double arrow

Много или мало развлечений?

 

В индустрию досуга и развлечений вкладываются десятки миллиардов долларов. Профессии шоумена, продюсера, эстрадного артиста, культурного менеджера сегодня не менее популярны, чем профессии юриста, экономиста, политолога. Создается впечатление, будто развлечения переходят все мыслимые границы. Однако, что же имеется на "выходе", о каком качестве развлечения следует вести речь? Приведем данные социологического исследования, проведенного центром РАГС при Президенте РФ в 2004 г. в 25 субъектах РФ.

Социологи констатируют, что сегодня бедность стала одним из фокусов восприятия многих проблем, в том числе духовной культуры, для большой части населения России. Большинство людей вообще не посещает учреждения культуры; 83% опрошенных свободное время проводят дома. Первое место со значительным отрывом от других форм отдыха занимает просмотр телепередач и видеофильмов (61,1%). Если к этому добавить тех, кто "отсыпается" (28,6%), "расслабляется и выпивает" (11,1%), просто "бездельничает" и "убивает свободное время" (6,9%), то низкая содержательная насыщенность домашних занятий совершенно очевидна. Отвечая на открытый вопрос о любимом занятии в свободное от работы время, лишь 4,6% респондентов отнесли чтение к таковым. Тот факт, что больше половины населения в свободное время не читает ни книг, ни газет, ни журналов, расценивается социологами как свидетельство разрушения культурной нормы, частичной деурбанизации, утраты символического статуса чтения.

Приведенные данные подтверждаются результатами других социологических исследований. Например, один из наиболее широко рекламируемых видов отдыха — курорты и зарубежные туристические поездки. Насколько они доступны для российской публики? Такую форму отдыха большинство участников опроса сочло недоступной: лишь 13% в ходе опроса заявили, что люди их круга и социального положения могут себе позволить съездить отдохнуть за рубеж, и четвертая часть (24%) — что они могут позволить себе отдохнуть на российском курорте или в ходе экскурсионного тура по России.

Насколько справедливо мнение, что современная цивилизация есть "цивилизация развлечений"? Видимо, необходимо разделить два момента: что люди думают о развлечениях и как они действительно развлекаются. Ранее было показано, что СМК и реклама формируют у населения завышенные притязания к сфере досуга, но это больше относится к массовому сознанию, социальному воображению, мифотворчеству. Однако реальное поведение людей в досуговой сфере отличается консерватизмом. Привычки и вкусы меняются не столь стремительно, как это пытается изобразить реклама. Если иметь в виду нашу страну, разрыв между фантазиями и действительностью приобретает угрожающие масштабы и в перспективе может превратиться в сдерживающий фактор социально-культурного развития.

Хотя в сферу досуга инвестируются большие капиталы, они тратятся, в основном, на производство рекламы. Реальный спрос на рынке развлечений ограничен. Большинству населения страны из-за стесненного материального положения, высокой интенсивности труда недоступны культурные учреждения и формы развлекательной культуры. Особое сожаление вызывает то, что запросы многочисленных контингентов образованных россиян, которые были бы способны к восприятию более содержательных культурных образцов, не подкрепляются финансовыми ресурсами, не учитываются в рейтингах и маркетинговых исследованиях и не оказывают влияния на формирование рынка развлекательных услуг. В этих условиях происходит снижение стандартов, которые были достигнуты в советское время. Культура досуга приобретает характер домашнего, фонового потребления, где большую часть времени занимает просмотр телепередач.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: