Виды налогов. Прямые и косвенные налоги. Системы налогообложения: пропорциональный, прогрессивный и регрессивный налоги

Налог – это принудительное изъятие государством у домохозяйств и фирм определенной суммы денег не в обмен на товары и услуги.

Виды налогов. Различают два основных вида налогов: прямые и косвенные.

Прямой налог - это налог на определенную денежную сумму (доход, наследство, денежную оценку имущества и т.п.)напр:- подоходный налог; налог на прибыль;- налог на наследство;- налог на имущество;- налог с владельцев транспортных средств. Налого огоплательщик и налогоноситель – это один и тот же агент. Косвенный налог – это часть цены товара или услуги. Поскольку этот налог входит в стоимость покупок, то он носит неявный характер. Косвенный налог может быть включен в цену товара либо как фиксированная сумма, либо как процент от цены.- налог на добавленную стоимость – НДС,- налог с оборота,- налог с продаж,- акцизный налог (подакцизными товарами являются сигареты, алкогольные напитки, автомобили, ювелирные изделия, меха)- таможенная пошлина (включаемая в цену импортных товаров) Налогоплательщик и налогоноситель – это разные агенты. Налогоплательщиком является покупатель товара или услуги (именно он оплачивает налог при покупке), а налогоносителем – фирма, которая произвела этот товар или услугу (она выплачивает налог государству). Косвенные налоги собирать легче и объем налоговых поступлений в этом случае зависит от цен товаров и услуг, а не от доходов экономических агентов (которые они по возможности, если позволяет налоговая система, пытаются укрыть от налогообложения). По этой причине государству выгоднее использовать косвенные, а не прямые налоги в период инфляции. Это позволяет минимизировать потерю реальной стоимости налоговых поступлений в условиях обесценения денег.

В зависимости от налоговой ставки различают три типа налогообложения: 1) пропорциональный(налоговая ставка не зависит от величины дохода,сумма налога пропорциональна величине дохода. (напр 10% от дохода всегда)); 2) прогрессивный (налоговая ставка увеличивается по мере роста величины

дохода и уменьшается по мере сокращения величины дохода. (напр рост дох – рост нал 10-12-15)) и 3) регрессивный (налоговая ставка увеличивается по мере сокращения доходаи уменьшается по мере роста дохода. (напр рост дох – сад ставки 15-12-10)).

В макроэкономике налоги также делятся на: автономные и подоходные.

Автономные (или аккордные) налоги – это налоги, которые не зависят от уровня дохода и обозначаются Подоходные налоги – это налоги, которые зависят от уровня дохода и величина которых определяются по формуле: tY, Сумма налоговых поступлений (налоговая функция) равна: Т = + tY. Различают среднюю tср = (Т/Y) × 100% и предельную tпред = (DТ/DY) × 100% ставку налога. Соотношение средней и предельной налоговой ставки позволяют определить систему налогообложения:при прогрессивной предельная больше средней;при пропорциональной средняя и предельная равны;при регрессивной предельная меньше средней.

34. Воздействие налогов на совокупный спрос и совокупное предложение. Кривая Лаффера.

Налоги оказывают влияние как на совокупный спрос, так и на совокупное предложение в экономике. При этом на АД они воздействуют косвенно, из-за влияния на потребление и инвестиции.Рост налогов ведет к снижению и потребительских и инвестиционных расходов, поэтому АД сокращается. И наоборот, снижение налогов увеличивает совокупный спрос.Снижение налогов: от AD 1 до AD 2 - Y 1 до Y *.может использоваться для стабилизации экономики и борьбы с циклической безработицей в период спада, стимулируя деловую активность и уровень занятости. Однако от Р 1 до Р 2 и вследствие провоцирует инфляцию. Поэтому в период инфляционного разрыва в качестве антиинфляционной меры может использоваться увеличение налогов.

Поскольку фирмы рассматривают налоги как издержки, то рост налогов - сокращению АС, а уменьшение налогов – к росту. Опыт подробного изучения воздействия налогов на совокупное предложение принадлежит Артуру Лафферу, основополож «эктеор АС». Лаффер построил гипотетическую кривую, с помощью которой показал воздействие изменения ставки налога на общую величину налоговых поступлений в государственный бюджет. В своем анализе Лаффер исходил из налоговой функции: Т = tY, т. е. рассматривал воздействие изменения ставки подоходного налога на уровень деловой активности и величину налоговых поступлений.Лаффер показал, что сущ t опт, при которой Тmax. Если увеличить ставку налога, то уровень деловой активности снизится и налоговые поступления сократятся (до Т 1) вследствие уменьшения налогооблагаемой базы. Снижение ставок подоходного налога (от t 1 до t опт), по его мнению, должно было послужить стимулом повышения деловой активности. При этом Лаффер исходил из предположения, что в отличие от воздействия снижения налогов на совокупный спрос, увеличивающего объем производства, но провоцирующего инфляцию, влияние снижения налогов на совокупное предложение имеет антиинфляционный характер. Рост производства (от Y 1 до Y *) сочетается в этом случае со снижением уровня цен (от Р 1 до Р 2) и поэтому может служить средством борьбы со стагфляцией.

35. Доходы и расходы государственного бюджета: направления и их динамика.

Государственный бюджет – это баланс доходов и расходов государства, основной финансовый план страны, который после его принятия законодательным органом власти приобретает силу закона и обязателен для исполнения.При выполнении своих функций государство несет многочисленные расходы. В зависимости от целей расходы государства можно разделить на следующие виды:

1. расходы на политические цели, к ним относятся расходы на обеспечение национальной обороны и безопасности (т. е. содержание армии, полиции, судов и т. п.), на содержание аппарата управления государством;

2. расходы на экономические цели, в том числе расходы на содержание и обеспечение функционирования государственного сектора экономики, помощь (субсидирование) частному сектору экономики;

3. расходы на социальные цели, такие как социальное обеспечение (выплата пенсий, стипендий, пособий), образование, здравоохранение, развитие фундаментальной науки, охрана окружающей среды.

С макроэкономической точки зрения все государственные расходы делятся на государственные закупки товаров и услуг (их стоимость включается в ВВП), трансферты (их стоимость не включается в ВВП, поскольку они являются результатом перераспределения национального дохода), выплаты процентов по государственным облигациям (т. е. обслуживание государственного долга).

Основными источниками доходов государства являются налоги (включая взносы на социальное страхование), прибыль государственных предприятий, сеньораж (доход от эмиссии денег), доходы от приватизации.

Разница между доходами и расходами государства составляет сальдо государственного бюджета. В зависимости от соотношения расходов и доходов сальдо государственного бюджет может быть:а) положительным, когда доходы бюджета превышают его расходы, что соответствует профициту (излишку) государственного бюджета;б) равно нулю, когда доходы равны расходам; такой бюджет называется сбалансированным;в) отрицательным, когда доходы бюджета меньше, чем расходы. Это означает, что имеет место дефицит государственного бюджета.

На разных фазах экономического цикла состояние государственного бюджета разное. При спаде доходы бюджета сокращаются (так как сокращается деловая активность и, следовательно, налогооблагаемая база), поэтому дефицит бюджета (если он существовал изначально) увеличивается, а профицит (если он наблюдался) сокращается. При буме, наоборот, дефицит бюджета уменьшается (поскольку растут налоговые поступления, т. е. доходы бюджета), а профицит увеличивается.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: