Ткачество. Древнейшие ткани

 

Ткачество в современном понимании, как и прядение, возникло в неолите, а возможно еще в мезолите (то есть в переходный период от палеолита к неолиту) и широко распространялось при первобытнообщинном строе. Предполагается однако, что ткачество предшествовало прядению, так как в виде прямого ручного плетения оно существовало еще до того, как человек научился получать пряжу из коротких волокон: на самом раннем этапе первое текстильное изделие было получено путем сплетения непрядильных нитей – длинных нитей непрядильных растений (пальм, драцены, папируса и др.), травы (эспарто), нитей из сухожилий и длинных волос животных.

Наипервейшие ткани, полученные из волокон, не сохранились только потому, что волокнистые материалы, как известно, не выдерживают длительного испытания временем. И все же ткани, «возраст» которых насчитывает не одно тысячелетие были найдены. Их находили прежде всего на обширных территориях Передней (Западной) Азии включающих группу природных стран, куда входят Малоазиатское, Армянское и Иранское нагорье, Месопотамия, Аравийский полуостров и Левант. В пределах Передней Азии расположены азиатская часть Турции, Ирак, Афганистан, Кавказ, Израиль, Иордания и др.

Фрагменты самых древних тканей на земле были обнаружены в ЧаталГюйюке – неолитическом поселении второй половины 7-го – начала 6-го тысячелетия до н.э. в Анатолии (Южная Турция), исследованном в 1961-1963 гг. Предполагают, что ткани были изготовлены приблизительно 6500 лет до н.э. В одном необычном захоронении в гробнице были обнаружены останки человека: его мозг был удален из черепа, а вместо него вложен кусок тонкой ткани. Первоначально она была определена как шерстяная, однако после тщательного исследования при помощи электронной микроскопии и сравнения с таким же исследованием древних тканей из Нумибии, из Центральной Азии было установлено, что ткань из ЧаталГюйюка выработана из льна там же. В других захоронениях фрагменты тканей имели разные, отличительные друг от друга переплетения.

Считается, что в эту же эпоху ткачество, а следовательно и ткани, были известны в Месопотамии и далее в Центральной Азии, однако документальных сведений немного.

При раскопках в халдейском поселении Уре найдены остатки шерстяной материи (скорее войлока), которая служила подкладкой золотого шлема Мескаламадуга. Сохранились целые списки одежд периода IIIдинастии Ура, где на ряду с одеждой из войлока и из «травы» говорится о роскошной одежде, покрытой золотом и драгоценными камнями, об одежде мягкой и нежной, твердой и плотной. Изготовленная одежда там взвешивалась (одна из них, например, весила около 1300 г).

Древние вавилонские ткани отличались многоцветьем и сложным орнаментом. Об узорчатых тканях ассирийцев упоминает и Геродот. Представление об узорах тканей того времени дают, например, алебастровые барельефы, украшавшие стены дворцов Ниневии в VIIIвеке до н.э. При орнаментации тканей использовалась вышивка, а Плиний Старший утверждал, что именно в Вавилоне была изобретена многоцветная вышивка. Найденные при раскопках бронзовые и медные иглы свидетельствуют о том, что вышивка и шитье в Месопотамии были известны, возможно, ранее 1100 г. до н.э.

Самыми старыми из текстильных изделий Передней Азии можно считать также скифские ткани и ковры, найденные в оледенелых курганах Горного Алтая. Древнейшим в мире является шерстяной узелковый стриженный ковер Vвека до н.э., обнаруженный в пятом Пазырыкском кургане, выработанный по-видимому где-то в Персии или Мидии, и войлочный ковер, выполненный в технике аппликации, о котором говорилось ранее. В том же кургане найдены ткани, покрывавшие войлочный чепрак и нагрудник и изготовленные на горизонтальном, ткацком станке с расположением вертикальных линий узора вдоль утка. Все ткани двусторонние, многоцветные, плотность по основе 22-26 нитей на 1 см. В ткани, покрывавшей чепрак, плотность по основе и утку 55 нитей на 1 см; на некоторых узорных участках – до 80 нитей на 1 см, ширина самой ткани составляет около 60 см. на нагруднике нашита полоска ткани шириной 5,3 см и длинной 68 см с плотностью по утку от 40 до 60 нитей на 1 см. на тканной полоске изображены идущие вереницей 15 львов, а по краям сделана кайма из чередующихся цветных треугольников. Однако техника ткачества этих тканей неизвестна, как неизвестно и ткацкое оборудование.

В отличие от Передней Азии многочисленные памятники культуры Древнего Египта дают довольно-таки полное представление о древнейших тканях в этой стране, и, начиная примерно с 3400 года н.э. проследить за развитием здесь ткачества несложно. Египетская приверженность к мумификации умерших, погребение вместе с ними большого числа предметов быта, благоприятные климатические условия Египта донесли до нас из глубины тысячелетий ценные и достоверные сведения о материальной и духовной культуре талантливого и трудолюбивого народа.

Качество узких тканей, которыми пеленали умерших, свидетельствует о том, что жители Древнего Египта обладали совершенным ткацким мастерством. При всем современном оборудовании невозможно добиться отдельных результатов, полученных когда-то древними мастерами. В некоторых тканях египетских мумий плотность по основе превышает 200 нитей на 1см, в то время как современное ткацкое оборудование не позволяет вырабатывать ткани с плотностью по основе больше, чем 150 нитей на 1 см. например, повязка на лбу мумии, хранящейся в одном из английских музеев, сделана из полотна с плотностью по основе 213 нитей на 1 см. линейная плотность (толщина) пряжи в этой ткани равна 0,185 текс (то есть масса 1 км пряжи составляет 0,185 г). Если рассчитать поверхностную плотность (массу 1 м2) такой ткани, то она составила была всего 5 г! По истине «тканый воздух»!

В египетских гробницах (около 2500 г.до н.э.) были найдены вырезанные из дерева и вылепленные из глины фигурки ткачей и сновальщиков за работой. (Такое снование с помощью колышков, забитых в землю, до сих пор применяется некоторыми народами в ручном ткачестве, например, индейцами Центральной Америки в Гватемале).

Среди многочисленных настенных рисунков гробницы Хемотепа из Бени-Хасана (2000-1788 гг. до н.э.) есть несколько рисунков с изображением вертикального ткацкого станка и работающих ткачей, а также рисунков с изображением процессов выработки пряжи и подготовки ее к ткачеству.

Подобные рисунки найдены на стенах и в других гробницах XIIдинастии в Бени-Хасане и Эль-Берше, а также в гробницах XVIIIдинастии в Фивах, где был тоже обнаружен рисунок, изображающий ткущих женщин.

Египтяне умели вырабатывать ткани разнообразных структур. Из них делали одежду, делали драпировки, шили знамена. Основа, как правило, была крученой в два, три, иногда в четыре сложения, уток всегда был однониточным.

Геродот, посетивший Египет около 450 г. до н.э. сообщил, «что в этой стране женщины предоставили мужчинам управляться с ткацким станком в то время, как они занимаются торговлей. Другие нации ткут ткань сверху станка, а египтяне - снизу». Эта особенность египетского ткачества на вертикальном станке, вероятно основана на древней традиции и подтверждается изображением в одной из египетских гробниц в Тибесе (около 1500 г. до н.э.).

В Европе самые древние ткани были обнаружены при изучении неолитических свайных жилых построек и целых поселений, сооруженных на деревянных сваях у берегов рек, озер, в заболоченных местах. Впервые такие постройки были найдены в середине XIXвека на швейцарских и приалтайских озерах, позднее обнаружены в Дании, Германии. На территории бывшего СССР исследованы свайные постройки, относящиеся к эпохам неолита, бронзы и более позднему времени. Первое поселение было открыто зимой 1853-1854 гг. В результате холодной и сухой погоды уровень воды в альпийских озерах Швейцарии сильно понизился, и местные жители увидели остатки свайных жилищ, занесенных илом. При их раскопках и исследовании были обнаружены грубые ткани из лубяных волокон, шерсти и даже лыка. Некоторые ткани были раскрашены природными красками и орнаментированы стилизованными человеческими фигурками. Вполне уместно было предположить, что из некоторых этих грубо выделанных тканей люди могли делать одежду.

На рисунках с античного афинского лекифа (древнегреческий сосуд цилиндрической формы с вертикальной ручкой и узким горлом) запечатлены сцены работы с ровницей, укладывание готовой ткани, прядение веретеном, ткачество на станке и взвешивание пряжи. Эта роспись иллюстрирует этапы изготовления ткани, которым занимались хозяйки, ее рабыни или дочери (лекиф изготовлен в 560 г. до н.э.).что касается более подробного и детального представления об этом процессе, то он почти не описан в литературе и по археологическим находкам о нем мало что известно. В эллинистический период ткани изготовлялись из шерсти и льна, кроме того, предполагается, что использовались привозной хлопок и привозной шелк. В производстве парусов и канатов применялась пенька и эспарто. Иногда в ткань одежды для умерших добавляли асбестовое волокно. Ткань красили, ткали из цветных ниток, украшали вышивкой, обшивали каймой. Простые ткани ткали в домашних условиях, иногда они шли на продажу; ткани же высокого качества вырабатывались опытными рабынями и рабами. Чтобы получить сукно хорошего качества, его надо было подвергнуть валке, а для этого требовалось не только специальное оборудование, но и определенные знания, навыки и опыт занятых в этом процессе рабочих. Что касается других технологических процессов изготовления тканей (прядение, окрашивание пряжи и пр.), то о них известно очень мало. Существовал ли здесь только тканный текстиль или наряду с ним был еще вязанный или плетенный, на этот вопрос ответить трудно, хотя известно, что артисты эллинистического периода всегда изображались одетыми в обтягивающие (трикотажные?) фигуру костюмы, а для охоты и рыбной ловли необходимы были плетенные сетки и сети. Текстиль изготовляли и для нужд армии. Образцов самих тканей сохранилось мало, исключение здесь составляет найденная в песках Египта так называемая коптская ткань, имевшая не всегда четко определенное происхождение и не высокое качество выработки. Сохранились льняные покрывала мумий или портреты мумий (известно, что для поясного портрета умершего требовался особый вид холста), но это лишь доказывает то, что ткани использовали для различных целей.

На территории нашей страны люди научились вырабатывать ткани на последнем этапе каменного века. Находки фрагментов тканей в Центральном районе страны, близ Мурома, после их тщательного анализа, показали, что им около 4000 лет. В Государственном Историческом музее хранятся кусочки древней ткани красного цвета из кургана на реке Кубань. Эта ткань датируется 2000-1500 гг. до н.э. Более поздние находки, выявленные в скифских погребениях, свидетельствуют о том, что скифы шили или очень узкие, или широкие рубахи и штаны из ткани, сверху надевали кожаную безрукавку. Для знати делали одежду из тонких тканей, украшали вышивкой и нашитыми золотыми бляшками. В курганах находили куски зеленых льняных, красных и коричневых шерстяных тканей, из которых была изготовлена нарядная одежда.

Древние ткани, дошедшие до нас, просты по структуре. Чаще всего они вырабатывались полотняным переплетением, характеризующимся тем, что с каждой нитью основы переплетается нить утка. Хотя находили ткани, выработанные и саржевым переплетением, в котором при каждом следующем прокладывании уточной нити ткацкий рисунок сдвигается на одну нить. Одним из древних переплетений, которое сейчас не применяется, соткана известная Туринская Плащаница.

В течение нескольких веков в соборе итальянского города Турина хранится большое полотно длиною 4,3 м и шириною 1,1 м. На его желтовато-белом фоне выступают расплывчатые пятна коричневых тонов – издали в расположении этих пятен вырисовываются неясные очертания человеческой фигуры и мужского лица с бородой и длинными волосами. Предание гласит, что это Плащаница Самого Иисуса Христа, и, следовательно ей больше тысячи лет.

Много споров и сомнений возникло по поводу подлинности и древности Туринской Плащаницы. Изучением ее занимались криминалисты, судебно-медицинские эксперты, врачи, историки, химики и физики, искусствоведы и др. После многочисленных исследований, споров, симпозиумов и конгрессов все пришли к убеждению, что Туринская Плащаница нерукотворна, не является произведением художника и несет на себе признаки глубокой древности. Первым фактом, однозначно говорящим в пользу древнего ближневосточного происхождения Плащаницы, является сама ткань – это льняное полотно, тканное зигзагом 3 на 1. Такие ткани изготовлялись на Ближнем Востоке, в частности в Сирии, в течение II-Iвеков до Р.Х. (т.е. до н.э.) и до конца I века по Р.Х. и получили название «дамаск». В более ранние и поздние времена они не известны. Они стоили дорого. Использование для Плащаницы дамаска свидетельствует о состоятельности Иосифа, хоронившего Христа, что отмечено в Евангелии («богатый человек из Аримафеи»), и его уважении к Распятому. Кроме льна, в составе ткани обнаружено несколько волокон хлопка переднеазиатского вида.

Ткачество на американском континенте (Центральная и Северная Америка), как и ткачество в других местах земного шара уходит своими корнями вглубь веков. Археологические раскопки поселений, существовавших задолго до цивилизаций инков и майя, показали, что древние люди здесь были знакомы с ткачеством. Они использовали для плетения и ткачества траву, лен, волос бизонов, шерсть опоссумов, пух кроликов. Знакомство с хлопком здесь произошло почти одновременно с народами Европы. Ткацкие станки были похожи на найденные при раскопках в Египте. Отличие заключалось только в том, что для внесения утка в зев вместо челнока они использовали длинный прутик.

В каменных гротах и пещерах горного плато Озарк (США) находили как плетенные, так и тканые изделия (например, сумки из тканей). Среди образцов изделий датируемых после 2000 г. до н.э. находили ткани, выработанные из пряжи, полученной из волокон дикорастущих растений. Американские индейцы используя для прядения хлопок по-прежнему вплетали в ткань перья птиц, придавая тканям своеобразный эффект и необычайный колорит. Умение вырабатывать красивые ткани передавалось из поколения в поколение и несмотря на влияние испанской колонизации и внесение новой технологии ткачества, индейские ткани на этом континенте не утратили своеобразия. Особым качеством и сложностью отличались тонкие ткани индейцев навахо. Даже в наши дни женщины племен навахо по-прежнему ткут на ручных станках, так же как это делали их далекие предки. Они ткут не только легкие ткани для одежды, но и пледы, сложные узоры которых хранятся только в их памяти. Пледы и одеяла они вырабатывают в гобеленовой технике. Некоторые из этих изделий сотканы так плотно, что не пропускают воду.

Крупные архитектурные памятники, их фрески, скульптура и остатки керамики, свидетельствуют о былых тканях индейцев майя – создателей древнейшей цивилизации, существовавшей некогда на территориях юго-восточной Мексики, Гондураса и Гватемалы. Для выработки тканей майя использовали волокна однолетнего и многолетнего хлопчатника, который произрастает на полуострове Юкатан, а также шерсть мексиканских кроликов. Самих тканей не найдено, лишь их фрагменты да пряслица были обнаружены на дне источника в городе Чичен-Ица (основан вероятно в VIIIвеке н.э.).пряжу перед ткачеством окрашивали в соответствии с символикой, принятой у майя. Ткали разные ткани – простые грубые «манта» длинной до 16,5 м, красочные «хуипил» для женской одежды, прочные ткани для женских штанов, для занавесей, декорированные накидки для вождей, священнослужителей и идолов. Из ткани «манта», вымоченной в соляном растворе, делали защитное снаряжение. Ткачеством умайя занимались женщины – это было в основном домашним занятием, и каждая женщина умела прясть и ткать. Ткацкие устройства здесь ничем не отличались от тех устройств, которыми пользовались все американские индейцы.

Следует особо сказать еше об одном центре древнего ткачества на американском континенте – Перу, древняя культура которого распространилась также на срседнюю Боливию и Север Чили. По климатическим условиям Перуанское побережье напоминает Египет. Здесь также для захоронений выбрали пустынные и сухие места (что обеспечивало хорошую сохранность текстиля), так же как и в Египте умерших пеленали в тонкие ткани и декоративные мантии, вероятно, специально подготовленные для погребальных целей.

Сведений о начале текстильного ремесла в горных районах Перу не имеется. Однако известно, что древние индейские народы, жившие на побережье, знали лубяные волокна (кроме льна, который здесь неизвестен), хлопок, и шерсть. Очень рано здесь начали использовать для выработки текстиля шерсть лам, альпак и диких викуний. Из желто-коричневой шерсти лам вырабатывали грубые ткани, более тонкие ткани получали из белой, черной и коричневой шерсти альпак.

Самые ранние ткани Перу были найдены при раскопках. УакаПриета, палеолитического поселения на Северном побережье, датируемого около 2500 года до н.э. Было найдены около 3-х тысяч фрагментов тканей, в основном хлопчатобумажных, и лишь небольшое количество из какого-то местного лубяного волокна, шерстяных тканей не было вообще. Около 78 % тканей выполнено в технике перевивки, непосредственно развившейся из плетения.

Ткани из УакаПриета выработаны с помощью простой техники. Они немного грубее более поздних тканей, однако назвать их примитивными нельзя. Все ткани имеют ширину не более 20 см и почти в 2 раза большую длину. Плотность по основе выше, чем плотность по утку. Для создания узора нередко оставляли свободными небольшие участки основы. Предполагается, что перевивочные ткани вырабатывали без остова с нитями основы, подвешенными к палке. Каждая уточина после прокладывания подвязывалась к кромке. Наиболее часто используемые орнаменты и узоры – изображения птиц и змей.

Позже (1250-850 гг. до н.э.) появляется еще несколько видов ткацкой техники, однако изготовление перевивочных тканей не прекращалось.

В погребениях 850-300 гг до н.э. появляются сложные виды ткацкой техники – гобеленовая и ажурная, появляются двухслойные ткани. Для украшений тканей стали использовать бахрому. Предполагается, что в этот период перуанцы стали применять педали на ткацком станке.

В наиболее известном захоронении этого времени ПаракасКавернас (Южное побережье) были найдены ажурные, в основном хлопчатобумажные, иногда шерстяные ткани; там же найдены и грубые хлопчатобумажные ткани среднего качества, большая часть которых украшена вышивкой. В этом погребении найдены образцы самых древних двухслойных тканей высокого качества. Для выработки двухслойных тканей использовали две системы нитей основы и две системы нитей утка, причем каждая пара имела свой цвет. В результате получалась ткань с контрастными цветами лицевого и изнаночного слоев, которые переплетались по контуру узора со сменой слоев. Такие двухслойные ткани были в основном хлопчатобумажными, их использовали для сумок. Найдены также редкие образцы трех- четырехслойных тканей, каждый слой из которых имеет свой цвет. Линейная плотность нитей основы и утка была одинаковой, а плотность ткани превышала 19 нитей на 1 см.

На Центральном побережье были найдены образцы самых ранних парчовых тканей. Парчовое (брокатное) ткачество заключается в том, что в зев на всю ширину ткани вносится дополнительный узорный уток, который выводится на поверхность там, где требуется по рисунку узора, а в остальных местах он закрыт толстым грунтовым утком.

Самые ранние гобеленовые ткани также относятся к 850-300 гг.до н.э. Сотканы они очень плотно, в некоторых случаях с ажурными участками. Ткач, работая в гобеленовой технике, может или закончить одну линию утка, используя все положенные цвета, или закончить узор одного цвета полностью, а затем перейти к узору другого цвета. Последняя техника более сложна, но, по всей вероятности, именно она применялась перуанскими ткачами при выработке ткани типа «келим» и «эксцентрик». Характерным орнаментом был постоянно повторяющийся узор, иногда геометрический с прямыми линиями, иногда из стилизованных изображений животных. Наиболее качественные, тонкие и красивые ткани были выполнены именно в гобеленовой технике.

Перуанские гобеленовые ткани всегда вырабатывали с хлопчатобумажной основой и шерстяным утком, причем плотность по утку была очень высокой и намного превышала плотность аналогичных европейских тканей. Исследователь перуанских древностей Д.Бэрд описал образец гобеленовой ткани со средней плотностью по утку 128,7 нити на 1 см, а в отдельных случаях до 197 нитей на 1 см. в европейских гобеленовых тканях плотность по утку не превышала 33,5 нитей на 1 см.

Каждая техника ткачества у перуанских ткачей почти всегда имела свои варианты. Например, один из таких вариантов гобеленовой техники, получивший название «прозрачный гобелен», представляет собой разреженный хлопчатобумажный креп, выработанный из одиночных нитей, и имеющий вид вуали.

Ткани из шерсти и хлопка (в том числе ворсовые и вышитые ковры) и плетеные из перьев достигли особого цветового и орнаментального богатства в культурах Паракас, Наска и инков. В 1927 году на Южном побережье был обнаружен Некрополис, предназначенный для захоронения представителей высших классов, вождей, жрецов. Тело заворачивали в очень длинную хлопчатобумажную ткань. Габариты полотен необычны: некоторые из них имели ширину 3,9 м и длину 25,5 м, тогда как ширина ткани 1,5 м почти неизвестна на всей территории Перу.

Ткани из Некрополиса хорошо сохранились, они украшены вышивкой, которой иногда покрывается поверхность полотна. Стежки вышивки расположены вдоль нитей основы. По общему уровню ткани Некрополиса находятся в ряду лучших в мире.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: