Глава 1. Теоретические основы материально-технического обеспечениетаможенных органов

Нормативно-правовое регулирование материально-технического обеспечения таможенных органов

Нормативно-правовое регулирование материально-технического обеспечения таможенных органов осуществляется в соответствии с Федеральным законом«О Таможенном регулировании в Российской Федерации»от 27.11.2010 № 311-ФЗ, положением о порядке планирования, организации и схеме материально-технического обеспечения таможенных органов Российской Федерации, являющимся приложением к Приказу ФТС России от 6 октября 2009 г. № 1844 и другими нормативно-правовыми актами.

В Федеральном законе «О Таможенном регулировании в Российской Федерации» обеспечению деятельности таможенных органов посвящена 2 глава, параграф 4. В соответствии с ним материально-техническое обеспечение деятельности таможенных органов осуществляется за счет средств федерального бюджета и из других источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Объекты таможенных органов размещаются на земельных участках, находящихся в федеральной собственности. Земельные участки, предназначенные для размещения объектов таможенных органов, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.[1]

В случае размещения структурных подразделений таможен и таможенных постов на объектах сторонних организаций, данные  организации предоставляют необходимые помещения на основании договора безвозмездного пользования, за исключением случаев, установленных Правительством Российской Федерации. Материально-техническое оснащение указанных помещений осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, имеет в ведении научно-исследовательские учреждения, образовательные учреждения высшего профессионального и дополнительного образования, учреждения здравоохранения, печатные издания, информационно-вычислительные центры и другие учреждения, а также государственные унитарные предприятия, деятельность которых способствует решению задач, возложенных на таможенные органы.[2]Определение функций данных учреждений и государственных унитарных предприятий производится в соответствии с требованиями антимонопольного и иного законодательства Российской Федерации.

Имущество же таможенных органов, указанных учреждений и государственных унитарных предприятий находится в федеральной собственности. Распоряжение указанным имуществом осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Положением о порядке планирования, организации и схеме материально-технического обеспечения таможенных органов Российской Федерацииопределяется порядок планирования, организация и схема материально-технического обеспечения структурных подразделений центрального аппарата Федеральной таможенной службы, региональных таможенных управлений (далее - РТУ), в том числе специализированных РТУ, таможен, таможенных постов со статусом юридического лица. Его основные положения будут использованы далее, при более подробном рассмотрении материально-технического обеспечения таможенных органов.

 

Организация, планирование и структура материально-технического обеспечения в таможенных органах

 

Важное условие организации эффективной деятельности таможенных органов – оптимальное формирование и рациональное использование материально – технической базы таможенных органов. Совокупность материальных, вещественных элементов, которые используются и могут быть использованы в экономических процессах. Для предприятия понятие материально-технической базы учитывает состояние компонентов: наличие и приспособленность площадей, возраст оборудования, соответствие наличных материальных ресурсов.

Материально-техническое обеспечение таможенных органов Российской Федерации осуществляется в централизованном и децентрализованном порядке путем размещения заказов на поставки товаров для государственных нужд в соответствии с законодательством Российской Федерации, на основании заключаемых государственных контрактов в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и смет расходов и доходов.[3]

Материально-техническое обеспечение осуществляется на основании планов приобретения продукции, утверждаемых ФТС России (централизованное приобретение) и таможенными органами Российской Федерации (децентрализованное приобретение за исключением автотранспортных средств, специального автотранспорта и подъемно-транспортного оборудования, планирование приобретения которых осуществляется в составе Плана приобретения продукции для материально-технического оснащения таможенных органов Российской Федерации (далее - План приобретения), утверждаемого ФТС России), в соответствии с Единым классификатором продукции, приобретаемой для оснащения таможенных органов Российской Федерации (далее - Единый классификатор продукции), Сводным табелем положенности материально-технических средств для оснащения таможенных органов Российской Федерации (далее - Сводный табель положенности) с учетом их фактической обеспеченности, а также создания переходящего запаса и резерва материально-технических ресурсов.

Потребность структурных подразделений центрального аппарата ФТС России в материально-технических средствах определяется Центральной базовой таможней (далее - ЦБТ), осуществляющей их оснащение в соответствии с Единым классификатором продукции и Сводным табелем положенности (в части оснащения центрального аппарата ФТС России): централизованно приобретаемой продукцией - в соответствии с представляемой в ГУТО сводной годовой заявкой, децентрализованно приобретаемой продукцией - самостоятельно в соответствии с бюджетной сметой на соответствующий год с учетом общих условий.[4]

Децентрализованное приобретение материально-технических ресурсов таможенные органы Российской Федерации осуществляют самостоятельно на основании утверждаемых планов приобретения продукции в соответствии с имеющейся потребностью, а также с учетом продукции, поставляемой централизованно, исходя из объемов бюджетных ассигнований в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств и бюджетных смет. Планирование материально-технического обеспечения осуществляется тыловыми подразделениями и/или тыловыми таможенными органами.     

Потребность в децентрализовано приобретаемых материально-технических средствах определяется, согласовывается и представляется таможенными органами Российской Федерации в соответствии с нормами положенности. Потребность в дополнительном децентрализованном приобретении материально-технических ресурсов в течение финансового периода и корректировка планов приобретения продукции определяется таможенными органами Российской Федерации самостоятельно (за исключением автотранспортныхсредств, специального автотранспорта и подъемно-транспортного оборудования, дополнительное приобретение которых на местах осуществляется по согласованию с ГУТО). При возникновении дополнительной потребности в децентрализованном приобретении материально-технических средств, относящихся к номенклатуре централизованно поставляемой продукции, таможенные органы осуществляют их приобретение при наличии источников финансирования в пределах бюджетной сметы на соответствующий год по согласованию с профильными подразделениями ФТС России технических параметров и количества приобретаемых средств.

Потребность структурных подразделений центрального аппарата ФТС России в материально-технических средствах определяется Центральной базовой таможней (далее - ЦБТ), осуществляющей их оснащение в соответствии с Единым классификатором продукции и Сводным табелем положенности (в части оснащения центрального аппарата ФТС России): централизованно приобретаемой продукцией - в соответствии с представляемой в ГУТО сводной годовой заявкой, децентрализовано приобретаемой продукцией - самостоятельно в соответствии с бюджетной сметой на соответствующий год с учетом общих условий.[5]

Руководители РТУ и таможен в рамках реализации своих полномочий и предоставленных им прав при распределении и перераспределении между подчиненными таможенными органами и структурными подразделениями таможенного органа материально-технических средств по номенклатуре централизованно поставляемой продукции руководствуются нормами положенности, состоянием фактическойоснащенности подразделений и приоритетами в решении поставленных задач.[6]

Медицинские, образовательные и научные учреждения, находящиеся в ведении ФТС России, осуществляют свое материально-техническое обеспечение самостоятельно, исходя из объемов бюджетных ассигнований в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств и бюджетных смет, на основании норм снабжения, разрабатываемых и утверждаемых соответствующими учреждениями самостоятельно в зависимости от вида деятельности и выполняемых функций.

Материально-техническая база, которой располагают таможенные органы для выполнения своих функций, называется активами. Активы подразделяют на финансовые и нефинансовые.

Финансовые активы – формируются за счет федерального бюджета и поступают на счета таможенных органов для финансирования расходов.

Нефинансовые активы, в свою очередь, подразделяются на:

1. Основные средства – материальные объекты, которые используются в процессе деятельности учреждения при выполнении работ и оказании услуг, со сроком полезного использования более 12 месяцев. Основные средства можно разделить на: основные средства для выполнения функций таможенных органов и основные средства прочих видов деятельности (например, объекты образования и здравоохранения).

Классификация основных средств:

- жилые помещения, где 50 % и более площади предназначено для жилья;

- нежилые помещения (склады, здания и др.);

- сооружения (дороги, внешние ограждения, линии электропередач и др.);

- машины и оборудование (технические средства таможенного контроля, транспортные средства и др.);

- производственный и хозяйственный инвентарь (мебель, спортивный инвентарь, инструменты, хозяйственный инвентарь и др.);

- библиотечный фонд;

- прочие (служебные животные, оружие и др.)

1. Нематериальные активы:

- авторские права;

- программные продукты и права на них;

-  базы данных и права на них;

2. Материальные запасы:

- медикаменты и перевязочные материалы;

- горюче-смазочные материалы;

- строительные материалы;

- продукты питания;

- мягкий инвентарь;

- прочие;

3. Непроизводственные активы – земля.

Таким образом, в структуру материально-технической базы таможенных органов входит имеющее материально-вещественную структуру, а так же не имеющее ее, имущество.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: