Третьеиюньская монархия» и деятельность Государственной Думы


ТРЕТЬЕИЮНЬСКАЯ МОНАРХИЯ(3 июня 1907–1915) – система государственной власти, сложившаяся после государственного переворота 3 июня 1907 и просуществовавшая до середины Первой мировой войны.

Государственный переворот был инициирован Советом объединенного дворянства. С согласия председателя Совета министров П.А.Столыпина, по сфабрикованному охранкой обвинению в подготовке антигосударственного переворота, практически вся социал-демократическая фракция Думы в ночь на 3 июня 1907 была арестована. Это было сделано без решения думской комиссии по расследованию обвинения в подготовке переворота. Одновременно был опубликован манифест о роспуске Думы и об изменениях в положении о выборах. Указ об изменении избирательного закона, повысивший имущественный ценз для избирателей нарушал несколько статей так называемых «Основных законов Российской империи».

Исполнительная власть стала полностью подконтрольна императору, так как он сам назначал Совет министров. В руках императора осталось и все руководство внешней политикой, так что заново созываемой Думе остались лишь внутренние проблемы государства.

Государственная дума III-го созыва (1 ноября 1907 – 9 июня 1912) была избрана по новому «третьиюньскому», «бесстыжему», по определению социал-демократов закону о представительстве, одобренному царем.

Своеобразием монархической системы того периода был синтез демократии и авторитаризма, лавирования между классами и политическим партиями в обстановке социальной напряженности постреволюционного времени.

Первые годы этой сложной и хрупкой системы, основанной на «двух большинствах», связаны с именем премьера Столыпина. Его курс на модернизацию страны был лавированием между двумя большинствами во имя сохранения «твердых устоев» самодержавия и «умиротворения страны».

III-я Дума поддержала

· реорганизация армии и флота,

· увеличение ассигнований на начальное народное образование

· отвергнута реформа местного самоуправления.

· обсуждение так называемых «рабочих законопроектов»

· приняты законы об ограничении законодательных прав Финляндского сейма,

· закон о выделении из Польши Холмщины в особую губернию «в связи с преобладанием там русского элемента», что было расценено левыми силами как «четвертый раздел Польши».

· признание необходимости введения земств в западных губерниях.

Между тем, эти годы были отмечены спадом активности крестьянского движения и подъемом сельского хозяйства. Увеличились доходы казны, росли сбережения населения. Необходимость для власти как-то определяться еще более обострило открытие 15 ноября 1912 IV Государственной думы, которая несмотря на дискриминационный закон оказалась более левой, чем III-я, хотя социал-демократы и трудовики уменьшили в ней свое представительство.

Окончательный распад третьеиюньской системы произошел в августе 1915 с возникновением в Думе единственного большинства – «Прогрессивного блока». В оппозиции к царизму оказались все политические течения за исключением черносотенцев. Правящие круги показывали себя неспособными встать на путь действенных преобразований. Непоследовательная правительственная политика лавирования не разрешила основных проблем России. С одной стороны она оттолкнула поместное дворянство, во многом способствовавшее падению Столыпина, а с другой – разрушила союз с правыми либералами и вызвала новый подъем освободительного движения. «Третьеиюньская монархия» перестала существовать, будучи лишенной баланса сил между самодержавным правительством, Государственным советом и Государственной думой.


Столыпинская аграрная реформа 1906–1917 гг.

Давно назревавшая аграрная реформа стала необходима после революционных событий 1905 г. Ее разработка и проведение связаны с именем П. А. Столыпина — с 1906 г. министра внутренних дел, а с 3 июня 1907 г. — Председателя Совета министров.
3 ноября 1905 г. — манифест Николая II об отмене выкупных платежей к полной их отмене с января 1907 г. положил начало аграрным преобразованиям. П. А. Столыпин стремился создать в русской деревне слой зажиточного крестьянства, способного стать опорой государства и, поскольку решение крестьянского вопроса за счет помещичьих земель признавалось невозможным, основная ставка была сделана на разрушение общины.
Начало процессу аграрной реформы положил указ от 9 ноября 1906 г. о крестьянском землевладении, положения которого были закреплены в законе от 20 июля 1910 г. По этому указу крестьяне получали право выхода из общины, причем согласие общинного схода становилось необязательным. Крестьянам, выходящим из общины, предоставлялись в собственность все земли, находившиеся в их надельном пользовании, причем крестьянин мог объединить разрезные полосы земли в одном месте, «выйти на отруб», а также создать хутор, т. е. фермерское хозяйство.

В 1907 г. Крестьянский банк получил часть земель царской фамилии, через него помещики могли продавать часть своих земельных владений. Банк способствовал накоплению земли в руках сельской буржуазии на максимально выгодных для помещиков условиях.
За десять лет, с 1906 по 1916 гг., возможностью выхода из общины воспользовались около 26% всех общинников (свыше 2,5 млн крестьянских дворов), но все же большинство сельских хозяев остались в общине.

За период с 1906 по 1916 гг. в основном богатыми и предприимчивыми крестьянами было создано 1,2 млн отрубов и 400 хуторов.
Отдельно аграрная реформа включала в себя и массовое переселение бывших общинных крестьян в восточные районы страны. Свыше 3 млн крестьян переселились в Сибирь с 1906 по 1914 гг., причем 2,5 млн из них остались на новом месте. Однако около 16% переселенцев вернулись обратно, пополнив армию безвольных.
Реформа не была доведена до конца (в 1911 г. П. А. Столыпин был убит в Киеве провокатором Д. Богровым), но тем не менее она способствовала переходу деревни на капиталистический путь развития.







Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: