Русская скульптура 1760-1790-х. гг

Палладианство.

80—90-е гг. – период "строгого" Классицизма. Если раньше архитекторы свободно обращались с античными ордерами, то теперь подобные "вольности" считались предосудительными. Властителем дум стал великий зодчий итальянского Возрождения Андреа Палладио. Его основные каноны:

- одинаковое обрамление прямоугольных окон и дверей. Никаких наличников или сандриков над окна-ми, раскрепованных стен и антаблементов. Дуги и арки нежелательны;

- точное совпадение размеров и форм внутренних и внешних колонн, карнизов, ниш и т.п.;

- колонны всегда выполняют конструктивную функцию. У них отсутствуют постаменты и базы, как у дерева растущего на воле. Архитрав покоится прямо на колоннах;

- никакой декоративной скульптуры на фасадах.

Новый импульс их распространению придало возвращение в Россию в 1770 г. архитектора В.И.Неелова, побывавшего в Англии. В 1772—1774 гг. он возвел на берегу царскосельского пруда Палладиев мост. Иван Егорович Старов за проект здания Сухопутного шляхетского корпуса он получил звание академи-ка, а за усадьбу графа Бобринского. Екатерина II поручила Старову строительство Троицкого собора Александро-Невской лавры. Массивное крестообразное в плане здание с мощным куполом на высоком барабане и двумя башнями звонниц является композиционным центром ансамбля Лавры, доминируя над остальными сооружениями. Суровый облик и строгое убранство фасадов составляют контраст с богатым декором интерьера: обилием коринфских колонн с позолоченными капителями, пышным иконостасом и царскими вратами, выполненными по проекту профессора исторической живописи И.А. Акимова, статуями и барельефами работы Ф.И. Шубина. Таврический дворец, усадьба Тайцы, возле Гатчины, а для Екатерины II - загородный дворцовый комплекс в Пелле. усадьбу Тайцы, возле Гатчины, а для Екатерины II - загородный дворцовый комплекс в Пелле. В письме императрицы речь идет о Камероновой галерее Царского Села, перспектива которой открывается при выходе из дворца. Это единственный памятник петербургской архитектуры ХVIII в., носящий имя своего творца. Поскольку загородные постройки относились к низкому жанру, позволяя свободнее обходиться с канонами, Камерон сделал расстояние между колоннами в два раза больше, чем у римлян. Это придало сооружению удивительную легкость. С противоположной стороны к галерее вела грандиозная лестница, мощная внизу и изысканно сужающаяся вверху. В центре находятся Агатовые комнаты. В их отделке проявилась незаурядная фантазия автора: декоративные своды, приставные колонны, полудрагоценные материалы, подкрашенное стекло с подложенной под него тканью, фаянсовые и стеклянные колонки, синие медальоны с легким золотым узором, фарфоровые барельефы, - все это напоминает не то наборные цветные табакерки ХVIII в., не то – интерьеры построек древних Помпей. Завершают комплекс Холодные бани – легкое здание со сквозной колоннадой на тяжелом рустованном нижнем ярусе. Прототипом их планировки были римские термы, в знании архитектуры которых Камерону не было равных, а колоннада точно воспроизводила ордер афинского Эрехтейона. Павловский дворец. Храм Дружбы - ротонда изысканных пропорций, построенная на контрасте строгих дорических колонн и игривых медальонов с гирляндами на желтом поле стен. Храм Аполлона – двойная колоннада с разру-шенной частью, сквозь которую внутри видна копия античной статуи Аполлона работы Ф.Г. Гордеева. Джакомо Кваренги - "Тень Палладио". здание Академии наук с мощным корпусом, украшенным лишь гигантским восьмиколонным портиком. Эрмитажный театр. Кваренги оформил театральный зал в виде античного амфитеатра, без лож и ярусов, порожденных сословным неравенством феодального общества. Он украсил стены коринфскими колоннами, которые чередуются со скульптурами Аполлона и девяти муз в нишах. В 80-х гг. по проектам Кваренги в Петербурге было перестроено здание Иностранной коллегии на Английской набережной, строились Ассигнационный банк (ныне Университет экономики и финансов) и Фондовая биржа. Постепенно основная деятельность архитектора сосредоточилась в Царском Селе. На Казанском кладбище он построил небольшую церковь безукоризненно строгих форм – палладианский вариант крестово-купольного храма. Руина-Кухня. Александровский дворец. Кваренги был выдающимся мастером интерьера. планировка и оформление главного интерьера Российской империи – Георгиевского зала Зимнего дворца. Настоящая слава придет к архитектору позднее, когда им будут построены Конногвардейский манеж, Мальтийская капелла, Перинная линия Гостиного двора, Кабинет Его Величества при Аничковом дворце, здание Опекунского совета, церковь Рождества Св. Иоанна Предтечи на Каменном острове, здания Смольного и Екатерининского институтов, Мариинской больницы на Литейном.

Русская скульптура 1760-1790-х. гг.

Этьенн Морис Фальконе. К этому времени скульптор имел европейскую известность. В "Милоне Кротонском" он изобразил терзаемого львом атлета. Поражала барочная экспрессия, страсть, искаженное от боли лицо-автопортрет. Но вместе с тем античные пропорции фигуры и отсутствие второстепенных деталей. Его "Купальщица" и, особенно, "Амур", с одной стороны, напоминали лучшие образцы поздней греческой классики, а с другой – создали Фальконе репутацию крупнейшего мастера рококо с его игривой эротикой. Для отливки монумента пригласили известного французского литейщика Эрсмана. Создание Академии художеств благотворно повлияло на развитие скульптуры. Обязательное изучение памятников античности и Возрождения резко повысило профессиональный уровень ваятелей. Изменилась роль скульптуры. Раньше она ставилась в нишах и на кровле, была подчинена архитектуре. Теперь ее ставили на постамент, нередко в центре помещения, что повышало ее идейную значимость и самоценность. Шубина, Мартоса и Козловского современники называли соот-ветственно "Русским Гудоном», "Фидием ХIХ века" и "Буонароттом Российским". Федор Гордеевич Гордеев. Его "Прометей", терзаемый орлом, по духу напоминает "Милона Кротонского" Э.М. Фальконе и открывает галерею героических образов русской скульптуры. Наиболее известной работой Гордеева является надгробие Н.М. Голицыной. Иван Прокофьевич Прокофьев - бронзовый "Актеон" (1785 г.) принес автору безоговорочное признание и звание академика. гипсовый барельеф "Гений и художества". Иван Петрович Мартос. строго фронтальный бюст Н.И. Панина (1780 г.), выдержана в стиле древнеримских скульптурных портретов. Рельефное надгробие М.П. Собакиной (1782 г.) имеет типичную для классицизма треугольную композицию. надгробие Елены Степановны Куракиной. Это объемная скульптура в виде лежащей на саркофаге плакальщицы. В творчестве упомянутых мастеров видны каноны классицистической скульптуры:

- уравновешенность всех частей произведения. Она достигается треугольным построением композиции, пропорциональным соотношением горизонтальных и вертикальных планов и осью симметрии, проходящей строго по центру; - в высоких жанрах – нарочитая торжественность, театральность поз и движений, выражающих патриотический и гражданский пафос; - отсутствие второстепенных деталей, отвлекающих зрителя от главной идеи; - обязательное наличие в высоких жанрах античного сюжета или атрибутов – оружия, одежды, архитектурных сооружений или их деталей; - идеализация натуры. Художник должен был изображать не то, что видит, а "облагораживать", исправлять физические недостатки фигуры в соответствии с античными эталонами красоты; - поверхность материала тщательно обрабатывалась и шлифовалась. Незавершенность форм и обработки допускалась только в этюдных работах. Главным художественным достоинством считался лаконичный выразительный силуэт. Произведение считалось тем совершеннее, чем больше линеарно выразительных ракурсов возникало при круговом обходе. Каноны сковывали творческую индивидуальность мастеров, усредняя их произведения. В ХVIII веке превзойти европейский уровень смог только Шубин, работавший в "низком" портретном жанре. Феодосий (Федос) Федорович Щедрин. Не сохранились его первые барельефы - "Посягательство Рогнеды на жизнь князя Владимира" и "Греческий философ Кирилл показывает князю Владимиру завесу с изображением Страшного суда". В 1773 г. он представил на конкурс барельеф "Изяслав Мстиславич, уязвленный, когда воины его незнанием убить стремились". Согласно канонам Классицизма, сюжет из отечественной истории был стилизован под античность. Это одна из самых ранних сохранившихся работ мастера. "Марсий" продолжил начатую Фальконе и Гордеевым галерею античных героев-мучеников, но рядом с работами предшественников и последователей (Козловский, Прокофьев, Пименов) он теряется. Зато "Спящий Эндимион" впервые показал главную особенность творческой манеры скульптора – проникновенный лиризм. Щедрин по заказу Г. Гримма вылепил гипсовый бюст Екатерины II. В 80-90-х гг. скульптор исполнил портреты Д.А. Голицына, Г.А. Потемкина-Таврического, юного Александра I, А.А. Нартова, П.А. Румянцева-Задунайского, Н.И. Панина. Из них известны только три последних. Они явно проигрывают в сравнении с глубоким психологизмом портретов Шубина и изысканным благородством аналогичных работ Мартоса. Признание пришло к мастеру в 1792 г., когда он создал "Венеру" - первое в истории русской скульптуры изображение обнаженного женского тела. Если лучшие работы Щедрина екатерининского времени иллюстрируют сентиментальную тенденцию Классицизма, то творчество "Буонаротта Российского" - Михаила Ивановича Козловского (1753—1802) в этот период отличалось противоречивостью и непрестанным художественным поиском. особого внимания заслуживают два барельефа, выполненные им для Мраморного дворца - "Прощание Регула с гражданами Рима», "Камилл избавляет Рим от галлов". искусство Козловского не могло иметь такого общественного резонанса, какой имели картины Давида в предреволюционной и революционной Франции. Козловский опередил Давида в другом: он первым пришел к Академизму – классицизму, утратившему всякое общественное содержание, уводящему от жизненных проблем и видевшему единственную задачу искусства в сочинении идеальных форм. Другой отличительной чертой академизма станет льстивое прославление существующей власти. В таком духе решены архаично-барочные статуи "Екатерина II с гением славы", "Минерва и гений художеств", "Екатерина II - законодательница", за которые Козловский был назначен придворным скульптором, оттеснив Ф.И.Шубина. Козловский создал "Пастушка с зайцем", в котором классицистическая ясность сочеталась с идиллическим лиризмом рококо-сентиментализма. Его "Девочка с мотыльком" своим сдер-жанно-игривым эротизмом может составить пару "Амуру" Фальконе. Кризис просветительских идеалов внес в творчество скульптора трагическую тональность. Впервые она проявилась в мраморной композиции "Бдение Александра Македонского». "Поликрат" - рациональное классицистическое начало уступает началу чувственному - романтическому. Жак Доминик Рашетт. В 1779 г. Рашетт был приглашен князем А.А.Вяземским в Санкт-Петербург. Первой его работой был гипсовый бюст Прокофия Акинфиевича Демидова. мраморный бюст Леонарда Эйлера. Из монументальных работ Рашетта наиболее удачной является статуя П.А. Румянцева-Задунайского. Ее местонахождение неизвестно, но в Русском музее есть уменьшенное мраморное авторское повторение. Основные заслуги Рашетта перед санкт-петербургским и отечественным искусством связаны не со скульптурой, а с декоративно-прикладным искусством. Принцип «благородной сдержанности» распространялся и на декоративно-прикладное искусство. В 1765 г. Порцелиновая мануфактура получила статус Императорского фарфорового завода. Его производственная мощь значительно возросла, но продукция стала обезличенной. Ансамблевое мышление Классицизма проявилось в едином стилистическом оформлении гигантских кувертов – столовых приборов, которые состояли из нескольких сотен единиц посуды. В собрании Эрмитажа представлены остатки "Арабескового", "Яхтинского" и "Охотничего" сервизов. Лучше всех сохранился "Кабинетный" сервиз, исполненный в 1795 г. по заказу Кабинета и состоявший из 800 предметов. С приходом Рашетта увеличился выпуск фарфоровых статуэток, в том числе ню. Лучшими из них являются "Венера с голубями" (аллегория невинности) и бисквитная группа "Диана со спящим Эндимионом". Классицизм придал декоративно-прикладному искусству идеологическую функцию. Например, памятником просветительской идеологии являются созданные в 1780-х гг. серии фарфоровых статуэток «Торговцы и ремесленники», а имперское самосознания отразилось в серии статуэток «Народности России», чайных и кофейных приборах с изображением императрицы и наследника престола.

6. Искусство просветительского реализма в 1861-1796 гг.

Эпоха Екатерины II совпала с наивысшим расцветом Классицизма в музыке, так называемым, "Венским классицизмом", представленным именами Гайдна и Моцарта. Просветительский реализм имел наибольшее распространение в литературе, драматургии и изобразительном искусстве. В меньшей мере он затронул музыку и балет, и вовсе не коснулся архитектуры.

Основными чертами Просветительского реализма являлись:

- ТИПИЧНОСТЬ ПЕРСОНАЖЕЙ. Реализм отражал жизнь народа. В его персонажах многие узнавали себя. - ЕСТЕСТВЕННОСТЬ И ПРОСТОТА. Просветители считали их главными признаками прекрасно-го. - УСЛОВНОСТЬ СЮЖЕТА И ДОСТОВЕРНОСТЬ ОБСТАНОВКИ. В изобразительном искусстве и музыке реализм ХVIII в. не выработал собственных композиционных, гармонических или колористических принципов. Он использовал схемы Классицизма и Рококо, что придает произведениям некоторую неестественность. Но она с лихвой компенсируется поэтизацией достоинства простого человека, любовным воспроизведением бытовых отношений, одежды, обстановки, народных танцев и мелодий. - АНТИФЕОДАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ. Просветительский реализм выражал идейные и эстетические устремления третьего сословия. Ирония, насмешка, сарказм становятся чертой портретной и жанровой живописи, литературного текста или музыкальной ткани. Одним из первых русских романистов был Федор Александрович Эмин. В 1763 г. была опубликована "Непостоянная фортуна, или Похождения Мирамонда" - первый русский роман-робинзонада. В русской литературе Эмин выступил также родоначальником эпистолярного жанра. В 1766 г. он опубликовал "Письма Эрнеста и Доравры". С именем Василя Ивановича Майкова связано появление жанра реалистической герои-комической поэмы. В 1763 г. была опубликована его шутливая поэма "Игрок ломбера", в которой душевные муки дворянина Леандра по поводу карточного проигрыша описывались "высоким штилем", с патетикой приличествующей национальной трагедии. Крупнейшим представителем третьего сословия в литературе был Михаил Дмитриевич Чулков. Самые популярные повести и романы Чулкова - "Горькая участь", "Прянишная монета" и "Драгоценная щука" были опубликованы в 1789 г. в пятой части "Пересмешника…". Крупнейшим художником-реалистом русской литературы ХVIII в. был Денис Иванович Фонвизин. Для более полного раскрытия характеров Фонвизин использовал прием языковой индивидуализации. Успех "Бригадира" принес драматургу покровительство канцлера Н.И. Панина. Служебные обязанности отвлекали Фонвизина от драматургии, оставляя для проявления литературного дарования малые жанры поэзии и публицистику. Фонвизин критиковал административный произвол, деспотические проявления самодержавия, фаворитизм, падение нравов в придворной и помещичьей среде, крайности крепостничества, отстаивал идеал правового государства. При всей значимости публицистической деятельности Фон-визина бессмертие ему принесли произведения художественные. В 1770 г. в новиковском журнале "Пустомеля" было опубликовано стихотворное "Послание к слугам моим Шумилову, Ваньке и Петрушке". Это был яркий образец реалистической сатирической поэзии. В начале послания автор поставил вопросы, которые в эстетике Классицизма занимали центральное место: о смысле мироздания и цели жизни. Но порассуждать на эту тему предложил своим слугам - реально существующим людям. Высшее художественное воплощение политические, морально-этические и эстетические воззрения Фонвизина получили в бессмертном «Недоросле». "Недоросль" - важный шаг на пути преодоления канонов Классицизма. В композиции комедии соблюдены все "три единства" и традиционный мотив сватовства, но в развитии сюжета решающее значение имеют не монологи героев, а сценическое действие. В 1788 г. тяжело больной Фонвизин при поддержке Клостермана объявил подписку на издание журнала "Друг честных людей, или Стародум». Иван Андреевич Крылов. В 1789 г. Крылов получил разрешение на издание сатирического журнала "Почта духов". В 1792 г. Крылов совместно с П.А. Плавильщиковым и А.И. Клушиным получил разрешение на издание журнала "Зритель". В нем была опубликована "Похвальная речь в память моего дедушки" – одно из самых резких антикрепостнических и антидворянских произведений ХVIII в. описанные им порядки, власть, двор, нравы вымышленной восточной деспотии поразительно напоминали отечественные. В музыкальном искусстве реалистические черты ярче всего проявились в русской комической опере. Ее появление было связано с развитием литературы. Важное значение имели публикации русских народных песен. В 1776 г. придворный музыкант, камер-гуслист Василий Федорович Трутовский (ок.1740—1810), числившийся при этом в штате лакеев, издал первую часть "Собрания русских простых песен с нотами". опера Н.П. Николева "Розана и Любим" (1778 г.) на музыку московского капельмейстера И. Керцелли. Первый феноменальный успех русской оперы связан с Москвой, где во время рождественских праздников 1779 г. состоялась премьера, а вслед за ней еще 26 представлений оперы Михаила Матвеевича Соколовского (род. в 1756 г.) "Мельник - колдун, обманщик и сват" на либретто Александра Анисимовича Аблесимова. в столице состоялось представление оперы В.А.Пашкевича на либретто Я.Б.Княжнина "Несчастье от кареты". Не меньшим успехом пользовалась следующая опера Пашкевича на либретто Михаила Алексеевича Матинского "Санктпетербургский гостиный двор". Евгений Ипатьевич Фомин. его опера "Новгородский богатырь Боеславич" на либретто Екатерины II фактически провалилась. В 1787 г. Фомин написал одноактную оперу на либретто Н.А. Львова "Ямщики на подставе". Небольшая продолжительность и соблюдение классицистических единств ограничивали возможности драматургического развития. К сожалению, не сохранилась музыка Фомина к операм "Вечеринки, или Гадай, гадай, девица" (1788 г.) и "Колдун, ворожея и сваха" (1789 г.), а опера "Американцы" на либретто И.А. Крылова (1788 г.) была запрещена и допущена к постановке незадолго  до смерти композитора.

Крупнейшими живописцами реалистического направления являлись Левицкий и Рокотов. Дмитрий Григорьевич Левицкий. В конце 60-х гг. за портреты А.Ф. Кокоринова, А.С. Строганова, Г.А. Демидова и др. Левицкий получил звание академика и вскоре возглавил портретный класс Академии. В 70-х гг. Левицкий создал серию портретов "смолянок" - воспитанниц Смольного института. Лучшие из них - портреты Хованской и Хрущовой, Нелидовой, Алымовой, Молчановой являются шедеврами европейской живописи ХVIII в. Особенно выделяется портрет Е.Хованской и Е.Хрущовой - новый для русского искусства портрет в роли. В 1774 г. художник написал портрет приехавшего в Петербург Д. Дидро. Философ считал эту работу лучшим своим изображением и увез с собой. К лучшим работам мастера относятся портрет светской красавицы Урсулы Мнишек, сочетающий изысканность Рококо с реалистической откровенностью характеристики, и портрет дочери Агафьи в народном костюме. В 80-х гг. в творчестве Левицкого радостное восприятие жизни сменилось настроениями горечи и рефлексии. Ими проникнуты портреты старого священника и Н.И. Новикова, с которым художник был дружен и оказывал поддержку даже тогда, когда Новиков был брошен в крепость. Федор Степанович Рокотов. картина "Кабинет И.И. Шувалова". С иллюзорной точностью воспроизводит художник обстановку кабинета во дворце на Итальянской. Здесь использован обычный для Просветительского реализма прием характеристики персонажа через мир вещей. В 1762 г. за парадный портрет Петра III Рокотов получил звание адъюнкта, а портреты Екатерины II в коронационном наряде, с которого делались многочисленные копии, и Г.Г. Орлова сделали его популярным среди столичной знати. портрет В.И. Майкова. Здесь впервые появляется загадочная, едва заметная улыбка, придающая лицу модели многозначительную неопределенность. Знаменитое рокотовское "сфумато" - теплая воздушная дымка, окружающая лицо, и едва заметная улыбка делают портреты его кисти легко узнаваемыми. Кроме Рокотова и Левицкого из петербургских живописцев следует отметить И.П. Аргунова. Лучшие портреты Аргунова 70-х гг. - адмирала С.К. Грейга, Б.П. Шереметева, Е.А. Мельгунова отличаются уравновешенной классицистической композиционной схемой. В них исчез барочный переливчатый цвет. Красочная поверхность становится гладкой, а колорит - более монохромным. В 1784 г. художник создал самый выдающийся свой шедевр - Портрет крестьянки в кокошнике. В конце 80-х гг. начался спад творчества крепостного мастера. В его работах душевная теплота и симпатия к модели сменились равнодушием, появилась сухость и схематизм. Примером тому являются последние датированные работы Аргунова - парные портреты архитектора М.Н. Ветошникова и его жены Т.А. Ветошниковой. Немалых успехов в портретном жанре добился ученик Антропова и Левицкого Петр Семенович Дрождин. Одной из лучших его работ является портрет А.П. Антропова с сыном перед портретом жены (1776 г.) - программное произведение Просветительского реализма. Ярким мастером реалистического портрета был Степан Семенович Щукин. К этому времени относится Автопортрет (1785 г.), написанный широкими энергичными мазками. Живописец изобразил себя без парика, в домашней куртке, сосредоточив внимание на передаче характера. Но эта задача оказалась пока что не по плечу. Зато заметна робкая попытка экспериментировать со светотенью, a la Рембрандт. портрет Ю.М. Фельтена. Принципы Просветительского реализма ярко проявились в произведениях бытового жанра, который классицисты считали низким. Иван Фирсов. Достоверным произведе-нием Фирсова является только одна картина - "Юный живописец". Но это - подлинный шедевр. По свободе живописной манеры, колористическому богатству и естественной непринужденности персонажей она не имеет аналогов в современной ей русской живописи. Произведения крепостного мастера Михаила Шибанова (ум. ок. 1789 г.) "Крестьянский обед" и "Празднество свадебного договора"- первое обращение русской живописи к крестьянской жизни. В центре внимания художника - благородная простота народной одежды, целомудрие обрядов, патриархальность семейных отношений, красота национальных черт лица, человеческое достоинство представителей крестьянского сословия. Вполне реалистичен и погрудный портрет Екатерины II в дорожном костюме, имевший у современников большую популярность. Обличительная направленность реализма наиболее ярко проявилась в творчестве Ивана Алексеевича Ерменева. художник создал серию акварелей с изображением нищих-попрошаек, калек, странников - отбросов столичного общества. Они изображены правдиво, без умильного сострадания, фальшивой идеализации и театральности. Крупнейшим русским пейзажистом ХVIII - первой четверти ХIХ в. был Федор Яковлевич Алексеев – «русский Каналетто». В русской живописи Алексеев стал родоначальником жанра ведуты - панорамного архитектурно-бытового пейзажа. "Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости" и "Вид Петропавловской крепости от Невских ворот". Панорамные пейзажи Алексеева удивительно поэтичны. Воздушная дымка окутывает дворцы, размывая их очертания. Они словно вырастают из воды, оставляя на ней зыбкие отражения. Вместе с тем пейзажи Алексеева реалистичны. Прачки и кормилицы на первом плане, увлеченно беседующие и равнодушные к окружающей красоте горожане, невзрачные плоты и галеры на Неве приземляют впечатление, придают ему будничную повседневность. Подобный "деловой" подход к избражению Санкт-Петербурга присущ также некоторым акварелям и раскрашенным литографиям шведского пейзажиста Бенджамена Патерсена (работал с 1787 г.) и француза Балтасара де ла Траверса (работал с 1770-х гг.). Федот Иванович Шубин (1740—1805) является непревзойденным мастером скульптурного реалистического портрета. «Русский Гудон». За барельеф "Убийство Аскольда и Дира" он получил "аттестат со шпагою". В Италии скульптор создал портрет Екатерины II, находящийся ныне в лондонском Музее Виктории и Альберта. Возвращение Шубина в Петербург было триумфальным. Бюст вице-канцлера А.М. Голицына, поражавший ясностью, абсолютным портретным сходством, глубиной и многогранностью характеристики, вызвал одобрение Фальконе, принес звание академика и массу заказов. В 70-80-х гг. Шубин создал 42 декоративные скульптуры для Мраморного дворца, 20 статуй и 6 барельефов для Троицкого собора Александро-Невской лавры, повторенную в нескольких вариантах статую Екатерины II - законодательницы и серию из 58 барельефов для Чесменского дворца. К концу 80-х гг. судьба мастера круто изменилась. Скульпторы - классицисты И.П. Мартос, М.И. Козловский и Ф.Ф. Щедрин оттеснили Шубина от больших государственных заказов. Утвердившийся Классицизм навесил на его работы ярлык "низкого" жанра. Шубин продолжал работать, упорно отстаивая принципы реализма. В бронзовом бюсте Екатерины II (1788 г.) он не пожелал скрыть признаки старости императрицы и остался в результате без какой бы то ни было награды и поддержки. В портрете петербургского полицмейстера Е.М. Чулкова (1792 г.) привлекает внимание дебильно полуоткрытый рот и взгляд, наполненный нездоровым любопытством. Еще более беспощаден скульптор в портрете впавшего в маразм девяностолетнего И.И. Бецкого. Иссохшееся морщинистое лицо и абсолютно лысый череп, ввалившиеся щеки, свидетельствующие об отсутствии зубов, остановившийся бесмысленный взгляд и поникшие складки драпировок словно источают запах тлена. В иной тональности решены портреты людей духовно близких, вызывающих симпатию художника. Это петербургский митрополит Гавриил и генерал-фельдмаршал Н.В. Репнин (1791 г.), только что уволенный в отставку за принадлежность к масонству - человек с крутым резким характером, подвижным остроносым лицом и умным ироничным взглядом. Это скульптор Иоганн-Готлиб Шварц (1792 г.) - резчик по кости, дереву и металлу, человек с умным, исполненным чувства собственного достоинства лицом и горькими складками у рта. Как и Шубин, он пришелся "не ко двору". Вершиной творчества Шубина этого времени стал бюст М.В. Ломоносова (ок. 1793 г.), без парика, в домашнем халате. Это был протест мастера против академической рутины, манифест реалистической скульптуры, итог духовно-нравственных исканий художника. Черту под "екатерининским" периодом творчества Шубина подвел бюст последнего фаворита императрицы Платона Зубова. Тонкие аристократические черты его лица можно было бы назвать красивыми, если бы не бросалась в глаза холодная пустота и спесь посредственности, добравшейся до вершин власти. Реалистическое искусство обратилось к непосредственному изображению народной жизни. Поэтизируя свободный труд, душевные качества простого человека, достоинство и ценность личности независимо от ее социального положения и государственных заслуг, оно несло идеи гуманизма и естественного равенства. Если в искусстве Классицизма главными объектами патриотических эмоций являлись власть, государство и харизматическая личность, стоящая на высокой ступени социальной иерархии, то реализм формировал патриотизм как любовь к своей земле, ее природе, родному народу, его быту, традициям и культуре.

Просветительский реализм имел и слабые стороны. Стремясь к отражению реальной повседневности, он, за исключением отдельных произведений, уходил от глобальных социально-политических проблем и конфликтов, героики, сильных страстей и эмоций, тончайших лирических переживаний. Художест-венная система Реализма на всех этапах своего развития - "античный", "ренессансный", "просветительский", "критический" (он же "классический") реализм ХIХ в., "социалистический", нео- и гипер-реализм ХХ в. - оказалась не в состоянии включить в создаваемый ею синтез искусств архитектуру. В отличие от всех остальных идеализирующих художественных систем, методов и стилей гносеологической базой Реализма является материализм. Каждый этап развития Реализма в искусстве совпадает с очередным этапом развития материалистической философии. В ХVIII в. его расцвет был связан с материализмом просветителей, а упадок - с кризисом идеологии Просвещения. В архитектуре материализм мышления породил специфические жанры: фабрично-заводской комплекс, доходный дом, тюрьма, склад, сарай, барак, скотный двор и т.п. В этих типах построек утилитарная функция полностью подавляет художественную. В результате архитектура становится строительством, т.е. из области культуры духовной переходит в область культуры материальной, умирает как искусство и становится чистым ремеслом, технологией. Недостатки просветительско-реалистического метода особенно проявились в новых исторических условиях - в эпоху кризиса Просвещения, грандиозных войн, революций и феодальной реакции. Мятежно-революционный дух времени непрестанно порождал титанов, бунтарей и героев, создавал остродраматические и трагические коллизии, альтернативой которым было романтическое бегство от действительности в идеализированный мир средневекового рыцарства, мистических видений, в безбрежный океан интимных эмоций. Просветительский реализм оказался не в состоянии дать новое художественно-философское осмысление изменившегося мира, отразить героический пафос эпохи или тончайшую рефлексию души. Это не позволило ему составить достойную конкуренцию искусству Ампира и Романтизма.

 

 

7. СПб. театр 1762-1796 гг.

После смерти императрицы Елизаветы и очень краткого правления Петра III театральное искусство в России переживает вновь бурный подъем с воцарением на российский престол Екатерины II. Однако и иностранные артистические труппы во все это время тоже не были забыты и почитались при высочайшем дворе.

До 1766 года управление театра сосредоточивалось в ведении придворной конторы; затем императрица Екатерина II учредила самостоятельную дирекцию всех придворных театров и повелела строить в Петербурге театральное здание — будущий Большой Каменный театр. Первым директором Императорских театров стал И. П. Елагин. Он

составил «Стат всем к театрам и к камер и к бальной музыке принадлежащим людям». В этот первый театр. штат, утверждённый Екатериной II, вошли: 1) итальянская опера и камер-музыка, 2) балет, 3) бальная музыка, 4) французский театр, 5) российский театр. 6) принадлежащие к театру люди и мастеровые. Тем же «Статом» была основана театральная школа и установлены пенсии артистам. Специальным указом был создан Комитет для управления зрелищами и музыкой. Этот указ определил организационные формы деятельности И. т. Рус. драм. труппа сохраняла наименование придворной и продолжала давать спектакли на придворной сцене в очередь с другими придворными труппами. Наряду с этим рус. актёры должны были давать и публичные представления «за деньги на городских театрах».[4]

Елагин пробыл на высоком посту директора Императорских театров с 20 декабря 1766 г. по 21 мая 1779 г., после чего эту должность занял В. И. Бибиков в 1779—1783 гг.

В 1783 году для управления придворными театрами учрежден «Комитет над зрелищами и музыкой» (1783—1786), состоявший из генерал-поручика Петра Мелиссино, генерал-майора Петра Соймонова, камергеров князя Н. А. Голицына и Адриана Дивова и камер-юнкера П. В. Мятлева, под председательством Адама Олсуфьева.

В 1784 Комитет издал «Узаконения Комитета для принадлежащих к придворному театру», представляющие собой свод правил, определяющий поведение всех «принадлежащих к придворному театру».

В 1786 году комитет упразднен и директором придворных театров назначен Степан Стрекалов (1786—1789); за ним следовали два равноправных директора: генерал-майор Пётр Соймонов и Александр Храповицкий (1789—1791).

С 1791 года придворные театры вновь перешли в единоличное управление и директорами их последовательно были: князь Николай Юсупов (1791—1799), граф Николай Шереметев (1799) и обер-гофмаршал Александр Нарышкин (1799—1819), при котором в 1806 году, уже при Александре I, были учреждены Императорские московские театры.

 

8. Петербургский предромантизм.

Великая Французская революция породила кризис идеологии Просвещения. "Царство разума" обернулось царством беспринципных политиканов и спекулянтов, "всеобщее благо" - гражданской войной, свобода - погромами, буйством санкюлотов и массовыми бессудными расправами, а равенство и братство оказались реальными только перед гильотиной. Элементы нового мироощущения присутствовали в искусстве Рококо и низких жанрах Классицизма. Предромантики свели их воедино. Дотошной материальности окружающего мира и назидательности Просветительского реализма они противопоставили задушевную чувственность, а регламентации Классицизма - свободу творчества и самовыражения художника-творца. Они отрицали иерархию жанров и предпочитали те из них, которые были обращены не к разуму или гражданственно-патриотическим чувствам личности, а к сокровенным уголкам ее души. Предромантизм вызвал развитие лирических жанров во всех искусствах. Интерес к внутреннему миру личности порождал повышенное внимание мастеров искусств к собственному Я, желание исследовать и художественно отразить сокровенные мысли, эмоции, поступки. В изобразительном искусстве стремительное развитие получил жанр автопортрета, довольно редкий для XVIII в. В литературе ему соответствовали эпистолярный и малые лирические жанры, где окружающая реальность изображается не пря-мо, а опосредованно - через восприятие лирического героя, автора. Примерами такого поэтического автопортрета могут служить хрестоматийные стихотворения А.С.Пушкина "Узник", "На холмах Грузии", "Я вас любил". В музыке субъективное авторское Я наиболее полно проявилось в не программных камерных жанрах: этюд, импровизация, фантазия. Интерес к раннему Средневековью. От Просветительского реализма романтики унаследовали интерес к народному быту, обрядам, фольклору. У реалистов этот интерес был слишком рассудочным, имел научно-познавательный или идеологический характер. Романтиков же интересовали чувства. Они стремились постичь национальный дух. Их лозунг позднее сформулировал Ф.И. Тютчев: "Умом Россию не понять". Державин вплотную подошел к излюбленному жанру романтической поэзии, музыки и живописи - ноктюрну - ночным переживаниям лирического героя или автора, созвучным состоянию природы. В 1784 г. Державин опубликовал оду "Бог", которая принесла ему, первому из русских поэтов, мировую известность. Она является вершиной его религиозно-философской лирики, к которой относятся стихотворения "На смерть князя Мещерского", "Водопад", "Река времени", и является в этом жанре ше-девром не только русской, но и мировой поэзии. Наряду с Державиным и московскими поэтами круга М.М. Хераскова важным вкладом в предро-мантическую эстетику была поэзия М.Н. Муравьева и И.И. Дмитриева. Михаил Никитич Муравьев был известным литератором и страстным театралом. Лейтмотивом творчества Муравьева является просветительская идея о внесословной ценности человека. Но главным критерием оценки личности он считал не умственные и профессиональные ее качества, не государственные заслуги, а "душевные" и "сердечные" свойства. В "Опыте о стихотворстве" (1775 г.) - собственном варианте поэтических трактатов Н.Буало и А.П. Сумарокова, рационализму классицистов он противопоставил романтическую чувственность - "Пускай лишь сердце пишет". Иван Иванович Дмитриев. Способность Дмитриева подавлять собственные чувства, его сдержанность и внешняя непроницаемость составляют странный контраст с его сентиментальной поэзией. Игнорируя ярлык "низкого жанра", данный ей классицистами, он написал около 80 басен, главным образом - переводов Лафонтена и Флориана. Самые известные из них - "Искатели фортуны", "Дуб и трость", "Два голубя", "Кокетка и пчела" обращены к общечеловеческим чувствам и морали. Они написаны изящным литературным языком. Дмитриев принципиально не признавал в поэзии просторечия. В отличие от басен Крылова в них нет поучений, политической сатиры и обличений общественных пороков. Их тон доверительно интимен. Поэт широко использовал глаголы, создающие сентиментальное настроение и уменьшительно-ласкательные формы существительных. Ярким проявлением предромантического мироощущения явилось художественное направление СЕНТИМЕНТАЛИЗМ. Его название произошло от латинского sensus - чувство и французского sentimental - душевный, чувствительный. Задачу своего искусства сентименталисты видели в том, чтобы вызвать у людей чувство умильного сострадания и душевного сопереживания. Они стремились не потрясать душу реципиента, а нежно трогать. Это было естественное завершение мечтательно-меланхолической тенденции Рококо и идиллической тематики Классицизма. В русской литературе окончательное оформление Сенти-ментализма связано с именем Николая Михайловича Карамзина. Карамзин редактировал первый в России детский журнал "Детское чтение для сердца и разума". Эта работа сыграла важную роль в формировании его литературного стиля. Детская аудитория требовала простого доходчивого языка, искренности и доброты. В результате из языка Карамзина ушли сложные синтаксические конструкции, высокопарная классицистическая лексика и просторечные выражения. Не случайно написанное им позднее "Со-кращение российской истории в пользу юношества" по доступности и изяществу языка стало лучшим школьным учебником первой половины ХIХ в. Публикации Карамзина в "Московском журнале" и "Письма русского путешественника" фактически завершили реформу русского литературного языка, начатую Тредиаковским и Ломоносовым. Карамзину первому удалось соединить широту и глубину содержания с легкостью и увлекательностью изложения, не опускаться до уровня читателя, а поднимать его до своего уровня. В процессе становления Романтизма, в борьбе с Классицизмом "изящный вкус" Карамзина сыграл прогрессивную роль, но со временем стал таким же тормозом для искусства, как и классицистические каноны. Идейно-эстетические принципы Сентиментализма во всей полноте прояви-лись в повестях Н.М. Карамзина. Самая ранняя из них - "Фрол Силин, благодетельный человек". Про-граммной и самой популярной повестью Карамзина стала "Бедная Лиза" (1792 г.), вызвавшая немалое количество подражаний. Как никто до него, Карамзин сумел психологически точно показать тончайшие нюансы чувств, динамику любовных отношений. Логика Сентиментализма требовала от главного персонажа предельной чувствительности и закономерно вела к тому, что таковыми у Карамзина являются не герои, а героини. Уже в первых повестях в отдельных эпизодах Карамзин вы-ходит за рамки Сентиментализма и выступает как романтик. Это проявилось в обращении к русскому средневековью и фольклору. Теме всесокрушающей трагической страсти посвящена последняя повесть Карамзина екатерининского периода "Сиерра-Морена". Язык сентиментальных повестей изобилует перифразами, прилагательными превосходной степени, эпитетами, сравнениями и уподоблениями, выражающими авторские чувства и рассчитанными на эмоциональное воздействие. Порождением предромантической эстетики стало широкое распространение пейзажных (английских) парков. Их основная черта - стилизация под "дикую природу". Английский парк представлял собой продуманную живописную композицию естественных элементов (холмов, долин, деревьев) и специально созданных водоемов, плотин, мостов, каскадов, каменных россыпей. Озера и ручьи стали основой водных систем, заменив фонтаны и регулярные водоемы. Деревья, тщательно подобранные по силуэту, графике крон и цвету листвы, создавали яркие многоцветные композиции. Важнейшим источником пейзажного паркостроения являлась живопись. Парк должен был быть не столько подражанием природе, сколько подражанием пейзажу хорошего мастера, воспроизведением его в натуре. В Россию пейзажный стиль садово-паркового искусства про-ник в 1770-х годах. Первыми пейзажными парками в России считаются Гатчинский парк (1766—1783) и Богородицкий парк в Тульской губернии (1774—1776 гг.), где по проекту И.Е. Старова на государст-венных землях был фактически заново выстроен город Богородицк. На рубеже ХVIII-XIX в. пейзажные парки стали играть важнейшую роль в разработке романтической эстетики. 1770 г. для изучения "новой готической архитектуры" императрица послала в Англию архитектора-самоучку Василия Ивановича Неелова (1721—1782) и его сына Петра Васильевича. В 1773—1777 гг. он создал в Царском Селе "Большой Каприз" и Адмиралтейство. Первоначальный интерес Екатерины II к искусству Древнего Египта возник, вероятно, под влиянием египетских камей в ее собрании глиптики. Первыми отголо-сками египетского искусства в Петербурге были верстовые столбы в виде обелисков. В пейзажном парке Царского Села в 1770—1771 гг. по проекту В.И.Неелова была построена гранитная четырехгранная пирами-да. В 1781 г. она обветшала, и Камерону было поручено построить новую, на том же месте из того же камня. Он улучшил пропорции и создал новый интерьер, заменив прямоугольный зал круглым и перекрыв его куполом. Екатерина II превратила Пирамиду в свою сокровищницу, где в античных вазах и урнах хранила драгоценности. на пристани перед роскошной загородной дачей графа А.С. Строганова, построенной А.Н. Воронихиным на берегу Большой Невки, были установлены первые статуи сфин-ксов. Еще две пары сфинксов в женском облике из серого гранита украсили пристань возле дачи А.А. Безбородко. Это были первые предвестники египтизирующего стиля в искусстве Романтизма и Ампира. На этом этапе его развития петербургских мастеров интересовали исключительно пластические формы и композиционные возможности египетских памятников. Их символическому значению внимания не уделялось. Предромантическое мироощущение в архитектуре ярче всего проявилось в отдельных сооружениях Ю.М. Фельтена и В.И.Баженова. Ю.М.Фельтен. По его проекту была облицована гранитом набережная Невы от Летнего сада до Галерного двора. В 1771—1786 гг. по рисунку Фельтена литейщик П.Егоров создал решетку Летнего сада. Изящно стилизованные немногочисленные растительные орнаменты, величавый ритм несущих колонн, плавные закругления торцов, черно-золотая цветовая гамма придают ей несравненное благородство. Гармония горизонтальных и вертикальных линий, нарочитая геометричность делают ее шедевром мирового Классицизма. Фельтеном было построено здание Малого Эрмитажа, дом И.И. Бецкого с висячим садом (позднее перестроен) и три иноверческие церкви, поражающие сочетанием грациозных палладианских форм с утонченным рокайлем декоративного оформления. В 1776—1781 гг. по указу Екатерины II для цесаревича Павла зодчий построил Каменноостровский дворец. Черты Предромантизма раньше всего проявились в его мостах через Лебяжью канавку, у Мойки и Летнего сада. Апофеозом творчества зодчего являются Чесменская церковь и Чесменский дворец. вместо колонн он украсил их узкими вертикальными колонками и пинаклями - декоративными башенками с фигурными остроконечными завершениями. Василия Ивановича Баженова (ок. 1737—1799) многие считают самым гениальным русским зодчим ХVIII в. Но, к сожалению, это был "гениальный неудачник" (И.Э. Грабарь). Неповторимо-чудесный дом Пашкова в Москве - единственная его постройка, уцелевшая в первозданном виде. Баженов стремился соединить принципы строгого Классицизма с древнерусскими архитектурными формами. Черты Предромантизма ярко проявились в подмосковном дворцовом комплексе Царицыно (1775—1785 гг.), в котором Баженов широко использовал формы московской средневековой архитектуры: тонкие витые колонки, бочкообразные фронтоны, зубчатые завершения стен и башен, фигурные проемы окон, стрельчатые арки, ажурные резные аттики. Он возвратился к традиционному для допетровской архитектуры неоштукатуренному кирпичу в сочетании с белым камнем, придал многочисленным постройкам свободный романтический силуэт и украсил их белокаменным декором. Екатерина II безжалостно приказала все это разрушить. Ее возмутила масонская символика в декоре и попытки архитектора привлечь к масонству наследника престола. Баженов был уволен. Зарождению Предромантизма в русском искусстве способствовали художественные вкусы цесаревича Павла Петровича. Павел Петрович находился в открытой оппозиции к екатерининскому режиму и в отведенных ему мызах Гатчина и Павловское стремился создать собственный мирок, включающий особую художественную среду, противоположную Классицизму, официально поощряемому Екатериной II. Если палладианские черты Павловского парка связаны с художественными предпочтениями Чарльза Камерона, то предромантические - с личностью и вкусами великой княгини, Марии Федоровны, второй жены цесаревича. С 1786 г., после увольнения Камерона, архитектором малого двора стал итальянец Винченцо (Викентий Францевич) Бренна. звезда Старой Сильвии (ок.1793 г.). - одно из самых ранних проявлений ансамблевого мышления Ампира. Бренна использовал мотив двенадцати дорожек, обсаженных стрижеными кустами акации, которые расходятся лучами от центральной Круглой площадки. Композиционным и смысловым фокусом является статуя Аполлона Бельведерского. На границе Старой и Новой Сильвии Бренна соорудил Руинный Каскад с плотиной (1794 г.). Бренна умел весьма искусно соединять различные тенденции архитектуры и паркостроения и, в отличие от предшественника, не стремился к единству стиля. Возможно, он обладал более глобальным, "предампирным", композиционным мышлением, но не имел столь изысканного чувства меры и пропорций. Это предопределило позднее его неудачу при перестройке Павловского дворца. В русской живописи крупнейшим мастером-сентименталистом был Владимир Лукич Боровиковский. Первые петербургские работы мастера "Торжковская крестьянка Христинья", "Лизынька и Дашенька", "Аллегория зимы" - самые поэтичные и сентиментальные в русской живописи ХVIII в. изображения крестьян. Все они написаны с реальных людей - крепостных Н.А.Львова, и проникнуты карамзинской чувствительностью. Официальное признание мастеру принесла картина "Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке" (1795 г.). Шедевром является портрет Е.И. Арсеньевой (1796 г.). В нем отчетливо видны особенности сформировавшейся творческой манеры Боровиковского, ставящие его в ряд лучших мастеров ХVIII в. Большинство его персонажей находятся в состоянии идиллического уединения на лоне природы. Как никто другой он умел запечатлеть мимолетное движение души, тончайшие оттенки настроения. Они всегда соответствуют состоянию природы. Это достигается с помощью плавно-грациозных поворотов и движений. Им вторят столь же плавные линии стволов и ветвей. Тона пейзажного фона всегда перекликаются с цветом платьев и шалей, создавая на каждом холсте неповторимо изысканную цветовую гамму. При этом сохраняется классицистическая четкость и стро-гость линий. Сентиментализм возродил моду на миниатюрные портреты. Еще в 1779 г. в Академии худо-жеств был учрежден класс миниатюрной живописи, а в 1790 г. - самостоятельный класс по финифти. Оба класса возглавил Петр Герасимович Жарков. Он обучил В.Л. Боровиковского, который позднее много работал в этом жанре, создав портреты Г.Р. Державина, В.В. Капниста, Е.М. Олениной, архитектора А.А. Менеласа и другие. С именем Семена Федоровича Щедрина, брата знаменитого скульптора, связано за-рождение русского предромантического пейзажа. Излюбленной темой пейзажей Щедрина стали романтические парки Гатчины, Павловска и Царского Села с их мостами, башнями, руинами и обелисками. Они всегда изображены сквозь причудливую игру разросшихся крон деревьев. Благодаря Щедрину в русскую живопись впервые вошел ноктюрн - тема лунной ночи и ночной грозы. Музыка. С 1779 г. с жизнью малого двора связано творчество Д.С.Бортнянского. Музыка оперы "Сокол" (1786 г.) на сюжет новеллы Д. Боккаччо насыщена нежной чувственностью и игривым юмором. Показательно для Предромантизма, что в основу лег не античный, а ренессансный сюжет. Следующая и последняя опера Бортнянского "Сын-соперник" (1787 г.) также отличается романтическим сюжетом. Испанский дворянин дон Карлос любит невесту своего отца Леонору и получает взаимность. Оба страдают от невозможности соединиться. Но отец, догадавшись об их любви, добровольно жертвует своим счастьем ради сына. Ярким памятником Предромантизма является одноактная опера Е.И. Фомина на текст Я.Б. Княжнина "Орфей" (1792 г.). Несмотря на успех оперы, мелодрама как самостоятельный жанр развития не получила. Она вошла органичной частью в драматические и оперные спектакли, подобно тому, как Сентиментализм растворился в Романтизме. С Сентиментализмом связано вытеснение клавесина и клавикордов фортепиано. Одним из ближайших следствий стал новый расцвет романса. Крупнейшим мастером этого жанра был Осип Антонович Козловский. Одним из его учеников был Михаил Клеофас Огиньский - автор самого знаменитого полонеза. В 1791 г. на праздне-стве в Таврическом дворце Козловский потряс Петербург своим полонезом "Гром победы, раздавайся" на стихи Г.Р. Державина, получившим на несколько десятилетий функцию гимна Российской империи. Козловский создал новый тип русского романса как сольную камерную песню с развитым фортепианным сопровождением. Романсы Козловского требовали достаточно высокой техники владения инструментом и были особенно популярны в просвещенной дворянской среде. Широкие же слои населения предпочитали произведения музыкантов-любителей. Огромной популярностью пользовались романсы "Среди долины ровныя" Мерзлякова и "Стонет сизый голубочек" Федора Михайловича Дубянского на стихи И.И.Дмитриева - своеобразная "попса" ХVIII в. Творчество сентименталистов и предромантиков подготовило мощный взлет Романтизма в первой половине ХIХ в., когда он станет доминирующей художественной системой мирового искусства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: