Как видно из схемы, в 1 регионе оба показателя ниже средне- федерального уровня, во 11 — выше, в 111 —уровень непроизводственного потребления выше средне- федерального, а накопление - ниже, в 1У - уровень непроизводственного потребления ниже, а накопление - выше. Для упрощения расчетов примем условие, что все регионы однотипны по значениям положительного сальдо (например, 500 млн. ед.) и имеют одинаковое количество населения (например, 2 млн. чел.). Тогда фактический вклад региона (В) можно вычислить по формуле:
B = S± Кнп± Кн,
где S - сальдовый показатель,
Кнп - корректировка регионального уровня непроизводственного потребления,
Кн - корректировка регионального уровня накопления.
Расчет для 1 региона будет следующим: 75 - 70 = 5 (на это число ниже уровень непроизводственного потребления),
5 × 2 = 10 млн. ед. (пересчет на все население региона),
25 - 20 = 5 (на это число ниже уровень накопления),
5× 2=10 млн. ед. (пересчет на все население региона).
Тогда: В = 500 - 10 - 10= 480 млн. ед. Следовательно, фактическая интенсивность вклада 1 региона меньше сальдового показателя, т.к. эффект хозяйства региона недоиспользован. Для остальных регионов результаты расчетов следующие:
11В = 500 + 10 +10 = 520;
111В = 500+ 10-10 = 500;
1У В = 500 - 10 + 10 = 500.
Как видно из приведенных показателей, даже при одних и тех же значениях сальдо имеются расхождения в интенсивности вклада региона в воспроизводство общественного продукта. В то же время далеко не все регионы могут иметь положительное сальдо. В особенности это относится к регионам нового освоения.
Следовательно, временно интенсивность вклада региона может иметь отрицательное значение. Но из этого не следует вывод о высокой эффективности регионов с большими значениями положительного сальдо и об отсутствии ее в регионах с отрицательным значением. Ведь перераспределение национального дохода осуществляется в общегосударственных интересах, а не в интересах одного региона. Поэтому эффективность вклада региона целесообразно оценивать с народнохозяйственной точки зрения. В народнохозяйственном масштабе эффект хозяйства одних регионов направляется на освоение богатств и развития других регионов, т.е. вклад направляется на достижение будущего эффекта. В этом смысле регион с активной интенсивностью вклада в перераспределение национального дохода способствует повышению народнохозяйственной эффективности национальной экономики.
Итак, при прочих равных условиях (относительно средне- федерального уровня потребления и накопления) наибольший вклад в воспроизводственный процесс страны вносит регион со стремящимся к максимуму абсолютным значением положительного сальдо между произведенным и использованным национальным доходом (равно сальдо межрайонного обмена), абсолютными показателями ВНП, ВВП (ВРП). Эти показатели используются нами в качестве основных при количественной характеристике межрайонных пропорций в народном хозяйстве.
В то же время на современном этапе как уровень теоретической разработанности, так и недостаточность информационной базы затрудняет сравнительный, межрегиональный анализ и тем самым комплексную социально-экономическую оценку эффективности территориальных: пропорций на основе приведенных выше показателей. С учетом этого к анализу места и роли территориального звена в народнохозяйственном комплексе страны нами широко привлекаются показатели межрайонного обмена. Они обеспечивают непосредственную связь региона с другими в процессе территориального разделения труда. Стоимостные и натуральные показатели обмена сравнительно легко поддаются количественному измерению и оптимизации и, следовательно, представляют реальный резерв повышения эффективности хозяйства региона. Поэтому вывоз (экспорт) и ввоз (импорт) принимаются в качестве одного из показателей территориальных пропорций.
32. Определение и структура регионального рынка. Рыночная
инфраструктура региона
Региональный рынок - это рынок определенного товара или товарной группы, сфера функционирования которого ограниченно определенной территорией.Региональные рынки можно объединить в систему, которая представляет собой совокупность рыночных образований различного типа, цель которых - обеспечение эффективного развития и функционирования регионального воспроизводственного процесса, воспроизводства орудий, предметов труда и рабочей силы. В систему региональных рынков входят:
- потребительский рынок (рынок благ);
- рынок земли и недвижимости;
- рынок труда;
- рынок капиталов (кредитный рынок и рынок ценных бумаг);
- рынок информации;
- рынок природных ресурсов;
- рынок культурных ценностей;
- рынок образовательных услуг и др.
Все рынки взаимосвязаны друг с другом, они обслуживаются соответствующими составляющими рыночной инфраструктуры.
Рыночная инфраструктура – совокупность видов деятельности, обеспечивающих эффективное функционирование объектов рыночной экономики и их единство в определенном реальном рыночном пространстве. Важнейшими элементами рыночной инфрастр-ры явл.:
- посредничество на биржах: товарных, фондовых, валютных, фрахтовых, посредничество через систему торговых домов;
- посредничество небиржевое: ярмарки, выставки-продажи, коммерческо-выставочные комплексы, аукционы, конкурсы, тендеры, торговые палаты и др. объединения в сфере бизнеса;
- социальные институты и управленческие образования: госуд. и негосуд. Центры занятости, биржи труда, система подготовки и переподготовки кадров, общественные фонды, профессиональные союзы трудящихся;
- кредитно-финансовая инфраструктура: кредитная система и коммерческие банки, эмиссионная система и эмиссионные банки;
- коммуникационная инфраструктура: связь, транспорт всех видов, рекламные агенства, информационные агенства и СМИ, аудиторские фирмы, консалтинговые компании, зоны свободного предпринимательства, коммерческие центры;
- налоговая и таможенная инфр-ра: налоговая система и налоговые институты, таможенная система и ее инфр-ра.






