребностям.

Государственная политика на рынке труда осуществляется в двух основных формах:

1. активной – создание новых рабочих мест, повышение уровня занятости и преодоление безработицы путем обучения и переобучения работников;

2. пассивной – поддержка безработных путем выплаты пособий.

Проведение активной политики, нацеленной на достижение полной занятости,

является в развитых странах приоритетным направлением государственной политики на

рынке труда. К основным мерам этой политики относятся:

• стимулирование государством инвестиций в экономику, что выступает главным условием создания новых рабочих мест;

• организация переобучения и переквалификации структурно-безработных;

• развитие служб занятости, бирж труда, осуществляющих посреднические функции на рынке труда, предоставление информации о вакантных рабочих местах с целью снижения фрикционной и структурной безработицы;

• содействие мелкому и семейному предпринимательству, что рассматривается во многих странах важнейшим методом обеспечения занятости населения;

• государственное стимулирование (налоговыми и законодательными мерами) предоставления работодателями рабочих мест определенным группам населения – молодежи, инвалидам;

• содействие, в случае необходимости, перемене места жительства для получения работы;

• международное сотрудничество в решении проблем занятости; решение вопросов, связанных с международной трудовой миграцией;

• создание рабочих мест в государственном секторе – в сфере образования, медицинских услуг, коммунальном хозяйстве, строительстве общественных зданий и сооружений;

• организация общественных работ.

Государственная поддержка лиц, оставшихся без работы, их социальная защита

относятся к пассивной форме политики государства на рынке труда. Безработным гражданам государство гарантирует:

• обеспечение социальной поддержки в виде пособий по безработице, материальной помощи и прочих социальных выплат;

• бесплатное медицинское обслуживание.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: