1. Факторы, влияющие на формирование рынка услуг.
2. Саратовская область: состояние, потенциал и перспективы развития рынка услуг.
Контрольные вопросы
1. Дайте определение понятию «география сервиса».
2. Перечислите факторы, которые могут оказывать влияние на формирование рынка услуг в различных регионах мира и РФ?
3. Какими ресурсами, позволяющими развивать сервисную сферу, обладает Саратовский край?
4. Что сдерживает развитие сферы услуг в Саратовской области?
Литература: 8,18,32,38, 48.
Тема 4. Категории потребителей и особенности обслуживания
Практическое занятие 5
Сегментация рынка услуг
Вопросы к практическому занятию
1. Сегментация рынка услуг.
2. Основные принципы и критерии сегментации.
3. Определение целевых рынков в сфере социально-культурного сервиса и туризма.
Контрольные вопросы
1. Что такое сегментация рынка?
2. Каковы основные принципы сегментации рынка услуг?
3. Какие критерии используются при определении сегментов рынка услуг?
|
|
4. Перечислите основные региональные критерии сегментации. Иллюстрируйте свой ответ примером из сферы туризма Саратовской области.
5. В чем особенность сегментации рынков услуг?
6. Дайте определение понятию «целевой рынок».
7. Почему выбор целевого рынка является одной из основных задач предприятия сферы услуг?
Литература: 5, 12, 14, 19, 34, 36, 47, 50.
Практическое занятие 6
Клиентоориентированная стратегия в сфере сервиса
Вопросы к практическому занятию
1. Анализ рынка потенциальных потребителей услуг.
2. Стратегия и технологии привлечения клиента.
Контрольные вопросы
1. Кто такие потребители?
2. Какие критерии лежат в основе классификации потребителей?
3. Какие основные этапы проходит процесс покупки услуги потребителем?
4. В чем суть клиентоориентированной стратегии предприятия?
5. Объясните актуальность стратегии «компания-клиент» в современной сфере услуг.
6. Каковы основные направления реализации клиентоориентированной стратегии в сфере гостеприимства и туризма?
7. Дайте характеристику основным методам удержания клиентов.
Литература: 13, 15, 25, 43, 45, 47.
Тема 5. Качество сервиса
Практическое занятие 7
Стандартизация и сертификация в сфере услуг
Вопросы к практическому занятию
1. Стандарты обслуживания: понятие, цели, объект и уровень стандартизации услуг.
2. Закон РФ «О стандартизации».
3. Международные стандарты услуг ISO 2004-2.
4. Понятие сертификации услуг. Обязательная и добровольная сертификация в сфере услуг.
|
|
5. Законы РФ «О сертификации продукции и услуг» и «О защите прав потребителей».
Контрольные вопросы
1. Что такое стандартизация в сфере услуг?
2. Каковы цели стандартизации?
3. Что является объектом (предметом) и областью стандартизации?
4. Какой Закон регулирует основные направления стандартизации в РФ?
5. Перечислите нормативные документы по стандартизации в сфере сервиса и туризма, действующие на территории РФ.
6. Что такое стандарты обслуживания?
7. Какое значение имеют международные стандарты ISO для развития сферы услуг в РФ?
8. Дайте определение процесса сертификации.
9. При каких условиях проводится обязательная сертификация услуг?
10. Какие услуги подлежат добровольной сертификации?
Литература: 5, 9, 10, 16, 17, 32, 33, 34, 44, 47.
Практическое занятие 8
Система регулирования качества услуг в сервисной сфере
Вопросы к практическому занятию
1. Система оценки удовлетворенности клиента.
2. Источники информации о восприятии услуги клиентом: наблюдение, анкетирование клиентов, карточки опроса о качестве обслуживания, анализ финансовых показателей, наблюдения служащих, жалобы клиентов.
3. Работа с жалобами клиентов.
Контрольные вопросы
1. Что такое качество услуги?
2. Перечислите основные критерии качества услуги.
3. Что такое техническое и функциональное качество предоставляемой услуги?
4. Что влияет на ожидаемое качество услуги?
5. Что оказывает влияние на воспринятое качество услуги?
6. Почему можно говорить о непостоянстве качества услуги? С чем это связано?
7. Какие мероприятия могут позволить повысить качество предоставляемых услуг?
8. Как можно оценить степень удовлетворенности клиента услугой?
9. Дайте оценку различным источникам информации о восприятии клиентом услуги.
10. Каким правилам следует придерживаться при работе с жалобами клиентов?
Литература: 1, 5, 8, 19, 32, 39, 47.
Тема 6. Организация обслуживания потребителей
Практическое занятие 9
Организация обслуживания в сфере социально-культурного
сервиса и туризма
Вопросы к практическому занятию
1. Факторы, определяющие условия и режим труда обслуживающего персонала в сфере социально-культурного сервиса и туризма.
2. Права и обязанности сотрудников. Инструкции для различных служб, для каждой категории персонала.
3. Рекомендации по отношению с клиентами. Формирование и использование позитивных установок при обслуживании клиента.
Контрольные вопросы
1. Что такое процесс обслуживания?
2. Что является основной целью обслуживания?
3. Перечислите главные задачи обслуживания.
4. Назовите и охарактеризуйте субъекты обслуживающей деятельности.
5. Каковы основные требования к поведению персоналу, обслуживающему клиентов?
6. Какие существуют особенности работы с клиентами в сфере социально-культурного сервиса и туризма?
7. Перечислите основные права и обязанности работников сервисной службы?
8. Какие документы регулируют деятельность персонала на сервисном предприятии?
8. Что формирует отношения клиента и продавца услуг?
9. Как «личностное отношение» в обслуживании влияет на качество предоставляемых услуг?
Литература: 2, 7, 17, 21, 23, 24, 31, 32, 42.
Практическое занятие 10
Национальные особенности обслуживания клиентов
В сервисной сфере
Вопросы к практическому занятию
1. Особенности обслуживания европейцев.
2. Специфика работы с клиентами, жителями арабского Востока.
3. Специфика обслуживания американцев.
4. Особенности обслуживания жителей Юго-Восточной Азии.
5. Национальные особенности обслуживания российских клиентов.
Контрольные вопросы
1. Почему в сфере гостеприимства и туризма очень важно знать национальные особенности различных клиентов и учитывать их при организации обслуживания?
|
|
2. Назовите специфические национальные черты жителей арабского Востока, которые в первую очередь следует учитывать при организации обслуживания?
3. В чем специфика обслуживания европейских клиентов?
4. Какие национальные особенности россиян особо ярко проявляются в сфере обслуживания?
Литература: 23, 32.