double arrow

Гносеология. Рациональное и иррациональное в познании

3

Рациональное– это логически обоснованное, систематизированное универсальное знание предмета. Если мы рассматриваем рациональное как действие или явление, то главной его характеристикой будет выступать способность при помощи четких и систематизированных понятий передавать знание о нем другому. Иррациональное имеет два смысла: негативный и позитивный. В этом смысле всякий предмет, который подлежит познанию иррационален.иррациональное в негативном смысле – это объект познания, который поначалу предстаѐт как искомое, неизвестное. В процессе познания субъект превращает его в понятное, логически выраженное, всеобщее знание. Стремление познать иррациональное побуждает разум к деятельности, ставя разум в ситуацию, когда он вправе сказать: «Я знаю, что я ничего не знаю». Рационалист убежден, что получив рациональное знание о предмете, он познал сущность предмета.иррационалист утверждает, что знание не дает знание сущности предмета и мира в целом. Во втором смысле иррациональное это, то, что не может быть познано в принципе, оно может быть только названо, прочувственно, но не выражено на уровне понятий. Иррациональное — это философское понятие, выражающее неподвластное разуму, неподдающееся рациональному осмыслению, несоизмеримое с возможностями разума

 

Истина и заблуждение их критерии верификация.

Целью познания является истина. Под истиной понимается соответствие знания предмету познания. Само понятие «истина» в русском языке неотделимо от понятия «правда».Свойством истины является объективность.В ходе практической деятельности человечество вырабатывает также иные, частные критерии установления истинности знания — к примеру, очевидность, здравый смысл, логическая правильность.Ошибка и заблуждение – это не одно и то же. Ошибка – результат непосредственного познания или действия. Заблуждение – результат определенного неадекватного, ошибочного отношения к ошибке. Это своего рода принятие ошибки как не-ошибки. Заблуждение рождается после ошибки, на ее основе. Ошибка – акт, то, что произошло. Заблуждение – последующая процедура, одно из трех возможных следствий ошибки. Ложь — утверждение, заведомо не соответствующее истине и высказанное в таком виде сознательно. В повседневной жизни ложью называют умышленную передачу фактической и эмоциональной информации с целью создания или поддержания в другом человеке убеждения, которое сам передающий считает не соответствующим истине.




 

Научное знание. Его структура, методы и формы.

Научное знание проходит две стадии: эмпирическое и теоретическое.эмпирическое исследование включает два метода: наблюдение и эксперимент. Методы эмпирического исследования:1 метод: Наблюдение – это восприятие с помощью органов чувств, а также с помощью приборов исследуемых явлений в условиях, когда исследователь не вмешивается в естественное течение событий.2 метод: Эксперимент:1)прямой (натурный) эксперимент;2)модельный эксперимент. Принято выделять следующую классификацию методов научного познания для всей группы наук:  По степени общности – это универсальные методы логики и диалектики;  По уровню научного знания – эмпирический уровень научного познания и теоретический уровень научного познания; По точности предсказаний – стохастические (т.е. вероятностные) и детерминистические; По функциональности в науке – это методы систематизации знаний в науке, т.е. пояснения и возможное предсказание возникших новых фактов; По области применения – биологические, физические, гуманитарные и социально-экономические; Специальные методы – используются для создания областей исследования возникающих явлений природы и общества. Формы научного познания. Новый метод формирования знаний позволяет не только изучать, но и анализировать объекты и явления. Теория. Формы научного познания классифицируются на: Гипотеза – проверка на логическую непротиворечивость и совместимость с фундаментальными принципами данной науки; Проблемы; Теория – это конкретное знание определенной области действительности, представляющее целостную систему утверждений и понятий, позволяющая объяснить функционирование и развитие данной модели.



 

Человек и общество в контексте социальной философии.

Общество на любой ступени его развития и в любом конкретном проявлении - это сложное сплетение множества разнообразных связей и отношений людей. Жизнь общества не исчерпывается жизнью составляющих его конкретных индивидов. Сложный и противоречивый клубок человеческих отношений, действий и их результатов и есть то, что составляет общество. Человек в качестве предмета рассмотрения в социальной философии берется не "сам по себе", не как отдельный индивид, а как представитель социальной группы или общности, т.е. в системе его социальных связей. Существует несколько теорий, объясняющих причины происхождения общества. Договорная теория объясняет возникновение общества из идеи соглашения людей о взаимной жизнедеятельности. Трудовая теория считает причиной социальности естественную необходимость людей в их совместной деятельности по удовлетворению витальных (жизненных) и социальных потребностей. Семиотическая теория утверждает о рождении общества из символического обмена, возникшего в процессе развития речи (языка) у человека. Общество имеет свою структуру, чаще всего, рассматриваемую через его сферы: экономическую, политическую, правовую, институциональную, духовную, эстетическую и пр., в которых закрепляется какая-либо социальная функция деятельности человека. Философское познание системы общества выявляет входящие в него морфологические элементы: социальные отношения, социальные субъекты (классы, страты), социальные процессы, социальная мобильность, социальная динамика и пр.

 

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
3

Сейчас читают про: