Список использованных источников

Народная культура Руси. Фольклор. Народные промыслы

Тематический реферат

по дисциплине «Культурология»

 

 

            

                                         Руководитель

Преподаватель кафедры КС

__________М.В. Крыгина

«_____»____________2011 г.

   

 

 

2011

Содержание

 

Введение_____________________________________________________ 3

Фольклор_____________________________________________________5

Народные промыслы___________________________________________13

Заключение___________________________________________________17

Список использованных источников_____________________________ 17

 

 

Введение

 

Культура народа является частью его истории. Ее становление, последующее развитие тесно связано с теми же историческими факторами, которые воздействуют на становление и развитие хозяйства страны, ее государственности, политической и духовной жизни общества. В понятие культуры входит, естественно, все, что создано умом, талантом, рукоделием народа, все, что выражает его духовную сущность, взгляд на мир, природу, человеческое бытие, на человеческие отношения.

Культура Древней Руси — явление уникальное. По словам исследователя, «древнерусское искусство — это плод подвига русского народа, который на краю европейского мира отстаивал свою независимость, свою веру и свои идеалы». Ученые отмечают открытость и синтетичность (от слова «синтез» — сведение в единое целое) древнерусской культуры. Взаимодействие наследия восточных славян с византийскими и, следовательно, античными традициями создало самобытный духовный мир.

Долгие годы русская культура - устное народное творчество, искусство, архитектура, живопись, художественное ремесло - развивалась под влиянием языческой религии, языческого мировоззрения. С принятием Русью христианства положение резко изменилось. Прежде всего новая религия претендовала на то, чтобы изменить мировоззрение людей, их восприятие всей жизни, а значит и представлений о красоте, художественном творчестве, эстетическом влиянии.

    Однако христианство, оказав сильнейшее воздействие на русскую культуру, особенно в области литературы, архитектуры, искусства, развития грамотности, школьного дела, библиотек - на те области, которые были теснейшим образом связаны с жизнью церкви, с религией, так и не смогло преодолеть народных истоков русской культуры. Долгими годами на Руси сохранялось двоеверие: официальная религия, которая преобладала в городах, и язычество, которое ушло в тень, но по-прежнему существовало в отдаленных частях Руси, особенно на северо-востоке, сохраняло свои позиции в сельской местности, развитие русской культуры отразило эту двойственность в духовной жизни общества, в народном быту. Языческие духовные традиции, народные в своей основе, оказывали глубокое воздействие на все развитие русской культуры раннего средневековья.

    Культура – целостный «родовой способ бытия человека в мире». Культуру делят на два резко различных русла творчества – «народное творчество, фольклор» и «профессиональное искусство».

Русская народная культура – это народное творчество, фольклор (обряды, обычаи, словесность), в основе которых лежит дохристианское мировоззрение.

 

 

Фольклор

Языческая древность сохранилась прежде всего в устном народном творчестве — фольклоре (загадки, заговоры, заклинания, пословицы, сказки, песни). Особое место в исторической памяти народа занимали былины — героические сказания о защитниках родной земли от врагов. Народные сказители воспевают подвиги Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича, Вольги, Микулы Селяниновича и других былинных богатырей (всего в былинах действуют более 50 главных героев). К ним обращают они свой призыв: «Вы постойте-тко за веру, за отечество, вы пос-тойте-тко за славный стольный Киев-град!» Интересно, что в былинах мотив защиты отечества дополнен мотивом защиты христианской веры. Крещение Руси было важнейшим событием в истории древнерусской культуры.

Древние славяне были язычниками и поклонялись многим богам, которые в их сознании были связаны с грозными силами природы - солнцем, ветром, дождем... В их честь славяне совершали обряды, которые сопровождали песнями, плясками, игрой на музыкальных инструментах. В русских народных сказках говорилось о чудодейственной силе различных музыкальных инструментов, которые отгоняли злые силы, сами играют и поют, заставляют плясать без отдыха.

Образы певцов-гусляров Баяна, Садко запечатлены в старинных народных преданиях, легендах, былинах, а также в произведениях литературы, изобразительного искусства, музыки, созданных в более позднее время.

Яркими представителями народного творчества были скоморохи - странствующие актеры, потешавшие народ песнями, плясками, игрой на музыкальных инструментах. Они своим искусством способствовали развитию таких литературных жанров, как эпос, поэзия, драма.

На страницах многих старинных книг скоморохов изображали играющими на гуслях, дудках, гудках, бубнах. (см. "Музыкальные инструменты")

От скоморохов требовалось безупречное владение мастерством затейщиков, то есть организаторов народных праздников, потешников, выступавших в роли музыкантов или актеров. На рисунках, воспроизводившихся во многих старинных изданиях, изображались группы скоморохов-игрецов, например гуселыциков или гудошников.

Скоморохи подразделялись на "оседлых", т. е. приписанных к одному посаду, и странствующих - "походных", "гулящих". Оседлые занимались земледелием или ремеслом, а играли лишь в праздник для собственного удовольствия. Странствующие скоморохи, профессиональные актеры и музыканты, занимались только своим ремеслом: передвигаясь большими группами, переходя из села в село, из города в город, они были непременными участниками праздников, гуляний, свадеб и обрядов.

Русский историк Н. И. Костомаров в своем труде "О жизни, быте и нравах русского народа" пишет, что скоморохи вызывали живейший интерес у зрителей, которые и сами принимали участие в плясках и игрищах. Зимой скоморохи веселили народ на Святках и Масленице, летом - на Троицу, где сам праздник сопровождался полуязыческими обрядами. Когда народ собирался на кладбищах, то "сначала плакали, голосили, причитывали по родным, потом появлялись скоморохи и гудцы и причудницы: плач и сетование изменялись в веселие; пели и плясали". Там же Костомаров пишет: "В праздник Купала во многих местах народ бессознательно праздновал языческую ночь, проводя ее в забавах... Когда наступал вечер 23 июня, весь город поднимался; мужчины, женщины, молодые и старые наряжались и собирались на игрище. Тут являлись неизбежные скоморохи и гудцы с бубнами, сопелями, дудами и струнными гудками; начиналось, по выражению современника, скакание, хребтам вихляние. Женщины и девицы плясали, прихлопывали в ладоши и пели песни, принадлежащие этому празднику".

Еще в 1551 году в Своде решений Вселенского собора "Стоглаве" говорилось: "Да по дальнимъ странамъ ходятъ скоморохи, совокупляяся ватагами многими по шестидесятъ, и по семидесятъ и до ста человекъ... Въ мирских свадьбах играют глумотворцы, и органники, и смехотворцы, и гусельники, и бесовские песни поютъ".

Неудивительно, что через всю средневековую русскую культуру проходит противостояние официальной церкви скоморошьим традициям, сохранявшим элементы язычества. К тому же репертуар скоморохов зачастую имел антицерковную, антигосподскую направленность. Еще в конце XV века церковь принимала решения, направленные на искоренение скоморошества. Наконец в 1648 году царь Алексей Михайлович принял указ, предписывающий властям уничтожение скоморошества, в том числе их музыкальных инструментов: "А где объявятся домры, и сурны, и гудки, и хари, и всякие гудебные бесовские сосуды, то все велеть вынимать и, изломав те бесовские игры, велеть сжечь". Скоморохи и мастера гудошного дела подлежали высылке в Сибирь и на Север, а инструменты уничтожались. Русскому музыкальному искусству был нанесен невосполнимый урон. Некоторые образцы народного инструментария безвозвратно утеряны.

Проводя политику на запрещение скоморошества, власть имущие в то же время держали при своих дворах небольшие ансамбли музыкантов.

Скоморошество было искоренено в XVIII веке, однако традиции скоморошьих игр, сатиры, юмора возрождались в тех районах России, куда ссылались скоморохи. Как писали исследователи, "веселое наследие скоморохов жило в посаде долго и после изгнания.

Первыми элементами фольклора были обряды, заговоры и заклинания, которыми древние люди стремились умилостивить богов, повлиять на силы природы. Магические заклинания были силой, способной принести удачу во время охоты, обеспечить хороший урожай. В те далекие времена словесный фольклор был неразрывно связан с музыкой, танцем и даже с ритуальной одеждой людей. Обряд включал в себя два компонента: обрядовые действия и вербальный компонент, который эти действия сопровождал. Постепенно вербальный (словесный) компонент обряда стал существовать отдельно от обрядовых действий. Обряд совершался с целью избавления человека от болезни, с целью приворожить любимого, найти вора (тать), защитить от дурного глаза, вызвать дождь, защитить животных и т.д.

В настоящее время в русской глубинке еще жива заговорно-заклинательная традиция. В России есть деревни, в которых живут так называемые «бабушки». Они являются хранительницами заговорно-заклинательных традиций. «Бабушки» лечат, привораживают любимого человека или отворачивают ненавистного, совершают обряды, связанные земледелием и скотоводством. Русский человек издавна верил в магическую силу слова. Это вера жива и по сей день, являясь наследием языческого прошлого славян.

Почти одновременно с заговорами и заклинаниями возникли родовые предания и мифологические рассказы, передававшиеся от родителей к детям. Они еще были тесно связаны с верованиями и мифологией древних славян. Но мифы постепенно предавались забвению. Функции мифов взял на себя фольклор. Он стал средством накопления, сохранения и передачи народного опыта, духовных ценностей из поколния в поколение.

На основе мифологических рассказов возникли народные сказки. Сказки оформились на Руси примерно в 9-10 веках. Они были основаны на древнейших верованиях и мифологии русского народа, которые воплотились в вымышленных героях и событиях. Изначально сказки воспринимались как поучительно-развлекательные истории. В течение многих веков сказки передавались из уст в уста, а записывать их стали только в 17-18 веках. Как же люди запоминали столько сказок? Дело в том, что все волшебные сказки строятся традиционно одинаково: существует герой, который отправляется в путь, чтобы победить антигероя и освободить царевну или добыть искомый предмет. Персонажи-помощники оказывают герою помощь. Персонажи-дарители снабжают героя волшебными предметами. Кроме этого, во всех русских сказках прослеживается много общих мест, например, сказки часто начинаются со слов: «В некотором царстве, в некотором государстве…» или «Жили-были», а заканчиваются словами: «И стали они жить-поживать и добра наживать…». В русских сказках у многих слов есть традиционно закрепленные за ними определения, например, «чисто поле», «ясный месяц», «красна девица» и многие другие. Сказитель, воспроизводя сказочный текст, отбирал из арсенала традиционных сказочных средств и сюжетов те, которые ему были необходимы, комбинировал их и таким образом создавал сказку. Многократно повторенные разными людьми сказки постоянно дорабатывались, создавались многочисленные варианты сказок с одним и тем же сюжетом. Среди русских народных сказок выделяются волшебные, бытовые сказки, сказки о животных. В настоящее время сказочная традиция в России несколько ослаблена. Сказителей и сказительниц практически не осталось.

Народные лирические песни зародились в глубокой древности. Сначала они сопровождали различные обряды, связанные с пахотой, посевом, уборкой урожая, сменой сезонов года, рождением или смертью человека, но позже выделились в самостоятельную обрядовую лирику, на основе которой зародилась лирическая народная песня. Лирические песни для русского народа были способом выражения своих мыслей и чувств, радости, горя, тоски. Главными героями лирических песен всегда были простые люди: крестьяне, солдаты, бурлаки, ямщики.

В песнях рассказывалось о простой повседневной жизни: о чувствах девушки к далекому любимому, о воспоминаниях солдата о родине, о жалобах бурлака на свою жизнь. Такие песни исполняли в форме монолога. Лирические песни могли быть также диалогом девушки с подругами, мужа с женой и исполнялись несколькими людьми.

В настоящее время лирические песни исполняют в российской глубинке люди старшего поколения. Традиции исполнительства народных лирических песен хранятся фольклорными самодеятельными коллективами. Новые лирические песни уже не создаются так широко, как раньше. Можно говорить об угасании традиции исполнения народных лирических песен.

Былины сформировались приблизительно к 11-12 векам. Русские былины делятся на два цикла: былины киевского цикла и былины новгородского цикла. Героями русских былин киевского цикла были богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, которые защищали русские земли от врагов, называемых в былинах татарами. Враг мог осмысляться как существо-антагонист: Змей-Горыныч, Соловей-Разбойник. Эти былины складывали на юге Руси, который постоянно подвергался набегам кочевых племен со стороны Дикой степи. Былинные богатыри сталкиваются с враждебными персонажами и неизменно побеждают их. Богатыри стали олицетворением народной силы и справедливости, в то же время они не были невежественными дикарями, только и умеющими, что размахивать палицей. Они сидели за одним столом с князьями и боярами, а об их обходительности в былинах говорится так: «Кресты-то они клали по-писаному, да поклоны-то вели по-ученому». Главным героем былин киевского цикла является купец Садко. Эти былины воспевали богатство Новгорода и талант русского народа. Былины в Древней Руси исполняли странствующие певцы под аккомпанемент гуслей или другого народного инструмента. Былины пели.

Былинных певцов в современной России почти не осталось. Традиции исполнения былин возрождаются самодеятельными коллективами, занимающимися реконструкцией русского фольклора.

Духовными стихами в Древней Руси назывались песни на религиозные сюжеты. Например, «Плач Адама», «Плач Иосифа Прекрасного», стихи об Иоасафе Царевиче, об Алексии, человеке Божием, и др. Изначально они напоминали стихи эпического склада, рифмованные же появились примерно в 17 веке. Духовные песни исполняли бродячие певцы – калики перехожие – под аккомпанемент колесной лиры, поэтому певцов иногда называли еще «лирниками». Народ уважал бродячих певцов и всегда с удовольствием их слушал, потому что они несли Слово Божие. Обидеть калику считалось большим грехом. Лирниками становились способные мальчики, сопровождавшие старца-певца во всех его странствиях в течение 4-5 лет и обучавшиеся у него этому искусству. Традиция исполнения духовных стихов жива по сей день.

Русские исторические песни были посвящены наиболее важным событиям истории. Появились они примерно в 13 веке. Исторические песни можно сравнить с былинным эпосом, но песни были значительно меньше былин, и конечно, более историчны и правдоподобны. Многие исторические события нашли отражение в народных песнях: татаро-монгольское нашествие («Авдотья-рязаночка», «Щелкан», «Задонщина»), оборона Пскова от Стефана Батория, «Взятие Казани» и многие другие. В 16-17 веках исторические песни создаются целыми циклами (об Иване Грозном, о Степане Разине, об осаде Соловецкого монастыря). В 18 веке создаются песни о Петре I, Полтаве, русско-шведских и русско-турецких войнах, бунте Пугачева, в 19 веке – об Отечественной войне 1812 года и о Крымской войне.

В настоящее время в России сохранились отдельные фрагменты исторических песен. Новые исторические песни уже не создаются.

Детский фольклор особенно богат разнообразными жанрами. К ним относятся колыбельные песни, пестушки и потешки, прибаутки и детские заклички. Колыбельные песни носят заговорно-заклинательный характер: мать просит «дрему» (сон) прийти и убаюкать ребенка. В колыбельных песнях часто встречаются сюжеты, связанные с котом. Считалось, что мурлыканье кота усыпляет детей, поэтому матери в песнях старались умилостивить кота, задобрить его молоком или пирогом, чтобы ребенок хорошо спал. Да и сама колыбельная исполнялась нараспев, под покачивание люльки. Пестушками назывались короткие стишки, которые рассказывали в первые месяцы жизни младенца, потешки и прибаутки – веселые песенки, сопровождающие детские игры. Детские заклички были обращены к силам природы. Они пришли в детский фольклор из взрослого и произносились с надеждой на урожай, спасительный дождик, солнце.

В 19 веке на основе народной лирической песни возник новый жанр фольклора – частушка. Термин частушка был введен писателем, публицистом Г.И. Успенским. До него частушки называли прибасками, побасками, припевками. Частушки – это небольшие песенки обычно юмористического содержания из 4–12 строк. Частушки первоначально исполняли исключительно молодые парни на деревенских беседах. Не удивительно, что первые частушки были любовного характера. Частушки в краткой, афористичной форме выражают отношение народа к определенным событиям исторической действительности. Тематика частушек очень разнообразна: о крепостном праве, о революции, о любви, о войне, о перестройке, о политике и т.д.

 

Народные промыслы

 

Своими корнями народное искусство и художественные промыслы уходят в глубокую древность, когда человек жил в условиях первобытнообщинного и родового строя. Средства существования он добывал примитивными способами. Всякая деятельность в первобытном обществе могла быть только коллективной. Разделение труда осуществлялось только на труд мужской (война, охота) и труд женский (приготовление пищи, изготовление одежды, ведение домашнего хозяйства); в то время даже керамическое производство было домашним женским делом. Необходимость совместного труда обусловила общую собственность на орудия труда, на землю, на продукты производства. Имущественного неравенства еще не было.

Зачатки искусства тогда тоже носили коллективный характер. Изготовляя орудия труда, охоты и войны, посуду, одежду и другие необходимые в быту предметы, человек стремился придать им красивую форму, украсить их орнаментом, то есть делал тем самым обычные вещи произведениями искусства. Нередко форма изделия и его орнамент имели еще и магическое, культовое назначение. Так, один и тот же предмет мог одновременно удовлетворять реальные потребности человека, отвечать его религиозным взглядам и соответствовать его пониманию красоты.

Эта синкретичность, нерасчлененность, слитность функций древнего искусства была характерной чертой и искусства древних восточных славян, которое было неотделимо от их быта.

К моменту создания восточнославянского государства - Киевской Руси - ремесла в нем достигли высокого уровня развития.

Самым первым производством, выделившимся в самостоятельное ремесло в городе и деревне, было обработка металла.

Древняя Русь знала почти все виды современной художественной металлообработки, но главными была ковка, литье, чеканка, филигрань и зернь. Наиболее высокого уровня развития в это время достигло ювелирное искусство.

Вторым по времени зарождения ремеслом, после обработки металла, явилось гончарство. В IX-X вв. Киевская Русь уже знает гончарный круг, появление которого означало переход керамического производства из рук женщин, занятых домашним трудом, в руки мужчины-ремесленника. Гончарные мастерские изготовляли посуду, домашнюю утварь, игрушки, предметы церковного обихода, изразцы - декоративные керамические плитки, которые использовались в архитектуре как отделочный материал.

В древней Руси было развито также и искусство ремесленников-камнерезов: резчиков икон и литейных форм, гранильщиков бус. Работало множество косторезных мастерских, массовой продукцией которых были гребни самых разнообразных форм, а также предметы культового назначения: кресты, иконы и т. д.

Ремесленники Древней Руси в основном выполняли изделия на заказ. По своему социальному положению они входили в различные группы населения. В городах уже работали свободные мастера: иконописцы, златокузнецы, чеканщики, кузнецы, игрушечники и другие. Вместе с тем на боярских и княжеских дворах, в поместьях и вотчинах трудились закрепощенные мастера-холопы. В монастырях также работали ремесленники. Следует отметить, что в Древней Руси не ко всем видам ремесел относились одинаково, были профессии более «почитаемые», такие, как иконописное, златокузнечное дело, и были «черные», «грязные», как, например, гончарство.

Основными видами женского художественного творчества в Древней Руси были узорное ткачество (в частности, браное», вышивка по холсту, золотое шитье, «шелковое пялочное дело». Основным видом искусства являлось древнерусское шитье - вышитая церковная утварь: пелены, плащаницы, покровы, вызывавшие всеобщее восхищение и вывозившиеся из Руси в другие страны.

Крупными центрами художественного женского рукоделия были монастыри.

Значительного развития художественная обработка дерева достигла в великом Новгороде, жителей которого даже называли плотниками.

В XV-XVII века выросло и окрепло Русское централизованное государство. Его столица Москва становится не только политическим, но и культурным центром. Самодержавная власть видела в роскоши и богатстве средство укрепления своего могущества, средство воздействия на умы и души своих подданных. К великокняжескому, а потом и к царскому дворцу съезжаются многочисленные мастера золотых и серебряных дел, иконописцы, костерезы и камнерезы, специалисты обработки дерева, мастерицы шитья. В изделиях царских мастеров художественная сторона предмета начинает оттеснять на второй план его утилитарное назначение.

Развитие товарного обмена приводит к тому, что во многих городах и селах изготовление на продажу бытовых предметов превращается в основное занятие населения. В различных уголках России на основе народных ремесел возникают кустарные художественные промыслы. Создавая изделия на продажу, кустари художественных промыслов были тесно связаны с древними традициями народного искусства, продолжали и развивали эти традиции.

Среди древнейших русских художественных промыслов следует назвать промысел художественной резьбы по кости и дереву, возникший в Троице-Сергиевом монастыре в XVI-XVII вв. Здесь же стал развиваться и игрушечный промысел.

В XVI-XVII веках славились своим мастерством новгородские, псковские и вологодские «златокузнецы», псковские литейщики колоколов. В XVII веке в Сольвычегодске развивается промысел «усольской эмали». Искусство эмали получило развитие и в Великом Устюге. Кроме того, в этом городе жили мастера просечного железа, которые изготовляли узорчатые железные полосы и украшали ими деревянные ларцы и подголовники. На севере, в городе Холмогоры, расцветает косторезное искусство.

XVII век - начало теперь всемирно известного хохломского промысла. Во многих русских городах, в первую очередь городах Поволжья, развиваются прялочные промыслы, гончарное и изразцовое производство, промыслы резьбы пряничных досок. В это же время получает развитие набойка. Набойкой украшали одежду, занавесы, полавочники, знамена и т. д. Некоторые набивные узоры были созданы знаменщиками Оружейной палаты.

В XVIII веке начинают развиваться русские промыслы нитяного кружевоплетения и безворсового ковроделия.

К числу величайших достижений древнерусской культуры относится и художественное ремесло, или узорочье, как его называли на Руси. Золотые украшения, покрытые эмалью, изделия из серебра, выполненные в техниках скани, зерни или черни, узорчатый декор оружия — все это свидетельствует о высоком мастерстве и вкусе древнерусских ремесленников.

 

 

Заключение

 

Глубина народной культуры позволила Руси пережить тяжелую пору татаро-монгольского ига и сохранить неисчерпаемые силы для преодоления последствий иноземного господства. Народ сберег свою культуру, носительницу передовых идей своего времени, и пронес ее сквозь века, повторяя с любовью и уважением: “О светло светлая и украсно украшена земля Русьская!”

Во многих районах нашей страны сохранилось традиционное, основанное на ручном труде и пришедшее от дедов и прадедов народное декоративно-прикладное искусство и народные художественные промыслы.

Сегодня понятие «народная культура» включает в себя не только творчество крестьян, но всех слоев народа использующих образы и ценности многовековых традиций славяно-русских общностей, обогащая их содержание.

 

Список использованных источников

· http://www.bashremeslo.ru

· http://www.rukukla.ru

· http://kulturanarod.blogspot.com

· http://www.naexamen.ru

· http://student.km.ru

· ttp://fizrazvitie.ru

· История России с древнейших времен до конца XVII века /Под ред. А.Н.Сахарова, А.П.Новосельцева. – М., 1996;

· Рябцев Ю.С. Путешествие в Древнюю Русь: Рассказы о русской культуре. – М., ВЛАДОС, 1995.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: