Тема 4. Общество как система

Общество» в социологическом измерении

1. Линейная (К. Маркс) и циклическая (А. Тойнби, О. Шпенглер,       Н. Данилевский, П. Сорокин) модели развития истории.

2. Понимание общества как социальной системы.

3. Социальные институты общества.

Основные понятия

Общество. Культура. Культурно-исторический тип. Цивилизация. Социальная система. Социальные институты. Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Социальный контроль.

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Что такое общество? Какие теории общества Вам известны?

2. Представьте общество в виде социальной системы.

3. Что выступает в качестве основной движущей силы развития общества с позиции К. Маркса?

4. Охарактеризуйте взаимоотношения культуры и цивилизации        согласно теориям О. Шпенглера в работе «Закат Европы» и           А. Тойнби в работе «Постижение истории».

5. Какие законы исторического развития выделил Н.Я. Данилевский в работе «Россия и Европа»?

6. Назовите основные социальные институты общества.

Социальная структура современного общества

1. Социальные общности и группы: типы и механизмы их образо-вания.

2. Классовый и стратификационный подходы к пониманию соци-альной структуры общества: сущность, критерии, основания.

3. Социальная мобильность: понятие и виды.

4. Социальная структура современного российского общества: особенности и тенденции развития.

Основные понятия

Социальная общность. Социальная группа. Социальная структура. Социальный статус. Социальная роль. Социальная дифференциация. Социальная стратификация. Класс и социальный слой. Страта. Элита. Средний класс. Социальная поляризация. Социальная мобильность. Маргиналы.

 

Вопросы для самоконтроля

1. По каким критериям (признакам) выделяются в обществе соци-альные группы?

2. В чем различие между первичными и вторичными социальными группами, формальными и неформальными?

3. Какова роль референтной группы?

4. Охарактеризуйте классовый и стратификационный подходы в по-нимании социальной структуры. Что лежит в основе понятий «страта» и «класс»?

5. В чем состоит отличие социальной стратификации от социальной дифференциации?

6. Назовите основные критерии стратификации.

7. Что в наибольшей степени определяет в настоящее время поло-жение человека в обществе?

8. Какое место в социальной структуре современного российского общества, по Вашему мнению, занимают такие социальные группы как врачи и фармацевты?

9. Что собой представляет индивидуальная и групповая социальная мобильность? Какие каналы вертикальной мобильности Вы знаете?

10. В чем выражается социальная поляризация населения?

11. Социальная структура советского и российского общества: сход-ство и различие.

12. Средний класс – это тоже что и средний слой? Какую роль сред-ний класс играет в обществе?

13. Как изменился в условиях рыночных реформ статус рабочего класса?

Социальные процессы в современном обществе

1. Социальный процесс: сущность и основные виды.

2. Трансформация и модернизация современного российского общества.

3. Глобализация современного мира.

Основные понятия

Социальный процесс. Социальное взаимодействие. Трансфор-мация. Модернизация. Эволюция и революция. Глобализация. Теория империализма. Мир-система, мир-империя, мир-экономика И. Вал-лерстайна.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Какие социальные процессы определяют взаимоотношения людей?

2. Возможно ли и необходимо ли регулирование социальных процессов в обществе?

3. Можно ли использовать в качестве синонимов понятия «транс-формация» и «переход»? Почему процессы, происходящие в рос-сийском обществе, являются трансформационными?

4. Социальное развитие – всегда ли движение только вперед?

5. В чем проявляется модернизация современного российского общества?

6. Назовите основные черты глобализации.

7. Раскройте суть мир-системного анализа И. Валлерстайна.

8. Как Вы думаете, какое будущее ждет Россию? Для ответа ис-пользуйте теории социальной стратификации и глобализации.

Основная учебно-методическая литература

 

1. *Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.И. Социология: Учебник для вузов. 2-е изд. – М.: Гардарики. 2003.

3.  Кравченко С.А. Социология: парадигмы через призму социо-логического воображения: Учебник для вузов / С.А. Кравченко – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд–во Экзамен, 2004. – 624 с.

4. *Парамонова С.П., Социология: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – Пермь: ПГФА, 2010. – С. 103-132.

5. *Руткевич М.Н. Общество как система: Социологические очерки. – СПб.: Алетейя, 2001. – 444 с.

6. *Социология. Основы общей теории: учебник / отв. ред. Г.В. Оси-пов, Л.Н. Москвичев. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Норма, 2008. – 912 с.

Дополнительная литература

1. Авраамова Е.М. Направления вертикальной мобильности молодых специалистов // Общественные науки и современность. – 2009. – № 6. – С. 108-116.

2. Авраамова Е.М. Средний класс эпохи Путина // Общественные науки и современность. – 2008. – № 1. – С. 28-36.

3. Беленький В.Х. Социальная структура российского общества: сос-тояние и проблемы теоретической разработки // Социологические исследования. – 2006. –  № 11.

4. Беляева Л.А. И вновь о среднем классе России // Социологические исследования. – 2007. –  № 5. – С. 3-13.

5. Беляева Л.А. Социальная стратификация и бедность в регионах России (к составлению социокультурного портрета регионов) // Социологические исследования. –  2006. –  № 9. – С. 52-62.

6. Бондаренко Н. Особенности адаптации бедных и состоятельных семей // Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии. – 2006. – № 1 (81). – С. 50-57.

7. Гимпельсон В.Е., Капелюшников Р.И., Карабчук Т.С., Рыжикова З.А., Биляк Т.А. Выбор профессии: чему учились и где при-годились? // Экономический журнал ВШЭ. – 2009. – Т. 13. – № 2. – С. 172-216.

8. Голенкова З.Т., Игитханян Е.Д. Социальная структура общества: в поиске адекватных ответов // Социологические исследования. – 2008. –  № 7. – С. 75-85.

9. Головляницина Е.Б. Инновационен ли российский средний класс? Особенности профессиональной структуры и трудовых ценностей среднего класса накануне кризиса // Мир России. – 2009. –  № 4. – С.19-36.

10. Горшков М.К. Российская повседневность в условиях кризиса: социологическое измерение // Социологические исследования. – 2009. –  № 12. – С. 36-47.

11. Горюнова С.В. Средние слои и «средний класс» в современном российском обществе // Общественные науки и современность. – 2006. –  № 4.

12. Гудков Л., Дубин Б., Зорская Н. «Средний класс» AS IF: мнения и настроения высокодоходной молодежи в России // Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии. – 2008. –     Т. 95. –  № 3. – С. 27-41.

13. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. Взгляд на культурные и поли-тические отношения славянского мира к германо-романскому. – М.: Известия, 2003. – 606 с.

14. Заславская Т.И. Современное российское общество. Социальный механизм трансформации – М.: 2002.

15. Зубаревич Н.В. Мифы и реальности пространственного нера-венства // Общественные науки и современность. – 2009. – № 1. – С. 38-53.

16. Косова Л.Б. Нереализованные возможности: механизмы мобиль-ности в советском и постсоветском обществе // Общественные науки и современность. – 2009. –  № 6. – С. 96-107.

17. Кравченко А.И. Социальная структура: статусы и роли // Со-циально-политический журнал. – 1996. –  № 2.

18. Литвак Н.В. К вопросу о классификации концепций инфор-мационного общества // Социологические исследования.– 2010. – № 7. – С. 96-103.

19. Михайленок О.М. Понятие «среднего класса» в современной социально-политической науке // Социально-гуманитарные зна-ния. – 2007. –  № 1.

20. Моргунова А. Миграция. Проблема? // Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии. – 2010. –  Т. 104. –  № 2. – С. 89-100.

21. Пасовец Ю.М. К социальному портрету российской молодежи: общие черты и региональная специфика имущественного поло-жения // Социологические исследования. – 2010. –  № 3. – С. 101-106.

22. Примако Л. Пожилые люди в России: проблема социальной нап-ряженности // Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии. –  2010. –  Т. 104. –  № 2. – С. 101-112.

23. Симонян Р.Х. Без гнева и пристрастия. Экономические реформы 1990-х годов и их последствия для России / Р.Х. Симонян; Инс-т социологии РАН, Ин-т экон. РАН. – М.: Экономика, 2010. – 255 с.

24. Симонян Р.Х. Средний класс: социальный мираж или реальность // Социологические исследования. – 2009. –  № 1. – С. 55-61.

25. *Современное российское общество: проблемы труда, социальной политики, образа жизни / К 80-летию дня рождения канд. филос. наук Е.С. Шайдаровой. – Пермь: ПГТУ, 2009. – 318 с.

26. *Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. – М.: Политиз-дат, 1992.

27. Тапилина В.С. Российский средний класс: динамика численности и особенности воспроизводства // Регион: экономика и социо-логия. –  2008. – Сентябрь. –  № 4. – С. 84-101.

28. *Тихонова Н.Е. Средний класс: теория или реальность / Н.Е. Ти-хонова, С.В. Мареева. – М.: Альфа-М, 2009. – 319 с.

29. Тойнби А.Дж. Постижение истории: Сборник / Пер. с англ. –     Е.Д. Жаркова; сост. А.П. Огурцов; вступ. ст. В.И. Уколовой. – М.: Прогресс. Культура, 1996. – 607 с.

30. Шварц А. Социальная стратификация современного российского общества. // Российский экономический журнал. – 2008. –  № 5. – С. 17-35

31. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки мифологии мировой истории. В 2 т. Т.1. Образ и действительность. – М.: Айрис-Пресс, 2006. – 523 с.

32. Юдина О.А. Численность и демографические особенности сред-них слоев российского общества // Социологические исследо-вания. – 2008. –  № 10. –  С. 96-103.  


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: