Природа философских проблем и трансформации проблематики философии в современных условиях

Проблемы затрагивающиеся в Ф. нашли решение задолго до её появл. - в мифологии, религии. Эти вопросы не просто Фия, а мировоззрение. Оно шире, чем Фия. Мировоззрение - система обобщенных чувствований и интуитивных представлений и теоретических взглядов на окружающий мир и место человека в нем, на многосторонние отношения человека к миру, самому себе и другим людям, система не всегда осознанных жизненных установок человека, определенной социальной группы, их убеждений, идеалов, социально-политических, нравственных, эстетических и религиозных принципов познания и оценок. Любая Фия является мировоззрением, но не всякое мировоззрение Фично.

В свое время Кант сформулировал три вопроса, которые имеют принципиальное значение для Фии: что я могу знать, что я должен делать, на что я могу надеяться. Эти вопросы отражают 3 типа отношений человека к миру: познавательное (гносеология), практическое (праксиология), ценностное (аксиология). Кант подчеркивал, что без знаний нельзя стать Фом, но одних знаний мало, т.к. подлинный Ф - практический, воспитывающийся учением и делом. Любые цели, знания должны согласовываться с высшими целями человеческого разума. Без го стержня достижения людей теряют смысл. Кант считает, что эти три вопроса сведены к четвертому, "Что есть человек?" Если существует наука, действительно нужная человеку, то та, из которой можно научиться тому, чтобы быть человеком.

Как ни покажется парадоксально, но актуальность той или иной проблемы в какой-то степени является производной от Фии. Именно Фия определяет, что актуально или неактуально сегодня. Позволяет ей сделать постоянная нацеленность на осмысление фундаментальных свойств и проблем бытия.

Разработка обобщенных идей и представлений с самого начала входила в задачу Фии как рационально-теоретической формы мировоззрения.

На первых порах Фская мысль обращалась к разным вненаучным и донаучным, в том числе обыденным, формам опыта. Например, разработанное в древнегреческой Фии учение об атомистическом строении всего сущего, на много столетий предвосхитившее соответствующие конкретно-научные открытия, опиралось на такие практические наблюдения и навыки, как разделение материальных вещей на части (дробление камней, мельничное дело и другие). Повседневный опыт, жизненная практика участвуют во всех формах Фского освоения мира людьми постоянно, а не только на ранних этапах истории.

Источником обобщенных Фских идей, понятий служила и продолжает служить критика и рационализация неФских форм мировоззрения. Так, взяв от космогонической мифологии многие ее темы, идеи, вопросы, ранняя Фия переводила поэтические образы мифа на свой язык, поставив во главу угла рациональное осмысление действительности. Источником формирования общих Фских представлений в последующие эпохи нередко являлась религия. Фская мысль ориентируется на рационализацию, выражение в общих понятиях всевозможных форм человеческого опыта, идей, представлений. Выполняя эту функцию, Фия в идеале как бы стремится охватить, обобщить, осмыслить, оценить не только интеллектуальные, духовные, жизненно-практические достижения человечества в целом, но и его негативный исторический опыт.

К му примыкает также важная критическая функция, которую выполняет Фия в культуре. Поиск решений сложных Фских вопросов, формирование нового мировидения обычно сопровождается критикой разного рода заблуждений, предрассудков, ошибок, стереотипов, встающих на пути к истинному познанию, правильному действию. По отношению к предшествующему и наличному культурно- историческому опыту Фия выполняет роль своего рода мировоззренческого “сита”.

Фия обращена не только к прошлому и настоящему, но и к будущему. В качестве формы теоретической мысли она обладает мощными конструктивными возможностями творческого формирования принципиально новых идей, мировоззренческих образов, идеалов. Фия способна выстраивать, мысленно “проигрывать” различные варианты миропонимания (“возможные миры”), как бы заготавливая пробные системы мировоззрения для будущего.

Предметом Фии выступает мировоззрение и культура, смысложизненные проблемы.

В качестве основных можно зафиксировать три важнейших типа философского познания или три мировоззренческие проблемы:

1. Проблема универсума, в рамках которой философия обосновывает категориальную модель мира и отвечает на вопросы о его первоначалах, конечности и бесконечности, единстве и множественности, о формах и способах его бытия др.

2. Проблема человека, которая связана с осмыслением комплекса мировоззренческих вопросов об аксиологическом статусе человека как особого типа бытия. В чём смысл жизни человека, свободен или не свободен он в своих действиях и поступках, каковы принципиальные отличия человеческого существования от иных типов бытия, которые характерны для природных и социальных систем – эти и многие другие вопросы конституируют содержательное пространство проблемы человека в философии.

3. Проблема взаимосвязи человека и мира, анализ различных форм и типов отношений между ними, которые предполагают познание, преобразование и ценностную интерпретацию природного и социокультурного мира. При всех оттенках и содержательных модификациях в трактовке этой системы отношений «человек - мир» преобладающей в классической философии стала такая её формулировка, в которой она приобретала форму вопроса об отношении мышления к бытию, сознания к материи. Ф. Энгельс назвал этот вопрос основным вопросом философии.

Одной из особенностей классической философии являлось то, что почти каждый её представитель стремился создать собственную оригинальную и целостную систему философского знания, в рамках которой с единых методологических позиций рассматривались бы проблемы бытия и познания, морали и политики, искусства и человека как антропологической реальности. В современной философии происходит отказ от такой амбициозной претензии философского разума эпохи классики, и основной акцент переносится на развитие отдельных философских дисциплин. Следует отметить, что в постклас. философии резко обозначается социально-критическая направленность мышления Большое внимание уделяется анализу языковой реальности в различных формах и версиях её объективации.

Предмет ф.позволяет предложить одну из возможных версий интерпретации её структуры, в рамках которой выделяются следующие её разделы: теоретическая ф., (логика, онтология, аксиология) практическая ф., (социальная ф., ф. культуры). Несомненной заслугой современной философской мысли является выдвижение ее представителями новых ценностей. К ним относятся общегуманистические, экологические ценности и ценности качества жизни. Основные мировоззренческие функции философии: 1) гуманистическая ( представители:B.C. Соловьев Н.А. БердяеваА. Швейцера(Ставшая обычной сверхзанятость современного человека во всех слоях общества ведет к умиранию в нем духовного начала.)

2) Социально-аксиологическая функция. ряд подфункций:

А) конструктивноценностная(разработка представлений о ценностях в связи с основной нравственной нормой)

Б) интерпретаторская()

В) критическая подфункции()

3) культурно-воспитательная функция

4) Объяснительно-информационная функция,Выделяются разделы: философская онтология, теория познания, диалектика общая этика, теоретическая эстетика, философия религии

Методологические функции ф.: 1)эвристическая( содействии приросту научных знаний )

2)координирующая( координировании методов в процессе научного исследования )

3) интегрирующая означает объединение в целое каких-либо частей. (тенденция к интеграции, к синтезу наук.

4) логико-гносеологическая( Эта функция заключается в разработке самого философского метода, а также в логико-гносеологическом обосновании понятийных и теоретических структур научного знания.)

Фские проблемы никогда не будут решены или исчерпаны, они никогда не получают окончательного решения. Прогресс в Фии - осмысливает, углубляет, конкретизирует эти проблемы, обогащает их новым содержанием, ставит их по-новому. Фские проблемы отличаются оптимумом всеобщности. Что такое истина? Что такое знание? Что такое закон? Что такое человек? Что такое мир? Если частные науки ограничивают объекты своего исследования в рамках конечного, то Фия, напротив, стремится к познанию бесконечного, которое столь же познаваемо, сколь и непознаваемо. Однако непознаваемость бесконечного отличается от непознаваемости кантовских "вещей в себе", так как бесконечное, которым занимается Фия, по меньшей мере частично познаваемо.

во второй половине 20 в. (экологический, антропологический кризисы и др.), поставив под угрозу само существование человечества. Возникли потребности поиска новых стратегий отношения к природе и человеческим коммуникациям, что остро поставило проблему новых мировоззренческих ориентиров. Их выработка представляет собой основную задачу современного Фского исследования. Здесь все большую роль начинает играть диалог западной и восточной Фских традиций, который выступает частью более широкого диалога культур. Особое значение приобретают развитые в восточных Ф. идеи корреляции преобразующей деятельности человека с уровнем его самовоспитания и нравственного самоконтроля. Важную роль в м диалоге могут сыграть и те трансформации западных Фских идей в русской культуре, которые породили русскую Ф. "серебряного века" ("русский космизм", Фские концепции В. Соловьёва, Бердяева, Флоренского).

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow