Критерии оценивания успешности выполнения модульной контрольной работы:
5 балла - от 0 до 60% правильно выполненных заданий
7 баллов - от 61 до 80 % правильно выполненных заданий
9 баллов - от 81 до 95 % правильно выполненных заданий
10 баллов – от 96 до 100 % правильно выполненных заданий
Критерии оценивания творческих работ на лекциях: 6 занятий по 5 баллов
3 балла – творческая работа выполнена с условием поставленных перед студентами задач, активное воспроизведение предлагаемой информации, использование знаний, умений и навыков, соответствующих содержанию новой темы
2 балла – работа выполнена с учётом большинства поставленных учебных задач (2/3), активное воспроизведение предлагаемой информации, использование знаний, умений и навыков, соответствующих содержанию новой темы
1 балл – сделана попытка осмыслить содержание творческого задания.
Критерии оценивания практической работы на каждом занятии: 30 баллов
6 занятий по 5 баллов
5 баллов – работа выполнена с условием поставленных перед студентами задач, активное воспроизведение предлагаемой информации, использование знаний, умений и навыков, соответствующих содержанию изучаемого раздела и дисциплины в целом
|
|
4 балла – работа выполнена с учётом большинства поставленных учебных задач (2/3), активное воспроизведение предлагаемой информации, использование знаний, умений и навыков, соответствующих содержанию изучаемого раздела и дисциплины в целом
3 балла - работа выполнена с учётом лишь некоторых поставленных учебных задач (1/3), пассивное воспроизведение предлагаемой информации, недостаточное использование знаний, умений и навыков, соответствующих содержанию изучаемого раздела и дисциплины в целом
2 балла – неготовность студента к практическому занятию.
Критерии оценивания самостоятельной работы – 20 баллов
5 заданий по 4 балла
0 баллов – работа не выполнена
3 балла – задание выполнено с нарушениями требований
4 балла – задание выполнено полностью
Критерии оценивания индивидуального задания – 10 баллов
0 баллов – работа не выполнена
5 баллов – работа выполнена с нарушениями требований
10 баллов – работа выполнена полностью
Распределение баллов в системе оценивания достижений по учебной дисциплине
П3
Модуль | 1 | ||||||||||||||||||||||
Количество баллов | 70 | ||||||||||||||||||||||
Темы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||||||||||||||||
Количество баллов | 8 | 8 | 8 | 18 | 18 | 10 | 3 | ||||||||||||||||
Количество баллов по видам работ | л | пз | ср | л | пз | ср | л | пз | ср | л | пз | ср | Л | пз | ср | л | пз | ср | л | пз | ср | ||
Творческие работы на лекциях | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3/2 | |||||||||||||||||
Активность на ПЗ – 6 заданий | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | |||||||||||||||||
Выполнение СРС (6 заданий) | 5*2 | 1*10 | 3 | ||||||||||||||||||||
Индивидуальная работа | 10
| ||||||||||||||||||||||
Итоговый модульный контроль | 10 | ||||||||||||||||||||||
Контрольная учебная работа | 10 | ||||||||||||||||||||||
Сумма | 100 |
XIV. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ
I. Общие положения
Учебным планом по курсу «Психология семейного воспитания» предусмотрена контрольная работа. Выбор варианта соотносится с номером списка студента в журнале. Работа выполняется к 1.04.2012.
Студент выбирает один из 32 вариантов контрольной работы. Замена вариантов контрольной работы не допускается. При нарушении этого условия контрольная работа не рецензируется и не зачитывается.
В контрольной работе студент должен показать навыки самостоятельного изложения отдельных теоретических проблем на основе изучения литературных источников. Приложение оригиналов описываемых и анализируемых методик обязательно.
Объем работы составляет 20 страниц печатного текста (формат А-4). Обязательно наличие плана к каждому вопросу варианта контрольной работы. В содержание ответа надо включать введение; 2 параграфа, рассматривающие сущность вопроса; заключение; список исследованной литературы.
Ответы на вопросы излагаются последовательно, логично, подкрепляются ссылками на изученную литературу.
Ответ на вопрос завершается выводом.
II. Содержание заданий
Вариант I
1. Психологическая характеристика моделей семейного воспитания.
2. Психологическая диагностика детско-родительских отношений (+приложение 2 методики).
Вариант II
1. Психологические особенности стилей родительского воспитания.
2. Психологическая диагностика детско-родительских отношений (+ приложение 2 методики).
Вариант III
1. Психолого-педагогическая культура современной семьи.
2. Психологическая диагностика детско-родительских отношений (+приложение 2 методики).
Вариант IV
1. Роль индивидуальных особенностей родителей в воспитании ребёнка.
2. Психологическая диагностика детско-родительских отношений (+приложение 2 методики).
Вариант V
1. Семейные ценности как фактор психологического развития ребёнка.
2. Психологическая диагностика детско-родительских отношений (+приложение 2 методики).
Вариант VI
1.Мотивы поведения родителей как критерии развития ребёнка.
2. Психологическая диагностика детско-родительских отношений (+приложение 2 методики).
Вариант VII
1. Роль родительской самоактуализации как важного критерии развития ребёнка.
2. Психологическая диагностика детско-родительских отношений (+приложение 2 методики).
Вариант VIII
1.Психологическая характеристика диалогового общения родителей и детей.
2. Психологическая диагностика детско-родительских отношений (+приложение 2 методики).
Вариант XI
1. Психология поощрения ребёнка в семье.
2. Психологическая диагностика детско-родительских отношений (+приложение 2 методики).
Вариант X
1. Психология наказания ребёнка в семье.
2. Психологическая диагностика детско-родительских отношений (+приложение 2 методики).
Вариант XI
1. Особенности психологической готовности молодых родителей к воспитанию детей.
2. Психологическая диагностика детско-родительских отношений (+приложение 2 методики).
Вариант XII
1. Психологическая характеристика детско-родительского сотрудничества.
2. Психологическая диагностика детско-родительских отношений (+приложение 2 методики).
Вариант XIII
1.Психологические особенности позитивного мышления родителей на воспитание детей.
2. Психологическая диагностика детско-родительских отношений (+приложение 2 методики).
|
|
Вариант XIV
1.Особенности эмоциональных отношений родителей и детей подросткового возраста
2. Психологическая диагностика детско-родительских отношений (+приложение 2 методики).
Вариант XV
1. Особенности эмоциональных отношений родителей и детей юношеского возраста
2. Психологическая диагностика детско-родительских отношений (+приложение 2 методики).
Вариант XVI
1. Психологические особенности воспитания ребёнка-инвалида.
2. Психологическая диагностика детско-родительских отношений (+приложение 2 методики).
Вариант XVII
1. Психологическая характеристика моделей семейного воспитания.
2. Психологическая диагностика детско-родительских отношений (+приложение 2 методики).
Вариант XVIII
1. Психологические особенности стилей родительского воспитания.
2. Психологическая диагностика детско-родительских отношений (+приложение 2 методики).
Вариант XIX
1. Психолого-педагогическая культура современной семьи.
2. Психологическая диагностика детско-родительских отношений (+приложение 2 методики).
Вариант XX
1. Роль индивидуальных особенностей родителей в воспитании ребёнка.
2. Психологическая диагностика детско-родительских отношений (+приложение 2 методики).
Вариант XXI
1. Характеристика психологической готовности родителей к воспитанию детей.
2. Психологическая диагностика детско-родительских отношений (+приложение 2 методики).
Вариант XXII
1.Мотивы поведения родителей как критерии развития ребёнка.
2. Психологическая диагностика детско-родительских отношений (+приложение 2 методики).
Вариант XXIII
1. Роль родительской самоактуализации как важного критерии развития ребёнка.
2. Психологическая диагностика детско-родительских отношений (+приложение 2 методики).
Вариант XXIV
1.Психологическая характеристика диалогового общения родителей и детей.
2. Психологическая диагностика детско-родительских отношений (+приложение 2 методики).
Вариант XXV
1. Психология наказания ребёнка в семье.
|
|
2. Психологическая диагностика детско-родительских отношений (+приложение 2 методики).
Вариант XXVI
1. Семейные ценности как фактор психологического развития ребёнка.
2. Психологическая диагностика детско-родительских отношений (+приложение 2 методики).
Вариант XXVII
1. Психологическая характеристика детско-родительского сотрудничества.
2. Психологическая диагностика детско-родительских отношений (+приложение 2 методики).
Вариант XXVIII
1.Психологические особенности позитивного мышления родителей на воспитание детей.
2. Психологическая диагностика детско-родительских отношений (+приложение 2 методики).
Вариант XXIX
1.Особенности эмоциональных отношений родителей и детей подросткового возраста
2. Психологическая диагностика детско-родительских отношений (+приложение 2 методики).
Вариант XXX
1. Особенности эмоциональных отношений родителей и детей юношеского возраста
2. Психологическая диагностика детско-родительских отношений (+приложение 2 методики).
Вариант XXXI
1. Психологические особенности воспитания ребёнка-инвалида.
2. Психологическая диагностика детско-родительских отношений (+приложение 2 методики).
Вариант XXXII
1. Психологические особенности воспитания девочки-подростка.
2. Психологическая диагностика детско-родительских отношений (+приложение 2 методики).
XVI. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Основная литература
- Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование - М.: Независимая фирма "Класс", 2005. - 208 с.
- Андреева Т.В. Семейная психология. – СПб.: Речь, 2004. – 244 с.
- Батьків не обирають...Проблеми відповідального батьківства в сучасній Україні / За ред. Ю.М.Якубової та ін. – К.: АЛД, 2008. – 145 с.
- Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности: Учебное пособие для специалистов и дилетантов - СПб.: Речь, 2006. -144 с.
- Варга А.Я. Роль родительского отношения к стабилизации детской невротической реакции // Вестник МГУ. – 1985. - №4. – с.32-38. – Серия 14. Психология.
- Елизаров А.Н. Психологическое консультирование семьи: Учебное пособие - М.: Ось-89. 2005. - 400 с.
- Клюева Н.В. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг. – Ярославль, ЯГУ, 2002. – 160 с.
- Ковалев С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни: тесты, опросники, ролевые игры: Кн. для учителя - М.: Просвещение, 1991. -143 с.
- Каган В.Е. Преодоление: неконтактный ребёнок в семье. – СПб.: Фолиант, 2004. – 257 с.
- Кон И.С. Родители и дети // Психология ранней юности. – М.: Просвещение, 1989. – С.16-19.
- Личко А.Е. Подростковая психотерапия. – 2-е издание. – Л.: Медицина, 1985. – 342 с.
- Николаева Е.Н., Купчик В.П. Зависимость эмоциональных реакций человека от негативных переживаний в детстве // Псих. журнал. – 1996. – Т.17. - №3. – С.92-98.
- Подмазин С.И. Как помочь подростку с "трудным" характером - Кшв: НПЦ Перспектива. 1996. - 160 с.
- Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: учеб.пособие для студ.высш.учеб.завед/ Ред. Е.Г. Силяева. - М.: Издательский центр "Академия", 2006. - 192 с.
15. Практическая психодиагностика / Ред. Д.Я.Райгородский. – Самара: СГУ, 1998. – 156 с.
- Шнейдер Л.Б. Семейная психология: Учебное пособие для вузов - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга. 2005. - 768 с.
- Шнейдер Л.Б. Семейная психология: Учебное пособие для вузов/ Л.Б. Шнейдер. - М.: Академический проект; Екатеринбург: «Деловая книга»; Интернет: http://psylib.myword.ru, 2006, 2008. – 768 с.
- Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. – М.: СПб.: Фолиум, 2009. – 250 с.
- Эйдемиллер Э.Г. Семейный диагноз и семейная психотерапия: Учебное пособие для врачей и психологов - СПб.: Речь, 2003.
- Эйдемиллер Э.Г. Психология и психотерапия семьи - СПб.: Питер, 2000. - 656 с.
- Эйдемиллер Э.Г. Семейная психотерапия/ Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис. - Ленинград: "Медицина", 1989. -192 с.: ил. - Электрон, версия печ. публикации.
- Юнда И.Ф. Социально-психологические и медико-биологические основы семейной жизни: Учеб.пособие - Кшв: Вища шк.. 1990. - 239 с.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Кульчицкая Е.И. Воспитание чувств детей в семье. – Киев, 1983. – 120 с.
- Лангмейер И., Матейчик З. Психическая депривация в детском возрасте. – Прага, Авиценум. Медицинское изд-во, 1984. – 334 с.
- Макаренко А.С. Книга для родителей. - М.: Педагогика, 1988. – 350 с.
- Макаренко А.С. О воспитании. – М.: Педагогика, 1988. – 400 с.
- Марковец Г.В., Марковец Л. Н. Интенсивный курс психологии семейных отношений. Курс лекций. – Запорожье: НГТРК-Прогресс, 2001. – 80 с.
- Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб.: Речь, 2002. – 150 с.
- Методика воспитательной работы / Под ред. Сластёнина В.А. – М.: Академия, 2002. – 144 с.
- Осипова А.А. Общая психокоррекция. – М.:ТЦ «Сфера», 2002. – 512 с.
- Осухова Н.Н. Семь шагов к себе // «Школьный психолог».- №8. - 2003.
- Популярная психология для родителей / Под ред. Бодалёва А.А. – М.: Педагогика, 1988. – 256 с.
- Практическая психодиагностика. Методики и тесты / Под ред. Райгородского Д.Я.: Издательский дом «Бахрах-М», Самара, 2001. – 672 с.
- Прихожан А. М., Толстых Н. Н. Дети без семьи. – М.:Педагогика, 1990. – 160 с.
- Психология детства. Учебник. / Под ред. Реана А. А. – СПб.:Питер, 2003. – 368 с.
- Рогов Е. Н. Настольная книга практического психолога в образовании. – М.: ВЛАДОС, 1995. – 529 с.
- Сатир В. Как построить себя и свою семью. – М.: Педагогика, 1992. – 192 с.
- Филипчук Г. Знаете ли вы своего ребёнка. – М.: Прогресс, 1989. – 400 с.
- Херсонский Б.Г., Дворяк С.В. Психология и психопрофилактика семейных конфликтов. – Киев: Здоровье, 1991. – 191 с.
- Хоментаускас Г. Т. Семья глазами ребёнка. – М.: Педагогика, 1989. – 160 с.
- Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. Ильясова И.И. – М.: Изд-во МГУ, 1981. – 304 с.
- Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: Питер, 2000. – 656 с.
- Я работаю психологом. Опыт, размышление, советы / Под ред. Дубровиной И. В. – М.: ТЦ «Сфера», 1999. – 256 с.
КАРТОЧКА
Обеспеченности дисциплины «Психология семьи» учебной литературой, имеющейся фондах библиотеки СГГУ
Специальность | Семестр | Кол-во часов в учебном плане | Кол-во студентов одновременно изуч. дисциплину | Библиографическое описание учебника | Наличие грифа МОиН | Кол-во учебных пособий | Наличие электрон. варианта | Кол-во студентов на 1 учебник | Примечание |
|
|
| П3 | Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование - М.: Независимая фирма "Класс", 2005. - 208 с. | 1 | ||||
Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности: Учебное пособие для специалистов и дилетантов - СПб.: Речь, 2006. -144 с. | 1 | ||||||||
Елизаров А.Н. Психологическое консультирование семьи: Учебное пособие - М.: Ось-89. 2005. - 400 с. | 5 | ||||||||
Зверева О.Л. Семейная педагогика и семейное воспитание: Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений - М: Издательский центр "Академия", 2000. -160 с. | 3 | ||||||||
Зюбин Л.М. Психология воспитания: Метод. Пособие - М.: Высш.шк., 1991. - 96 с. | 1 | ||||||||
Ковалев С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни: тесты, опросники, ролевые игры: Кн. для учителя - М.: Просвещение, 1991. -143 с. | 1 | ||||||||
Малкина-Пых И.Г. Экстремальные ситуации - М.: Изд-во ЭКСМО, 2005. - 960 с. | 2 | ||||||||
Мамайчук И.И. Экспертиза личности в судебно-следственной практике - СПб.: Речь, 2002. - 255 с. | 3 | ||||||||
Осипова А. А. Общая психокоррекция: Учеб.пособие для студентов вузов - М.: ТЦ "Сфера", 2000. - 512 с. | 9 | ||||||||
Подмазин С.И. Как помочь подростку с "трудным" характером - Кшв: НПЦ Перспектива. 1996. - 160 с. | 12 | ||||||||
Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: учеб.пособие для студ.высш.учеб.завед/ Ред. Е.Г. Силяева. - М.: Издательский центр "Академия", 2006. - 192 с. | 6 | ||||||||
Семья. Социально-психол. и этич. пробл.: Справочник / В.И. Зацепин и др. - Киев: Политиздат Украины. 1990. - 255 с. | 1 | ||||||||
Шнейдер Л.Б. Семейная психология: Учебное пособие для вузов - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005. - 768 с. | 2 | ||||||||
Шнейдер Л.Б. Семейная психология: Учебное пособие для вузов/ Л.Б. Шнейдер. - М.: Академический проект; Екатеринбург: "Деловая книга"; Интернет: http://psylib.myword.ru, 2006, 2008. - 768 с. | |||||||||
Эйдемиллер Э.Г. Семейный диагноз и семейная психотерапия: Учебное пособие для врачей и психологов - СПб.: Речь, 2003. | 1 | ||||||||
Эйдемиллер Э.Г. Психология и психотерапия семьи - СПб.: Питер, 2000. - 656 с. | 5 | ||||||||
Эйдемиллер Э.Г. Семейная психотерапия/ Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис. - Ленинград: "Медицина", 1989. -192 с.: ил. - Электрон, версия печ. публикации. | |||||||||
Юнда И.Ф. Социально-психологические и медико-биологические основы семейной жизни: Учеб.пособие - Кшв: Вища шк.1990. - 239 с. | 1 |