Тема 1. Системы и системные исследования: определения, свойства, классификация

Основные понятия системных исследований. Историческая эволюция системных исследований. Компоненты и структура системных исследований. Сущность и содержание общей теории систем, системного подхода и системного анализа в системных исследованиях.

Базовые понятия системы, классификация систем, общая характеристика, признаки, примеры сложных систем, системообразующие связи, параметрическое описание и структурное представление системы, этапы эволюции систем, теории и методологии системного анализа в форме исторического обзора. Основные свойства сложных систем: свойство целостности, эмерджентности, структурируемости, полимодельности, иерархичности, эволюционности, целенаправленности, управляемости.

 

Практическое занятие. Системы и системные исследования: определения, свойства, классификация – проводится семинар в диалоговом режиме

(форма обучения – очная)

Вопросы практического занятия:

1. Введение в системные исследования

1.1 Система и ее окружение

1.2 Роль системного анализа в исследовании систем

2. Определения, свойства и классификация систем

2.1 Определение системы и ее основных компонентов

2.2 Условия существования системы

2.3 Параметрическое описание и структурное представление системы

2. 4. Свойства системы

2.5 Классификация систем

3. Структура системного исследования

3. 1. Системные исследования и их структура

3.2. Положения системных исследований наиболее существенные

  для системного анализа

3.3 Структура системных исследований

Актуальные направления системных исследований.

 

Задания для самостоятельной работы

1. Проработать содержание лекции, дополнить конспекты лекций выписками из рекомендованной литературы, выполнить контрольные задания.

2. Уяснить основные понятия и определения, цели, объекты и субъекты исследования. 

3. Дать характеристику понятия система, структура, системное исследование.

4. Изучить роль системного анализа в исследовании систем.

5. Уметь осуществлять классификацию систем.

6. Уметь составлять структуру исследования.

Рекомендации по выполнению заданий

При проработке содержания лекций и выполнении контрольного задания особое внимание обратить на понятийный аппарат, категории и содержание методологии системных исследований.

При уяснении главного методологического принципа системного исследования, сущности классификации систем и основных свойств системы целесообразно приводить примеры систем и обосновывать мнение о том, что приведенный объект является системой.

При подготовке доклада на тему: «Эволюция теории и методологии системного анализа» особое внимание следует обратить на обосновании закономерности возникновения и развития системного анализа как нового метода научного познания, позволяющего решить большой круг междисциплинарных проблем.

 

Контрольные вопросы для самопроверки

1. Что такое система, элемент, связи, структура, подсистема, функции, внешняя среда, цель, критерий, эффективность, качество?

2. В чём заключается главный методологический принцип системных исследований?

3. Каковы основные свойства, обусловливающие существование систем?

4. Что такое параметрическое представление и описание системы?

5. Что такое структурное представление и описание системы?

6. Что такое системные исследования и их структура?

7. Каковы актуальные направления системных исследований?

 

Рекомендуемая основная и дополнительная учебная литература и иные источники:

8.1.1-8.1.4, 8.2.1, 8.3.1-8.3.7

 

Тема 2. Системный подход и системный анализ как основа системных исследований

Базовые положения и понятия системного подхода. Характеристики (функция, структура, цель, взаимодействие) и их взаимосвязи. Основные уровни представления системы и декомпозиции задачи на основе системного подхода. Методологические вопросы реализации системного подхода, его ограничения

Основные методологические процедуры: от общего к частному, от частного к общему, комбинированная. Содержание развивающего системный подход целостно-эволюционного и агрегативно-декомпозиционного подходов.

Характеристика системного анализа как общей методологии и как инструмента исследования сложных систем. Взаимосвязь понятий «анализ» и «системный анализ». Основные положения, системообразующие понятия (элемент, структура, стратегия, структур-стратегия, количество, качество и др.) и их структура. Объект и предмет системного анализа. Цели, задачи и содержание системного анализа. Источники развития систем. Отличительные признаки системного анализа как научной дисциплины. Виды и теоретические задачи анализа. Центральная процедура системного анализа.

 

Практическое занятие. Системный подход и системный анализ как основа системных исследований и методологические вопросы анализа таможенных систем – проводится семинар в диалоговом режиме

(форма обучения – очная)

1. Основные положения системного подхода

2.Уровни декомпозиции систем

3. Методологические процедуры системного подхода

4. Основные определения понятия «СА», проблемы и методы

5. Понятия, используемые в анализе систем и проблемы их развития

6. Отличительные признаки системного анализа как дисциплины

 

Задания для самостоятельной работы

1. Проработать содержание лекции, дополнить конспекты лекций выписками из рекомендованной литературы, выполнить контрольные задания.

2. Уяснить основные понятия и определения, цели, объекты и субъекты исследования. Дать характеристику понятия системного подхода и объяснить его сущность.

3. Изучить и раскрыть сущность методологических процедур системного подхода.

4. Дать определение понятия «СА», проблемы и методы.

5. Уяснить отличительные признаки системного анализа как дисциплины.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: