Меры предупредительные могут быть социальными и административными. Их цель — профилактика правонарушений, связанных с обманом получателей и потребителей с помощью разного вида фальсификаций товаров.
Предупредительные меры социального характера основаны на подготовке высококвалифицированных компетентных специалистов - товароведов, экспертов, повышении их информационного обеспечения, что является действенным средством по предотвращению попадания в торговлю, общественное питание и в конечном счете потребителю фальсифицированных товаров. Необходима также публикация книг, статей по данной проблеме.
Наряду с подготовкой специалистов не менее важной профилактической мерой является информация потребителей о возможных способах и средствах фальсификации, а также методах ее обнаружения в конкретных товарах. К профилактическим мерам административного характера относится создание органов независимой экспертизы, что позволит проводить идентификацию товаров, когда у получателя или потребителя появляется сомнение в их ассортиментной принадлежности и качества.
|
|
Необходимость в этом возникает у торговых организаций при поступлении товаре
фальсификацию, которых обнаружить доступными в торговле методами невозможно или трудно. Бывают случаи, когда эти сомнения возникают и при наличии всех необходимых документов. Например, продукт по всем документам идентифицирован в накладной и сертификате как масло сливочное, но его органолептические свойства сомнительны для получателя. Обращаться в орган по сертификации, выдавший сертификат на этот продукт как "масло сливочное", бесполезно, так как результат может повториться. Причин тому много: "честь мундира", отсутствие специалистов и испытательной базы. В этом случае было бы полезно иметь компетентную организацию, способную провести независимую экспертизу. Полученные результаты идентификации и рекомендации по дальнейшему использованию или уничтожению товара могли бы явиться основанием для реализации товара под наименованием, соответствующим его ассортиментной принадлежности, а также перерасчета за товар с поставщиком.
Определение порядка прослеживаемости дальнейшей судьбы фальсифицированных товаров относится к важнейшим мерам административного характера — определение компетентных органов, контролирующих уничтожение опасных товаров, перемаркировку, уценку или промпереработку безопасных, пригодных безусловно или условно для пищевых целей. Только при наличии таких органов, а также законодательных и нормативных актов, регламентирующих нормы и правила по предотвращению и пресечению реализации фальсифицированных товаров, можно искоренить это зло. Один из путей решения этой проблемы — совершенствование механизма сертификации продукции и государственного контроля. В пределах своей компетенции органы по сертификации и органы государственного контроля должны обеспечивать прослеживаемость фальсифицированных товаров путем информирования органов независимой экспертизы или Роспотребнадзора об обнаружении партий фальсифицированных товаров и выдаче предписаний об их уничтожении или иных действиях. Кроме того, в их компетенцию входит определение запрета путем выдачи предписаний или мер наказания путем наложения штрафов, для чего должен быть разработан специальный нормативный документ — "Порядок выдачи предписаний и штрафов при обнаружении фальсифицированных товаров".
|
|
Разработка и использование законодательных актов относятся к мерам предупреждения и наказания. Законы, непосредственно регламентирующие правоотношение к фальсификации товаров, в нашей стране отсутствуют. Однако ряд Законов РФ может быть косвенно применен к фальсификаторам, реализующим опасные товары и дающим о них недостоверную информацию.
В первую очередь это относится к Закону РФ "О защите прав потребителей". Так, в ст. 4 говорится, что "продавец (изготовитель, исполнитель) обязан продать потребителю товар (передать результаты выполненной работы, оказать услугу), соответствующий по качеству обязательным требованиям стандартов, условиям договора, обычно предъявляемым требованиям, а также информации о товарах (работах, услугах), представленной продавцом (изготовителем, исполнителем)". Статья 5 устанавливает право потребителей на безопасность для их жизни, здоровья, окружающей среды и предписывает изготовителям немедленную остановку производства опасных товаров, принятие мер по изъятию их из оборота и отзыву от потребителей В ст. 6. 7. 8 предусматривается право потребителя на информацию а также требования к ней. а в ст 10. 11, 12 — ответственность за ненадлежащую информацию и реализацию некачественных товаров.'
Поскольку целью фальсификации является обман потребителей, то в Уголовном (УК) и Административном (АК) кодексах РФ есть ряд статей, предусматривающих наказание за обман потребителей (ст. 156 УК, 150 АК), нарушение правил торговли (ст. 156 УК, 146 АК), вытек и продажу товаров, оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности (ст. 157 УК. 146 АК), незаконное повышение или поддержание цен (ст. 154 УК), незаконное предпринимательство (ст. 162 и 162 УК). По указанным нарушениям 1 июля 1993 г. был принят Закон РФ "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с упорядочением ответственности за незаконную торговлю", в соответствии с которым в названные выше статьи Кодексов РФ внесены изменения, направленные на защиту прав потребителей и интересов государства.
Таким образом, в действующих законодательных актах напрямую не говорится о таком виде правонарушений, как фальсификация, хотя ответственность за последствия ее (обман потребителей, нарушение их прав на информацию и безопасность) предусматривается.
Наряду с разработкой законодательных актов необходимо осуществить проектирование и разработку стандартов, относящихся к виду "Методы испытаний", в целях идентификации и утверждения методов обнаружения фальсификации по важнейшим продуктам питания Кроме того, в технических требованиях стандартов на продукцию целесообразно указать отдельно показатели для идентификации подлинности продукта.
Одной из действенных мер должна стать широкая пропаганда методов идентификации товаров и обнаружения их фальсификации. Это принесет пользу продавцам — получателям товаров, так как выявление фальсифицированных товаров при приемке, отказ от приемки заставят фальсификаторов — изготовителей и распространителей — отказываться от реализации таких товаров через организованную торговлю.
|
|
Одновременно и потребитель, владеющий простейшими способами обнаружения фальсификации, сможет идентифицировать товар при покупке. Кроме того, знание средств и способов фальсификации, а также невозможность обнаружения их при покупке товаров или в домашних условиях заставят многих потребителей отказаться от приобретения даже по низким ценам товаров, особенно продовольственных, у случайных продавцов и на неорганизованных рынках.