double arrow

В. 7. 2. Основы государственной гражданской, военной и правоохранительной службы


Отличие государственной должности госслужбы от государственной должностив том, что лица, занимающие государственные должности госслужбы сами не исполняют полномочий РФ или субъектов РФ, а обеспечивают их исполнение.

Например, депутат Госдумы непосредственно исполняет пол­номочия РФ, а начальник аппарата Госдумы - обеспечивает осуществление полномочий РФ.

В РФустановлены следующие должности госслужбы:

федеральной государственной гражданской службы;

государственной гражданской службы субъекта РФ,

воинские;

правоохранительной службы.

Соотношение должностей федеральной государственной граж­данской службы, воинских должностей и должностей правоох­ранительной службы определяется указом Президента РФ. Соотношение должностей федеральной государственной граж­данской службы и типовых должностей государственной граж­данской службы субъектов РФ определяется федеральным за­коном или указом Президента РФ.

Государственная гражданская служба РФ вид государствен­ной службы, представляющей собой профессиональную служеб­ную деятельность граждан РФ на должностях государственной гражданской службы РФ по обеспечению исполнения полномочий:

федеральных государственных органов;

• государственных органов субъектов РФ;

• лиц, замещающих государственные должности РФ;

• лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ.

Государственная гражданская служба РФ подразделяется:

на федеральную государственную гражданскую службу;

государственную гражданскую службу субъектов РФ.

Выделение государственной гражданской службы (наряду с во­енной и правоохранительной) как самостоятельного вида госу­дарственной службы - новшество российского законодательства. Основным нормативным актом, регулирующим прохождение государственной гражданской службы, является ФЗ "О государственной гражданской службе РФ" от 27.07.2004 № 79-ФЗ, который действует с 31.01.2005.Данный Закон:

существенно меняет порядок прохождения государственной службы (так как большая часть государственных служащих на­ходится именно на государственной гражданской службе);

отменяет (с 31 января 2005 г.) Федеральный закон "Об основах государственной службы Российской Федерации" от 31.07.95 № 119-ФЗ (ред. от 27.05.2003) - ранее базовый закон о госу­дарственной службе в России, который действовал почти 10 лет (1995-2005 гг.).

Военная служба особый вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях: • в Вооруженных Силах РФ; других войска; воинских (специальных) формированиях; органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства.

Такие граждане несут службу на воинских должностях, им при­сваиваются воинские звания.

Основной нормативный акт, регулирующий основы военной службы, особенности, порядок ее прохождения, — ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" от 23.03.98 № 53-ФЗ (ред. от 22.08.2004, вступающая в силу с 1 января 2005 г.).

В связи с выделением правоохранительной службы в от­дельный вид государственной службы после принятия соответ­ствующих законов о правоохранительной службе возможно вне­сение изменений в законодательство о военной службе.

Правоохранительная служба особый вид федеральной государ­ственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохрани­тельной службы в государственных органах, службах и учрежде­ниях, осуществляющих функции: 1) по обеспечению: • безопасности;• законности; • правопорядка; 2) борьбе с преступностью; 3) защите прав и свобод человека и гражданина.

Такие граждане несут свою службу на правоохранительных должностях, им присваиваются специальные звания и класс­ные чины.

В настоящее время законодательство, регулирующее правоохра­нительную службу как отдельный вид государственной службы, разрабатывается.

Основная масса государственных служащих работает в систе­ме государственной гражданской службы (федеральной и субъектов РФ). Поэтому главное внимание в нашем предмете уделяется именно госу­дарственной гражданской службе.

Взаимосвязь гражданской службы игосударственной служ­бы РФ иных видов

- обеспечивается на основе: единства системы государственной службы РФ; общих принципов ее построения и функционирования;

- посредством:

соотносительности основных условий и размеров оплаты труда, основных государственных социальных гарантий;

установления ограничений и обязательств при прохождении госслужбы РФ различных видов;

учета стажа госслужбы РФ иных видов при исчислении стажа гражданской службы;

соотносительности основных условий государственного пенси­онного обеспечения граждан, проходивших госслужбу РФ любого вида.

Муниципальная служба профессиональная деятельность, кото­рая осуществляется на постоянной основе на муниципальной должности, не являющейся выборной. Муниципальная служба не относится к государственной службе (ни к гражданской, ни к военной, ни к правоохранительной). Это - отдельный вид профессиональной деятельности, но она имеет некоторые об­щие черты с государственной службой.

Взаимосвязь гражданской службы и муниципальной службы обеспечивается посредством:

единства основных квалификационных требований к должностям и гражданской и муниципальной службы;

единства ограничений и обязательств при прохождении и граж­данской и муниципальной службы;

единства требований к профессиональной подготовке, перепод­готовке и повышению квалификации и гражданских и муниципальных служащих;

учета стажа:

-муниципальной службы при исчислении стажа гражданской службы;

-гражданской службы при исчислении стажа муниципальной службы;

соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий игражданских и муниципальных служащих;

соотносительности основных условий государственного пенсион­ного обеспечения граждан, проходивших гражданскую службу, и граждан, проходивших муниципальную службу, и их семей в случае потери кормильца

В. 7.3. Принципы государственной гражданской службы.

Должности и классные чины гражданской службы

Принципы государственной гражданской службы — базовые на­чала, на которых основывается государственная гражданская служба (далее - гражданская служба). Принципами гражданской службы являются:

-приоритет прав и свобод человека и гражданина;

-единство правовых и организационных основфедеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов РФ;

- равный доступ граждан, владеющих государственным языком РФ, к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от:

пола;

• расы;

• национальности;

• происхождения;

• имущественного и должностного положения;

• места жительства;

• отношения к религии;

• убеждений;

• принадлежности к общественным объединениям;

• других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего;

- профессионализм и компетентность гражданских служащих;

- стабильность гражданской службы;

- доступность информации о гражданской службе;

- взаимодействие с общественными объединениями, гражданами;

защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.

Должность гражданской службы — предусмотренная штатным расписанием, реестром служебная единица (место работы) в федеральных органах государственной власти, органах государст­венной власти субъектов РФ с установленными:

статусом (местом в системе иных должностей);

кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномо­чий данного госоргана;

набором прав;

денежным содержанием;

ответственностью за исполнение обязанностей.

Должности гражданской службы подразделяютсяна категории и группы.

Должности гражданской службы подразделяются на следую­щие категории:

1) руководителидолжности (замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий) ру­ководителей и заместителей руководителей:

- государственных органов и их структурных подразделений;

- территориальных органов федеральных органов исполнитель­ной власти и их структурных подразделений; представительств государственных органов и их структурных подразделений;

2) помощники (советники)должности,утверждаемые для содействия (в реализации их полномочий)лицам, замещающим государственные должности, руководителям:

- государственных органов;

- территориальных органов федеральных органов исполни­тельной власти;

- представительств государственных органов;

3) специалисты- должности:

- учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций;

- замещаемые без ограничения срока полномочий;

4) обеспечивающие специалистыдолжности, учреждаемые:

- для организационного; информационного; документационного; финансово-экономического;

хозяйственного и иного обеспечения деятельности государст­венных органов изамещаемые без ограничения срока полно­мочий.

Должности гражданской службы подразделяютсянагруппы:

высшие должности гражданской службы;

главные должности гражданской службы;

ведущие должности гражданской службы;

старшие должности гражданской службы;

младшие должности гражданской службы.

Должности категорий "руководители" и "помощники (советни­ки) " подразделяются на:

• высшую; • главную; • ведущую группы должностей гражданской службы.

Должности категории "специалисты " подразделяются на: • высшую; • главную; • ведущую; • старшую группы должностей гражданской службы.

Должности категории "обеспечивающие специалисты " подразде­ляются на:• главную; • ведущую; • старшую; • младшую группы должностей гражданской службы.

Должности федеральной государственной гражданской службы включены в Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы, в котором они классифицируются по: государственным органам; категориям; группам; иным признакам. Реестр утверждается указом Президента РФ.

Реестр должностей государственной гражданской службы субъ­екта РФутверждается законом или иным нормативным пра­вовым актом субъекта РФ.

Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы и реестры должностей государственной гражданской службы субъектов РФ образуют Сводный реестр должностей государственной гражданской службы РФ.

Классные чины гражданской службыприсваиваются граждан­ским служащим:

в соответствии с замещаемой должностью гражданской службы,

в пределах группы должностей гражданской службы.

Классные чины присваиваются гражданским служащим, заме­щающим следующие должности гражданской службы:

высшей группы - действительный государственный советник РФ1, 2 или 3-го класса;

главной группы - государственный советник РФ 1, 2 или 3-го класса;

ведущей группы - советникгосударственной гражданской служ­бы РФ 1, 2 или 3-го класса.

старшей группы - референтгосударственной гражданской службы РФ1, 2 или 3-го класса.

младшей группы - секретарьгосударственной гражданской службы РФ 1, 2 или 3-го класса.

Классные чины присваиваются следующими должностными лицами:

действительный государственный советник РФ 1, 2 или 3-го класса - Президентом РФ;

государственный советник РФ 1, 2 или 3-го класса в федеральных органах исполнительной власти - Пра­вительством РФ;

иные классные чиныруководителемгосударственного органа или лицом, имеющим право осуществлять наемработника.

Гражданским служащим, замещающим должности граждан­ской службы без ограничения срока полномочий, классные чины присваиваются по результатам квалификационного экзамена.