на рубеже XVIII и XIX столетий Германия принадлежала к отсталым в экономическом и политическом отношении странам Европы. Германия состояла тогда из трехсот шестидесяти самостоятельных княжеств и государств.
Развитие национально-романтической школы в музыке Германии и Австрии происходило на фоне разрастающегося народно-освободительного, и национально-освободительного движения этих стран, достигшего своего апогея в конце 40-х годов XIX столетия. Однако реакционное дворянство Германии и Австрии пользовалось большим влиянием. Еще в конце XVIII века оно начало военный поход против восставшего французского народа, сплотив вокруг себя враждебные революции силы, и возглавило идейную борьбу против просветительской массы Франции. Как аристократическая «...реакция на Французскую революцию и связанное с ней Просвещение» [5] в Германии сложилась идеалистическая философская школа, влияние которой на эстетику и литературу немецких романтиков было значительным. Под ее воздействие подпали отчасти и некоторые композиторы-романтики. Однако это заметно главным образом в их эстетических трудах. В самом же музыкальном творчестве первостепенную роль играли передовые традиции немецкого искусства. В произведениях каждого немецкого композитора-романтика при самых смелых новаторских чертах ясно ощутима преемственность с музыкальной классикой Германии прошлой эпохи. Романтическая опера, симфония, оратория и даже новый жанр романса сложились на основе художественных традиций, издавна укоренившихся в национальной культуре. Несомненное воздействие оказало также искусство Гёте, Шиллера и других поэтов эпохи Просвещения. Влияние гётевского «Фауста» на передовую немецкую музыку XIX столетия было особенно велико. Существенное значение для немецкой музыкально-романтической школы имели новые народно-национальные формы и жанры искусства, получившие широкое распространение в период национально-освободительной войны. Расцвет национального фольклора и появление новых демократических форм музыкальной жизни в высшей степени характерны для Германии начала XIX века.
|
|
К этому времени относится организация лидертафелей (в Берлине в 1809 году, по инициативе композитора Цельтера) — мужских любительских хоровых обществ-братств, деятельность которых определялась патриотическими целями. Связанные в прошлом с традициями хоровой музыки Германии, они приобрели большое общественное значение в немецком быту и, неуклонно разрастаясь, впоследствии были объединены в певческие союзы.
Одним из господствующих жанров немецкого музыкального романтизма становится бытовой романс, тесно связанный с новой поэтической лирикой Германий, близкой подлинной народной поэзии.
|
|
Характерен в этом отношении знаменитый сборник немецких народных стихов «Волшебный рог мальчика» (1805—1808). Даже Гёте, враждебно настроенный по отношению к романтикам, был восхищен тем, с какой «любовью, прилежанием, вкусом и чуткостью» он был обработан Арнимом и Брентано.
В эти же годы расцветает камерно-инструментальное искусство. Оно развивается в бесчисленных кружках, особенно типичных для общественной жизни Германии и Австрии после Венского конгресса.
Близость к народно-национальным жанрам, к современному фольклору является отличительным признаком немецкой и австрийской музыкально-романтической школы. Вне этих связей немыслимо искусство ни Вебера, ни Шуберта, ни Мендельсона, ни Шумана
Далее......тоже к этому
Тема 3. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО РОМАНТИЗМА:
ГЕНЕЗИС, ПЕРИОДИЗАЦИЯ,
НАЦИОНАЛЬНЫЕ КОМПОЗИТОРСКИЕ ШКОЛЫ,
ОСНОВНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ.
Для философии эпохи романтизма характерен агностицизм (Кант), иррационализм (Шопенгауэр), пантеизм (Гегель, Шеллинг) и культ героических личностей (Ницше, Карлейль). Композиторы-романтики старались с помощью музыкальных средств выразить глубину и богатство внутреннего мира человека. Музыка становится более рельефной, индивидуальной. Культурно-исторические предпосылки и истоки романтического направления в европейском искусстве. Романтизм и исторический кризис идеалов эпохи Просвещения. Романтизм и национально-освободительное движение в странах Западной Европы. Антибуржуазный характер романтизма. Национальные композиторские школы. В изобразительном искусстве Романтизм наиболее ярко проявился в живописи и графике, меньше - в архитектуре. Его основные черты - динамичность композиции, объёмная пространственность, насыщенный колорит, светотень (например, произведения Тёрнера, Жерико и Делакруа).
Вопросы периодизации романтизма в музыке: ранний (10-е-20-е гг.), средний (30-е - 40-е гг.) и поздний (с начала 50-х до середины 90-х гг.).
Эстетика роматического направления в музыкальном искусстве. Романтический принцип «двоемирия». Ведущее значение лирической сферы образов. Эпическая образность. Отношение романтиков к фольклору.
Связь музыки Шуберта (1797-1828) с народным (австрийским, славянским, венгерским) и классическим искусством (творчеством Моцарта, Бетховена, Гёте, Шиллера). Господство в его творчестве романтических тем - скитаний, одиночества, конфликта мечты и действительности, жизни природы, судьбы простого человека и др. Присущая музыке Шуберта непосредственность выражения, искренность.
Ведущее значение жанра песни в творчестве Шуберта. Широкий круг поэтических текстов: И. В. Гёте, Г. Гейне, В. Мюллер и др. Роль мелодики в раскрытии поэтических образов, ее национальные истоки и индивидуальное своеобразие. Композиционно-жанровое разнообразие вокальной лирики Шуберта: песни, баллады, монологи и др. Значение вокальных циклов «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь», всесторонне раскрывающих образ нового романтического героя. Психологическая углубленность и драматизация песенных форм.
Возникновение немецкой романтической оперы и оперное творчество К. М. фон Вебера (1786-1826). Немецкая опера первых десятилетий XIX века, ее связь с зингшпилем. Опера Вебера «Волшебный стрелок», определившая дальнейшие пути развития музыкального театра. Жанровые, бытовые, лирические и фантастические образы, картины природы. Оперные увертюры Вебера как образцы романтического программного симфонизма.
Французский музыкальный романтизм первой половины XIX века. Историческое значение революций 1830 и 1848 годов. Расцвет романтического театра, литературы, живописи. Предисловие В. Гюго к «Кромвелю» -манифест романтических идей в их французском национальном варианте.
|
|
Музыкальная жизнь Парижа во второй четверти XIX века. Оперные театры, их репертуар, исполнители. Д. Мейербер (1791-1864), его роль в создании совместно с Э. Скрибом жанра французской «большой оперы». Г. Берлиоз (1803-1869) - выдающийся представитель французского музы-
кального романтизма и основоположник романтического программного симфонизма. Исторические достижения Берлиоза (от «Фантастической симфонии» и «Гарольда в Италии» к «Ромео и Джульетте» и «Осуждению Фауста»). Претворение в симфонической музыке оперных и ораториаль-ных принципов драматургии. Воплощение революционных идей и образов в «Траурно-триумфальной симфонии» и «Реквиеме». Монументальность музыкально-драматической композиции, новаторские черты стиля.
Историческое значение творчества Р. Вагнера (1813-1883), его деятельность как композитора, музыкального писателя, поэта, дирижера. Основные периоды творчества Вагнера. Эстетические и философские взгляды в 30-е годы. Оперы 40-х годов - «Летучий голландец», «Тангейзер», «Лоэн-ГрИН» _ новый этап в развитии немецкой романтической оперы. Литературные работы 40-50-х годов («Искусство и революция», «Опера и драма»), их заостренный социальный критицизм, романтическая идеализация народных сказаний и легенд, обоснование принципов реформы музыкального театра. Тетралогия «Кольцо Нибелунга», длительный период работы над ней (1848-1874). Воплощение в тетралогии реформаторских драматургических идей Вагнера. Идейно-философская концепция тетралогии и ее эволюция. Значение мифа как принципа музыкально-драматургического мышления Вагнера. Монументальная философски-символическая трактовка эпоса. Совмещение героико-эпического замысла с психологической драмой. Симфонические принципы музыкальной драмы Вагнера. Лейтмотивная система как важнейшее средство сквозного непрерывного развития музыкальной сформы.
|
|
Программность в инструментальном творчестве композиторов-романтиков (Р. Шуман, Ф. Лист). Фортепианные произведения - важнейшая часть творческого наследия Шумана. Особенности драматургии и формы его программных вариационных фортепианных циклов («Карнавал», «Крейслериана», «Симфонические этюды», «Танцы Давидсбюндлеров»). Ф. Лист - создатель жанра программной симфонической поэмы. Обобщенно-философский характер его симфонической образности (в отличие от «сюжетной» программности симфоний Г. Берлиоза). Романтическая трактовка тем и образов мировой литературы и изобразительного искусства («Прелюды», «Мазепа», «Орфей», «Битва гуннов», «Тассо»). Особенности симфонического метода Листа. Симфония «Фауст» (по Гёте) как романтическое переосмысление гётевской «фаустовской» темы. Черты сходства и глубоких различий в воплощении фаустовской мифологемы между Гёте, Листом и Берлиозом.