Меры по предупреждению фальсификации

Меры предупредительные могут быть социальными и административными. Их цель — профилактика правонарушений, связанных с обманом получателей и потребителей с по­мощью разного вида фальсификаций товаров.

Предупредительные меры социального характера основаны на подготовке высококва­лифицированных компетентных специалистов - товароведов, экспертов, повышении их информационного обеспечения, что является действенным средством по предотвращению попадания в торговлю, общественное питание и в конечном счете потребителю фальсифици­рованных товаров. Необходима также публикация книг, статей по данной проблеме.

Наряду с подготовкой специалистов не менее важной профилактической мерой явля­ется информация потребителей о возможных способах и средствах фальсификации, а также методах ее обнаружения в конкретных товарах. К профилактическим мерам административного характера относится создание орга­нов независимой экспертизы, что позволит проводить идентификацию товаров, когда у по­лучателя или потребителя появляется сомнение в их ассортиментной принадлежности и качества.

Необходимость в этом возникает у торговых организаций при поступлении товаре

фальсификацию, которых обнаружить доступными в торговле методами невозможно или трудно. Бывают случаи, когда эти сомнения возникают и при наличии всех необходимых до­кументов. Например, продукт по всем документам идентифицирован в накладной и сертифи­кате как масло сливочное, но его органолептические свойства сомнительны для получателя. Обращаться в орган по сертификации, выдавший сертификат на этот продукт как "масло сливочное", бесполезно, так как результат может повториться. Причин тому много: "честь мундира", отсутствие специалистов и испытательной базы. В этом случае было бы полезно иметь компетентную организацию, способную провести независимую экспертизу. Получен­ные результаты идентификации и рекомендации по дальнейшему использованию или унич­тожению товара могли бы явиться основанием для реализации товара под наименованием, соответствующим его ассортиментной принадлежности, а также перерасчета за товар с по­ставщиком.

Определение порядка прослеживаемости дальнейшей судьбы фальсифицированных товаров относится к важнейшим мерам административного характера — определение компе­тентных органов, контролирующих уничтожение опасных товаров, перемаркировку, уценку или промпереработку безопасных, пригодных безусловно или условно для пищевых целей. Только при наличии таких органов, а также законодательных и нормативных актов, регла­ментирующих нормы и правила по предотвращению и пресечению реализации фальсифици­рованных товаров, можно искоренить это зло. Один из путей решения этой проблемы — со­вершенствование механизма сертификации продукции и государственного контроля. В пре­делах своей компетенции органы по сертификации и органы государственного контроля должны обеспечивать прослеживаемость фальсифицированных товаров путем информиро­вания органов независимой экспертизы или Роспотребнадзора об обнаружении партий фальсифицированных товаров и выдаче предписаний об их уничтожении или иных действиях. Кроме того, в их компетенцию входит определение запрета путем выдачи предписаний или мер наказания путем наложения штрафов, для чего должен быть разработан специаль­ный нормативный документ — "Порядок выдачи предписаний и штрафов при обнаружении фальсифицированных товаров".

Разработка и использование законодательных актов относятся к мерам предупрежде­ния и наказания. Законы, непосредственно регламентирующие правоотношение к фаль­сификации товаров, в нашей стране отсутствуют. Однако ряд Законов РФ может быть кос­венно применен к фальсификаторам, реализующим опасные товары и дающим о них недос­товерную информацию.

В первую очередь это относится к Закону РФ "О защите прав потребителей". Так, в ст. 4 говорится, что "продавец (изготовитель, исполнитель) обязан продать потребителю товар (передать результаты выполненной работы, оказать услугу), соответствующий по качеству обязательным требованиям стандартов, условиям договора, обычно предъявляемым требова­ниям, а также информации о товарах (работах, услугах), представленной продавцом (изгото­вителем, исполнителем)". Статья 5 устанавливает право потребителей на безопасность для их жизни, здоровья, окружающей среды и предписывает изготовителям немедленную остановку производства опасных товаров, принятие мер по изъятию их из оборота и отзыву от потреби­телей В ст. 6. 7. 8 предусматривается право потребителя на информацию а также требования к ней. а в ст 10. 11, 12 — ответственность за ненадлежащую информацию и реализацию не­качественных товаров.'

Поскольку целью фальсификации является обман потребителей, то в Уголовном (УК) и Административном (АК) кодексах РФ есть ряд статей, предусматривающих наказание за обман потребителей (ст. 156 УК, 150 АК), нарушение правил торговли (ст. 156 УК, 146 АК), вытек и продажу товаров, оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности (ст. 157 УК. 146 АК), незаконное повышение или поддержание цен (ст. 154 УК), незаконное предпринимательство (ст. 162 и 162 УК). По указанным нарушениям 1 июля 1993 г. был принят Закон РФ "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с упорядочением ответственности за незаконную торговлю", в соответст­вии с которым в названные выше статьи Кодексов РФ внесены изменения, направленные на защиту прав потребителей и интересов государства.

Таким образом, в действующих законодательных актах напрямую не говорится о та­ком виде правонарушений, как фальсификация, хотя ответственность за последствия ее (об­ман потребителей, нарушение их прав на информацию и безопасность) предусматривается.

Наряду с разработкой законодательных актов необходимо осуществить проектирова­ние и разработку стандартов, относящихся к виду "Методы испытаний", в целях идентифи­кации и утверждения методов обнаружения фальсификации по важнейшим продуктам пита­ния Кроме того, в технических требованиях стандартов на продукцию целесообразно ука­зать отдельно показатели для идентификации подлинности продукта.

Одной из действенных мер должна стать широкая пропаганда методов идентифика­ции товаров и обнаружения их фальсификации. Это принесет пользу продавцам — получа­телям товаров, так как выявление фальсифицированных товаров при приемке, отказ от при­емки заставят фальсификаторов — изготовителей и распространителей — отказываться от реализации таких товаров через организованную торговлю.

Одновременно и потребитель, владеющий простейшими способами обнаружения фальсификации, сможет идентифицировать товар при покупке. Кроме того, знание средств и способов фальсификации, а также невозможность обнаружения их при покупке товаров или в домашних условиях заставят многих потребителей отказаться от приобретения даже по низким ценам товаров, особенно продовольственных, у случайных продавцов и на неоргани­зованных рынках.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: