Зарубежная социология в XIX – сер. XX вв

СОЦИОЛОГИЯ

 

Планы и программа практических занятий

 

 

Пермь 2011

 

Составители: С.П. Парамонова, А.В. Рыбьякова, Н.Н. Вотин-цева.

 

 

Социология: Планы и программа практических занятий / Составители: д.ф.н., проф. С.П. Парамонова, асс., магистр социологии, А.В. Рыбьякова, к.ф.н., доц. Н.Н. Вотинцева. Пермская государственная фармацевтическая академия. Пермь, 2011. – 36 c.

 

 

Планы и программа практических занятий включают перечень вопросов, список научных монографий и периодических изданий, которые студенты могут использовать при подготовке к занятиям по учебному курсу «Социология».

 

Рецензент – доктор социологических наук, профессор каф. социологии и политологии ПГУ А.Г. Антипьев, доктор философских наук, профессор каф. социологии и политологии ПГТУ М.А. Слюсарянский.

 

                           Пермская государственная

Фармацевтическая академия, 2011

Тема 1. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА

 

1.  Объект, предмет и метод социологии. Место социологии в системе общественных наук.

2. Структура и уровни социологического знания.

3. Функции современной социологии.

 

Основные понятия

 

Объект, предмет, метод социологии. Методология. Теоретическая и эмпирическая социология. Фундаментальная и прикладная социология. Макро- и микросоциология. Социальный факт. Соци-альная общность. Социальные отношения. Социальный процесс. Социальные институты.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое предмет и объект науки? Назовите объект и предмет социологии.

2. Проследите развитие предмета социологии в основных социо-логических парадигмах.

3. Охарактеризуйте методы социологии.

4. Укажите место социологии в системе наук об обществе.

5. Дайте различие понятий теория – методология – эмпирия.

6. Укажите различие здравого смысла и теоретического уровня зна-ния социологических законов.

7. Что собой представляет социальный факт?Приведите примеры социальных фактов.

8. Назовите структуру социологического знания.

9. Что изучает макро-, мезо- и микросоциология?

10. В чем Вы видите практическое назначение социологии, какие функции она выполняет?

11. Что значит “мыслить социологически”?

Основная учебно-методическая литература

 

1. *Бауман З. Мыслить социологически / Пер. с англ. – М., 1996.

2. *Добреньков В.И. / Социология: Учебник для студ. вузов / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 623 с.

3. Гоулднер А.У. Наступающий кризис западной социологии. – СПб.: Алетейя, 1997. – 832 с.

4. Кравченко С.А. Социология: парадигмы через призму социоло-гического воображения: Учебник для вузов / С.А. Кравченко – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд–во Экзамен, 2004. – 624 с.

5. Общая социология: Учебное пособие для вузов / Под общ. ред. А.Г. Эфендиева. – М.: ИНФРА-М, 2002.

6. *Парамонова С.П., Социология: Учебное пособие / С.П. Пара-монова – 2-е изд., перераб. и доп. – Пермь: ПГФА, 2010. – С. 5-12.

7. *Социология. Основы общей теории: учебник / отв. Ред. Г.В. Оси-пов, Л.Н. Москвичев. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Норма, 2008. – 912 с.

8. *Социологический энциклопедический словарь. – М., 1998.

Дополнительная литература

1. Буланова М.Б. Социологическое образование в России (1960-е годы – настоящее время) // Социологические исследования. – 2008. –  № 12. – С. 14-24.

2. Загрубский С.А. Какая социология нужна обществу? В продол-жение темы // Социологические исследования. – 2009. – № 6. – С. 132-138.

3. Кошелев А.В. Состояние понятийного аппарата социологии (Об-щесоциологический уровень) // Социологические исследования. – 2010. – № 5. – С. 22-26.

4. Кошелев А.В. Эволюция представлений о социальном – важное условие уточнения предмета социологии // Социологические ис- следования. –  2009. –  № 8. – С. 134-139.

5. Кравченко С.А. Динамика социологического мышления и вооб-ражения // Социологические исследования. – 2009. –  № 8.

6. Лапин Н. И., Предмет и методология социологии // Социоло-гические исследования. – 2002. – № 8.

7. Молевич Е.Ф. К вопросу о структуре современного социоло-гического знания // Социологические исследования. – 1997. –  № 6.

8. Романовский Н.В. Структура и уровни социологического знания // Социологические исследования. – 2004. – № 2.

9. Тощенко Ж.Т. Парадигмы, структура и уровни социологического анализа // Социологические исследования.– 2007. – № 9. – С. 5-16.

10. Тощенко Ж.Т. Чему учить социолога и с чего начинать // Социологические исследования. –  2008. – № 7. – С. 54-61.

11. Тощенко Ж.Т. Эволюция теоретической социологии в России (1950-2000-е годы) // Социологические исследования. – 2009. – №6. – С. 16-27.

12. Фетисов В.Я. Социальная жизнь как предмет исследования социологии // Социологические исследования. – 2007. – № 6.

 

 

Тема 2. ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ И ТИПОЛОГИЯ

 ОБЩЕСТВ. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРИИ ОБЩЕСТВ

 

Классический период становления и развития социологии

1. Предпосылки возникновения социологии как науки.

2. Ранние социологические теории: позитивизм О. Конта, орга-ницизм Г. Спенсера, социологизм Э. Дюркгейма, диалектический материализм К. Маркса, «понимающая» социология М. Вебера.

Основные понятия

О. Конт: позитивизм. «Закон о трех стадиях». Социальная статика. Социальная динамика. Классификация наук. Г. Спенсер: органицизм. Дифференциация системы. К. Маркс: общественно-экономические формации. Базис и надстройка. Эксплуатация. Производительные силы. Производственные отношения. Э. Дюр-кгейм: социологизм. Социальный факт. Механическая солидарность. Органическая солидарность. Разделение труда. Аномия. М. Вебер: «понимающая» социология. Социальное действие. Идеальные типы.

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите предпосылки возникновения социологии как науки.

2. Какой критерий лежит в основе классификации наук О. Конта?

3. Как происходит развитие общества с позиции теории                     Г. Спенсера? Почему сложные общества более уязвимы по своей природе, чем их более простые формы?

4. Что собой представляет материалистическое понимание истории? (К. Маркс)

5. Какой смысл вкладывал Э. Дюркгейм в понятие «социальный факт»? Какую роль в понимании общества сыграло изучение такого социального факта как самоубийство?

6. Можно ли сказать, что современное российское общество находится в состоянии аномии?

7. Назовите основные типы социального действия. Как можно при-менить теорию социального действия М. Вебера для анализа поведения людей? Приведите примеры.

8. Как Вы понимаете утверждение М. Вебера, что «социология должна быть свободной от оценочных суждений»?

 

Зарубежная социология в XIX – сер. XX вв.

1. Структурно-функциональное направление социологической мысли (Т. Парсонс, Р. Мертон).

2.  Конфликтологическое направление социологической мысли      (Ч.Р. Миллс, Р. Дарендорф).

3. Структуралистский конструктивизм (П. Бурдье).

4. Символический интеракционизм (Дж. Мид).

5. Феноменология ( А. Шюц). Социология знания (П. Бергер, Т. Лук-ман).

6. Теории социального обмена (Б. Скиннер, Дж. Хоманс).

7. Интегральная социология (П. Сорокин).

Основные понятия

 

Социологический реализм. Социологический номинализм.

Парадигма. Полипарадигмальность в социологии. Структурно-функциональная парадигма. Интерпретативная парадигма. Интег-ральная парадигма.

Т. Парсонс: социальная система. Социальное действие. Р. Мертон: теория среднего уровня. Функция. Дисфункция. Ч.Р. Миллс: социологическое воображение. Р. Дарендорф: социальный конфликт. П. Бурдье: габитус. Социальное поле. Капитал. Практики. Дж. Мид: значимый символ. Самость. Обобщенный другой. Значимый другой. А. Шюц: интерсубъективный мир. Жизненный мир. Г. Гарфинкель: этнометодология. П. Бергер, Т. Лукман: социология знания. Социальная реальность. Интернализация. Б. Скиннер: бихевиоризм. Позитивное подкрепление. Негативное подкрепление. Постулаты Дж. Хоманса. Респондентное поведение. Оперантное поведение. П. Со-рокин: социокультурная динамика. Суперсистема.

Вопросы для самоконтроля

1. Один ли и тот же смысл заключен в понятиях: плюрализм и полипарадигмальность в социологии?

2. Какие из рассмотренных теорий являются макросоциологически-ми, а какие микросоциологическими?

3. Какие теории можно отнести к социологическому реализму, а ка-кие к социологическому номинализму?

4. Что собой представляет функциональная сетка AGIL? (            Т. Парсонс)

5. В чем различие подходов к анализу социального действия                  М. Вебера и Т. Парсонса?

6. Р. Мертон: одиннадцать заповедей функционализма.

7. Какие способы адаптации индивидов выделил Р. Мертон?

8. Чем обусловлено появление конфликтов в обществе, согласно        Р. Дарендорфу?

9. Какие возможности фармацевту может дать “социологическое во-ображение”?

10. В чем состоит основная теорема П. Бурдье?

11. Как при построении стратегии развития своей фирмы, например сети аптек, можно использовать теорию социального капитала   П. Бурдье? Каким из выделенных П. Бурдье видов капитала Вы обладаете в настоящий момент?

12. В чем двойственность природы личности «I» и «Me», исходя из концепции Дж. Мида?

13. Что находится в центре внимания сторонников феноменологи-ческого подхода?

14. Охарактеризуйте понимание социальной реальности с позиции социологии знания (П. Бергер, Т. Лукман).

15. Может ли знание постулатов Дж. Хоманса применяться в Вашей трудовой деятельности? Обосновать ответ.

16. Назовите типы социокультурных суперсистем  (П. Сорокин).




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: