Развлечение — коммуникация, не предполагающая ответа

 

Мысль о том, что массмедиа, в частности телевидение, при определенных условиях могут превратиться в "черную дыру", поглощающую духовную энергию людей, не нова. В связи с этим стоит добавить несколько штрихов к анализу развлечения, опираясь на книгу Н. Лумана "Реальность массмедиа". Одна из глав называется "Развлечение", где развлечение рассматривается не обособленно, а во взаимодействии с другими компонентами медиальной структуры — новостями и рекламой.

Луман отвергает объяснительную модель "свободной и честной игры по правилам", которая лежала в основе концепции Й. Хёйзинги. «Развлечение все-таки — это игра иного рода, — пишет Луман. — Она не предполагает никакой взаимной дополнительности в поведении партнеров и никаких предварительно согласованных правил. Вместо этого сектор реальности, в котором конституируется этот второй мир, получает оптическую и акустическую маркировку: в виде книги, экрана, заметной последовательности специально препарированных шумов, которые в этом состоянии воспринимаются уже как "звуки". Эти внешние рамки освобождают определенный мир, в котором имеет силу собственная фиктивная реальность. Целый мир! — а не просто социально согласованную последовательность действий, как это имеет место в социальных играх».

Далее автор делает вывод: "Смысл развлечения состоит именно в том, чтобы не искать и не находить повода для ответа коммуникацией на коммуникацию... (Подчеркнуто мной. — А.З.) Хотя зритель живет в том же самом мире (ибо другого не существует), он не подвергается никаким требованиям консенсуса. Он сохраняет свободу соглашаться или отклонять. Ему предлагают когнитивную и мотивационную свободу — и все это не лишает его реальности! Снимается противоречие между свободой и принуждением. Можно выбирать себя самого и даже не обязательно оставаться тем, чем индивид сам себя считает, когда наступает серьезная ситуация".

Н. Луман радикально пересматривает роль обобщенного Другого. Как и раньше, "развлекаемый" и "развлекающий" стоят по разные стороны социального барьера, но теперь роли "господина" и "раба" поменялись местами. Продуцируемый массовыми коммуникациями новый тип развлечения не нуждается в референции, а выступает в форме автокоммуникации. Однако важно выяснить, какой вид автокоммуникации здесь имеется в виду. Ведь об автокоммуникации писал и Ю.М. Лотман: в результате автокоммуникации по принципу Я-Я "происходит переформирование самой личности, с чем связан весьма широкий круг культурных функций — от необходимого человеку в определенного типа культурах ощущения своего отдельного бытия до самопознания и аутопсихотерапии". По-видимому, Луман указывает на другой вид автокоммуникации, главным принципом которой является не общение субъекта с самим собой, а замыкание средства коммуникации на самом себе, когда трансформация кодов происходит в автоматическом режиме, и создается только видимость прироста информации. В качестве примера можно привести "реалити-шоу", где зрители изо дня в день видят "героев" очень похожих на себя, но только хуже (гораздо хуже!), в сомнительных ситуациях.

Значит ли все это, что концепция игры Хёйзинги устарела? Видимо, нет. Но концепцию Хёйзинги следует рассматривать как частный случай общей теории, в основе которой понятие коммуникации. Социально-культурные функции развлечений, в особенности современных, невозможно понять в отрыве от СМК. С другой стороны, СМК "срослись" с развлечениями, легитимируют свою общественную и культурную ценность, апеллируя к категории "развлечение". Если быть более точным, то СМК покоятся на трех "китах": новостях, рекламе и развлечениях. Однако в реальной практике происходит интерференция символов и знаков, относящихся к данным информационным областям, вследствие чего и политическая, и коммерческая информация окрашивается в цвета развлечения. Это объясняет и то, почему в современной культуре остается все меньше привилегированных объектов, воплощавших в прежние времена идеальные функции развлечения. В качестве таких объектов теперь может выступать что угодно — важно, что эти объекты могут служить поводом для все новых актов коммуникации.

Теоретическая модель Н. Лумана может быть весьма ценной для прикладных исследований, в частности для анализа социальных функций телевидения. Вместе с тем, данная концепция позволяет делать выводы и формировать новые гипотезы, связанные с пониманием природы развлечений.

В современной культуре "развлечение" — не только индивидуальное занятие, набор предпочтений и ценностей, а особый культурный код, придающий смысловую окраску многим другим явлениям, это — метафорический язык, на котором говорит сегодня глобальная массовая культура. Кинорежиссер Э. Рязанов афористически выразил эту мысль: "Сегодня нельзя просвещать людей по-старому, их надо просвещать, развлекая". Идеальные модели развлечения, вместе с образцами товаров, рекламы, с экранов телевизоров переносятся в действительность. Этот новый код, или метаязык, требует изучения. Подход к развлечению как к виду социальной коммуникации превращает данную проблему в перспективное поле сотрудничества практических работников и ученых.

В заключение подчеркну, что проблема развлечения не случайно оказалась в фокусе общественного внимания. Самим процессом исторического развития категория "развлечения" выдвигается на одно из центральных мест в современной культуре, а социальный институт развлечений становится одним из самых востребованных и влиятельных. В связи с этим необходимо осмыслить проблему развлечения в новом, необычном ракурсе — не только как научную или практическую, но в первую очередь — как политическую.

Понять развлечение — значит, осознать растущую силу влияния, распространяемого СМК и развлекательной индустрией под видом невинных, легкомысленных забав. Этот узел власти ни в коем случае нельзя отдавать в руки коммерсантов, чиновников и случайных иностранцев. Наоборот, необходимо привлечь в эту область лучших российских специалистов, талантливых работников искусства, стремиться к тому, чтобы исследования популярной культуры финансировались в приоритетном порядке. Кто в нынешних условиях распоряжается развлечениями, тот владеет всей массовой культурой, а это дает ключ к сохранению общенациональной культуры, духовного здоровья общества.

 

Лечебный туризм.

Медици́нский тури́зм — термин, обозначающий практику предоставления медицинских услуг за пределами страны проживания, совмещение отдыха за рубежом с получением высококвалифицированной медицинской помощи.

Медицинский туризм имеет тысячелетнюю историю. С древних времен пациенты покрывали значительные расстояния, чтобы получить помощь от знаменитого лекаря. Причины, которые побуждают людей сегодня искать решение своих проблем со здоровьем за рубежом, носят самый разнообразный характер.

Большой популярностью медицинский туризм пользуется среди жителей США, Канады и Западной Европы. В США количество людей, страховка которых не покрывает лечение тяжелых хронических заболеваний, приближается к 110 миллионам. Поэтому многие американцы предпочитают проходить лечение за рубежом, так как стоимость лечения кардиологических, ортопедических и многих других заболеваний, например, в Индии или Таиланде составляет четверть, а иногда и десятую часть стоимости аналогичного лечения в США.

Жители Канады и Великобритании имеют государственную страховку, но для того, чтобы попасть к специалисту нужно ждать несколько месяцев, а период ожидания оперативного вмешательства может дойти до 2 лет. Поэтому канадцы и британцы тоже зачастую едут за медицинской помощью в страны, в которых можно пройти нужные процедуры без ожидания и получить лечение.

Медицинский туризм в СНГ тоже активно развивается. Поездки на лечение за рубеж в страны Европы и США стали почти повседневным делом. Оборудование в медицинских центрах за рубежом лучше, чем в больницах СНГ, врачи имеют высочайшую квалификацию и что немаловажно — уважительное и теплое отношение к пациентам со стороны медперсонала. [ источник не указан 274 дня ]

Для жителей России и стран СНГ традиционно популярными направлениями в этой области являются Германия и Израиль. В последнее время на подъеме популярность медицинских центров Германии, Сингапура, Турции, Швейцарии, Франции и других стран. Также начинают пользоваться популярностью страны Восточной Европы, такие как Польша, Венгрия, Чехия и другие.

Жители Ближнего Зарубежья часто выбирают крупные частные центры Москвы, так как считается, что из стран СНГ лучший уровень медицины можно найти именно в московских медицинских центрах.

Для организации лечения за рубежом созданы компании медицинского менеджмента, которые занимаются всеми аспектами поездки — переводом документов, подбором клиники, визовой поддержкой, трансферами, сопровождением и многим другим. Такие компании можно найти и в странах, которые являются наиболее популярными местами назначения для медицинских туристов, и в СНГ.

В настоящее время уже сформировался глобальный рынок медицинских услуг со своей инфраструктурой (медицинским менеджментом, аккредитирующими органами, агентствами медицинского туризма и туроператорами, специалистами в сфере медицинских путешествий). Даже в условиях финансового кризиса медицинский туризм развивается и оказывает все большее влияние на национальные системы здравоохранения и деятельность страховых компаний, которые все чаще предпочитают оплачивать лечение клиентов в зарубежных клиниках. В условиях глобальной экономической конкуренции феномен медицинского туризма заставляет медицину развиваться быстрыми темпами за счет современных технологий и улучшения обслуживания пациентов.

Медицинский туризм породил новую концепцию современного здравоохранения. Не имея возможности решить медицинскую проблему в своей стране, пациент выбирает страну, врача и клинику, где ему могут предложить самое современное и своевременное обследование и лечение. Девиз медицины ХХI века — «Пациенты без границ!».

Одной из опасностью медицинского туризма является возможность заразиться инфекциями, специфичными для страны, в которой проходит лечение. Так, например, бактерии с геном blaNDM-1 были занесены в Англию и США из Индии и Пакистана.

Лечебно оздоровительный туризм предусматривает перемещение резидентов и нерезидентов в пределах государственных границ и за пределы государственных границ на срок не менее 20 ч и не более 6 мес. в оздоровительных целях, целях профилактики различных заболеваний организма человека. Лечебно оздоровительный туризм основан на курортологии.

Курортология - это наука о природных лечебных факторах, их воздействии на организм и методах использования в лечебно профилактических целях.

Основные разделы курортологии:

1. Бальнеология - раздел курортологии, изучающий лечебные минеральные воды, их происхождение, физико химические свойства, влияние на организм при различных заболеваниях, разрабатывающий показания к их применению на курортах и в некурортных условиях.
2. Бальнеотерапия - методы лечения, профилактики и восстановления нарушенных функций организма природными и искусственно приготовленными минеральными водами на курортах и в некурортных условиях.
3. Грязелечение - метод лечения, профилактики заболеваний организма с использованием пелоидов, т. е. лечебных грязей различного происхождения, на курортах и в некурортных условиях.
4. Климатотерапия - совокупность методов лечения и профилактики заболеваний организма с использованием дозируемого воздействия климатопогодных факторов и специальных климатопроцедур на организм человека.
5. Курортография - описание местоположения и природных условий курортов и курортных местностей с характеристикой их лечебных факторов, бальнеотерапевтических, климатотерапевтических и других условий для лечения и отдыха.

 






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: