double arrow

Поворот греческой философии к антропоцентризму. Софистика. Жизнь и учение Сократа.

1

Основной философский вопрос. Предмет и структура философского знания.

Основным в философии традиционно считается вопрос об отношении мышления к бытию, а бытия - к мышлению (сознанию). Важность данного вопроса заключается в том, что от его достоверного разрешения зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте человека в нем, а это и является главной задачей философии.
структура:
1) Путем осмысления природы и Вселенной возникает онтология- учение о бытии. Здесь рассматриваются проблемы бытия и небытия, материального и идеального бытия, бытия природы, общества и человека.

2) Философское осмысление истории и общества в целом формирует следующие дисциплины: социологию, социальную философию, философию истории, философию культуры, аксиологию.

Философия культуры исследует специфику возникновения и становления культурных процессов, сущность и значение культуры, закономерности и особенности культурно-исторического прогресса.

Аксиология представляет собой философское учение о ценностях и их природе.

3) Философское осмысление человека выделяет следующие элементы философского знания: философскую антропологию и антропософию

Антропология – учение о человеке.

4) Путем изучения духовной жизни возникает следующий комплекс философских наук:

Гносеология - учение о знании.

Логика является учением о формах мышления, ведущих к истине.

Этика –изучение нравственности, изучение способов достижения счастья.

Эстетика – наука о красоте, о прекрасном.

Философия права исследует основания правовых норм, потребность человека в правотворчестве.

История философии изучает возникновение и развитие философской мысли.

 

 

4. Особенности восточной философии (конфуцианство, даосизм, буддизм)

Философия классического Востока, по сути, сливается с нравственным сознанием (в Китае) и/или с религиозно-мифологическими (в Индии). Главная особенность восточной философской традиции - в обращении к человеку, в постоянном и пристальном внимании к его внутреннему состоянию. Ведь гармонию постигают постольку, поскольку носят ее в себе

1.В отличие от философии Запада философия Востока сконцентрировала свое внимание на проблеме человека.
2. Восточная философия развивается в тесном взаимодействии с религией, примеры тому брахманизм, индуизм, буддизм, конфуцианство.
3. В восточной философии органически воспринимаются многие категории, предложенные мифологией.
4. Различия в решении проблем познания. В восточной философии делается акцент на практическое сознание.
5.В социальной философской проблематике античности преобладает рационализм.
6. Восточная философия более традиционалистическая, ищет гармонию в мире с опорой на традицию, западная в данном отношении больше ориентируется на инновацию.

 








Философские идеи раннего периода античности. Натурфилософия.

Натурфилосо́фия - философия природы, понимаемая как целостная система самых общих законов естествознания.Натурфилософия возникла в античную эпоху как попытка найти «конечные причины» и фундаментальные закономерности природных явлений.

1ый период античной философии VI – VII в.до.н.э. В этот период мыслители обратились к изучению природы и стали искать ее первоначало возникновения мира. Первой философской школой является милетская (основатель Фалес). Эта школа относится к натурфилософскому направлению. Фалес считал что праматери, из которых все произошло, была вода, а все предметы произошли из-за ее сгущения или разжижения. Анаксимандр – ученик Фалеса, считал что первоосновой мира является нечто беспредельное (Апейрон -- это абстрактная, неопределенная материя, вместо “предельной” воды сущностью всего существующего объявляется “беспредельное”.)

Основатель другого философского учения в Древней Греции был Пифагор. Он разработал учение о числе, числовой гармонии. Согласно учению первоосновой мира являются числа. В основании всего лежит Единица(некий центр), но для того, что –бы что-то возникло – необходима Двойка. Но Двойка это противоположность Единице, поэтому должно быть что-то, что приведет их в гармонию (1+2=3) Гармония есть единство многообразного и согласие разногласного. А самая сильная гармония – единство противоположности (тьма- свет, жизнь – смерть). Пифагор верил в переселение душ и считал, что когда душа переходит в другое тело, оно забывает все что знала раньше.Гераклит(п лачущий) считал что основой мира является огонь. С одной стороны огонь – праматерия. С другой стороны – методологическим принципом. «Все в мире происходит через борьбу противоположностей». Парменид – бытие вечно, неделимо, неизменимо.Гераклит – бытие вечно, изменяемо, движимое.Демокрит – в основе мира лежит нечто неделимое (атом), т.е. он принимал сторону и Гераклита и Парменида.

 

 

6. Атомистическое учение Демокрита.

Демокрит первый ввёл в науку понятие атомов, неделимых частиц материи. Атомы беспрерывно движутся в пустоте. Они неизменны, неделимы, но отличаются по форме, размерам и положению относительно друг друга. Однородные атомы притягиваются друг к другу, образуя различные предметы окружающего нас мира, в том числе и людей. По мысли Демокрита, атомы движутся в пространстве беспорядочно (хаотично). Он считал, что весь мир состоит из мельчайших неделимых частиц (атомов), которые разделены небытием. Атомы, по Демокриту, разделены пустотой; пустота — это небытие и, как таковое, непознаваема. Демокритговорит что только бытие познаваемо. Демокрит различает мир атомов — как истинный и потому познаваемый только разумом — и мир чувственных вещей, представляющих собой лишь внешнюю видимость, сущность которой составляют атомы, их свойства и движения. Атомы нельзя видеть, их можно лишь мыслить. Стремясь найти причину движения, Демокрит «раздробляет» единое бытие Парменида на множество отдельных «бытии»-атомов, мысля их как материальные, телесные частицы.

 

 

Поворот греческой философии к антропоцентризму. Софистика. Жизнь и учение Сократа.

В 6-5 веке появились странствующие мудрецы или софисты. Так же они являются первыми преподавателями искусства убеждения-обладали в древ. Греции властью. Софисты считали человека мерой всех вещей. Сократ – один из самых известных философов. Он считал божественную истину мерой всех вещей. Сократ говорил, что выразить мысль невозможно так точно как в разговоре, поэтому он никогда не записывал свои мысли. Сократ разработал метод ведения договора- диалектика, помогающий достичь истину. Сократический метод достижения истины делится: на иронию(учёного незнания) и майевтику(повивальное искусство) способствует рождению истины; на индукцию – этап проверки общего утверждения путём поиска контрпримеров. Одним из главных противоречий между Сократом и софистами было существование истины. Последние утверждали, что объективной истины не может быть, и что правда у каждого своя. Сократ же придавал истине большое значение, считал ее основой, на которой строится развитие личности и разумная деятельность человека. Софистов с Сократом объединяло то, что они также придавали значение попыткам человека познать себя, стремиться к раскрытию собственной природы

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  


1

Сейчас читают про: