Один из методов количественной характеристики сводится к комплексной оценке признаков специализации, т.е. к рассмотрению уровня производства продукции и ее вывоза как равнозначных факторов. Преимущество такого подхода в том, что он позволяет распределить отрасли не только по группам специализации, районных отраслей, но и находить промежуточные группы отраслей, выделение которых расширяет возможности исследования раздельного влияния каждой из них на межрайонный обмен продукцией.
Этот метод с модификациями использовался нами при классификации отраслей народного хозяйства Республики Башкортостан по признаку специализации по материалам межотраслевых балансов. В нашей классификации изменены названия некоторых групп; они, как нам представляется, более удачно отражают особенности региона; показатель производства определяется не только на душу населения, но и на одного занятого в материальном производстве; коэффициент вывоза (экспорта) продукции рассчитывается, исходя из особенностей региона; оценка комплексности признаков проводится на основе коэффициента ассоциации. При этом все отрасли были разделены на четыре группы: отрасли специализации, развитые обслуживающие отрасли, высокотоварные, но недостаточно развитые отрасли и районные отрасли, Из всех отраслей, включенных в межотраслевой баланс, для классификации по четырем вышеупомянутым группам отобраны отрасли, представленные в экономике Республики Башкортостан собственным производством. В основу классификации были положены два показателя; коэффициент вывоза (экспорта) и уровень развития отрасли в регионе, характеризующийся среднедушевым размером производства. За критерий включения отраслей в группы по первому показателю взят коэффициент 0,5. Выбор этого коэффициента основан на анализе производства продукции и ее вывоза (экспорта) по целому ряду отраслей материального производства Республики Башкортостан и Республики Татарстан. Наблюдения свидетельствуют о том, что на уровне этих регионов профилирующие отрасли большую половину продукции производят для удовлетворения нужд других регионов. Очевидно, использование данного коэффициента со значением 0,5 возможно, с некоторой условностью, и для крупных экономических районов. Вывоз (экспорт) не менее 50% продукции специализирующейся отрасли обосновывается и для условий Сибири. Наши расчеты показали непригодность его при выявлении отраслей территориальной специализации в народном хозяйстве Российской Федерации. Если отношение вывозимой (экспортируемой) продукции (Wri) к произведенной (x ri) превышает или равняется 0,5, то отрасль относится к группе либо отраслей специализации, либо высокотоварных, но недостаточно развитых отраслей.
Если же коэффициент вывоза (экспорта) меньше 0,5, то отрасль должна относиться к одной из двух групп: развитых обслуживающих отраслей или районных отраслей.
Уровень развития отрасли региона определяется сравнением отношений валовой продукции отрасли района (x ri) к общей численности его населения (N r) с аналогичными показателями в масштабе страны (xi, N).
Если среднедушевое производство в регионе не уступает среднедушевому производству страны, то отрасль относится к группе отраслей специализации или к группе развитых обслуживающих отраслей. В противоположном случае – к группе высокотоварных, но недостаточно развитых или к группе районных отраслей.
Распределение отраслей по группам в соответствии с их значениями по двум признакам по схеме, построенной в форме четырехклеточной таблицы корреляции, выглядит следующим образом:

В результате использования количественных показателей МОБ нами получена следующая классификация отраслей народного хозяйства Республики Башкортостан по специализации:
группа отраслей специализации – нефтепереработка, основная химия, горно-химическая промышленность, производство синтетического каучука, фанеры, шифера, спичек и др.;
развитые обслуживающие отрасли – производство электроэнергии и теплоэнергии, сборных железобетонных конструкций, строительных материалов, строительная индустрия, сельское хозяйство и др.;
- высокотоварные, но недостаточно развитые в республике отрасли – группа представлена в основном добычей руд, полезных ископаемых, переработка которых осуществляется за пределами РБ, кабельными изделиями, продукцией электротехнической промышленности и др.;
- районные отрасли – группу образуют отрасли, продукция которых преимущественно потребляется внутри республики, – это угольная, лакокрасочная промышленность, производство ремонта, мебели, отрасли пищевой и легкой промышленности и др.
Одни экономисты предлагают исчислять региональный уровень развития отрасли, исходя из численности наличного населения, - иначе говоря, рассчитывать среднедушевой размер производства, а другие - на одного работника, занятого в народном хозяйстве. На наш взгляд, наиболее правильно определять уровень развития отрасли в регионе отношением продукции отрасли и численности работников, занятых в производственной сфере. Чем существеннее различия доли работников материального производства в численности населения отдельных регионов и страны, тем больше разница соотношений объемов продукции на одного занятого в производственной сфере и на душу населения. Удельный вес занятых в материальном производстве в численности населения колеблется в пределах 35% - 40%. В связи с этим наблюдались некоторые различия в соотношениях объемов продукции в расчете на работника материального производства и на душу населения, которые соответственно равнялись 0,875 и 0,872. С учетом вышеизложенного классификация отраслей материального производства Республики Башкортостан по признаку территориальной специализации производилась и вторым способом, в основу которого заложены производство продукции на одного занятого в материальном производстве и ее вывоз (экспорт).
Классификация отраслей народного хозяйства по группам изложенным выше методом имеет существенные различия по сравнению с классификациями, проводимыми отдельно по «производственной» и «вывозной» концепциям. Например, при выделении отраслей народного хозяйства Республики Башкортостан по «производственной» концепции было бы 72 районные отрасли и 25 отраслей специализации, а по «вывозной» концепции соответственно - 58 и 39.
Территориальная специализация, как следствие общественного разделения труда, подвержена постоянным изменениям. Эти изменения происходят под влиянием комплекса факторов, важнейшим из которых является научно-технический прогресс. В результате научно-технического прогресса в регионе могут быть размещены предприятия отраслей, которые ранее считались не эффективными или невозможными для размещения. Изменения в размещении предприятий новых отраслей могут происходить в результате открытия в регионе запасов какого-либо полезного ископаемого, внедрения нового технологического процесса, изменения условий транспортного обслуживания и др. Таким примером является относительно новая отрасль в экономике Республики Башкортостан - микробиологическая промышленность. Возникнув сравнительно недавно, на основе использования отходов отраслей нефтехимической промышленности, она развивается интенсивно, стала уже отраслью специализации. К сожалению, продукция этой отрасли не выдерживает международную экспертизу на экологическую чистоту и вредно воздействует на здоровье человека.
Нефтяная промышленность республики, являющаяся основной отраслью специализации. Становление нефтяной промышленности связано с открытием месторождений нефти и с созданием на их базе нефтеперерабатывающей промышленности. В то же время можно утверждать, что отрасль нефтяной промышленности республики будет профилировать хозяйство до определенного периода, пока технический прогресс не выдвинет новые экономически эффективные и практически безопасные для человека виды топлива и химического сырья.
26. Концепция комплексного развития в региональной экономике.
Значение и механизмы реализации комплексного развития экономики региона.
Это комплексное развитие предполагает обеспечение наиболее рациональных отраслевых территориальных пропорций, установление и поддержание оптимальных соотношений между:
-Отраслями специализации и обслуживающими отраслями;Добывающей и обрабатывающей;Легкой и тяжелой;Промышленностью и сельским хозяйством;Производственной инфраструктурой и социальной;Сферой производства и услуг.
-существуют показатели, на основе которых можно говорить о комплексности регионального хозяйства:
- объем продукции внутри регионального производства, который потребляется внутри региона;
- удельный вес продукции межотраслевого применения;
- степень использования региональных ресурсов;
- отраслевая структура хозяйства региона.
На базе регионального хозяйственного комплекса создаются или простые или сложные отраслевые комплексы.Простой комплекс- сочетание параллельных отраслей специализации плюс обслуживающие отрасли.Сложный комплекс - наличие отраслей с непосредственными связями, которые могут развиваться и по вертикали и по горизонтали. Создание даже простого комплекса сопровождается существенной экономией, т.к.:
- развивается эффективное производство на базе использования общественно благоприятных условий;
- появляется возможность создания общего для всех отраслей обслуживающего хозяйства. При формировании сложных комплексов: совмещение нефтехимической и нефтеперерабатывающей отраслей - экономия за счет сокращения транспортных перевозок, совместное использование энергии, уменьшение удельных капиталовложений.
Освоение новых районов, вовлечение в промышленную эксплуатацию новых месторождений угля, нефти, руды, минеральных строительных материалов, комплексное развитие экономических районов даст возможность народному хозяйству сократить дальность перевозок грузов, а следовательно, экономить значительные средства на транспортировке сырья, топлива и готовой продукции.
При увеличении размера предприятия может потребоваться привлечение рабочих из других районов, что приводит к дополнительным капитальным затратам на жилищное и культурно-бытовое строительство. Кроме того, сосредоточение производства определенной продукции лишь на одном или нескольких крупных предприятиях уменьшает возможность равномерного размещения производства по территории страны и комплексного развития экономических районов.
Механизмы реализации: налоговые послабления для отстающих отраслей, прямые дотации, привлечение инвестиций и т.д.
27. Сущность диверсификации экономики региона как концепция
развития в региональной экономике.
Вопросы диверсификации экономики региона и повышения на этой основе конкурентоспособности рассматриваются региональными органами власти в качестве приоритетных.
Любая диверсификация - это сложный, постепенный, долговременный процесс, требующий для своего осуществления немалых вложений различного рода ресурсов. Стратегией диверсификации называют освоение новых товарных рынков, выпуска новых товаров, оказания новых видов услуг. Стратегия диверсификации обычно подразумевает не только внесение разнообразия в товарные группы или группы услуг, но и распространение деятельности региона на новые, не пересекающиеся с уже освоенными сферами хозяйственной деятельности.
Иначе говоря, стратегия диверсификации -- система мер, которую используют, чтобы исключить зависимость экономической эффективности от одной товарной группы или одного стратегического направления деятельности.
· Различают два основных подхода к совершенствованию структуры экономики страны - два пути диверсификации. Первый (горизонтальные меры) предполагает создание устойчивых институтов для функционирования всех экономических агентов, формирование благоприятного инвестиционного климата, сокращение вмешательства государства в экономику, поддержание и стимулирование конкуренции на рынках. Второй (вертикальные меры) - проведение активной государственной политики по изменению структуры экономики и ее совершенствованию на основе стимулирования, в том числе финансового, отдельных отраслей и предприятий. При этом одни группы экономических агентов ставятся в более благоприятные условия по сравнению с другими. Регионы России. Социально-экономические показатели. М., 2010. С. 322.
· Но каков бы ни был подход и соответствующий ему способ государственного регулирования функционирующей системы национального хозяйства, необходимо помнить, что «диверсификация важна не сама по себе, а как условие создания более конкурентоспособной экономики, в полной мере реагирующей на рыночные сигналы, устойчиво развивающейся без дальнейшего прямого участия государства». Даже «небольшие «помарки» в применении методов активного государственного вмешательства могут подорвать экономику.
· Механизмы осуществления диверсификации в среднесрочной и долгосрочной перспективе различаются между собой. В первом случае они способны «оказать заметное стимулирующее воздействие на развитие несырьевых производств» и включают* совершенствование налоговых и таможенных механизмов изъятия природной ренты;* создание системы поддержки экспорта;* развитие сельскохозяйственного производства;* поддержку малого и среднего бизнеса.
· В долгосрочном периоде - это:* поддержка венчурного финансирования;* стимулирование взаимного перетока технологий при производстве продукции гражданского и военного назначения;* развитие сферы услуг и поддержка ее экспорта;* развитие информационной инфраструктуры и сферы телекоммуникаций.
· Диверсификацию региональной экономики можно рассматривать как расширение сфер экономической деятельности региона с целью повышения его конкурентоспособности, увеличения вклада новых видов производств в социально-экономическое развитие территории и улучшение на этой основе благосостояния населения.
28. Классификация форм собственности. Выделение региональной
собственности в системе отношений собственности национальной экономики.
изменение собственности и ее форм. Сначала появились такие формы собственности в экономике, как личная, семейная, государственная. При капитализме начала развиваться частная собственность, а во время дальнейшей ее эволюции появилась акционерная собственность, особое значение приобрела государственная собственность. В настоящее время выделяются две основные формы собственности в рыночной экономике: общественная и частная. Общественная собственность заключается в совместном присвоении средств производства и его результатов. Все ее члены имеют равные права в отношении данной собственности. Правда, стоит обратить внимание на то, что право пользования собственностью, как правило, закреплено за государственными органами управления. Это делается для того, чтобы избежать различных конфликтов между членами. Если говорить о частной собственности, то в ней средства и результаты производства присваиваются отдельным лицам, собственникам этих средств. Например, это может быть собственность семьи, трудового коллектива или отдельного гражданина. Объектами частной формы собственности в экономике могут выступать постройки, предприятия, земельные участки, жилье, а также различные ценные бумаги – акции, облигации, денежные средства. Частная собственность дает возможность всем желающим открыть свой бизнес. Она же является основой современной рыночной экономики.
Если углубиться в изучение собственности, то можно увидеть и многие другие виды и формы, которые выделяются в зависимости от того, кто является субъектом собственности.
Государственная собственность – представляет собой общественную собственность, поэтому под ней понимается совместное пользование, владение и распоряжение. Правда, распоряжаться этим видом собственности может только государственный орган. В ее структуре выделяют такие экономические формы собственности, как федеральная (это все объеты, принадлежащие населению страны) и госсобственность субъектов федерации (сюда относится города Санкт-Петербург и Москва, области, края, республики, автономные области).
Муниципальная (городская) собственность – включает в себя такие формы собственности в экономике, как собственно муниципальная (дороги, банки, жилье, транспорт, находящиеся на территории города), районная (жилье, бани, магазины, транспорт, больницы, школы района) и поселковая собственность (мост, земля, школа, жилье). Городская собственность является общественной, поэтому ей присуща присвоение и использование, а вот распряжение осуществляется мэрией и государственными органами.
Частный вид собственности состоит из индивидуальной частной, коллективной, семейной, акционерной, интеллектуальной (принадлежащая отдельному человеку либо группе лиц, созданная интеллектуально – видеоклип, модель одежды) и совместной (например, государства и предприятия) собственности.
Собственность общественных организации состоит из собственности партийных организаций, церковных конфессий и непосредственно общественных организаций. Характер собственности определяет объем потребления и формы обмена материальных благ. Говоря иначе, собственник может на свое усмотрение производить обмен на другие товары и продукты, частично или полностью осуществлять их потребление. Те лица, которые не имеют в своем распоряжении собственности, выступают в роли наемных рабочих и получают заработную плату за свой труд.
Региональная собственность – собственность субъекта Федерации (средства регионального бюджета, региональные внебюджетные фонды, имущество органов государственной власти, региональные земли, природные ресурсы, находящиеся в собственности субъекта Федерации, региональные предприятия и организации, банки и другие финансово-кредитные организации, жилищный фонд субъекта Федерации и нежилые помещения, учреждения образования.
Главную часть региональной собственности составляет ресурсная недвижимость – земля и природные ресурсы, которые обладают способностью приносить дифференциальный доход, имеющий рентный характер. Под рентой понимается некоторый доход, который получает собственник природного ресурса, сдавая его в аренду или эксплуатируя самостоятельно. Или рента – это незаработанная сверхприбыль, подлежащая безусловному акцизу в пользу обществу и государству. Поэтому один из путей повышения наполняемости доходов бюджета – рентные платежи за пользование природными ресурсами.
29. Взаимодействие субъектов хозяйствования и управления по поводу
отношений собственности
Модели поведения собственника и менеджера различаются, так как собственник живет за счет прибыли, а менеджер – на заработную плату. Следует заметить, что владелец бизнеса – широкое понятие. Оно подразумевает сочетание юридического права собственности и активного участия в управлении бизнесом.
Можно выделить основные группы собственников и руководителей бизнеса:
1. Собственники – владельцы бизнеса.
2. Руководство высшего уровня:
• коллективное (собрания акционеров);
• коллегиальное (советы директоров, правления);
• единоличное (генеральные директора).
3. Ведущие администраторы – руководители (топ-менеджеры).
Основное противоречие между собственником и менеджером состоит в следующем:
• собственник старается добиться максимизации прибыли, при этом избежав риска;
• менеджер старается максимально полно использовать ресурсы компании, тем самым увеличить полномочия и размер вознаграждения.
Взаимодействия наемных топ-менеджеров и собственников включают:
1. Распределение полномочий между собственниками и наемными менеджерами. Оно зависит от существующей в компании системы.
2. Уровень и степень передачи полномочий. В крупном и среднем российском бизнесе используются разные способы передачи прав и обязанностей собственника менеджеру – от осуществления им только оперативного управления до участия топ-менеджера в разработке стратегии развития бизнеса.
3. Процесс передачи полномочий топ-менеджерам. Его усложняет нехватка квалифицированных кадров, что препятствует развитию бизнеса. Кроме того, имеет место слишком «личное отношение» со стороны собственника и риски присвоения денег и авторитета наемным менеджером.
4. Оценку и мотивацию труда. Контроль и оценка деятельности топ-менеджмента со стороны собственника осуществляются по трем направлениям (по степени убывания значимости): наемный руководитель и собственник совместно разрабатывают систему контроля и оценки, руководитель выступает инициатором внедрения определенных форм отчетности, привлечения внешних консультантов для разработки системы отчетности.
5. Источники получения топ-менеджеров. Собственники получают лояльный топ-менеджмент двумя основными путями: путем выращивания внутри компании или через наем топ-менеджера, когда бизнес выходит на новый этап развития и необходим профессионал с опытом. Основные факторы эффективного сотрудничества собственника и наемного топ-менеджера: Совместимость. Профессиональная, практическая и этическая база для сотрудничества. Сопричастность к бизнесу: владелец и менеджер отказываются от сиюминутных результатов ради прорыва в будущем, взаимодействуют во время выработки концептуальных вопросов бизнеса. Упреждение конфликтов: сомнения и подозрения высказываются и обсуждаются сразу, ведется поиск выходов из кризисных ситуаций. Контроль: отчеты и планы нужны владельцу для оценки изменения параметров бизнеса и принятия управленческих решений. Взаимная оценка: собственник оценивает менеджера по достижениям, а менеджер — задачи, поставленные владельцем компании.
7. Результаты сотрудничества: владелец ожидает от сотрудничества с наемным менеджером сохранения бизнеса, его развития и т. д., а наемный менеджер рассчитывает на высокую компенсацию и поддержание своей репутации.
30. Актуальность вопросов вклада региона в национальную экономику.
Вклад региона в национальную экономику по вносимым в федеральный
бюджет поступлениям.
Понятия «донор» и «реципиент». Понятие самодостаточности. Слово «донор» в переводе с латинского означает дарение, жертвование. В общепринятом понимании это, например, - человек, дающий кровь для перливания с лечебной целью. В финансово-экономической области донорами считаются те регионы, у которых формируется положительное сальдо между вносимыми в федеральный бюджет взносами и трансфертами к ним из федерального бюджета. «Реципиент» в переводе с латинского соответствует слову «принимающий». В общепринятом понимании, это, например, - человек, которому переливают кровь с лечебной целью. В финансово-экономической области реципиентами считаются те регионы, у которых трансферты из федерального бюджета превышают их вклад в него. Такое явление само по себе не может считаться нормальным. Рассуждая теоретически, можно предположить примерно равное соотношение доноров и реципиентов. Оно может складываться из особенностей природно-климатических условий, т.е. одни регионы богаты ресурсами, другие, наоборот, - бедны. В решающей мере это относится к топливно-энергетическим ресурсам. Достижение благоприятного количественного соотношения между регионами-донорами и регионами- реципиентами можно на основе регулирования и совершенствования налоговой системы Российской Федерации.
На современном этапе проблема донорства и реципиентства регионов отодвинута на второй план. Это связано с тем, что большая часть налоговых и неналоговых сборов из регионов изымается в пользу федерального бюджета. Пример по Республике Башкортостан. В 2010г. общая сумма налоговых и неналоговых сборов составила 228354404,5 тыс.руб., из которых 94975158 тыс.руб. переданы в консолидированный бюджет РБ, 70560177,8 тыс. руб. – в бюджет РБ, 24414980,2 тыс. руб. – в местный бюджет. В федеральный бюджет отчислены 68340905,4 тыс. руб., в УФК – Смоленск в форме акцизов – 19954215,5 тыс. руб. и в социальный внебюджетный фонд – 45084125,7 тыс.руб. Сумма федеральных изыманий составляет 133379,2 млн.руб., что составляет 58,4% всех налоговых и неналоговых сборов на территории РБ. Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ составили 19758187,5 тыс. руб. Из этой суммы на дотации приходится 4299900 тыс. руб., субсидии – 5395798 тыс.руб., субвенции – 7894635,9 тыс.руб., иные межбюджетные трансферты – 828162,0 тыс. руб., прочие безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы – 1339691,6 тыс. руб. Следовательно, Республика Башкортостан продолжает быть донором в РФ, так как 133379,2 - 19758,2 = 113621 млн. руб.
Самодостаточность - такое положение региональной экономической системы, сопровождаемое удовлетворением самого широкого спектра потребностей субъектов региона (населения, фирм, общественных организаций и т.д.), а также возможность организации беспрерывного поддержания данного процесса. Исходя из примата любой экономической системы, в т.ч. и рыночной как удовлетворение потребностей и прежде всего населения можно утверждать, что общий характер потребностей социализируется (образование, работа, качество жизни, риск, безопасность и т. д.), а это существенно раздвигает границы содержания данного термина.
31. Актуальность вопросов вклада региона в национальную экономику.
Вклад региона в национальную экономику по обобщающим экономическим
показателям.
Как определить вклад и поддается ли этот показатель количественному измерению? По нашему мнению, абсолютные показатели вывоза (экспорта) и ввоза (импорта), уровень производства совокупного продукта или национального дохода, ВНП, ВВП (ВРП) в значительной мере способствуют характеристике вклада региона в национальную экономику. Так, вывоз (экспорт) и тем более произведенный регионом национальный доход, полученные ВНП и ВВП (ВРП) сами по себе служат синтетическими показателями, отражающими вклад региона. В то же время этой цели, на наш взгляд, более способствуют относительные показатели. Наши исследования свидетельствуют, что оценить интенсивность вклада региона в территориальное перераспределение можно следующими отношениями:
- сальдо вывоза и ввоза продукции (включая соответственно экспорт и импорт продукции) к совокупному общественному продукту;
- сальдо произведенного и использованного национального дохода к использованному национальному доходу;
- использованного национального дохода к произведенному национальному доходу. Эти отношения можно дополнить абсолютными показателями ВНП, ВВП (ВРП).
Во втором и третьем случаях роль perиона в системе воспроизводства выражается в показателе вновь созданной стоимости.
Перечисленные отношения, характеризующие интенсивность вклада региона в территориальное перераспределение (J1, J2, J3) можно выразить в следующем виде:
J1 =
J2 =
, J3 = 
где S - сальдо вывоза и ввоза (включая соответственно экспорт и импорт продукции);
S' - сальдо произведенного и использованного национального дохода;
c+v+m - совокупный общественный продукт;
v+m' - использованный национальный доход;
v+m - произведенный национальный доход.
Используется также информация, включающая валовой национальный продукт и валовой внутренний продукт, соответственно, полученные по методу доходов; валовой национальный продукт и валовой внутренний продукт, соответственно, полученные по методу расходов.
Интенсивность вклада региона в территориальное перераспределение в зависимости от значения и величины сальдо может иметь три разновидности:
а) активный вклад, характеризующийся преобладанием связей по вывозу (экспорту);
б) пассивный вклад, характеризующийся преобладанием связей по ввозу (импорту), хотя объем экономических связей может быть большим как по вывозу (экспорту), так и по ввозу (импорту);
в) нейтральный вклад, характеризующийся нулевым сальдо, т.е. вывоз (экспорт) равен ввозу (импорту). Нулевое сальдо может складываться как при больших, так и при малых объемах экономических связей. Однако интенсивность вклада в указанных двух случаях имеет два различных качества: нулевое сальдо при активном вывозе (экспорте) и активном ввозе (импорте) и нулевое сальдо при незначительных связях региона как по вывозу (экспорту), так и по ввозу (импорту). В первом случае имеются в виду экономические связи развитого региона, а во втором - связи региона слабо развитого.
Отношения сальдо к совокупному общественному продукту или национальному доходу, ВНП, ВВП (ВРП) характеризуют коэффициенты интенсивности вклада региона в территориальное перераспределение. Эти коэффициенты нами изображены графически.
-1 +1
|
|
Из масштабной сетки видно, что коэффициенты активной и пассивной интенсивности могут колебаться, в основном, от - 1 до + 1. Для первого отношения это правомерно всегда, т.к. сальдо обмена регионального МОБ не может превышать объем совокупного общественного продукта. Показатели коэффициента интенсивности вклада при втором и третьем отношениях, хотя в большинстве случаев колеблются в указанных выше пределах, в некоторых случаях могут принимать значения выше или ниже ± 1.
Приведем возможные случаи отклонения коэффициента интенсивности вклада от критических параметров:
1) при исчислении коэффициента интенсивности вклада по второму отношению, когда объемы произведенного национального дохода, например, более чем в два раза превышают объемы использованного национального дохода и, наоборот, если объемы использованного национального дохода во столько же раз превышают объемы произведенного национального дохода;
2) при исчислении коэффициента интенсивности вклада по третьему отношению, когда объемы использованного национальною дохода благодаря интенсивному ввозу (импорту) продукции превышают объемы произведенного национального дохода. Башкирская АССР, обладавшая сложным хозяйственным комплексом, имела признаки обоего вклада.
Очевидно, степень участия регионов в обеспечении расширенного воспроизводства в национальной экономике различна, что представляет собой объективный процесс. Этому способствует совокупность социально- политических и географических особенностей того или иного региона. При прочих равных условиях активный вклад характерен для регионов с развитой обрабатывающей промышленностью, а пассивный - регионам, где развиты добывающие отрасли.
Процесс интенсивности вклада региона в территориальное перераспределение динамичен. Например, задача выравнивания уровней экономического развития ранее отсталых регионов является объективной необходимостью в определенный социально-исторический период, в котором интенсивность вклада может принять отрицательное значение для данных регионов., а с дальнейшим развитием народного хозяйства - активную интенсивность. Подобные же явления могут происходить и под влиянием особенностей освоения ресурсов региона. Например, в период интенсивной разработки крупного месторождения федерального значения регион может выступать в качестве основного поставщика продукции этой отрасли в другие регионы страны, что способствует формированию активного вклада региона в территориальное перераспределение.
Коэффициент интенсивности вклада целесообразно рассчитывать периодически как для уровня крупных экономических районов, так и для субъектов РФ. Их анализ позволяет по-новому подойти к совершенствованию пропорций развития хозяйства регионов. Для Башкирской АССР коэффициент интенсивности вклада составлял при исчислении по совокупному общественному продукту 0,12 в 1966 г., 0,08 - 1972, 0,13 ~ 1977, при исчислении отношения сальдо произведенного и использованного национального дохода к использованному национальному доходу - соответственно 0,40, 0,43, 0,40, а по отношению использованного и произведенного национального дохода -0,70, 0,70, 0,712.
Из-за отсутствия таких же показателей по другим регионам мы лишены возможностей сравнения. Однако такой высокий коэффициент при больших абсолютных показателях национального дохода по республике позволяет утверждать, что Башкирская АССР относилась к числу регионов с активной интенсивностью вклада.
Приведенные отношения вклада региона в территориальное перераспределение можно было бы дополнить сальдовыми показателями между произведенным и использованным национальным доходом региона, вывозом (экспортом) и ввозом (импортом) продукции. Следует отметить, что указанные выше два сальдовых показателя по существу равны между собой. Единственным условием для этого по методическим особенностям составления регионального МОБ является равенство между собой платы за капитал (первый квадрант) и затрат на возмещение выбытия и капитальный ремонт основных фондов (второй квадрант). При этом необходимо обратить внимание на несколько обстоятельств. Во-первых, очевидно, недостаточно простого превышения произведенного национального дохода над использованным.
Значение даже положительного сальдо может варьировать в широких пределах от единицы до бесконечности. И поэтому степень участия региона в воспроизводственном процессе будет тем интенсивнее, чем выше значение положительного сальдо. Во-вторых, стремящееся к максимуму положительное сальдо должно складываться при интенсивном межрайонном обмене, т.е. при больших абсолютных связях региона как по вывозу (экспорту), так и ввозу (импорту).
Изложенные выше условия можно выразить следующей формулой:
(v + m)-(v + m') = +S mах,
где v + m - произведенный национальный доход;
v + m'- использованный национальный доход.
S - величина положительного сальдо.
Таким образом, положительное сальдо между произведенным и использованным национальным доходом, между вывозом (экспортом) и ввозом (импортом) может быть использовано как показатель активной интенсивности вклада региона в территориальное перераспределение. Однако возрастание положительного сальдо должно складываться при обеспечении необходимых пропорций внутри региона Поэтому, оценивая фактическую интенсивность вклада региона, необходимо учитывать уровни потребления и накопления в регионе. Если потребление и накопление в регионе выше средне- федерального уровня, то эффект хозяйства частично используется в регионе, если ниже - частично не доиспользуется, передается в другие регионы. Поясним это положение с помощью нескольких условных числовых примеров. Допустим, по стране в целом размеры непроизводственного потребления составляют 75 единиц на душу населения, а накопления - 25. По отношению к средним показателям по стране четыре региона имеют следующие характеристики:
РФ 1 11 111 1У
Непроизводственное







