Валяние шерсти. Древние войлочные изделия

 

Занятия скотоводством было известно многим народам с эпохи неолит. По- видимому с того же времени, а может быть и раньше стала известна человеку и валкость шерсти – способность волокон под действием внешних сил (механических воздействий в условиях влажности, температуры и кислой или щелочной среды) сцепляться, свойлачиваться, усаживаться (до 30-70%), образуя плотную войлокообразную массу, что и было использовано для получения войлока – первого в истории текстиля нетканого материала.

Этот плотный мягкий шерстяной материал с высокими теплозащитными свойствами получали без прядения и ткачества одним только валянием (валкой)волокон шерсти, пуха или волос. Достаточно перемешать массу даже сухих «курчавых» волокон, как образуется очень плотная легкая войлочная масса.

Для получения войлока использовали вычесанную или выщипанную шерсть коров, лошадей, овец, верблюдов. Кроме того собирали шерсть диких животных, оставленную после линьки. Доступность сырья и легкость превращения его в изделие были по достоинству оценены нашими практичными предками.

Войлок мог образоваться и без участия человека. На лежбищах и в местах скопления животных после линьки оставалось много пластов свалянной шерсти, свойства которой мог оценить человек еще в верхнем палеолите. Войлок широко использовался в быту древними кочевниками и скотоводами: на нем спали, им укрывались, из него делали укрытия для простых жилищ (например, юрт), из него делали предметы одежды, головные уборы. Можно предположить, что войлок стали использовать для одежды намного раньше, чем ткань, и он оказался в руках людей раньше, чем шерстяная нить.

Войлочные изделия в костюме известны с 4-го тысячелетия до н.э. Первыми их изготовляли древние шумеры и другие жители Месопотамии. Из войлока делали головные уборы, накидки (своеобразные плащи) и другие предметы. Причем, головные уборы из войлока носили не только и не столько пастухи и простые люди. К знакам царского достоинства относился головной убор. В Ассирии он был из белого тонкого войлока – фетра и назывался «кидас». Это своеобразная корона из войлока имела форму усеченного конуса и украшалась чеканными золотыми пластинками – розетками, символизирующими солнце. На дошедших до нас барельефах древней Ниневии (VIIвек до н.э.) изображены воины-лучники в стеганных доспехах из войлока с нашитыми пластинками из кожи, возможно металла. Головы лучников защищены войлочными остроконечными шлемами.

В Древней Персии знаком царского достоинства была полусферической формы корона, напоминающая митру, сделанная из тонкого фетра или войлока. Воины носили невысокие войлочные шапки или колпаки.

Известно, что скифы Причерноморья и скифы Горного Алтая тоже использовали войлок в одежде. В условиях сурового климата они носили остроконечные башлыки – кирбасии из плотного войлока или кожи, делали плащи из валяных волокнистых материалов, по форме напоминающие кавказскую бурку. (Между прочим кавказские бурки и сегодня делают из тонкого войлока с козьей шерстью. Причем их делают двух видов: для всадника – длинную, ворсистую, со швами, образующими широкие плечевые выступы и бурку для пешего (принадлежность пастухов) – короткую, гладкую, без швов). Горно-алтайские скифы носили войлочные куртки и такие же штаны, войлочные чулки и войлочные островерхие колпаки с полями. Такие изделия были найдены в скифских оледенелых Пазырыкских курганах на Алтае, датируемых VII-V вв. до н.э.

Во втором Пазырыкском кургане один из обнаруженных кафтанов был выработан из тонкого, в два слоя, белого войлока. Широкий, свободный и распашной, он по покрою похож на рубаху с разрезом спереди. Правая полочка кафтана запахивалась на левую и застегивалась с помощью завязок из белых шерстяных ниток.

Скифы носили длинные войлочные чулки с пришитой плотной тоже войлочной подошвой. По верхнему краю чулки орнаментировались полосами разноцветного лоскута. Когда на чулки одевались мягкие кожаные сапоги, сверху был виден верхний край чулок.

В Пазырыкских курганах были обнаружены самые ранние из сохранившихся ворсовые и войлочные ковры с многоцветными узорами, выполненными в различной технике и среди них в технике аппликации. На одном из хорошо сохранившихся фрагментов пазырыкского ковра изображен живописный всадник с колчаном. На желтом фоне ковра на красной лошади восседает черноусый и чернобровый всадник без головного убора с развевающимися черными волосами. Одет всадник в темно-коричневый кафтан без воротника и узкие коричневые штаны, заправленные в мягкие сапоги. Ковер изготовлен в технике аппликации, выполненной путем вкатывания окрашенной шерсти в основной фон ковра.

Сохранились свидетельства о существовании войлочных ковров в Ассирии и Вавилоне и у других народов, занимающихся скотоводством: курдов, афганцев и т.д.

Известны были войлочные изделия и в Европе. Так Плиний Младший писал, что шерстяную одежду можно делать без прядения и ткачества.

Сукновальное дело хорошо было известно в античном мире. Открытие развалин валяльной мастерской в Помпеях и обнаруженный там же в доме Веттиев фриз с изображением валяющих шерсть (изображены 8 или 11 рабочих, каждый из которых выполняет отличную от других операцию), позволяет сделать вывод, что в императорскую эпоху технология сукновального дела была достаточно развитой.

Вначале шерсть надо было очистить от жира и грязи. Для этого ее помещали в чан с теплой водой, куда влезал сукновал и, подпрыгивая, утрамбовывал ее; при этом в воду добавлялась собранная заранее и постоявшая одну-две недели моча, использовавшая как жидкое аммиачное мыло. Вслед за тем шерсть обрабатывалась глиной особого вида, которая впитывала жир и способствовала свойлачиванию шерсти. После этого сукно или войлок вынимали, раскладывали на больших столах и начинали бить вальками, а затем прополаскивали в чистой воде. Прополосканное и отжатое полотно начесывали вручную шкурой ежа или шишками чертополоха, потом окуривали серой на плетеных сетках. В завершении всех последовательных операций полотно клали под пресс. Сукновальная одновременно была и прачечной, так как из-за отсутствия мыла ткани нельзя было чистить дома. Очистка сырой шерсти была предметом деятельности людей специальной профессии – ланифрикариев.

В России получение войлока известно издревле. «Войлочная материя» имела большое применение: она шла для выработки одежды (башлыки, бурки, плащи) и обуви (валенки, чесанки – тонкие очень мягкие валенки из чесанной шерсти в Сибири); из нее делали ковры и седельные потники; она шла для «утепления стен против стужи» и т.д. тонкие сорта войлока подвергали стрижке; после окончательной промывки «войлочная материя», если надо, окрашивалась, а затем растягивалась на раме для выравнивания и сушки. На войлочные ковры, на войлок для покрывал, и даже на войлок для валенок, вручную набивали различные узоры.

Валяльные изделия не потеряли своего значения и в наше время. При производстве валяных изделий шерсть разрыхляют на трепальных и щипальных машинах, замасливают и смешивают в смесовых машинах. Из «смески» на чесальных машинах получают вату, из которой наслоением приготовляют «основу» по форме готового изделия, но большего размера. Основу уплотняют на свойлачивающих машинах с нагретыми вибрирующими плитами, пропитывают раствором серной кислоты и в валяльных машинах уваливают до нужных размеров и плотности. Валяние ведется в несколько этапов. После каждого этапа изделие выравнивают на растягивающих машинах. Валенки и головные уборы насаживают на формы, а войлок в свободном виде (полотно) сушат в паровых сушилках. Процесс заканчивается отделочными операциями – шлифовкой и чисткой ворса, прессованием, обрезкой, аппретированием.

Валяние применяют и в суконном производстве, однако там оно является только отделочным процессом при валке сукон и некоторых других шерстяных тканей.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: