Проблемы западноевропейского музыкального Возрождения в ряду других искусств

Эпоха Возрождения - радикальный поворот западноевропейской художественной культуры от средневекового теоцентризма, аскетизма к традициям ан­тичного антропоцентризма (космоцентризма). Творчество деятелей Возрождения проникнуто верой в безграничные возможности человека, В эпоху Возрождения (Ренессанса) профессиональная музыка теряет характер чисто церковного искусства и испытывает влияние народной музыки, проникается новым гуманистическим мироощущением. Расцвет культуры хоровой полифонии. Высокого уровня достигает искусство вокальной и вокально-инструментальной полифонии в новых полифонических школах — английской (XV в.), нидерландской (XV—XVI вв.), римской, венецианской, французской, немецкой, польской, чешской и др. (XVI в.) Франческо Ландини (XIV век), Гийом Дюфаи и Иоханнес Окегем (XV век), Жоскен Депре

Ренессансный гуманизм и движение Реформации в Германии, отра­жение их сосуществования в музыкальном творчестве разных стран. «95 тезисов». В них доктор богословия выступал против продажи индульгенций(за деньги освободиться от грехов) и власти Папы над отпущением грехов. В проповедуемом им учении он провозглашал, что церковь и духовенство не являются посредником между человеком и Богом. Он объявил ложными претензии папской церкви на то, что она может давать людям посредством таинств «отпущение грехов» и «спасение души». Благодаря Лютеру появилась новая ветвь – протестантство(протест) Мар­тин Лютер и музыкальное искусство. Лютер хорошо знал историю и теорию музыки; его любимыми композиторами были Жоскен Депре.Лютер — автор предисловия (на латыни) к сборнику мотетов (разных композиторов) «Приятные созвучия... для 4 голосов»[ В этом тексте, неоднократно переиздававшемся в XVI веке (в т.ч. в немецком переводе) и получившем (позднее) название «Похвала музыке» («Encomion musices»), Лютер даёт восторженную оценку имитационно-полифонической музыке с основой на cantus firmus.Возникновение протестантского хо­рала. Особенности музыкального оформления протестантской литур­гии в Германии, установленные Лютером, Их дальнейшее претворение в творчестве И. С. Баха. В рамках богослужебной реформы ввёл общинное пение строфических песен на немецком языке, позже названных обобщённо протестантским хоралом. Всего Лютеру ныне приписывают сочинение около 30 хоралов[27]. Стремясь к простоте и доступности богослужения, Лютер установил новое общинное пение строго диатоническим, с минимальным распевом в противовес григорианскому хоралу, в котором много пышной мелизматики, требующей профессионализма певчих. Месса и службы оффиция (прежде всего вечерня с магнификатом), унаследованные от католиков, распевались как на стандартные латинские тексты, так и по-немецки. При этом заупокойную мессу и другие пышные ритуалы, которые практиковались католиками в богослужении об умерших, Лютер упразднил. Труды, важнейшие для понимания богослужебной реформы Лютера,— «Формула мессы» («Formula missae», 1523) и «Немецкая месса» («Deutsche Messe», 1525-26). В них даны 2 литургические формы (на латинском и немецком языках), которые не были взаимоисключающими: латинские песнопения могли совмещаться с немецким хоралом внутри одной службы. Богослужение полностью на немецком языке практиковалась в небольших городах и деревнях. В крупных городах, располагавших латинскими школами и университетами, макароническая протестантская месса была нормой.

В нидерландской школе обычно различают несколько периодов развития, причём каждый последующий начинается ещё в рамках предыдущего.

  • 1-й период, ранняя нидерландская школа (её также именуют бургундской), середина 15 в., представители Гийом Дюфаи, Жиль Беншуа и Антуан Бюнуа; Для мастеров «первой нидерландской школы» очень важным оказался творческий опыт английского композитора Джона Данстейбла.
  • 2-й период, так называемая «вторая нидерландская школа», 50-е годы 15 в. — начало 16 в., представители Йоханнес Окегем и Якоб Обрехт;
  • 3-й период, 80-е годы 15 в. — 1521 г., творчество Жоскена Депре;
  • 4-й период, 1520—1560 гг., творчество Николауса Гомберта и Клеменса-не-Папы;
  • 5-й период, середина и конец 16 в., композиторская деятельность Орландо ди Лассо.

 

Этапы развития нидерландской полифонии и ее ведущие представи­тели: 1-я нидерландская (франко-фламандская) школа (представители ранней культуры полифонической песни Дюфаи и Беншуа.Ж. Беншуа, Г. Дю-фаи), 2-я (Й. Окегем и Я. Обрехт), 3-я (Жоскен Депре.творчество Жоскена высшим, классическим выражением ars perfecta – «совершенного искусства», находящего свое выражение в полифонической мессе и мотете – жанрах, обобщивших всю историю развития европейского культового многоголосия, Г Изаак, П. де ля Рю).

 

Основные особенности.

Черты раннего возрождения в итальянском искусстве.

Ars Nova 14 век – центр Флоренция. АРС НОВА (латинское ars nova - новое искусство), направление в западноевропейской музыке 14 в. Основные черты: выдвижение на первый план светских вокально-инструментальных песенных жанров, реформа ритмики и нотного письма, формирование индивидуальных композиторских стилей и национальных школ. Основные представители: Филипп де Витри (его трактат "Арс Нова", 1320, дал название направлению), Гильом де Машо (Франция), Франческо Ландино (Италия).Представители – Ф. Ландино. Основные жанры – мадригал, баллада, качча. Развита городская культура. Появляется свет. искусство опирающееся на нар. песни, не латинский. а родной язык. Верхний голос – ведущий, нижний – гармоническая опора. Музыкальная изобразительность, вок. звучение обогащается инструментальным.

Появляются различные жанры светского музыкального искусства - фроттола и вилланелла в Италии, вильянсико в Испании, баллада в Англии, мадригал, возникший в Италии (Л. Маренцио, Я. Аркадельт, Джезуальдо ди Веноза), но получивший повсеместное распространение, французская многоголосная песня (К. Жанекен, К. Лежён).

Эпоха В. завершается появлением новых музыкальных жанров - сольной песни, кантаты, оратории и оперы, способствовавших постепенному утверждению гомофонного стиля.

У истоков литературы Возрождения, на грани со средними веками возвышается гениальная личность Данте, а завершает эпоху великий Шекспир, связывая ее с последующим развитием духовной культуры. В истории изобразительных искусств проявление духа Ренессанса ранее всего ощутимо в живописи Джотто; итоги же блистательного и мощного художественного движения по-разному дают о себе знать в искусстве многих итальянских живописцев, скульпторов, архитекторов во главе с Микеланджело, а также в творчестве крупнейших немецких и нидерландских мастеров.

15 век – формирование нидерландской школы. Новый тип мадригала, лирическая углубленность. Маренцио – композитор. Появляется мадригальная комедия – основа для возникновения оперы.

Английский мадригал (16 век-начало 17) – Бёрд, Морли, Уилкс, Уилби.

Английская песня с лютневым сопровождением – Дауленд.

Французкое Ars Nova – Филипп де Витри, Г. де Машо. Зависимости от средневековой полифонии. Два стилевых этапа: более усложненный и более упрощенный (Дюфаи).

Шансон (16 век) – Жанекен, Лежен, Котле. Яркое проявление возрождение во французкой музыке. Народнобытовая жанровость и реалистическая программная изобразительность.

В Испании 15-16 век – появление песенных жанров вильянсико и романс. Интенсивное развитие инструментальной музыки, танцевальные формы которой объединены в сюиты. Появление вариаций, фантазий, ричеркаров, токкат, прелюдий.

С 15 века расцвет лютневой музыки. Развитие исполнительства на органе и струнных инструментах (клавесин, клавикорд) Развитие семейства виол.

15 век – расцвет нидерландского искусства. Беншуа – композитор переходного периода (Бургунская шансон), крупные жанры, части месс, мотеты. Дюфаи – появление строфичности в шансоне. Творчество Дюфаи соотносят с творчество Ван Дер Вейдена и Яна Ван Эйка. Для них характерен рационализм, религиозные сюжеты, реалистические зарисовки.

Й. Окюгем – мотет «Один как отшельник» проникнут светским содержанием.

Обрехт – фольклорные истоки музыкального языка.

Появляются сомнения в правоте гуманистов в творчестве Босха и Брейгеля. Параллель с Ж. Депре, который работал в песенных жанрах, сравнивают с Шубертом. Выразительность вокальных тем, гармонии. Написал Мессу, в которой каждая часть представляет мотет. Имитация становится главной в мотете, показывает внутренний мир человека.

Аффекты.

Орланда Лассо – расцвет нидерландской школы. В его творчестве – развитие реалистических тенденций.

Расцвет римской полифонии – школа Палестрины – гармонический строгий стиль.

Венецианская школа – Габриели.

Возрождение 15-16 века – сложная эпоха, фундамент для всего последующего развития:

- нотопечатание

- конструирование музыкальных инструментов

- рациональная нотация

- рост международных связей

- утверждение нового полифонического стиля

- прояснение музыкальной декламации

- освобождение от схоластики средневековых композиций

- многоголосное мышление

- хоровая полифония

- развитие инструментальной музыки

- кристаллизация мажорного и минорного лада

- музыкально-теоретическая мысль

Наиболее серьезные и крупные музыкальные жанры того времени — месса, мотет — могли быть предназначены либо для церкви (в мастерском исполнении хорошо организованной хо-ровой капеллы), либо (мотет) для двора того или иного короля, князя, герцога (в художественной передаче средствами придворной капеллы). Эта церковная или придворная по назначению музыка не слишком располагала к выражению собственно личностного начала. Лишь со временем, когда в гуманистических кругах сложилась иная эстетическая атмосфера, лирика и драматизм получили более широкое и свободное воплощение сначала в итальянском мадригале, а затем в ранних образцах нового жанра — «драмы на музыке», то есть итальянской оперы.

Хорошо известно, что живопись и скульптура Ренессанса как тематически, так и «территориально» были в большой мере связаны с церковью своего времени, хотя сильнейшие художники внутренне и освобождались от этой зависимости. Серьезной же музыке в крупных формах было попросту негде повседневно звучать, кроме церковных капелл, обычно и возглавляемых лучшими ее создателями. Поэтому неудивительно, что при всем внутреннем обновлении, «обмирщении», по-разному характерном для художественного творчества в XV—XVI веках, музыкальное искусство оказывалось еще не вполне свободным от воздействия церковной идеологии.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: