Основные понятия и определение индустрии гостеприимства как сферы деятельности

 

На се­год­няш­ний день ин­дус­т­рия гос­теп­ри­им­с­т­ва - это од­на из круп­ных и быс­т­ро раз­ви­ва­ющих­ся сис­тем сек­то­ра эко­но­ми­ки. В лю­бом гос­ти­нич­ном пред­п­ри­ятии важ­ное мес­то от­ве­де­но гос­теп­ри­им­с­т­ву.

Анализ ми­ро­вых тен­ден­ций в ин­дус­т­рии гос­теп­ри­им­с­т­ва поз­во­ля­ет сде­лать вы­вод, что эта сфе­ра де­ятель­нос­ти име­ет вы­со­кий до­ход и стре­ми­тель­ные тем­пы раз­ви­тия.

Современная оте­чес­т­вен­ная ин­дус­т­рия гос­теп­ри­им­с­т­ва на­хо­дит­ся в про­цес­се ста­нов­ле­ния и нап­рав­ле­на на по­лу­че­ние при­бы­ли от сот­руд­ни­чес­т­ва со сво­ими кли­ен­та­ми. Нес­та­биль­ная эко­но­ми­чес­кая и по­ли­ти­чес­кая си­ту­ация выз­ва­ла ряд проб­лем, с ко­то­ры­ми стол­к­ну­лась ин­дус­т­рия гос­теп­ри­им­с­т­ва. Имен­но по­это­му фир­мы вы­нуж­де­ны прис­таль­но изу­чать скла­ды­ва­ющу­юся конъ­юн­к­ту­ру рын­ка. По­иск и ис­поль­зо­ва­ние фир­ма­ми раз­лич­ных форм биз­не­са ста­ли осо­бым мо­мен­том для эф­фек­тив­но­го уп­рав­ле­ния пред­п­ри­яти­ями ин­дус­т­рии гос­теп­ри­им­с­т­ва. Су­щес­т­ву­ющая в нас­то­ящее вре­мя прак­ти­ка фун­к­ци­они­ро­ва­ния гос­ти­нич­но­го биз­не­са не от­ве­ча­ет ми­ро­вым стан­дар­там и тре­бо­ва­ни­ям, что выз­ва­но низ­кой до­ход­нос­тью пред­п­ри­ятий, свя­зан­ных с уп­рав­ле­ни­ем и эк­с­п­лу­ата­ци­ей гос­ти­ниц. Оте­чес­т­вен­ным пред­п­ри­яти­ям ин­дус­т­рии гос­теп­ри­им­с­т­ва при­над­ле­жит на­иболь­шая часть рын­ка, что вы­ра­жа­ет­ся в низ­кой до­ход­нос­ти и не­воз­мож­нос­ти кон­ку­ри­ро­вать с та­ки­ми пред­п­ри­яти­ями, ко­то­рые скон­цен­т­ри­ро­ва­ны в ос­нов­ном в Мос­к­ве и Сан­кт-Пе­тер­бур­ге. Инос­т­ран­ные кор­по­ра­ции соз­да­ют мо­но­по­лию на рос­сий­с­ком рын­ке ин­дус­т­рии гос­теп­ри­им­с­т­ва. А рос­сий­с­кие ком­па­нии в свою оче­редь с лег­кос­тью от­да­ют то, че­го до­би­лись за оп­ре­де­лен­ный про­ме­жу­ток вре­ме­ни. Это объ­яс­ня­ет­ся тем, что оте­чес­т­вен­ные пред­п­ри­ятия от­вык­ли ра­бо­тать в кон­ку­рен­т­ной сре­де, сле­дить за но­вин­ка­ми на ми­ро­вом рын­ке, внед­рять но­вые прог­рам­мы и тех­но­ло­гии. Наз­ван­ные фак­то­ры не­га­тив­но вли­я­ют на же­ла­ние кли­ен­тов поль­зо­вать­ся ус­лу­га­ми по­доб­ных пред­п­ри­ятий.

Социально-экономические по­ка­за­те­ли на­хо­дят­ся в пос­то­ян­ном фор­ми­ро­ва­нии и ди­на­ми­ке на рын­ке ус­луг ин­дус­т­рии гос­теп­ри­им­с­т­ва, ис­пы­ты­вая труд­нос­ти в ме­ха­низ­ме уп­рав­ле­ния. Пре­одо­леть это мож­но, лишь сос­та­вив точ­ный план раз­ви­тия дан­но­го сек­то­ра и ре­гу­ли­руя пот­реб­нос­ти кли­ен­тов.

Российские от­рас­ли ста­ли чув­с­т­во­вать уси­ле­ние кон­ку­рен­ции по ме­ре ус­та­нов­ле­ния ры­ноч­ных от­но­ше­ний в эко­но­ми­ке стра­ны. Воз­ник­ли проб­ле­мы в прив­ле­че­нии пот­ре­би­те­лей сво­их ус­луг в ин­дус­т­рии гос­теп­ри­им­с­т­ва и ту­риз­ма.

В те­че­ние дол­го­го пе­ри­ода вре­ме­ни, вплоть до кон­ца XX в., в рос­сий­с­кой прак­ти­ке не ис­поль­зо­ва­лось по­ня­тие «индус­т­рия гос­теп­ри­им­с­т­ва», ко­то­рое приш­ло к нам из Со­еди­нен­ных Шта­тов Аме­ри­ки. Ис­хо­дя из дан­ных еже­год­но­го рей­тин­га кон­ку­рен­тос­по­соб­нос­ти в сфе­ре ту­риз­ма на 2008 г., ко­то­рый сос­тав­ля­ет­ся эк­с­пер­та­ми Все­мир­но­го эко­но­ми­чес­ко­го фо­ру­ма в Да­во­се сов­мес­т­но с Меж­ду­на­род­ной ас­со­ци­аци­ей ави­апе­ре­во­зок, Все­мир­ным со­ве­том по пу­те­шес­т­ви­ям и ту­риз­му и Все­мир­ной ту­рис­ти­чес­кой ор­га­ни­за­ци­ей ООН, США на­хо­дит­ся на седь­мом мес­те. Эк­с­пер­ты оце­ни­ва­ли 130 стран ми­ра по 14 кри­те­ри­ям, сре­ди ко­то­рых по­ли­ти­ка влас­тей в об­лас­ти ту­риз­ма, бе­зо­пас­ность, тран­с­пор­т­ная ин­ф­рас­т­рук­ту­ра, са­ни­тар­ные ус­ло­вия, эко­ло­гия, на­ли­чие ком­фор­та­бель­ных оте­лей и куль­тур­ных цен­нос­тей из Все­мир­но­го спис­ка ЮНЕС­КО и сто­имость от­ды­ха. По кон­ку­рен­тос­по­соб­нос­ти в сфе­ре ту­риз­ма в пя­тер­ку луч­ших го­су­дарств вош­ли Швей­ца­рия, Ав­с­т­рия, Гер­ма­ния, Ав­с­т­ра­лия и Ис­па­ния. Рос­сия так­же по­па­ла в спи­сок, но за­ня­ла лишь 64-е мес­то. При­чи­ной столь низ­ко­го по­ло­же­ния ста­ли пло­хие до­ро­ги, не­соб­лю­де­ние за­ко­нов в об­лас­ти пра­ва на час­т­ную соб­с­т­вен­ность и не­до­ве­рие к мес­т­ным пра­во­ох­ра­ни­тель­ным ор­га­нам.

По та­ким ка­те­го­ри­ям, как при­род­ные ре­сур­сы, куль­тур­ные цен­нос­ти и ави­аци­он­ное со­об­ще­ние, Рос­сия по­па­да­ет в шорт-лист из 35 стран. Од­на­ко спе­ци­алис­ты Все­мир­но­го эко­но­ми­чес­ко­го фо­ру­ма не­вы­со­ко оце­ни­ва­ют уро­вень раз­ви­тия на­зем­но­го тран­с­пор­та (83-е мес­то) и ту­рис­ти­чес­кой ин­ф­рас­т­рук­ту­ры, в том чис­ле на­ли­чие дос­та­точ­но­го чис­ла мест в гос­ти­ни­цах (66-е мес­то). По уров­ню бе­зо­пас­нос­ти эк­с­пер­ты ста­вят Рос­сию на 127-е мес­то. [4]

Различные инос­т­ран­ные спе­ци­алис­ты по-раз­но­му трак­ту­ют по­ня­тие «индус­т­рия гос­теп­ри­им­с­т­ва». Нап­ри­мер, Л. Ва­ген счи­та­ет, что ин­дус­т­рия гос­теп­ри­им­с­т­ва - это сек­тор ин­дус­т­рии ту­риз­ма, от­ве­ча­ющий за раз­ме­ще­ние ту­рис­тов, а так­же от­рас­ли, де­ятель­ность ко­то­рых нап­рав­ле­на на про­да­жу ал­ко­голь­ных на­пит­ков, пре­дос­тав­ле­ние жилья, пи­щи и уве­се­ли­тель­ных ме­роп­ри­ятий.

По мне­нию Дж. Р. Уоке­ра, ин­дус­т­рия гос­теп­ри­им­с­т­ва объ­еди­ня­ет ту­ризм, гос­ти­нич­ный и рес­то­ран­ный биз­нес, об­щес­т­вен­ное пи­та­ние, от­дых и раз­в­ле­че­ния, ор­га­ни­за­цию кон­фе­рен­ций и со­ве­ща­ний.

Согласно тол­ко­во­му сло­ва­рю Н. Уэб­с­те­ра ин­дус­т­рия гос­теп­ри­им­с­т­ва - это сфе­ра пред­п­ри­ни­ма­тель­с­т­ва, сос­то­ящая из та­ких ви­дов об­с­лу­жи­ва­ния, ко­то­рые опи­ра­ют­ся на прин­ци­пы гос­теп­ри­им­с­т­ва, ха­рак­те­ри­зу­ющи­еся щед­рос­тью и дру­же­лю­би­ем по от­но­ше­нию к гос­тям. С точ­ки зре­ния Р.А. Брай­ме­ра, ин­дус­т­рия гос­теп­ри­им­с­т­ва яв­ля­ет­ся со­би­ра­тель­ным по­ня­ти­ем для раз­но­об­раз­ных и мно­го­чис­лен­ных форм пред­п­ри­ни­ма­тель­с­т­ва, ко­то­рые спе­ци­али­зи­ру­ют­ся на рын­ке ус­луг, свя­зан­ном с при­емом и об­с­лу­жи­ва­ни­ем гос­тей. Ос­нов­ные нап­рав­ле­ния ин­дус­т­рии гос­теп­ри­им­с­т­ва: об­щес­т­вен­ное пи­та­ние, раз­ме­ще­ние, пе­ре­воз­ка и от­дых.

Из вы­шес­ка­зан­но­го мож­но сде­лать вы­вод, что за­ру­беж­ная ме­то­до­ло­гия ин­дус­т­рии гос­теп­ри­им­с­т­ва вклю­ча­ет в се­бя пред­п­ри­ятия раз­ме­ще­ния, об­щес­т­вен­но­го пи­та­ния, тран­с­пор­т­но­го и куль­тур­но-раз­в­ле­ка­тель­но­го сек­то­ра. В Рос­сии это по­ня­тие так­же ис­поль­зу­ет­ся, но в не­го ра­бот­ни­ки ту­риз­ма, го­су­дар­с­т­вен­ные и на­уч­ные кру­ги об­щес­т­ва вкла­ды­ва­ют иной смысл. В на­уч­ной ли­те­ра­ту­ре очень слож­но най­ти точ­ное опи­са­ние по­ня­тия «индус­т­рия гос­теп­ри­им­с­т­ва». Су­щес­т­ву­ет толь­ко од­но приб­ли­зи­тель­ное оп­ре­де­ле­ние ин­дус­т­рии гос­теп­ри­им­с­т­ва. Это со­во­куп­ность гос­ти­ниц и иных средств раз­ме­ще­ния, средств тран­с­пор­та, объ­ек­тов об­щес­т­вен­но­го пи­та­ния, объ­ек­тов и средств раз­в­ле­че­ния, объ­ек­тов поз­на­ва­тель­но­го, де­ло­во­го, оз­до­ро­ви­тель­но­го, спор­тив­но­го и ино­го наз­на­че­ния.

В со­вет­с­кие вре­ме­на для оп­ре­де­ле­ния сфе­ры де­ятель­нос­ти, свя­зан­ной с пре­дос­тав­ле­ни­ем ус­луг раз­ме­ще­ния и пи­та­ния, при­ме­ня­лось по­ня­тие «гос­ти­нич­ное хо­зяй­с­т­во» ли­бо «гос­ти­нич­но-рес­то­ран­ное хо­зяй­с­т­во». При­ме­не­ние по­ня­тия «индус­т­рия гос­теп­ри­им­с­т­ва» вмес­то «гос­ти­нич­ное хо­зяй­с­т­во» пред­поч­ти­тель­нее. Оно по­ка­зы­ва­ет всю при­ро­ду этой де­ятель­нос­ти, ведь ин­дус­т­рия гос­теп­ри­им­с­т­ва ас­со­ци­иру­ет­ся у пот­ре­би­те­лей с дру­же­лю­би­ем, щед­рос­тью, вни­ма­ни­ем по от­но­ше­нию к гос­тям.

Термин «индус­т­рия гос­теп­ри­им­с­т­ва» по­ло­жи­тель­но по­зи­ци­они­ру­ет дан­ный сек­тор де­ятель­нос­ти, тем са­мым прив­ле­кая к се­бе до­пол­ни­тель­ные ин­вес­ти­ции в раз­ви­тие рос­сий­с­ко­го рын­ка.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: