Градостроительные тенденции (1801-1815)

АI «северный Перикл». Архитекторы - Ч. Камерона, Л. Руска, Ж.-Ф. Тома де Томона (большой объем работ - строительство казарм, санитарных, хозяйственных и промышленных сооружений, составление типовых проектов для провинции). 1. Продолжились начатые при Павле I работы по строительству казарм и благоустройству полковых территорий. В комплексе Преображенских казарм (1802-1804) Ф. И. Демерцов впервые разместил полк не поротно, а побатальонно. Сложился стереотип ордерного оформления казарм (Волков) гвардейских полков: Кавалергардского (Л. Руска, 1803-1806, сохранился Офицерский корпус и Манеж), Измайловского (Л. Руска, 1805-1806, сохранился Офицерский корпус, перестроен), Адмиралтейские казармы (А. Д. Захаров, 1806-1811, не сохранились). Т.к. лизко к центру города- парадные фасады украшались портиком большого ордера (на всю высоту здания). В солдатских казармах - тосканским, в офицерских – ионическим, в доминантных зданиях (госпиталь, штаб или церковь) – коринфским.

2. Резко повысились масштабы работ по благоустройству городских территорий. Мосты, каналы, пристани, амбары, спуски остались в ведении Городской думы. Под ее эгидой шла прокладка подземных труб и стоков; расширение, углубление, укрепление и облицовка берегов Обводного и Введенского каналов, рек Пряжки, Мойки и Фонтанки; сооружались каменные мостовые и тротуары. С 1803 жители не платили за освещение – городские доходы. С 1804 г. замена старых фонарей на новые с отражателями, повысившими освещенность. 1 августа 1804 г. контракт на 8000 фонарей: вдоль Невского, вокруг Зимнего дворца, Летнего сада, Царицына луга. Остальной Петербург оставался во тьме. Осветительный сезон длился с 1 августа по 1 мая. Фонарные столбы, подобно полицейским будкам, шлагбаумам, верстовым столбам сохраняли «павловский» черно-белый окрас в полоску. Их эстетизация началась только в 1820-х гг. 3.Новые типы мостов. Все мосты через Неву были наплавными. В 1803 г. по трассе современного Троицкого моста был наведен плашкоутный мост. Из-за дороговизны содержания и неэстетичного вида - вытеснение плашкоутных мостов деревянными. Крупнейшим был 7-пролетный Каменноостровский мост через Малую Невку, соединивший Каменный и Аптекарский острова (1813-1814, А. А. Бетанкур). Другой деревянный мост – Сутугин, через Бумажный канал по Сутугиной (Перекопской) улице, имел 5 пролетов. (1823, П. П. Базен). К 1825 г. было построено 29 каменных мостов. Из них художественными достоинствами обладали только 2: Казанский - через Екатерининский канал по Невскому проспекту (Л. Руска, 1805-1806) и Ново-Каменный - через Обводный канал по Лиговскому проспекту (П. П. Базен, 1817-1821).Появляются чугунные мосты - первый в Таврическом саду (Ф. И. Волков, 1790-1791). Крупный мостостроитель - Вильям Гесте (1755(?)-1832) - Полицейский (1806), Красный (1813-1814) и Поцелуев (1816) мосты через Мойку, Александровский (1814) через Введенский канал, Ново-Московский (1808-1816) через Обводный канал6.

4.Получили распространение армокаменные и металлические конструкции. Первым в России примером использования металлических куполов стал купол Казанского собора с пролетом 17,1 м., где внутренняя оболочка из кирпича, а наружная - из кованого железа, здание Главного штаба, 1819 - несгораемые металлические стропила. Возросло декоративное применение металла, особенно чугуна.

5.Эстетизация хозяйственных и промышленных сооружений: Ж-Ф. Тома де Томон амбары Сального буяна на Матисовом острове(1804-1805) пример сооружение ампира; Захаров Адмиралтейство – пром. комплекс; Ф. И. Демерцов - перестройка Литейного двора в Новый арсенал (1808-1810), ставший украшением Литейного проспекта и первым «чисто» ампирным По его же проекту на принципах регулярной планировки был перестроен Охтинский пороховой завод. В 1808 г. у слияния Невы с Большой Невкой Демерцов построил Троицкие провиантские магазины.

6. C петербургским ампиром связан «золотой век» русской монументальной и декоративной скульптуры: Работы, выполненные для Большого каскада в Петергофе, Горного института, Биржи, Казанского собора, Адмиралтейства, Главного штаба, Елагина, Павловского и Михайловского дворцов составляют более 2/3 всей русской монументальной скульптуры XIX

1815-1825 гг.

1)предельная концентрация архитектурного проектирования и разграничение функций архитектуры и строительства (Комитет строений и гидравлических работ (КСГР) под председательством инженер-генерал-лейтенанта А.А. Бетанкура (1816, в составе: П.П. Базен, К.И. Росси, В.П. Стасов, А.А. Михайлов-второй, А.-Ф. Модюи); 2) беспрецедентные масштабы сооружений и градостроительного мышления (Лучшие зодчие были освобождены от огромного объема подготовительной черновой работы и могли сосредоточиться на решении художественных задач); 3) перемещение мостостроения и городского освещения из области инженерно-технической в эстетическую (Появился новый тип мостов - цепные (висячие). Авторство их конструкции принадлежит А.Л. Витбергу. В 1809 г. он разработал первый в мире проект цепного моста (через Неву, проект забыт). Практическая разработка цепных мостов - П.П. Базен и Г.М. Треттер(цепной мостик в Екатерингофском парке (не сохранился). По проектам Базена 30 цепных мостов (Первый Инженерный мост через Мойку, 1824-1825; Второй Инженерный мост через Воскресенский канал, 1824-1826). По проектам Треттера 5 мостов – высокохудожественных (Пантелеймоновский мост, Египетский мост, Банковский и Львиный); 4) превращение архитектуры древнего Рима и французского ампира в основной художественный эталон (к римскому Пантеону восходят формы Конюшенной церкви В.П. Стасова, церкви Всех Скорбящих Л. Руска, Никольской единоверческой церкви А.И. Мельникова, костела св. Станислава Д.И. Висконти. Росси – павильоны Аничкого дворца, Михайловский дворец – площадь, выход садовой улицы, пример копмлексного взгляда на пространство города, Стасов – архитектор второго разряда, не видел масштаба, Михайлов – 2 построил здание РА, церковь Св.Екатерины, Большой театр в Москве, Спасо-Преображенский собор в Рыбинске); 5) повышение идеологического значения триумфальных сооружений и общественных зданий, превращение полковых церквей в храмы-памятники (казармы Павловского полка, В.П. Стасов 1816-1819; Манеж и Экзерциргауз Михайловского замка, К.И. Росси, 1819-1820-е; здание Ордонансгауза, А.А. Михайлов-второй, 1824-1826; изменение декоративного оформления Конногвардейского манежа), хозяйственных (Конюшенный двор, В.П. Стасов, 1816-1819) и торговых построек (Ямской рынок в классическом стиле); 6) концентрация монументальной скульптуры в центре сооружения: многофигурные бронзовые монументы ставятся перед центральным аттиком или над аркой, статуи - в нишах, обрамляющих акцентные части сооружения; снизилась роль круглой скульптуры и возросло значение декоративного или сюжетного скульптурного фриза.

Вместе с тем симптомы кризиса ампира:

1) в сер. 20-х исчезли романтические неостили – китайщина, неоготика, неорусский (Фельтен, Нееловы, Баженов, Казаков, Монферран – проекты Исаакия в разных стилях). Но в то же время ориентация на египетский стиль – его отделение от классицизма и превращение в самостоятельный стиль (Щампальон 1822 расшифровал иероглифы, Египет = мистика, В таких условиях в 1823-1832 гг. появились цепные мосты Г.М. Треттера, Египетские ворота Царского Села И.А. Иванова-младшего и набережная К.А. Тона перед Академией художеств с подлинными египетскими сфинксами). 2) ампир ориентируется исключительно на римскую античность – перерастание ампира в академизм (Л. Руска, В.П. Стасов, И.Г. Гомзин, А.Е. Штауберт, А.И. Мельников). 3) скульптура превратилась в «служанку» архитектуры.

33. архитектура петербургсокго ампира 1801-1815

Градостроительные тенденции:

1. Продолжились начатые при Павле I работы по строительству казарм и благоустройству полковых территорий.

2. Резко повысились масштабы работ по благоустройству городских территорий.

3.Новые типы мостов

4.Получили распространение армокаменные и металлические конструкции

5.Эстетизация хозяйственных и промышленных сооружений

6. C петербургским ампиром связан «золотой век» русской монументальной и декоративной скульптуры


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: