Древнее гладкое плетение. Первые плетеные изделия

 

Древнее гладкое плетение – это способ ручного соединения узких полос гибкого материала – стеблей, прутьев, волокон луба, нитей из сухожилий и т.д. – при котором каждая из полос располагается поперечно то сверху, то снизу других под прямым или косым углом. Создаются изделия и полотна без сложных инструментов и оборудования, в крайнем случае только с помощью шила, иногда иглы, для некоторых плетеных изделий требуется простая деревянная рама, на которой держится плетение во время работы.

Гладкое плетение возникло раньше ткачества, в эпоху палеолита. Оно существовало еще до того, как человек открыл прядильную способность растительных волокон и шерсти. В эпоху неолит уже было известно плетение циновок, рогож, силков, веревок, шнуров, рыболовных снастей (сетей, вершей), корзин, арканов и др. Эти изделия для первобытного человека были не менее, а может, иногда, и более важны, чем одежда. При помощи плетения многие народы возводили стены жилья и хозяйственных построек.

Плетение было широко известно и развито в Месопотамии. Там материалом для плетения были тростник, папирус, длинные непряденые нити, извлеченные из папируса и листьев пальм, сами листья пальм, койр и др. Плетенными тростниковыми рогожами укрывали или обертывали умерших, ими завешивали дверные проемы, в плетенных корзинах хранили документы в храмах и дворцах. Более тонкие изделия плели из тонких стеблей трав. Одно такое плетение изображено на золотых филигранных ножнах из гробницы Мескаламдуга.

Очень древнее плетение одежды, а не просто бытовых изделий было выявлено на наскальных рисунках в Сахаре. Французский этнограф и археолог А.Лот, изучавший наскальные изображения на плато Тассилин-Аджер – одном из древнейших (начиная с 6-5 тысячелетий до н.э.) центров обитания человека в Сахаре, - указывали на то, что на рисунках наблюдалось разнообразие одежды – от длинных туник до коротких передников, сплетенных из травы.

Древние люди Центральной и Северной Америки, населявшие этот континент до цивилизаций инков и майя плели бытовые изделия из травы и льна, из волос бизонов и оппосумов. В древних каменных пещерах горного массива Озарк были найдены плетенные сумки, рыболовные сети, обувь, сплетенная из травы, и одежда из перьев. Так называемые «изготовители корзин», жившие здесь около 2000 лет до н.э. делали сумки и отлично сплетенные корзины.

Значительного развития достигло плетение у населения Австралии и африканских народов, которые кроме повседневно необходимых циновок и рогож плели плащи (накидки), пончо, пледы, шляпы, обувь, различную утварь, рыболовные снасти и др. Плетение широко вошло в быт народов Океании. Здесь плели принадлежности мореходов (канаты, веревки и даже паруса); здесь с большим искусством плели нарядные пояса, веера, сумки и даже панцири. С помощью плетения индейцы Южной Америки делали спальные одеяла из растительных волокон, вплетая или привязывая для украшения разноцветные птичьи перья. Рядом индейцы племени майду плели меховые одеяла; связывая узкие полоски меха в одну длинную ленту, ее вплетали затем между рядами вертикально натянутых на раму таких же меховых полос по принципу штопки. Особой виртуозности достигло плетение одеял в индейском племени наскапи на Севере Америки (полуостров Лабрадор, Канада). Наскапи, пользуясь рамой, плели одеяла из шкур белого зайца. Шкуры смачивали, мокрыми нарезали узкие косые полоски, скатывали их валиками, а затем валики скрещивали (сшивали) при помощи деревянной иглы и сплетали. Готовое изделие представляет собой пушистое, легкое и очень теплое меховое покрывало, которое из-за довольно высокого ворса кажется сделано из одного цельного куска и выглядит очень эффективно.

В тех регионах земного шара, где для одежды использовали мех и шкуры животных, плетение занимало второстепенное значение, однако на Севере аулеты и эскимосы искусно плели сосуды, шляпы, циновки, используя в основном стебли морской травы.

Усовершенствование способов и техники плетения использование дополнительных приспособлений и инструментов привело к ткачеству.

Однако и после возникновения ткачества и ткацкого станка простое плетение оставалось у многих народов. Так, например, в Древней Греции и Риме к занятиям, заимствованным из раннеисторических культур относилось плетение циновок, сетей и сит, рыболовных вершей, корзин, веревок. Единственным механическим вспомогательным приспособлением в конце Vв. до н.э. служило канатное колесико. В качестве материала для плетения, кроме льна и конопли, использовали эспарто, тростник, камыш, реже – лыко деревьев (липы, пальмы), солому, прутья деревьев (ивы, виноградной лозы, бересты, орешника), а также папирус. Кроме того плелись венки, пользовавшиеся большим спросом в быту и в общественной жизни населения.

Плетенный орнамент, названный «плетеная лента», возникший в культурах Востока, вошел в моду в античное время и был популярен в Европе с VIIв. до н.э. в росписи античных сосудов, саркофагов, архитектуре, стенной живописи, рельефной керамике.

На Руси плетение было популярным всегда. Кроме наиболее известных перечисленных изделий, плели русичи берестяную посуду – туески, кружки для молока и кваса, украшая их затейливым орнаментом, плели простые и прочные лапти, а еще плели прекрасные коклюшечные кружева из льняной тонкой пряжи, которые и сегодня не утратили своей красоты и пользуются повышенным спросом как у себя дома, так и за рубежом.

Плетение продолжает оставаться преимущественно ручным производством (например, кружево). В современном машинном текстильном производстве путем плетения изготовляют главным образом тесьму, шнуры и шнурки и т.п.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: