Схема основных условий нормального психического развития по А.Р.ЛУРИЯ

Терминологическое поле специально педагогики.

Специальная педагогика это область науного знания состоящая из теории и практики специального образования лиц, с отклонениями в развитии для которых образование в обычных педагогических условиях затруднено или невозможно.

Коррекция (исправлние) это система психолого- педагогических и лечебных мероприятий, направленных на преодоление недостатков и отклонений в развитии детей.

Компенсация – (возниктновение, восполнение)- этот процесс включает в себя возмещение или замещение утраченных или нарушенных функций.(пример слепой)

Социализация – процесс и результат освоения индивидуумом социального опыта, усвоение им элементов культуры соц норм и ценностей на основе которых формируется поведение, самосознание и качество личности.

Дети с нарушениями в развитии - это дети, имеющие отсталость в психофизическом развитии вследствие органических и поражений ЦН, а так же вследствие нарушений деятельности различных анализаторов(зрительного, слухового, двигательного, речевого) нуждающихся в спец образовании.

Дети с отклонениями в развитии - это дети, имеющие нарушения в своем развитии, но степень их выраженности не так сильна (функциональные нарушения)

Дети с ограниченными возможностями здоровья- дети у которых нарушение в развитии представляет им возможность пользоваться соц.льготами.

Дети с ООП –дети, нуждающиеся в специальной коррекционной поддержке и специфичских условиях и методах образования, которые могут быть созданы в условиях общеобразовательного дошкольного учреждения так и ДОУ компенсирующего вида.

Дошкольная коррекц педагогика решает вопросы воспитания и обучения детей след категорий:

Дети с нару зрения, с нарушениям слуха, с нарушениями интеллекта, с нарушениями речи, опорно-двиг. аппарата,эмоционально-волевой сферы.

 

3.основные отрасли специальной педагогики: сурдопедагогика –глухие, слабослышашие. Тифлопедагогика категория детей слепых, остаточное зрение,слабовтдящие, косоглазые.. Олигофренопед, лица с нарушениями интеллекта и образовательными затруднениями. Логопедия нарушение речевого развития. Отрасль специальной педагогики применительно к лицам с нарушениями опорно-двигательног аппарата. Отрасль педагогики дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы. В стадии разработки находится отрасль спец педагогики лиц с тяжелыми и многочисл нарушениями.

 

Взаимосвязь специальной педагогики с другими науками.

 

5. Методологические принципы специальной педагогики.

Любая наука опирается на основные принципы, которые образуют ее методологическую базу. Специальная педагогика базируется на принципах материалистического механизма, с позиции которого психика рассматривается как продукт деятельности высокоорганизованной материи мозга, тем самым признаются первичность материи и вторичность сознания.

Основные методологические принципы спец педагогики:

1.детерминизма:причинности

2.принцип единства сознания личности и деятельности (в собственной деятельности он может научиться)

3. принцип развития.

Теоретические основы спец педагогики и психологии данные основы включают в себя знания из различных областей науки.

1.различные сведения о высших нерв деятельности человека обобщенные в трудах Павлова и Сеченова.

2.знания из области нейрофизиологии и нейропсихологии о локализации нарушений в коре головного мозга.3. научные данные из области детской психиатрии (ковалев, Лебединская, Певзнер, Сухарев. 4. Научные концепции Выготского.5. теории психического дезонтогенеза (Лебединский, ЛКбовский).

6.концепция об общих и специфических закономерностях аномального развития (Выготкий, Лубовский, Лебедская.

7.Педагогическ е концепции основополож дефектологии Босскис, Власова, Дульнев, Левина, ЗЕлецов, Солнцева.

 

6. общепедагогические и специфические принципы СП:

Общепедагогические: 1.научноси,2.принцип связи теории и практики,3.принцип активости и сознательностив общучении.4.принцип доступности. 5.принцип последовательноси и системности.6. принцип прогностичности усвоения наний.7. принцип наглядности.8.П индивидуального и дифференцированного подхода.

Специальные принципы: 1.П.педагогического оптимизма.2.П. системного подхода к диагностике и коррекции нарушений (для построения коррекционной работы необходимо правильно разрабатывается в структуре дефекта, и определит иерархию нарушений.3. П. комплексного подхода к диагностике и коррекции(комплексное обследование специалистами(логопед,дифектологом,психологом,врачи, соц педагоги) на основании диагностики разрабатывается либо инд образоват программа развития либо индивидуальный коррекционный маршрут.4.П.Коррекцнно-компенсирующий направленность образования. 5.П.Социально- адаптирующей направленности образования.

 

Содержание и основные направления коррекционно-педагогической деятельности.

Категории детей с нарушениями в развитии и их особые образовательные потребности.

Норма и отклонения в развитии человека.

Современные представлении о нормальном и отклоняющемся развития.

Определение степени нормальности выделяют статистическую и, функциональную и идеальную норму. статистическая это такой уровень психо-соц развития человека который соответствует средним статистическим показателям предоставления того же возраста пола культуры.

Функциональна норма индивидуальная форма развития при которой, не смотря на имеющиеся отклонения человек удовлетворяет свои основные потребности и при этом отвечает требованиям социума. Идеальная норма оптимальное развитие личности оптимальных условиях.

Схема основных условий нормального психического развития по А.Р.ЛУРИЯ.

1.сохранность структур и функций ЦН по словам Лурия это норма. Работа головного мозга и его коры при патогенных воздействиях нарушается нормальное соотношение процессов возбуждения и торможения, нарушение взаимодействия между различными отделами мозга отвечающими за различные аспекты псих. Деятельности человекаю2.нормальное физическое развитие ребенка и е с ним сохранение нормально работоспособности.3.сохранность органов чувств котоые обеспечивают норм связь с окруж миром.

4.сохранность речевых ситем.5.адекватное возрасту воспитание и обучение.

Нарушение 1 из перечисленных условий способно приводить к появлению множества вариантов отклоняющегося развития.

Отклоняющее развитие это развитие при котором влияние неблагопритных факторов превышает компенсаторыные возможности индивида.

Наиболее грубое недоразвитие псих функций возникает вследствие воздействия вредных факторов на ранней стадии беременности в период интенсивной клеточной дифференциации структур головного мозга.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: