Практическая работа № 1
Тема 1-3: Социально-психологическая работа с родителями: теория, методика, опыт исследований. Система специального педагогического и психологического образования родителей.
Цель: Овладение теоретическими основами процесса работы практического психолога с родителями. Формирование навыков проектирования и моделирования программ работы с родителями.
Вопросы для подготовки
- Психология родительства (4, С. 242-254);
- Глоссарий «Психология семейного воспитания» (1, С. 29-33; 4, С. 142-161);
- Моделирование программ работы с родителями (1-4).
Структура занятия:
1. Актуализация опорных знаний:
▪ Общая целевая установка практикума. Обсуждение понятий «родительство», «системный подход к взаимодействию внутри семьи», «личностно-ориентированный подход», «ответственное родительство», «осознанное родительство». «гуманная психология родительства», «социально-психологическая поддержка», «стратегии модификации поведения ребёнка в семье», «социализация в семье», «модели родительского поведения».
▪ Защита инноваций, концепций, подходов и идей работы практического психолога с родителями.
▪ Составление модели работы с семьёй с учётом профессиональных и этических стандартов практического психолога.
▪ Моделирование системы психологических знаний родителей: закономерности развития ребёнка в разные возрастные периоды, психологическое содержание родительских ошибок и трудностей.
▪ Обсуждение понятий «взаимопонимание», «взаимодействие».
▪ Дискуссия «Семья – основа духовно-нравственного общения».
▪ Ролевая игра «Межличностное взаимодействие в семье».
▪ Работа в группах по проблемам социального микроклимата «Баланс и дисбаланс эмоциональных отношений».
▪ Разработка раздела психологического справочника для родителей «Коммуникативная компетентность родителей».
▪ Письменная работа «Социально-психологическая эрудиция родителей – одно из оснований родительского авторитета».
Форма отчёта: глоссарий, банк инноваций, этическая модель, эссе «Социально-психологическая эрудиция родителей – одно из оснований родительского авторитета». (10 предложений)
2. На основании опорного конспекта и глоссария составьте таблицу:
«Сравнительный анализ теоретических подходов и воззрений на проблему организации работы практического психолога с родителями»
Организационное содержание деятельности | Психоаналитический подход | Поведенческий подход | Гуманистический подход |
Цель деятельности психолога с родителями | |||
Основные условия социально-психологической деятельности с родителями | |||
Методы и формы работы практического психолога с родителями |
- На основании опорного конспекта и глоссария составьте таблицу
«Сравнительный анализ взаимосвязи особенностей социализации в семье и профессиональной позиции практического психолога в культурах разных стран»
Страна, вид культуры | Цель социализации | Методы, используемые для социализации ребёнка в семье | Профессиональная позиция психолога |
Американская культура | |||
Японская культура | |||
Российская культура | |||
Украинская культура |
3. На основании изученного теоретического материала разработайте и проанализируйте таблицу «Основы позитивного межличностного взаимодействия в структурах семьи»
Структурные компоненты межличностного взаимодействия | Качество и вид нормы-отношения в подсистемах семьи: совет психолога | ||||
Мать-отец | Мать-ребёнок | Отец-ребёнок | Брат-сестра | Бабушка-внук | |
Эмоциональные состояния | |||||
Невербальное поведение | |||||
Обратная связь | |||||
Процесс общения |
Форма отчёта: Подготовьте отчёт в таблицах и сдайте руководителю.
Литература:
1. Андреева Т. В. Психология современной семьи. - СПб., 2005.- С.56-89, 145-172
2. Гиппенрейтер Ю. Б. Хрестоматия. Психология личности. – М., 2000.- С.54-78.
3. Ильин Е. П. Психология индивидуальных различий. – СПб., 2004.- С.34-38.
4. Ковалёв С. В. Психология современной семьи. Книга для учителя. – М., 1988.- С.43-78.
Практическая работа №2
Тема: Профилактика и коррекция детско-родительских отношений. Психологическая помощь родителям из разных типов семей. Методы семейного воспитания.
Цель: Овладение методом социального патронажа, методиками и технологиями работы с родителями. Формирование навыков социального проектирования и моделирования программ работы с родителями. Научить студентов вычленять проблемы деструкции в воспитании детей, ставить психологический диагноз детско-родительским отношениям, определять типы семейного воспитания и составлять коррекционные программы для родителей и писать заключения по проблемам.
Вопросы для подготовки
1. Типы семейного воспитания (1, С – 244-263);
2. Нарушения общения в коммуникативных системах: «Мать – дочь»; «Отец – сын»; «Супруг – супруга» (1, С – 339-343, 361-368);
3. Особенности детско-родительских конфликтов (1, С – 343-361; 6, С – 410-554).
4. Постановка психологического диагноза (анализ самодиагноза и жалоб родителей);
5. Изучение обстоятельств семейной проблемы (11, С – 29-33; 2, С – 142-161);
6. Моделирование новых детско-родительских отношений (5, С – 65-108).
Структура занятия:
- Актуализация опорных знаний: (работа в группах)
▪ Анализ социально-психологической литературы по указанной теме.
▪ Типология родительских отношений в полной и неполной семье, в многодетной, семье матери-одиночки.
▪ Знакомство и оценка методик коррекции детско-родительских отношений: «Семейная фотография», «Семейная скульптура», «Семейная хореография», «Семейный совет», «Ролевая карточная игра», «Семейный ритуал», «Создание аналогичных ситуаций», «Сравнение ценностей», «Экокарта», «Соломенная башня».
▪ Знакомство с коррекционно-развивающими материалами по книге В.Г.Постового «Задачи и задания для родителей».
Форма отчётности: выступление на занятии.
- Индивидуальная практическая работа.
2.1.На основании опорного конспекта составьте таблицу
«Особенности социально-психологической помощи неблагополучной семье»
Тип семейного неблагополучия | Вид социальной помощи | Вид психологической помощи |
Психолого-педагогическое неблагополучие | ||
Социально-экономическое неблагополучие | ||
Социально-демографическое неблагополучие | ||
Социально-медицинское неблагополучие | ||
Социально-правовое неблагополучие |
Сделайте выводы об особенностях социально-психологической помощи неблагополучной семье.
2.2. На основании опорного конспекта составьте таблицу
«Закономерности развития ребёнка в разные возрастные периоды: психологическое содержание родительских ошибок и трудностей, рекомендации практического психолога»
Периодизация возрастного развития | Содержание родительских ошибок и трудностей | Рекомендации практического психолога |
2.3. Подготовьте тест по самодиагностике работы «Хороший ли я родитель», «Родительская любовь, какова она?». См. образец: Письменная работа «Социально-психологическая эрудиция родителей – одно из оснований родительского авторитета».
2.4. Моделирование системы психологических знаний родителей: закономерности развития ребёнка в разные возрастные периоды, психологическое содержание родительских ошибок и трудностей.
Форма отчёта: Подготовьте отчёт в таблицах и сдайте руководителю.
Литература:
- Популярная психология для родителей / Под ред. Бодалёва А. А. – М.,1988.
- Психология детства. Учебник. / Под ред. Реана А. А. – СПб., 2003.
- Рогов Е. Н. Настольная книга практического психолога в образовании. – М., 1995.
- Фридман Л.М. Психология детей и подростков. – М., 2004.
- Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – СПб., 2000.
Практическая работа №3-6.
Социально-психологический тренинг родительской эффективности
Цели:
Научить студентов самостоятельно проводить теоретический анализ специализированной литературы и разрабатывать тренинг, овладеть способами структурирования тренинговой программы; проводить учебные занятия
Вопросы для подготовки
- Определение понятия психологической помощи (1, С. 192-239; 5, С.129-159; 8, С. 200-223);
- Структурирование тренинга (6, С. 687-710; 8, С. 10-37);
- Этапы процесса консультирования (1, С. 65-72; 5, С. 3-26);
- Обучение техникам семейного воспитания (6, С. 615-640).
Задания
Задание 1: Разработать методики знакомства для тренинговых программ с родителями.
Задание 2: Провести анализ детско-родительских конфликтных ситуаций и организовать по ним ролевые игры (2-3 игры); определить оптимальный набор методов, приемов, техник для решения конфликтной ситуации по проблемам семейного воспитания (апробировать методы: «Семейная скульптура», «Ролевая игра», «Расстановка» и др).
Задание 3: Разработать коррекционные мероприятия по результатам диагностики родителей и детей. Апробировать одно тренинговое занятие в студенческой группе по теме «Психологический настрой семьи».
Задание 4: Апробировать одно тренинговое занятие в студенческой группе по теме «Методы воспитания детей». Отработать заключительные этапы консультирования родителей и детей по проблемам эмоциональных отношений, используя различные коммуникативные техники.
определить оптимальный набор методов, приемов, техник для решения конфликтной ситуации в семье (апробировать методы: «Семейная скульптура», «Ролевая игра», «Расстановка» и др.
Литература
- Андреева Т.В. Психология современной семьи – М.: Ось, 2005.
- Ковалев С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни: тесты, опросники, ролевые игры: Кн. для учителя - М.: Просвещение, 1991. -143 с.
- Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: под ред. Силяевой Е.Г. – М.: Академия, 2006.
- Шнейдер Л.Б. Семейная психология: Учебное пособие для вузов - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга. 2005. - 768 с.
- Шнейдер Л.Б. Семейная психология: Учебное пособие для вузов/ Л.Б. Шнейдер. - М.: Академический проект; Екатеринбург: «Деловая книга»; Интернет: http://psylib.myword.ru, 2006, 2008. – 768 с.
- Эйдемиллер Э.Г. Семейный диагноз и семейная психотерапия: Учебное пособие для врачей и психологов - СПб.: Речь, 2003.
- Эйдемиллер Э.Г. Психология и психотерапия семьи - СПб.: Питер, 2000. - 656 с.
- Эйдемиллер Э.Г. Семейная психотерапия/ Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис. - Ленинград: "Медицина", 1989. -192 с.: ил. - Электрон, версия печ. публикации.
- Юнда И.Ф. Социально-психологические и медико-биологические основы семейной жизни: Учеб.пособие - Кшв: Вища шк.. 1990. - 239 с.