Методические указания к самостоятельной работе студентов

 Тема « Методики и технологии социально-психологической работы с родителями»- 21 ч. – 20 баллов

1-5 задание – 10 баллов

6 задание -10 баллов

Цель:   сформировать представления о научном содержании воспитания в семье как феномене социальной психологии, закрепить умения оказывать все виды социально-психологической помощи родителям по воспитанию детей и разрабатывать сценарии всех видов тренинговой работы по психологии семейного воспитания.

Задание 1. Повторите разделы возрастной психологии о трудностях развития ребёнка в разные возрастные периоды. Оформить конспект в виде таблицы – 4 балла

Психология семейного воспитания: Основные психологические трудности родителей в воспитании детей разного возраста

Возрастной период Основные психологические трудности (до 5) родителей в воспитании детей Советы психолога
Младшие школьники    
Младшие подростки    
Старшие подростки    
Юноши-мальчики      
Девушки юношеского возраста    

 

Задание 2. Подберите дополнительные материалы для самодиагностики родителей (например, тесты «Хороший ли я родитель»): 2 методики – 4 балла.

Задание 3. Подготовьте 10 карточек на половине листа А-4 «Жизненные детско-родительские конфликтные ситуации: друзья ребёнка.  Продумайте позитивную стратегию разрешения конфликта. Разработайте на отдельных карточках (половина листа А-4) советы по решению указанных проблем – 4 балла.

Задание 4 – 4 балла. Подготовьте советы родителям, педагогам письменно. Перечень жизненных ситуаций:

  1. В неполной семье постоянно происходят конфликты между мамой и сыном- подростком по вопросам школьных прогулов. Ваши рекомендации маме.
  2. Дочь подросткового возраста из неполной семьи постоянно поздно возвращается домой. Ваши рекомендации маме.
  3. Мама одна воспитывает сыновей-близнецов. Она постоянно находится на работе. Дети 10 лет неопрятно и не по погоде одеты, часто голодными приходят в школу. Как вы будите строить общение с этой мамой, спроектируйте программу работы?
  4. Вы стали свидетелем насилия взрослого-педагога над ребёнком в школе. Ваши рекомендации.
  5. Старшеклассник не согласен с оценкой учителя. Родители занимают позицию сына. Как вам начать с родителями обсуждение данной проблемы, как решить конфликт с учителем?

Дополнительная литература:

  1. Андреева Т. В. Семейная психология. – СПб.: Речь, 2004. – С.123-167.

2. Ключников С. Семейные конфликты. С-П.: Питер, 2002. С – 9-107;

3. Ликсон Ч. Конфликт: семь шагов к миру. С-П.: Питер, 1997. С – 86-109;

  1. Сатир В. Как построить себя и свою семью. – М.: Педагогика, 1992. – С.145-192.
  2. Я работаю психологом. Опыт, размышление, советы / Под ред. Дубровиной И.В. – М.: ТЦ Сфера, 1999. – 256 с.

 

Форма отчётности: отчёты печатаются на бумаге А-4 и сдаются преподавателю до 1.04.2012

Задание 5. П одготовить обзор современной научной статьи (2000-2012 гг.) по психологии семейного воспитания. Объём до 2 стр. Статья обязательна (приложение).  4 балла. Вопросы для обзора:

1) Актуальность выделенной проблемы

2) Научные подходы изучения

3) Основные научные понятия

4) Выводы по исследованию автора

Источники: журналы «Вопросы психологии», «Мир психологии», «Психология и педагогика», «Журнал для родителей», «Психология семейного воспитания».

Задание 6. Ознакомиться с материалами авторского коррекционного комплекса и по данному образцу подобрать методики для собственного тренинга родительской эффективности на практическое занятие (образец прилагается). Материалы (тренинг родительской эффективности) сдать к зачёту.

1. Пояснительная записка, цели и задачи

Психокоррекционный комплекс выстроен как обязательная составляющая любого педагогического действия в работе с современными типами неблагополучной семьи с целью нейтрализации или искоренения психологических факторов риска в ходе формирования ответственности родителей за воспитание детей, расширение осознания родителями мотивов семейного воспитания, нормализации психологического климата и межличностных отношений в семье.

В работе с неблагополучными семьями школа, проведя социально-педагогическую диагностику, должна определить уровень проблем, степень неблагополучия семьи и ребёнка. Крайне неблагополучные семьи, алкоголиков и наркоманов, должны быть в обязательном порядке переданы для рассмотрения службам по делам несовершеннолетних, районному отделению милиции и криминальной милиции по делам несовершеннолетних. Исполнительность этих органов обеспечивается контролем прокуратуры каждого района.

Семьи в ситуации социального кризиса должны быть переданы для определения помощи районным координационным советам по делам семьи и взяты на сопровождение специалистами Центра социальных служб.

Но в целом все эти семьи в свете гуманного подхода общества к проблемам человеческого бытия должны быть рассмотрены как объекты постоянной психологической помощи. Семьи, идущие на контакт, приглашаются посетить психокоррекционный комплекс. Семьи, приглашаемые на профилактические комиссии, недобросовестно относящиеся к своим обязанностям по воспитанию детей, обязаны протоколом быть направлены на профилактические или коррекционные сессии, родительские тренинги, тематические лекции по психологии, индивидуальное консультирование и другие формы широкого арсенала средств психологического воздействия на родителей. Этой задаче должен служить психокоррекционный комплекс для работы с неблагополучной семьёй. Наша модель представлена программой взаимосвязанных блоков.

2. Структура программы психокоррекционнного комплекса

Программа психокоррекционного комплекса для работы с неблагополучной семьёй состоит из нескольких взаимосвязанных блоков, каждый из которых реализует различные задачи и состоит из специфически организованных методов и приёмов. После проведения установочного блока каждый родитель получает индивидуальную программу психологической помощи, включающую необходимое количество занятий по психологическим проблемам.

1.Установочный блок:

Задачи: 1) построение доверительного, эмоционально насыщенного контакта с психологом; 2) снятие тревожного состояния и ощущения дискомфорта в связи с переживанием острого внутрисемейного кризиса; 3) создание активной установки на психокоррекционную работу; 4) активизация родителей на самостоятельную психологическую работу; 5) настрой на формулирование собственного запроса-обращения за помощью; 6) повышение уверенности родителей в возможности достижения позитивных изменений в собственном поведении и поведении своих детей; 7) формирование социально-психологической компетентности по вопросам психологии и социальной защиты.

Методы и приёмы: 1) методики знакомства; 2) психологический анализ собственной ситуации „Начало пути к сердцу ребёнка”; 3) методика „Родительская консультация”; 4) родительский тренинг навыков конструктивного взаимодействия с детьми; 5) тестирование „Незаконченное предложение”.

Направления работы:

Родительская сессия из 2-3 занятий по указанным методикам.

Результаты установочного блока:

Информация-анализ составляется по итогам анкетирования и бесед с родителями.

2. Коррекционный блок:

Задачи: 1) преодоление или нейтрализация факторов внутрисемейного кризиса; 2) расширенное соконсультирование; 3) снятие противоречий между положительными и отрицательными мотивационными тенденциями; 4) формирование новой сферы осознанности мотивов поведения взрослыми; 5) изменение родительских установок и позиций; 6) обучение родителей новым формам общения с ребёнком; 7) расширение психологических знаний о семье и основах семейного воспитания.

Методы: мини-лекции; групповая дискуссия; педагогические и семейные ситуации; игротерапия „Школа семейного выживания. Учимся жить вместе”; библиотерапия „По страницам современных книг В.Токаревой”; психодрама „Роли выживания в семье”; методика „Альтернативы гневу, насилию, жестокости и т.д.”.

Направления работы:

5-6 занятий и итоговая встреча „Мой выбор”

Результаты коррекционного блока:

Родительские сочинения. Индивидуальные встречи психолога со всей семьёй.

3. Блок моделирования дальнейшей жизни и сотрудничества

Задачи: 1) создание позитивного образа Я; 2) определение целей семьи и каждого из его членов; 3) психологическая помощь в разработке программ жизненного пути, плана жизни, жизненных установок для всех членов семьи; 4) психологическое просвещение по проблемам социальной жизни; 5) планирование дальнейшего сотрудничества с психологом.

Методы:

- магнитофонные послания „Моя будущая жизнь”

- психологический тренинг „Жить в мире с собой и другими”

Направления работы:

2-3 занятия по плану и дополнительные занятия по выбору тем семьёй

Результаты блока:

Проективные сочинения „Что дали занятия в группе нашей семье?”. Проективные опросы. Самоотчёты родителей „Я как родитель”. Кассетные послания-обязательства „Мои отношения с ребёнком”. Родительский дневник по психологии. Соглашение с семьёй.

 

Методики для работы с неблагополучной семьёй

1. Методика „Будем знакомы”

Цель: представить членов группы друг другу, отработать навыки эмпатии, слушая друг друга, снять первичное тревожное состояние, провести первичную диагностику семейных проблем.

Инструкция: «Уважаемые родители, по разным причинам Вы пришли на эту встречу, но осознание ответственности за воспитание и обучение детей – долг каждого взрослого. Это упражнение поможет нам лучше узнать друг о друге (группа 3-5 человек). Я буду задавать вопросы, а Вы постарайтесь ответить по очереди. Каждый должен ответить на все вопросы, однако Вы можете сказать „пас”, если Вам нужно подумать, и я вернусь к Вам позже. Внимательно слушайте каждый ответ. Ведь каждый участник группы – неповторимый человек».

Метод: структурированный опрос.

Вопросы:

1. Какой день в Вашей жизни был самым лучшим?

2. Какое животное у Вас самое любимое и почему?

3. Какое Ваше самое любимое занятие в молодости?

4. Чем Вы любите заниматься сегодня?

5. Ваш любимый фильм?

6. Время года, которое Вы любите больше всего?

7. Если бы у Вас было много денег, чтобы Вы с ними сделали?

8. Какое огорчение было самым сильным в Вашей жизни?

9. Каким Вы хотите видеть своих детей?

2. Методика „Самые большие ожидания и самые большие опасения”

Цели: представить членов группы друг другу, отработать навыки эмпатии, слушая друг друга, уменьшить чувство одиночества, давая и получая обратную связь с членами группы, снять первичное тревожное состояние работы в группе, провести первичную диагностику семейных проблем.

Материалы: копии бланков „Самые большие ожидания” и „Самые большие опасения”, карандаши.

Метод: анкетирование каждого участника и группы.

Инструкция: „Уважаемы участники группы, мы просим Вас ответить на два вопроса и затем каждому из Вас представить ответы друг друга”. Это упражнение способствует развитию более глубокого общения в группе, потому что в работе задействованы два процесса: 1) формирование личной психологической готовности к контактам в группе, когда осознаются ожидания и опасения; 2) тренировка навыков сопереживания, когда участники представляют бланки своих партнёров.

Бланк. Самые большие опасения.

1.______________________________________________________________

Бланк. Самые большие ожидания.

1.______________________________________________________________

 

Форма отчётности: по данному образцу оформляется практическое задание №-6.

 

VIII. Индивидуальное учебное задание Варианты (по выбору 1 или 2) 1. Освоение методики «Инструмент индивидуального развития человека» Задание. « Исследуем родовое дерево» Цель: Ощутить свой потенциал и направления роста, расставить роли своих предков, сформулировать их задачу жизни и понять собственную, а также возможные задачи для своих детей и внуков, связанные с родовыми корнями. Содержание: Актуальность: Задумывались ли вы, почему родились именно в этой семье, у этих родителей, в этой стране? Именно поэтому я предлагаю Вам уникальный метод самоанализа, который с успехом может быть использован Вами в работе практического психолога.     Он направлен на осознание своих корней и проработку родовых задач. Восстанавливая связь между поколениями, Вы обретёте дополнительную силу и масштабное видение своей роли в жизни, понимание ролей своих родственников, трансформируете энергию своего рода. Мы не только физическое творение наших родителей, но и духовное. Наше настоящее «Я» начинается где-то между жизненными истинами наших отца и матери. Соединяя и развивая в себе лучшие качества родителей, мы гораздо полнее осознаём не только свою неповторимость, но и стоящие перед нами задачи. Ваша индивидуальность, ваши принципы и идеалы – это сочетание устремлений отца и матери, только на новом витке развития. Путь человечества заключается в том, чтобы вывести на более высокий уровень то, к чему стремились родители. Изучение родовых связей подразумевает не только возвращение к прошлому, но и обращение к будущему, в котором дети в той или иной степени продолжают наши устремления, наполняя род силой или забирая источники энергии рода. Требования к выполнению задания: Это письменная работа. Необходимо заполнить таблицу на основании своего уникального генеалогического дерева. Карта генеалогического дерева составляется. Сделать выводы, ответив письменно на 3 вопроса.   Исследуем своё родовое дерево!  
Я и родствен- ники Кем был или есть этот родствен ник для Вас Картинка, слово-символ, с которым Вы себя и их ассоциируете Основной жизнен ный замысел, профессиональная роль Лучшие челове ческие каче ства Что он не успел реализо вать, будет реализовы- вать Основания для Ваших устремлений и устремлений Ваших детей
               

Вопросы для письменных выводов:

    1. Каков психологический энергетический потенциал Вашего рода?
    2. Что Вы поняли, отвечая на эти вопросы?
    3. В чём заключается целевая профессиональная нагрузка данной методики?

Литература

  1. Шнейдер Л.Б. Семейная психология: Учебное пособие для вузов - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга. 2005. - С. 3-34;
  2. Эйдемиллер Э.Г. Семейный диагноз и семейная психотерапия: Учебное пособие для врачей и психологов - СПб.: Речь, 2003. - С. 10-37.
  3. Юнда И.Ф. Социально-психологические и медико-биологические основы семейной жизни: Учеб.пособие - Кшв: Вища шк.. 1990. – С. 118-130.

Форма отчётности: таблица, генеалогическое дерево, ответы на вопросы в письменном виде.

 

2. Подготовка реферата по указанным темам

Цель: научить студентов самостоятельно проводить анализ литературы, систематизировать полученные данные, делать умозаключения, формировать навыки правильного оформления рефератов: цитирование, ссылки на источники.

Содержание задания: написать реферативное сообщение по следующим темам на выбор:

1. Психологические особенности воспитания детей в различных типах семей.

2. Психология воспитания счастливого ребёнка в семье.

3. Семейные ценности как условие воспитания в семье.

Реферат – это письменная работа, предполагающая исследование проблемы на основе изучения и анализа теоретического материала. В структуре реферата должны быть: титульный лист, содержание, введение, основная часть, заключение и список используемых источников.

Во введении раскрывается актуальность темы, формулируются цели и задачи. В основной части предусматривается раскрытие основного содержания. Здесь должны быть отображены анализ теории, научные подходы, концепции исследований, прогнозируемые результаты. В основной части могут быть отдельные параграфы, а текст может дополняться схемами, таблицами, рисунками.

В заключении делаются выводы, даются рекомендации, определяются направления дальнейших исследований.

Объем реферата 15-20 печатных страниц. Количество литературных источников – 15 – 20.

В течение изучения курса каждый студент может подготовить и защитить 1 реферат. Каждую из предложенных выше тем могут выбрать не более 5 студентов.

Критерии оценивания реферата   

Подготовка и защита рефератов – 10 баллов:

  1. Оформление – 2 балла (титульный лист, содержание литературы). Содержание – 3 балла (раскрытие темы, актуальность, цитирование, анализ и обобщение трудов, письменное изложение, выводы);
  2. Защита – 5 баллов (устное изложение сути вопроса).

Литература: см. список литературы дисциплины.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: