double arrow

Институционализация и индустриализация развлечений

 

Важный этап в развитии развлечений связан с возникновением городов. Понятия "город" и "развлечение" теснейшим образом связаны. Российские ученые-урбанисты В.М. Долгий, А.Г. Левинсон, О.Н. Яницкий отмечали, что по отношению к сельскому окружению город выполняет "вынесенную вовне функцию коммуникации". В городах резче обозначились различия между трудом и отдыхом, коллективом и личностью, свободой и несвободой. По отношению к монотонной и бедной впечатлениями сельской жизни городская среда выступала в роли психологического компенсационного механизма, создававшего миф о том, что в городе "всегда праздник", "всегда развлечение". М.М. Бахтиным показано, что во время празднеств карнавального типа сословная иерархия переворачивалась "с ног на голову", пародийно обыгрывалась и релятивизировалась. На этой основе формировались единые (в тенденции — общечеловеческие) нормы городской культуры. Происходила демократизация развлечений.

Необходимо различать традиционный и современный город, а также процесс урбанизации, который оказал огромное влияние на содержание развлечений и на формы культурного осознания значения этой деятельности. Представляется обоснованной точка зрения профессора Е.В. Дукова, который трактует развлечение как специфическую проблему современного индустриального и постиндустриального общества. «Дело не в том, что до этого не было развлечений, — пишет Дуков, — а в том, что развлечение "не акцентуировалось" как значимая социальная и культурная ценность, не обособлялось в особую отрасль культурного производства».

Если традиционный город был слит с сельским окружением, а в культурном отношении выступал дополнением деревни, то урбанизация означала разрыв в развитии города и села. С начала XIX века в европейских городах сосредотачиваются огромные массы гетерогенного населения, которые были мало знакомы с обычаями и нормами городской жизни, но в то же время претендовали на свою долю развлечений. Повысился спрос на общедоступные жанры искусства, литературы, общественные формы проведения досуга. В. Беньямин показал, как в ответ на социальный запрос в европейских столицах создавались учреждения досуга и развлечений, включая театры и рестораны, цирки, выставочные залы, пассажи, спортивные клубы, кинематограф. Новые технические изобретения и новые открытия в искусстве шли рука об руку, ускоряя друг друга, приводя к своеобразному синтезу, который мы теперь называем "entertainment", или "массовая индустрия развлечений".

 

Функционирование этих учреждений интегрирует индивидов в виде распределенных в пространстве и времени дисперсных сообществ или субкультур. Принадлежность индивидов к этим сообществам не является постоянной и зависит от множества факторов, вплоть до капризов моды и индивидуальных склонностей отдельных лиц. Такой способ социальной интеграции Ж. Делез и Ф. Гваттари называли "ризомой", а М. Мафессоли — "балетом улиц", подчеркивая его динамичный, стохастический характер. Формы социального контроля в сфере развлечений распределяются неравномерно: сгущаясь в одних пространственно-временных локусах, они разрежаются в других.

Многие развлечения отличает высокая степень доступности. Легитимирующим принципом является максимально полное удовлетворение потребности в отдыхе, духовном и физическом развитии всех (платежеспособных) членов общества. Это не мешает развлечениям отражать и воспроизводить существующее неравенство, в частности, выполнять социально-маркирующую функцию по отношению к более престижным социальным группам.

С точки зрения личности, развлечения предоставляют максимальную степень свободы в рамках индустриальной, рыночной цивилизации. Эта свобода мыслится как право на индивидуальный выбор занятий, возможность вести себя раскованно и непринужденно, не подчиняясь правилам рациональной мотивации. Свобода развлечений — как бы исключение из правил, подтверждающее неизбежность ограничений свободы в других сферах, таких как труд, политика, семейно-бытовые отношения и пр.

Индустрия развлечений имеет собственную нормативную базу, законодательные установления и осуществляется в специально созданных общественных учреждениях. Однако общественные нормы и законы регламентируют деятельность организаторов развлечений, в меньшей степени ограничивая "клиентов" развлекательных услуг. Эти нормы не являются внутренне логичными и последовательными, они могут устанавливаться и поддерживаться посредством временного или частичного "нарушения" норм, в виде эксцессов.

Основной критерий эффективности в данной институциональной сфере — частота обращения публики к определенным видам развлекательных учреждений и услуг. Профессиональные работники культуры и искусства в развлекательном бизнесе не играют роли "первой скрипки", не определяют общего направления и выполняют функции наемного персонала. В отличие от "чистого" авторского искусства, развлекательные жанры требуют от артиста и художника не творческой оригинальности, не предельного самовыражения, а умения подстроиться под вкусы и настроения публики, предвосхитить ее желания и, соответственно, добиться "кассового" успеха3.

Развлечения функционируют и развиваются во взаимосвязи с другими общественными институтами, важнейшими из которых являются государство, семья, образование и культура, религия, СМК. Поэтому внутренние институциональные критерии успеха в данной области не могут рассматриваться как абсолютные. Они должны согласовываться с более широкой системой критериев и ценностей — политических, правовых, моральных, эстетических и пр.

В целом, эпоха "индустриализации" развлечений много дала для культурного развития общества и индивида. Однако, хотя репертуар развлечений в индустриальном, урбанизированном обществе несравненно шире, чем в традиционном, его содержание беднее и проще. Из развлечения улетучивается творческий игровой момент, который способствует духовному развитию личности. Развлечения становятся стандартизированными, более грубыми, гедонистическими, пронизанными духом меркантильности и соперничества. Вместо того, чтобы восхищаться искусством, сохраняя по отношению к нему уважительную дистанцию, развлекающиеся массы "погружают произведение искусства в себя". В общем, развлечения и досуг были свергнуты с пьедестала, на который их поставила гуманистическая культура Ренессанса и Просвещения. Хёйзинга писал и о том, что развлечения в XX веке все чаще используются в целях пропаганды и политических манипуляций. Развлечение перестало быть "чистой" игрой. К развлечени-

 

3 Для понимания специфики "развлекательного искусства" большое значение имеет теория "автономных художественных полей" П. Бурдье. См.: Бурдье П. Рынок символической продукции // Вопросы социологии. 1993. №№ 1, 2.


ям стали относиться утилитарно, что, по мнению Хейзинги, противно самой природе развлечения.

 

"Цивилизация развлечений": мифы и действительность

 

Что нового дал XX век с точки зрения развлечений? Следует признать, что мрачные прогнозы мыслителей прошлого отчасти сбылись. Развлечение стало ходовым "товаром" или коммерческой услугой, которая предоставляется в отчужденной, лишенной индивидуальных отличий упаковке с одной целью — способствовать уничтожению избытка материальных средств и свободного времени и, тем самым, приглушить экзистенциальный страх перед небытием, деперсонализацией, грузом повседневных забот. Пребывая в сфере развлечений, мы живем "заимствованной" жизнью, принимая иллюзии за ценности. Мы научились видеть в произведениях искусства не сложные характеры и положения героев, а детективы, мелодрамы, комедии, боевики и т.п. Имморалистский потенциал развлечения, о котором в предшествовавшие эпохи говорилось только намеком, в постмодернистской культуре реализовался в полной мере. Развлечение все чаще находится на грани дозволенного.

Развлекаться становится не просто престижным, но социально необходимым. Такое психологическое клише воспроизводится СМК, образовательными институтами, рекламой. Крупные корпорации обязывают сотрудников участвовать в пикниках, играть в гольф и боулинг, полагая, что это должно способствовать созданию положительного имиджа компании. Уклонение от этих мероприятий рассматривается как знак неуважения к корпоративным нормам и "ценностям". Создается абсурдная ситуация, когда человека заставляют развлекаться помимо его воли. Индустрия развлечений повсеместно и ежедневно воспроизводит "потребность" в праздности. С определенного момента эта отрасль приобретает независимость от вызвавших ее к жизни потребностей и начинает диктовать обществу искусственно созданные образцы и стили поведения. Если в начале XX века Й. Хейзинга писал о распространении "пуерилизма" (несерьезного, легкомысленного отношения к жизни) как одной из черт декаданса европейской культуры, то ближе к концу столетия Ж. Фурастье пишет о "цивилизации досуга" без малейшей тени осуждения. На смену трудовой протестантской этике приходит этика праздности и развлечений.

В 2006 г. автором вместе со студентами социологического факультета РГГУ было выполнено исследование "Представление ценностей досуга и развлечений в российских СМИ"4. По материалам исследования создается картина сдвига ценностных ориентации в сторону развлечений. Издатели нашпиговывают журналы рекламой развлекательных услуг, отдавая предпочтение видам досуга, на которых можно заработать. Даже если печатаются статьи на серьезные темы, их "герои" изображаются там, где предпочитают развлекаться. На первом месте по популярности стоят рестораны, эстрадные концерты, дискотеки, кинотеатры, казино, ночные клубы, фитнес-центры, компьютерные игры, шопинг. Далее идут театры, путешествия, выставки, книги, спорт. Концерты симфонической музыки и музейные экспозиции упоминаются реже. Творческие любительские занятия, за исключением квартирного дизайна и садовых участков, практически не представлены.

Хотя ценовая политика журналов различается, они формируют завышенные притязания в сфере развлечений. Большинство публикуемых материалов ориентировано не на возможности среднестатистического читателя, а на представителей так называемого среднего класса. Фактически, это означает, что большинству читателей предлагаемый репертуар развлечений не доступен, тем не менее, журналы находят потребителя. Один из главных выводов заключается в том, что чтение глянцевых журналов для значительной части публики, в особенности для девушек, выступает как привлекательная и доступная форма развлечения. Перелистывая "гламурные" журналы, читатели переносятся в мир грез и фантазии. "Гламур" — это особый способ игры с символами, когда внимание обращается на способность изображаемых вещей и человеческих тел репрезентировать отношения власти, превосходства, богатства, обладания.

 

 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: