Сильные и слабые формы слов

Для разговорной английской речи характерна разница в про­изнесении ударных и безударных слогов в слове, ударных и бе­зударных слов в предложении.

Знаменательные слова, несущие основную смысловую нагруз­ку в предложении, почти всегда находятся под ударением.

К знаменательным словам в английском языке относятся: имена существительные, имена прилагательные, смысловые гла­голы, наречия, числительные, вопросительные и указательные местоимения. Обычно знаменательные слова имеют полную фор­му в предложении.

Все остальные слова в предложении являются служебными. Они служат для связи слов в предложении и помогают правиль­но оформить высказывание.

К служебным словам относятся: предлоги, артикли, союзы, неизменяемые частицы, вспомогательные и модальные глаголы, личные и притяжательные местоимения. В английском языке не­много служебных слов, но именно они особенно часто использу­ются в речи.

В неэмфатической разговорной речи служебные слова, как правило, являются безударными и имеют слабую (редуцирован­ную) форму.                              

Сильные (полные) формы вспомогательных и модальных гла­голов, личных и притяжательных местоимений и служебных слов употребляются довольно редко, когда они находятся под ударе­нием, произносятся в изоляции или являются коммуникативным центром высказывания.

Сильную форму могут иметь:

* Вспомогательные и модальные глаголы:

а) когда они употребляются при образовании общего или альтернативного вопроса или краткого ответа и находятся под ударением:

Can you skate [‘kæn ju 'skeit]? — Yes, I can [‘jes ai ‘kæn].

Are you a doctor ['a: ju ə 'doktə]? — Yes, I am [‘jes ai 'æm].

Have you got a pet [‘hæv ju got ə 'pet]?—Yes,I have [‘jes ai hæv].

б) В конце интонационных групп или фраз, независимо от того, являются они ударными или нет:

Who has come? — Bob has [‘bob ‘hæz].

в) В сокращенных отрицательных формах:

I don't know [ai 'dount ‘nou].

* Сильную форму имеют личные и притяжательные местои­мения.

а) Когда они находятся под ударением и являются коммуни­кативным центром высказывания. Например, при противопос­тавлении одного лица другому:

Give it to her, not to me ['giv it tə ‘hə: not tə 'mi:].

I'll help you not him [ail ‘help ‘ju: not ‘him].

б) Абсолютные формы притяжательных местоимений никог­да не редуцируются:

Take his book, not mine [‘teik ‘his buk not 'main].

Are these my things or theirs [a: ði:z 'mai 'θiηz о ‘ðεəz]?

The ball- pen is mine. [ðə ‘bo:l pən iz 'main].

* Слово that в функции союза употребляется обычно в сла­бой форме, но слово that в функции указательного местоимения употребляется в сильной форме.

Например:

That boy is my friend. [‘ðæt ‘boi iz mai ‘frend].

The boy that is in the hall is my friend

[ðə ‘boi ðət iz in ðə ‘ho:l iz mai ‘frend].

* Односложные предлоги в английском языке at, to, from, of и другие, произносятся обычно без ударения, и гласные звуки во многих предлогах редуцируются.

а) Однако, если предлог стоит в конце предложения или перед безударным личным местоимением, стоящим на конце предложе­ния, то он сохраняет полную, хотя и безударную форму произно­шения. Предлоги on, in слабой формы не имеют.

Например:

The parts of speech [ðə 'pa:ts əv,spi:tƒ].

The students are in the classroom [ðə 'stju:dənts a: in ðə,kla:srum].

б) Иногда односложные предлоги могут произноситься с уда­рением. Это зависит от ритмической структуры предложения:

I am not talking to you [aim 'not ’to:kiη ‘tu: ju].

в) Многосложные предлоги в конце предложения перед лич­ным местоимением, как правило, находятся под ударением:

Have a look under it [‘hæv ə ‘luk ‘/\ndər it].

* Слабых форм не имеют вопросительные слова: what, where, when, which, и служебные слова with, then.

Например:

Who are you [‘hu: a ju]?

* Если глагол to have употребляется как смысловой глагол в значении «иметь», то он стоит только в сильной форме в ударном и безударном положении: I have a little sister [ai ‘hæv ə ‘litl 'sistə].

Редукция гласных в русском языке

Для русского языка, так же как и для английского, характерна количественная и качественная редукция гласных звуков, находя­щихся в безударном положении. Но в русском языке редукция за­висит от положения безударного слога в слове: чем дальше безу­дарный слог находится от ударного слога, тем слабее гласный звук в безударном слоге. Например: г о — л о — ‘в аь л а ’в а ].

Выпадение гласных звуков в безударном положении также характерно для русского языка: домашний [д(ə)'машний].

Упражнения в чтении

1. Прочитайте следующие служебные слова, учитывая воз­можность произнесения гласной через нейтральный звук [ə]:

a, and, as, at, can, could, does, for, from, must, of, shall, some, the, them, to, was, were, would.

2. Отработайте произношение определенного артикля the и неопределённого артикля а / an в разных позициях:

a planet, a theatre, a historic event, a foreign visitor, a busy street,

a small house, a nice flat, a clever man;

an arm, an engineer, an experiment, an address, an example,

an answer, an interesting book, an absent-minded man;

the distance, the ballet, the cheapest, the same, the whole, the rest,

the seventeenth, the century, the Volga, the United States;

the University, in the evening, the assistance, the elder son,

the early years, the adults, on the agenda.

 

Слогоделение

Слог. Слогообразующие звуки

Слог - это неделимая речевая единица, состоящая из одного или нескольких звуков, один из которых произносится более от­четливо, чем другие. Наиболее четкий звук в слоге называется «ядром» слога и является слогообразующим.

Знание правил слогоделения поможет определить тип слога, установить графическую границу между ударными и безударны­ми слогами.

К слогообразующим звукам в английском языке относятся не только гласные звуки, но и сонанты [l,m,n]:

ca bl e [‘kei-bl], rhy thm ['ri-ðm], par don ['pa:-dn].

Гласная в ударном слоге двусложного слова читается по тем же правилам, что и гласная в односложном слове.

 

Правила слогоделения

 

1) В слове может быть столько слогов, сколько в нём гласных:

my, fa- mi- ly, num- ber, fac- to- ry.

Но буквосочетания гласных обычно образуют один слог:

s ea [si:], s ee [si:], fr ie nd [frend], ou ght [o:t], c au ght [ko:t].

2) Слог может быть образован и одной гласной буквой: 

a - round, i - tem, i - ro- ni- cal.

3) Если за ударной гласной стоит одна согласная буква (кро­ме r), то она относится к следующему за ней безударному слогу. В этом случае ударный слог является открытым и имеет алфа­витное чтение (1 тип слога): dri- ver ['drai- və], father [‘fa:- ðə].

4) Если за ударной гласной двусложного слова стоит соглас­ная r, то гласная читается по IV типу слога: parents['peə- rənts], tourist[tuə- rist], during ['djuə- riη].

Исключение составляют следующие двусложные слова:

c i - ty, p i - ty, с о - py, v e - ry.

5) Если между гласной ударного слога и последующей глас­ной находятся две или более согласных буквы, в том числе и уд­военная буква r, то первая из согласных отходит к первому сло­гу и «закрывает» ударный слог. Гласная в этом случае читается кратко (II тип слога):

s up- р еr['s/\- pə], d oc- t or ['dok- tə], m ar- r y ['mæ-ri], h ur- r y [‘h/\- ri], b ut- t er[‘b/\- tə].

6) В английском языке слогообразующими являются не толь­ко гласные, но и звучные согласные-сонанты m, n, l если им пред­шествует смежный согласный звук:

ta- bl e [‘tei- bl], са- bl е [‘kei- bl].

Но в словах типа middle, little гласная ударного слога отделе­на от последующей гласной двумя согласными и одним сонан­том. В этом случае первая из согласных отходит к первому слогу и закрывает его (II тип слога), а сонант с предшествующим со­гласным образуют отдельный слог: lit- tle [‘li- tl], middle ['mi- dl], u n-сl е['/\n- kl], а р-pl e['æ- pl], nib-ble ['ni- bl].

Сонанты [w, j, r] не являются слогообразующими.

7) В сокращённых отрицательных формах вспомогательных и модальных глаголов: isn't, wasn't, doesn't, didn't, haven't, hasn't, couldn't, wouldn't, shouldn't, mightn't, needn't, mustn't, oughtn't со­нант ‘n’ является слогообразующим.

Сокращенные формы isn't, didn't, haven't, couldn't, can't, won't, don't и т. д. независимо от их места в предложении находятся под ударением.

В словах don't, won't, can't сонант n не является слогообразу­ющим, т. к. ему предшествуют гласные.

Упражнения

1. Разделите следующие слова на слоги.

Museum, monument, passenger, enter, little, worry, mistake, invite, cold, history, humble, settle, letter, advertisement, disadvantage, polish, university, energy, accountant, assistant, numerous, announce, important, necessary, attempt, cucumber, invader, departure, graduate.

2. Напишите в транскрипции следующие слова, разделите сло­ва на слоги как показано в примере: table [‘tei- bl].

Father, story, brother, sorry, can, candle, sand, sudden, doesn't, can't, couldn't, melt, middle, low, lower, employer, floor, mightn't, needn't, mustn't, oughtn't, listener, drizzle, drizzling, studying, enjoying, without, another, over, nature, natural, picture, brightly, finish, many early, houses, stony, nearer, preparing.

3. Орфография и произношение. Прочитайте следующие сло­ва, запишите их в транскрипции, определите количество слогов в каждом слове.

а) Два, а не три слога: asp(i)rin, bus(i)ness, cam(e)ra, diff(e)rent, ev(e)ning, ev(e)ry, marri(a)ge, med(i)cine.

б) Три слога, а не четыре: comf(or)table, secret(a)ry, temp(e)rature, veg(e)table, usu(a)lly.

Согласные

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: