Рекомендации по выполнению заданий

Изучение темы должно сопровождаться осознанием необходимости применения системного подхода в тех или иных сферах хозяйственной деятельности.

При уяснении сущности и процесса системных исследований необходимо найти максимально возможное количество сфер его применения и остановиться на рассмотрении системных исследования в наиболее нетрадиционной для их применения сфере.

Попытаться при анализе определенного объекта мыслить системно. проанализировать трудности, возникающие при попытке системного видения объекта.

Попытаться применить закономерности системного характера к анализу реально действующей системы.

Рассматривая значение системного анализа необходимо уяснить его связь с системным подходом и дать ответ на вопрос о том, что извлекает системный анализ из теории систем и что нового он привносит в научную сферу, а также на вопрос, как изменяется система под воздействием системного анализа и какие изменения в методологию системного анализа вносит характер исследуемых систем.

Основные понятия системного анализа следует изучать структурно, так как сами они в своей взаимосвязи и целостности представляют некую систему.

 

Контрольные вопросы для самопроверки

1. Каковы основные положения системного подхода?

2. Каковы уровни декомпозиции систем?

3. Каковы методологические процедуры системного подхода?

4. Каковы основные определения понятия «системный анализ»?

5. В чём общее и различие в понятиях анализ и системный анализ?

6. Что есть системообразующие понятия системного анализа?

7.Каковы Отличительные признаки системного анализа как научной дисциплины?

 

Рекомендуемая основная и дополнительная учебная литература и иные источники:

8.1.1-8.1.4, 8.2.1, 8.3.1-8.3.7

 

Тема 3. Теоретические модели и динамика систем

Традиционные модели системного анализа: структурно-функциональная, информационно-функциональная модель управления персоналом, модель взаимодействия систем, модель распределенной системы, модель внешней среды.

Принципы формализованного описания системы. Содержание понятий: параметры, показатели и критерии, определения и взаимосвязь между ними.

Инструменты для визуализации динамики эволюции систем - «когнитивный квадрант». Когнитивная модель – модель процесса приобретения знаний. Динамические процессы в системах.

Свойства и закономерности эволюции систем.

Практическое занятие. Теоретические модели и динамика систем – семинар в диалоговом режиме

(форма обучения – очная)

1.Центральная процедура системного анализа

2.Базовые модели систем

3.Вербальное и формализованное описание динамики системы

4.Показатели, критерии в описании систем

5.Способы описания систем с помощью критериев

 

Задания для самостоятельной работы

1. Проработать содержание лекции, дополнить конспекты лекций выписками из рекомендованной литературы, выполнить контрольные задания.

2. Уяснить основные понятия и определения, цели, объекты и субъекты исследования. Дать характеристику понятия базовой модели систем.

3. Уметь производить вербальное и формализованное описание динамики системы.

4. Изучить способы описания систем с помощью критериев.

Рекомендации по выполнению заданий

При раскрытии сущности моделирования необходимо исходить из цели этого процесса, а также узнать, в каких сферах применяются различные модели систем. Выбор той или иной модели или их совокупности при исследовании объекта необходимо обосновывать исходя из нацеленности на результат такого исследования.

Формализованное описание системы целесообразно рассмотреть на конкретном примере. При этом для одного и того же объекта нужно применить различные способы параметрического описания систем.

 

Контрольные вопросы для самопроверки

1. В чём суть центральной процедуры системного анализа и что она включает?

2. Каковы традиционные базовые модели, используемые в СА и их основное содержание?

3. Каковы виды описаний системы?

4. Что такое формализованное описание системы и его этапы?

5. В чём состоит использование элементов теории множеств для описания систем?

6. В чём состоит основополагающий принцип для оценивания систем?

7. Каковы характеристики, используемые для оценивания систем и их определения?

8. Каковы принципы формирования критериев?

9. Каковы современные подходы к формированию критериев?

10. Каковы способы описания систем с помощью критериев?

 

Рекомендуемая основная и дополнительная учебная литература и иные источники:

8.1.1-8.1.4, 8.2.1, 8.3.1-8.3.7

 

Тема 4. Методологический и технологический инструментарий принятия системных решений

Основное содержание современных методологий принятия системных решений: методологии стратегического управления. Эволюция понятия «стратегия».

Генеральная схема методологии стратегического управления. Краткая характеристика методологии стратегического управления предписывающего характера, включая стратегическое моделирование, проектирование (планирование), позиционирование.

Методологии стратегического управления описывающего характера, включая обучение, конфигурирование и когнитивную методологию

Проблемы и условия интеграции методологических подходов стратегического управления.

Технологический инструментарий принятия системных решений, включающий: аналитические технологии, информационно-аналитические и экспертно-аналитические технологии (деловые игры, тренинг технологии и др.).

Основные понятия, методическая схема, сущность и содержание тренинг-технологии, ее место и роль в системном анализе, ее основные принципы и этапы, взаимосвязь теоретико-методологических компонентов и этапов системного анализа в режиме тренинга. Алгоритмическая схема и компоненты тренинг-технологии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: