Общая характеристика ампира

Романтизм оказал мощное влияние на противостоящий ему классицизм. Результатом этого влияния стала высшая фаза классицизма – ампир. Ампир стремился к созданию «большого стиля». В любом виде искусства иерархия соподчинений воспринимается с первого взгляда: ансамбль - здание - фасад - фрагмент фасада - деталь; интерьер – фрагмент интерьера - предмет обихода - деталь предмета; картина - группа – фигура - деталь. Укрупнились архитектурные массы. Кирпичные конструкции стали армироваться железом, что позволило уменьшить толщину стен и опор, увеличить высоту помещений и размеры зданий. Цокольный этаж часто обрабатывался рустом, стилизованным под дикий камень, создавая Контраст гладким стенам верхних этажей. Получил распространение ренессансный ордер без колонн. Широко использовались чугунные элементы – каркасы купольных сооружений, капители и базы колонн, вазы, детали скульптурного убранства. В композиционных решениях все шире применялись круг, цилиндр, полусфера, округление общей формы зданий, углов фасадов и внутренних помещений. Возродилось скульптурное убранство фасадов - монументальные композиции в тимпанах фронтонов (Адмиралтейство, Михайловский дворец), на аттиках (Биржа, здание Главного штаба), по сторонам порталов (Конногвардейский манеж, Горный институт); узкий орнаментальный или сюжетный рельеф на глади стены (дом Лаваль, Михайловский дворец); статуи в нишах (Казанский собор, павильоны Аничкова дворца), на кровле - как завершение вертикальных тяг (Адмиралтейство, Конногвардейский манеж). Оптическая и пластическая связь скульптуры с архитектурой дополнилась связью идейно-смысловой, в ре-зультате чего многие архитектурные сооружения приобрели роль идеологической программы (Большой театр, Адмиралтейство, Биржа, Казанский собор, Горный институт, Новый арсенал, Конногвардейский манеж, Военно-сиротский дом). Особое значение имели монументы, создаваемые скульптором совместно с архитектором. Они становились идейно-смысловым и композиционным центром ансамбля, стягивая вокруг себя архитектурные сооружения или окружающий пейзаж. С ампиром связан «золотой век» русской монументальной скульптуры. Но, с другой стороны, скульптура начала утрачивать самоценность, став «прислужницей» архитектуры. Произошел упадок скульптуры станковой. Ампир придал декоративно-прикладному искусству - мебели, мелкой пластике, фарфору, посуде, тканям изысканную строгость, «исключительную красоту, тонкость вкуса, сочную декоративность». Мебель приобрела простые и четкие очертания. Излюбленными материалами стали красное дерево и карельская береза.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: