Общие и особенные условия формирования регионального рынка

Условия формирования РР – четкое разграничение функций власти и управления между Центром и регионами; разделение собственности и в то же время, сохранение общего экономического и денежно-кредитного пространства в рамках государства; относительная самостоятельность регионов в экономической, финансовой, социальной, управленческой сферах и в использовании своего экономического потенциала на принципах рациональности и эффективности; наличие развитой экономической базы регионов, способной производить в достаточных объемах продукцию и услуги; создание законодательных, организационных, ценовых, налоговых, кредитных, таможенных и других условий формирования рынка; осуществление активной региональной политики, способствующей развитию предпринимательской активности, рыночной инфраструктуры, соц. защиты населения.

Для обеспечения эффективного функционирования регионального рынка необходимо:

- соединение эконом. интересов производителей и потребителей, покупателей и продавцов, всех субъектов рыночных отношений в регионе на решении стратегических задач;

- поддержание высокого платежеспособного спроса на товары и услуги;

- развитие конкурентоспособных отраслей специализации, сопутствующих и вспомогательных им производств;

- регулирование отношений между всеми субъектами хозяйствования.

34. Региональный потребительский рынок и его роль в удовлетворении
запросов потребителей региона.

 

Механизм формирования и функционирования потребительского рынка региона представляется как взаимодействие объективно действующих факторов, явлений и процессов в сфере производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг, сложившихся на данной территории.

Функционирование регионального потребительского рынка определяется связями: между потребностями населения региона и производством; спросом и предложением на региональном рынке товаров и услуг; дифференциацией доходов и характером потребления; уровнем и структурой потребления; текущим потреблением и накоплением; обобществленной и индивидуализированной формами потребления, и др.

Понятие «потребительский рынок» в современной российской экономической литературе встречается с начала 90-х гг. В числе первых работ о российских региональных потребительских рынках следует назвать монографии и статьи Р.И. Шнипера и А.С. Новоселова. К этому времени относится одно из определений регионального потребительского рынка. Так, Р.И. Шнипер и А.С. Новоселов пишут, что он представляет собой территориальную организацию сферы обращения, призванную обеспечить население региона товарами на основе развития товарно-денежных отношений при минимальных издержках обращения.

В целом же по своей экономической сущности региональный потребительский рынок – это совокупность высоколокализованных социально-экономических процессов и отношений в сфере обмена и потребления, формируемых под влиянием особенностей спроса и предложения каждого территориально-административного образования, с учетом адекватных методов регулирования конъюнктуры рынка и принятия коммерческих решений.

Региональный потребительский рынок является частью общего регионального рынка (или рынка благ). Под товарным рынком в современной экономике понимается «система субъектов экономики, формирующих свои отношения с целью рационального обращения товаров конечного потребления и продукции производственно-технического назначения». При этом потребительский рынок, по мнению авторов, представляет собой ту часть товарного рынка, на которой товары покупаются для личного потребления.

В этой связи можно принять определение, данное И.М. Шабуниной, О.Д. Ломовцевой и М.Ю. Трубиным: потребительский рынок региона – это основная составляющая структуры современной рыночной экономики, где часть ВНП, материализированная в виде произведенных бизнесом товаров и услуг, покупается или приобретается иным способом потребителями региона для личного потребления.

По своему удельному весу и роли в обеспечении жизнедеятельности населения потребительский рынок занимает ведущее место в системе рынков региона. Он представляется нам как динамичная система причинно-следственных связей, обеспечивающих наибольшее соответствие производства (или ввоза из-за пределов региона) товаров и услуг потребностям и платежеспособному спросу населения, охватывающая всю совокупность экономических отношений производства, реализации и потребления материальных благ и услуг потребительской ориентации.

Насыщенность и емкость регионального потребительского рынка во многом предопределяются эффективностью хозяйственной деятельности в регионе. Именно от нее во многом зависит конечное потребление населения региона.

Региональный потребительский рынок воздействует на ряд фаз, тесно связанных между собой в едином процессе: потребности населения региона – производство (предложение) – денежные доходы населения – реализация (торговля) – потребление (удовлетворение потребностей). Блок потребностей в начале процесса выступает в роли заявок производству, ориентирует его на определенный объем и структуру производственных ресурсов. Он является важнейшим фактором формирования политики приоритетов в производственной программе региона.

Организационно региональный потребительский рынок представлен сетью магазинов розничной и мелкооптовой торговли, оптовыми базами, посредническими организациями, различными предприятиями сферы услуг региона. Выходят на потребительский рынок в качестве продавцов и предприниматели без образования юридического лица. Им противостоят покупатели, реально представленные домохозяйствами. Такова субъективная определенность регионального потребительского рынка.

Пространственно данный рынок определяется территорией, на которой покупатели могут приобрести товар или услугу. В связи с тем, что регион – это область (район, часть страны), отличающаяся от других областей совокупностью естественных или исторически сложившихся экономико-географических особенностей, региональный потребительский рынок имеет соответствующую территориальную определенность. В России в качестве региональных правомерно, по мнению автора, выделять следующие потребительские рынки:

- экономического района, в РФ в настоящее время их, как известно, одиннадцать: Северный, Северо-Западный, Центральный, Волго-Вятский, Центрально-Черноземный, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный (кроме того, отдельно рассматривается Калининградская область);

- края, области, республики, округа (или их группы);

- города;

- района;

- отдельных населенных пунктов, входящих в состав района.

В настоящем исследовании рассмотрены два уровня региональных потребительских рынков на примере:

- во-первых, потребительского рынка Северо-Кавказского экономического района, как крупной таксономической единицы производственно-территориального устройства страны;

- во-вторых, потребительских рынков Ростовской области и Карачаево-Черкесской Республики, являющихся самостоятельными субъектами РФ и входящими в состав Северо-Кавказского экономического района.

Рынок Ростовской области избран в качестве объекта исследования в связи с тем, что он развивается в крупном промышленном центре, имеющем отличные потенциальные возможности для развития рыночных отношений в рамках самой области, а также для связей с другими регионами России и другими странами. Потребительский же рынок Карачаево-Черкессии развивается в сложных условиях глубокого трансформационного спада, имеет гораздо меньше возможностей для расширения и наращивания объемов продаж, связей с другими региональными рынками. Эти два контрастных территориальных образования Северного Кавказа и рассматривается ниже.

Методические подходы авторов к изучению регионального потребительского рынка предполагают исследование его с учетом выявления общего объема спроса населения на отдельные группы и виды товаров и объема их предложений; определения розничного товарооборота, объемов продаж потребительских товаров, а также соотношения на потребительском рынке отечественных и импортных товаров; анализа качества товаров, поступающих на потребительской рынок; составления характеристик торговой розничной сети региона; изучения системы платных услуг и т.д.

Первым этапом исследования регионального потребительского рынка является выявление спроса населения региона на соответствующие товары.

Изучение спроса должно давать информацию, позволяющую прогнозировать емкость и структуру рынка, а также предполагаемые сдвиги в изменении географии производства и потребления товаров и услуг.

Как известно, платежеспособный спрос населения региона характеризуется суммой денежных ресурсов, которую оно может направить на приобретение товаров и потребление платных услуг. Следовательно, структура платежеспособного спроса находится в прямой зависимости от источников формирования доходов населения, в частности тех, которые принимают денежную форму (заработная плата, денежные пособия, выплаты, дивиденды и др.).

Продолжающийся и усиливающийся кризис в российской экономике приводит к нестабильности, перепадам в доходах и потреблении, их дифференциации в различных сферах и по различным социальным группам, что снижает стимулы к эффективному труду, нарушает равновесие между спросом и предложением.

Региональные регулирующие органы используют следующие методы для воздействия на потребительский рынок:

- прямое директивное централизованное установление цен и тарифов на продукцию и услуги общероссийских монополистов;

- установление федеральными и региональными органами предельных посреднических наценок вне зависимости от числа посредников;

- снятие любого вида преград для конкретного ценообразования в немонополизированных секторах экономики и т.д.

Таким образом, региональный потребительский рынок – это сложная система институтов в сфере обращения, характеризующаяся большим числом взаимосвязей. Однако каждый из его участников имеет и свои интересы: производители стремятся вернуть затраченные средства и получить прибыль, а потребители – удовлетворить собственные потребности. Разрешению противоречий этих интересов служит государственное регулирование региональной экономики со стороны федеральных и местных органов.

Субъектами спроса на региональном потребительском рынке являются индивиды и семьи, покупающие товары и услуги для личного потребления и проживания на данном регионе. Рынки потребительских товаров характеризуются массовым потреблением, конкуренцией, децентрализованной структурой.

Основными путями сбыта товаров на региональном рынке являются: оптовая торговля, мелкооптовые торговцы, розничная торговля. Региональная политика в области сбыта товаров дополняется стимулированием торгово-сбытовой деятельности, техническим обслуживанием, системой мер по развитию регионального потребительского рынка в целом.

 

В России решение о создании оптовых продовольственных рынков (ОПР) было принято в 1994 г. В Волгоградской, Астраханской, Тульской, Кемеровской, Владимирской, Рязанской, Тверской, Ростовской и ряде других областей, в Москве и Санкт-Петербурге ОПР успешно действуют.

ОПР – юридическое лицо, которое организует и регулирует оптовую торговлю сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием в определенном месте по установленным правилам; они могут утверждаться как акционерные общества или унитарные предприятия.

Ситуация на региональных потребительских рынках России определяется общими проблемами развития экономики, диспропорциями макроэкономического характера, связанными с переходом к рыночным отношениям.

Демонополизация сферы товарного обращения, происходящая в последние годы, либерализация цен, приватизация торговых предприятий и усиление на этой основе конкуренции стали существенными факторами стабилизации потребительского рынка России, насыщения его товарами массового потребления, ликвидации таких явлений, как дефицит, ажиотажный спрос, очереди. Число самостоятельных хозяйствующих объектов в торговле увеличилось против дореформенного периода в несколько десятков раз. На начало 1997 г. В РФ насчитывалось 196,9 тыс. Магазинов, 68,2 тыс. Предприятий общественного питания, 47,2 тыс. Палаток и киосков. В Северо-Кавказском регионе их было: магазинов – 20,4 тыс., предприятий общественного питания – 6,7 тыс., палаток и киосков – 7,4 тыс.

Такая ситуация во многом приблизила товарные рынки регионов РФ к состоянию, соответствующему «рынку покупателя». Принципиально такой рынок отличается от «рынка продавца» тем, что он приспосабливается к поведению потребителя. На рынке же «продавца» главенствует производитель, который диктует ассортимент товаров, их наличие, цены и т.д.

Способствует этому процессу не только и не столько рост числа магазинов, вещевых и продуктовых рынков, кафе, ресторанов и др., сколько ориентация на конкретного покупателя, определенного на основе сегментации рынка, существенное расширение товарного ассортимента, стимулирование сбыта товаров, организация рекламы и т.д.

Общемировой оборот розничной торговли рос в период с 2005 по 2008 год со средним темпом в 8,3%. В 2008 году оборот мировой розничной торговли достиг 14,5 трлн. долларов США <1>. Вследствие экономического кризиса в 2009 году было отмечено снижение оборота розничной торговли на 6,4%.
Численность занятых и число хозяйствующих субъектов сектора торговли (не приводится)

По состоянию на 1 января 2010 г. в секторе торговли Российской Федерации действовало более 2,5 млн. хозяйствующих субъектов, 69% из которых - индивидуальные предприниматели. Торговая отрасль - лидер среди всех отраслей российской экономики по количеству созданных рабочих мест: общая численность занятых в 2009 г. составила около 12 млн. человек или 17,8% от всего занятого населения страны.

Состояние потребительского рынка – это совокупный результат взаимодействия комплекса факторов и условий воспроизводственного процесса, которые в конкретный период времени определяют соотношение спроса и предложения товаров и услуг, а также тенденции развития этого соотношения в зависимости от динамики цен, уровня доходов, объемов производства, структуры ввозимой продукции. Состояние рынка авторами рассматривается как многомерное явление, аккумулирующее воздействие множества факторов. Наиболее существенное значение для анализа и оценки регионального потребительского рынка имеют: доходы населения, обусловливающие спрос на товары и услуги; уровень платежеспособности; динамика производства товаров массового потребления в регионе; объемы, ассортимент и качество товаров, завозимых из других регионов и из-за рубежа; характер и качество предоставляемых населению услуг, цены на товары и услуги, их динамика; методы и системы сбыта товаров, сервисное обслуживание и т.д.

Для достижения целей, поставленных в исследовании, необходимо проанализировать воздействие данных факторов на конъюнктуру потребительского рынка в регионах Российской Федерации.

35. Региональный рынок средств производства: особенности организации
и функционирования.

Региональный рынок средств производства - такая территориальная организация сферы обращения, которая непосредственно обеспечивает субъекты реального сектора экономики необходимыми средствами производства на основе использования рыночных механизмов.

Субъектами регионального рынка средств производства являются производители средств и предметов труда, с одной стороны, и их потребители, предприятия реального сектора экономики с другой, находящиеся как в пределах границ конкретного региона, так и вне его.

Потребительский спрос на рынке средств производства конкретного региона характеризуется рядом обстоятельств:

- специализацией развития региона;

- платежной способностью, как местных, так и иных покупателей регионального рынка;

- состоянием структурной политики в производственном комплексе региона и степенью изношенности его основных фондов.

Предложение на региональном рынке средств производства определяется также совокупностью факторов, важнейшими из которых являются:

- отраслевая, межотраслевая, региональная и межрегиональная специализация в производстве средств производства и удельный вес в ней предприятий региона;

- изменение тенденций в потреблении средств производства и предметов труда, происходящих под воздействием научно-технического прогресса и углубления общественного разделения труда.

Функции регионального рынка средств производства состоят в удовлетворении потребностей хозяйствующих субъектов данного региона, а также других потребителей в необходимых для их хозяйственной деятельности средствах производства, обусловленных как технологической степенью их износа, структурными сдвигами в производстве, так и ростом масштабов производства и его техническим совершенствованиям.

Структура регионального рынка средств производства определяется целым комплексом факторов, начиная от природно-климатических условий региона, его специализации и заканчивая характером товарного обращения конкретных видов средств производства, степени наукоемкости и долговечности.

В этой связи к основным группам средств производства регионального рынка относятся:

1) рынки топливно-энергетических ресурсов, имеющих базовое значение для экономики региона и эффективности ее функционирования;

2) рынки цветных и черных металлов;

3) рынки машиностроительной продукции, определяемые как специализацией производства в регионе, так и характером и структурой технологического потребления, включающие:

- рынок станкостроительной и станкоинструментальной продукции;

- рынок сельскохозяйственных машин;

- рынок продукции лесного и деревообрабатывающего машиностроения и т.п.

Несмотря на наличие определенных экономических свобод в рыночной экономике следует признать, что рынок средств производства нуждается в регулировании. Это связано с необходимостью поддержания сложившихся рациональных хозяйственных связей в регионе и установления новых, использования при этом современных экономических форм взаимоотношений, например, лизинг, региональный заказ и т.д.

Причем все методы регулирования регионального рынка средств производства можно подразделить на прямые и косвенные.

К прямым методам регулирования регионального рынка средств производства можно отнести:

- квотирование средств производства и сбыта отдельных видов продукции, предметов и средств труда;

- госзакупки, субсидии и субвенции производителям средств производства и прямое финансирование перспективных разработок новых видов средств производства.

К косвенным, или экономическим, методам регулирования регионального рынка средств производства относятся:

- предоставление льгот производителям средств производства, дотаций на оплату потребительских ресурсов, разрешение ускоренной амортизации;

- понижение ставки налогов или полное освобождение от них;

- выдача государственных гарантий под кредиты коммерческих банков производителям средств производства;

- регулирование цен в целях ограничения спроса на отдельные виды средств производства.

36. Региональная политика: цели, объекты, содержание. Этапы
становления региональной политики за рубежом и в России.

Главная цель региональной политики — создание условий для вхождения в рынок всех заинтересованных регионов, предприятий и граждан, для раскрытия и развития их целевых способностей и предприимчивости с учетом территориальной специфики.

Цель региональной политики:

социальные цели — формирование в регионах слоя частных собственников, содействующих созданию социально ориентированной рыночной экономики, развитию региональных рынков; социальная защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет не только государственных средств, но и средств, поступающих от приватизации, отечественных и иностранных инвесторов;

экономические цели — территориально ориентированная приватизация, проводимая темпами, учитывающими специфические особенности каждого региона России, в целях обеспечения устойчивого состояния региональных хозяйственных комплексов в условиях финансовой нестабильности; создание конкурентной рыночной среды во всех регионах России; содействие демонополизации хозяйства; повышение комплексности использования природных ресурсов на базе развития системы малых и средних предприятий; содействие расширению экспортного потенциала, приграничной торговле, развитию свободных экономических зон; привлечение иностранного капитала на выгодных для России и ее регионов условиях;

экологические цели — содействие восстановлению эколого-эконо- мического равновесия в легко ранимых регионах на основе распространения экологически чистых (безотходных) технологий; привлечение частного и иностранного капитала к участию в реализации природоохранных мероприятий. К объектам государственной региональной экономической политики относят территориальные образования, в пределах которых осуществляется государственное управление и местное самоуправление





Объектами государственной региональной экономической политики в рыночных условиях хозяйствования выступают сами регионы, которые отличаются между собой по темпам экономического развития, условиями для занятости нас селения и уровнем его жизни Специальным объектом региональной экономической политики могут быть депрессивные или монопрофильные территории, зоны стихийного бедствия, природных, антропо-и техногенных катастроф Как правило, в центре внимания государственной региональной экономической политики постоянно находятся проблемные регионы, территории которых характеризуются высоким обострением социально-экономических проблем, по вязаных с нерациональным размещением производительных сил Такие проблемные регионы существуют во всех странах мира независимо от уровня их социально-экономического развития.

Содержание рег. полит. Научное обоснование региональных проблем призвана готовить региональная экономика, исследующая факторы социально-экономического развития на уровне регионов в тесном сотрудничестве с экономической географией, регионалистикой, политологией, этнографией и другими науками, изучающими различные пространственные срезы социума в его биосферной, хозяйственной и культурной совокупностях.

Основные этапы становления региональной политики в странах с развитой рыночной экономикой. В развитии зарубежной региональной политики можно выделить несколько этапов.

Первый этап: 30-е г.г. 20 века. Принятие первых программ помощи отдельными старопромышленным и слаборазвитым территориям, необходимость которых определялась последствиями кризиса 1929-1933 г.г. Тогда региональные мероприятия были широко развернуты только в двух государствах Великобритании и США, где спад производства затронул сферы сосредоточения традиционных отраслей и слаборазвитые аграрные районы.

Второй этап: 40-50-е г.г. 20 века. В это время расширяется круг стран, практикующих региональные мероприятия. Очередной экономический кризис (послевоенный) снова привел к спаду в традиционных отраслях промышленности и обострению социально-экономических проблем в Эльзасе, Лотарингии и Северном районе Франции, Южной Бельгии, Руре и Сааре в ФРГ, Новой Англии и Средне-Атлантических штатах в США, ряде районов на севере и западе Великобритании.

Третий этап: 60-е начало 70-х гг. 20 века. В этот период формируется целостная система региональной политики стран Запада. Произошло утверждение системы регионального программирования, совершенствуется инструментарий региональной политики. Наряду с исторически первым направлением региональной политики, связанным с развитием проблемных регионов, начинают проводиться мероприятия по разгрузке крупнейших городских агломераций. Увеличение ассигнований на региональные программы стало возможным благодаря устойчивым темпам экономического роста.

Четвертый этап: середина 70-х годов 1993 г. (год подписания Маастрихтских соглашений). Для этого периода характерно действие двух разнонаправленных тенденций. С одной стороны подписание Маастрихтских соглашений давало мощный импульс для проведения принципиально новой наднациональной политики по регулированию регионального развития в рамках ЕС. С другой стороны активизируется деятельность местных органов власти, направленная на реализацию специфических целей развития местных сообществ, которая находит свое формальное отражение в принятой ЕС в 1990 г. Европейской Хартии о местном самоуправлении. Этот этап развития региональной политики проходил на фоне нового экономического кризиса, охватившего страны Запада после 1974 г. Вследствие ослабления инвестиционной деятельности несколько сузился инструментарий региональной политики, что, однако не смогло остановить развитие системы регионального программирования и в какой-то степени стимулировало выделение двух вышеназванных новых направлений. Так, интерес к наднациональной политике во многом был связан с усилием макроэкономического компонента в государственном антикризисном регулировании. Условия кризиса, в свою очередь, стимулировали увеличение разрывов в уровнях социально-экономического развития стран ЕС.

Пятый этап: с 1993 г. по настоящее время. Подписание Маастрихтских соглашений открыло дорогу к превращению Европы национальных государств в Европу регионов. И хотя эти идеи преимущественно реализуются сообщества, в случае их успеха, они знаменуют принципиально новый рубеж в развитии региональной политики в целом.

Позитивный и негативный опят реализации региональной политики. Таким образом, эволюция региональной политики на Западе в целом шла в общем русле трансформации роли контрактного государства в современной рыночной экономике. Факторами, смягчающими неизбежные противоречия между разноуровневыми властными структурами стали спецификация и защита Федеральным Центром прав собственности, возникающих на региональном и местном уровне управления, которая в свою очередь опирается на четкую спецификацию полномочий в сфере обеспечения населения чистыми общественными и локальными общественными благами, а также закрепление за территориальными органами власти источников дохода, достаточных для выполнения их полномочий. Важную роль в повышении эффективности работы разноуровневых органов управления сыграла институционализация норм и правил поведения, складывающихся в процессе их постоянных взаимодействий. В частности в отдельные направления юридических наук выделились муниципальное и региональное право.

Безусловно, деятельность государства в сфере региональной политики не является априорно эффективной. К наиболее часто встречающимся в этой сфере провалам государства можно отнести:

- несоответствие между объемом закрепленных полномочий и источниками их финансирования для органов власти разных уровней;

- несовершенство критериев оценки эффективности деятельности федеральных, региональных и местных органов власти;

- вероятность достижения результатов, отличных от поставленных (например, в силу асимметричности информации в отношении особенностей социально-экономического развития отдельных территорий страны или напротив, манипулировании на региональном и местном уровнях при выполнении предписаний Федерального Центра);

- неравномерное распределение ресурсов (например, при отсутствии или неэффективности систем межбюджетных отношений).

Однако равноценных субститутов государству в этой сфере пока не существует и дальнейшее развитие региональной политики государств с рыночной экономикой, очевидно, будет идти в направлении совершенствования уже достигнутых результатов.

Становление региональной политики России

Эволюция региональной политики России имеет свою историю и свои особенности. При этом, несмотря на внутренний антагонизм сущностных характеристик государств с рыночной и плановой экономикой достаточно часто можно наблюдать близость как времени, так и миссии или конечного предназначения реализуемых программ управления региональным развитием.

На сегодня в развитии российской региональной политики можно выделить пять этапов. Их последовательность и содержание обусловлены не логикой самого процесса регионального развития, а скорее изменением логики общественных условий развития страны.

Первый этап (1920-1932 г.г.). В этот период был сформирован ряд принципиальных подходов к размещению хозяйственных объектов, территориальной организации общества, а именно:

- необходимость создания общегосударственной системы центров, способных организовать реализацию хозяйственной и социальной политики в территориальном разрезе;

- создание экономически эффективной территориальной организации производства, в первую очередь промышленности, и формирование экономически завершенных территориальных хозяйственных единиц. Экономический принцип районирования предполагал выделение в качестве района своеобразной, по возможности законченной в экономическом смысле территории. Каждый из выделенных районов целевым образом организовался в крупную хозяйственную систему. Этот подход усиливался энергетическим принципом, означавшим целенаправленное формирование в пределах района энерготехнологического комплекса на основе естественных и общественных ресурсов.

Второй этап (1933 1956 г.г.) характеризуется полным отходом от экономического принципа региональной политики. В сталинскую административно-командную модель не вписывался объективный процесс районирования, направленный на усиление относительной экономической обособленности районов, а следовательно, их самостоятельности. Принцип комплексного территориально-экономического развития стал подменяться понятием всестороннее развитие, что на практике означало стремление территорий к определенной натурализации своей экономики и достижения, в конечном счете, большей экономической автономности.

В то же время, именно на этом этапе появляются теории управления региональным развитием, сохранившие значение до сегодняшнего момента. В частности, это концепция энергопроизводственных циклов территориально производственных комплексов (ЭПЦ-ТПК).

Третий этап (1957-1964 г.г.) это очень короткий семилетний период, когда было предпринята попытка реформы управления путем создания совнархозов. Приоритеты ведомственно-отраслевого управления сохранились, предполагалось лишь обеспечить ослабление отраслевых ведомств за счет передачи некоторых управленческих функций на места, т.е. в регионы. Совнархозы не только не были хозяевами на территории, но часто противостояли местным органам власти. Обсуждение Закона о совнархозах дало новый импульс развитию теорий территориального управления. Необходимость специализации регионов базировалась не на отраслевой, а на общеэкономической эффективности, не только на отраслях материального производства, но и на других сферах.

Четвертый этап (1965-1985 г.г.) характеризуется возрождением попыток сочетания отраслевого и территориального развития. Хотя приоритет ведомственно отраслевых интересов сохранялся, понятие ТПК вошло в директивные документы, и они стали рассматриваться, прежде всего, как непосредственно управляемые формы организации хозяйства. На этом этапе появляются работы по территориальным социально-экономическим системам. Сочетание теорий территориально-производственного и социально-экономического комплексообразования обусловило активизацию работ по территориальной организации общества, но и в этом случае не было ориентации на решение стратегических проблем территориального управления.

Следующий период (с 1986 г. по настоящий момент) условно называемый перестройкой характеризуется на первых порах полной неопределенностью в плане социального целеполагания и экономического механизма управления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: