Задания для самостоятельной работы студентов

СИЛЛАБУС

 

Дисциплина: Экология и устойчивое развитие Eco UR 1106

Специальность: 5В110100 - «Сестринское дело»

Кафедра: общей гигиены и экологии

Объем учебных часов (кредитов): 90 часов \ 2 кредита

Курс: 1

Семестр: 2

 

Алматы 2016 г.

       Силлабус составлен в соответствии с Рабочей программой: заведующим кафедрой общей гигиены и экологии,  профессором Кенесариевым У.И., старшими преподавателями Молдакарызовой А.Ж., Алимовой Н.Е., переработан преподавателем Токжановой М.С. на основании ГОСО РК 2012 г. и Типовой учебной программы по дисциплине «Экология и устойчивое развитие» утвержденной г. Астана, 2008г.

 

обсужден на заседании кафедры общей гигиены и экологии

от «____»__________2016 г. Протокол №_____

 

Заведующий кафедрой, профессор _____________ Кенесариев У.И.

 

 

 

1. Общие сведения:

1.1. Наименование вуза: Казахский национальный медицинский университет им. С.Д.Асфендиярова

1.2. Кафедра: Общей гигиены и экологии

1.3. Дисциплина, код дисциплины: Экология и устойчивое развитие, Eco UR 1106

1.4. Специальность: 5В110100-«Сестринское дело»

1.5. Объем учебных часов\кредитов: 90 часов\ 2 кредита

1.6. Курс и семестр изучения: 1курс, 2семестр

1.7. Сведения о преподавателях: 

Ф.И.О. Ученая степень, должность Приоритетные научные интересы Достижения, труды
1 Кенесариев У.И. д.м.н., профессор Исследования состояния окружающей среды и здоровья населения в не-фтегазовых регионах и в регионах ракетно-ядер-ных испытательных по-лигонов республики, реа-лизация актуальных международных прог-рамм. Разработчик типовых программ для медицинских вузов респуб-лики по общей гигиене и эколо-гии, автор более 300 трудов, в том числе учебников «Экология и здоровье населения», «Ком-мунальная гигиена», учебных пособий «Гигиена питания» и «Радиационная гигиена», «Ги-гиена» на государственном и русском языках. Читает лекции по общей гигиене и экологии для студентов всех специаль-ностей.
2. Амрин М.К. к.м.н, доцент Исследования состояния окружающей среды и здоровья населения в нефтегазовых регионах и в регионах ракетно-ядер-ных испытательных по-лигонов республики Разработчик типовых и рабочих программ по медицинской эко-логии для медико-профилак-тического и фармацевтического факультетов. Автор учебного пособия «Гигиена воздуха» на русском и казахском языках. Читает лекции на казахском языке по общей гигиене, меди-цинской экологии и экологии для студентов всех специаль-ностей.
3. Досмухамбетов А.Т. к.м.н, доцент Исследования состояния окружающей среды и здоровья населения в нефтегазовых регионах и в регионах ракетно-ядер-ных испытательных по-лигонов республики Разработчик типовых и рабочих программ по медицинской эко-логии для медико-профилак-тического и фармацевтического факультетов. Автор учебного пособия «Гигиена воздуха» на русском и казахском языках. Читает лекции на казахском языке по общей гигиене, меди-цинской экологии и экологии для студентов всех специаль-ностей.
4. Анамбаева А.И. к.м.н, доцент Исследования состояния окружающей среды и здоровья детского насе-ления в нефтегазовых регионах Разработчик типовых и рабочих программ по общей гигиене для студентов стоматологического факультета. Автор учебных по-собий по общей гигиене для студентов медицинских вузов «Гигиена лечебно-профилакти-ческих организаций» и «Гиги-ена детей и подростков». Читает лекции по общей гиги-ене и экологии для студентов специальности «Стоматоло-гия».
5. Аликеева Г.М. к.м.н., ст.преп. Исследования состояния окружающей среды и здоровья населения в нефтегазовых регионах республики Автор учебно-методических пособий «Гигиена воды» (на каз. и рус.яз), «Первые меди-цинские работники на террито-рии Казахстана». Читает лек-ции по экологии.
6. Молдакарызова А.Ж. к.б.н., ст.преп. Исследования состояния окружающей среды и здоровья населения в сточных вод г.Алматы. Разработчик рабочих программ и силлабусов по экологии для специальностей «Общая меди-цина»; «Стоматология». Читает лекции на казахском языке по общей гигиене и экологии для студентов всех специальностей.
7. Ержанова А.Е. к.м.н., ст. преп. Исследования состояния окружающей среды и здоровья населения в нефтегазовых регионах республики Разаработчик УМКД по «Общей гигиене» для специальностей «Общая медицина»; «Сестрин-ское дело». Соавтором книг: «Модель медицинского обра-зования Казахского националь-ного медицинского универси-тета им. С. Д, Асфендиярова», часть 1 – «Компетенции»; часть 2 – «Образовательные програм-мы». Читает лекции по общей гигиене для студентов специ-альностей «Общая медицина»; «Сестринское дело».
8. Бегимбетова Г.А. к.б.н., старший преп.   Ведет занятия по общей гигие-не и экологии со студентами всех специальностей, участвует в разработке и переводе на го-сударственный язык методи-ческих материалов кафедры.
9. Желдербаева М.К. к.м.н., старший преп. Исследование токсич-ности кадмия и свинца в сравнительном аспекте Читает лекции по общей гиги-ене для специальностей «Общая медицина»; «Общественное здравоохранений». Ведет заня-тия по общей гигиене и эколо-гии на всех факультетах, участ-вует в разработке и переводе на государственный язык методи-ческих материалов кафедры.
10. Сламкулова                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      С.Ш. преп.   Ведет занятия по общей гигие-не и экологии со студентами всех специальностей, участвует в переводе на государственный язык методических материалов кафедры.
11. Кенесары Д.И. старший преп.   Читает лекции по гигиене и Экологии и устойчивому развитию. Ведет занятия по дисциплине «Экология и устойчивое развитие» со студентами всех специальностей.
12. Токжанова М.С. Преп.   Читает лекции по Экологии и устойчивому развитию. Ведет занятия по дисциплине «Экология и устойчивое развитие» со студентами всех специальностей, участвует в переводе на государственный язык методических материалов кафедры.
15 Айтжанова Г.М. преп.   Ведет занятия по дисциплине «Экология и устойчивое развитие» со студентами всех специальностей, участвует в переводе на государственный язык методических материалов кафедры.
16 Кенесарина М.И. Преп.   Ведет занятия по дисциплине «Экология и устойчивое раз-витие» со студентами всех специальностей, участвует в переводе на государственный язык методических материалов кафедры.
17 Сулейменова С.С. преп.   Ведет занятия по дисциплине «Экология и устойчивое раз-витие» со студентами инностронных груп.

1.8. Контактная информация: место нахождения кафедры - ул. Толе-би 94, INTRO-IV, 2 этаж. тел. 2926722, факс 2926722

1.9. Политика дисциплины:

Студент должен выполнять следующие требования кафедры:

- активно участвовать в учебном процессе;

- не пропускать занятия и лекции без уважительной причины; 

- все задания практических занятий выполнять и оформлять соответственно требованиям;

- выполнять задания по СРС и СРСП на достаточном уровне и сдавать их в установленные сроки;

- сдавать своевременно все рубежные контроли;

-студентам, имеющим собственные конспекты или выполненные задания и ситуационные задачи к теме занятия на трех языках (английский, казахский и русский), к оценке за соответствующее занятие прибавляется 15 баллов;

- студентам, выполнившим и защитившим СРС по собственному желанию на втором языке без грубых грамматических и лексических ошибок, добавляется 5 баллов к оценке;

-студентам, выполнившим СРС по собственному желанию на английском и втором языке; защитившим СРС по собственному желанию на английском или втором языке без грубых грамматических и лексических ошибок, добавляется 15 баллов к оценке; 

-студентам, выполнившим научно-исследовательскую работу в кружке или индивидуально на английском и втором языке без грубых грамматических и лексических ошибок, при условии устного доклада результатов работы на кружке или научной конференции на английском языке без грубых грамматических и лексических ошибок засчитываются  2 СРС с максимальной оценкой и к оценке 1 коллоквиума добавляется 15 баллов;

 - студентам, ответившим по своему желанию на английском языке на вопрос билета или устно на «хорошо» или «отлично», без допущения грубых грамматических и лексических ошибок добавляется 10 баллов к итоговой оценке на 2 этапе экзамена;

-студентам, ответившим по своему желанию на втором языке на вопрос билета или устно на «хорошо» или «отлично», без допущения грубых грамматических и лексических ошибок добавляется 5 баллов к итоговой оценке на 2 этапе экзамена;

- находится в аудитории в белых халатах.

 

 

Пәннің саясаты:

Студент кафедраның келесі талаптарын орындауы тиіс:

- оқу үрдісіне белсенді қатысу керек;

- тәжірибелік сабақ пен дәрісті себепсіз қалдырмау керек; 

- тәжірибелік сабақтан берілген барлық тапсырмалар талаптарға сәйкес орындалуы және рәсімделуі қажет;

- СӨЖ және СОӨЖ бойынша тапсырмалар жеткілікті деңгейде орындалуы керек және орнатылған мерзімде оқытушыға тапсырылуы қажет; 

- барлық аралық бақылаулар өз уақытында тапсырылуы керек;

- сабақ тақырыбына байланысты конспект, жағдайлық есептері мен тапсырмаларды үш тілде (ағылшын, қазақ тілінде және орыс тілінде) орындаған студенттерге 15 балл қосылады;

- СӨЖ өз қалауы бойынша ешқандай ірі грамматикалық және лексикалық тұрғыдан қателерсіз екінші тілде қорғаған студенттің алған бағасына 5 балл қосылады;

-студент СӨЖ өз қалауы бойынша ағылшын және екінші тілде ешқандай грамматикалық және лексикалық тұрғыдан қатесіз орындап, қорғаған студенттің бағасына 15 балл қосылады; 

-ғылыми зерттеу жұмыс үйірмелерінде немесе жеке өзі ғылыми жұмысты ағылшын және екінші тілде ешқандай грамматикалық және лексикалық тұрғыдан қатесіз орындаған студентке, жұмыстың нәтижесі бойынша жасалған ауызша баяндамасы ағылшын және екінші тілде ешқандай грамматикалық және лексикалық тұрғыдан қатесіз болғанда максималды бағасы бар 2 СӨЖ және 1 аралық бақылау бағасына 15 балл қосылады;

 - өзінің қалауымен билет сұрақтарына ағылшын тілінде және екінші тілде ауызша «жақсы» немесе «үздік» ешқандай грамматикалық және лексикалық тұрғыдан қатесіз жауап берген жағдайда емтиханның екінші кезеңінің қорытынды бағасына 10 балл қосылады;

- өзінің қалауымен билет сұрақтарына екінші тілде ауызша «жақсы» немесе «үздік» ешқандай грамматикалық және лексикалық тұрғыдан қатесіз жауап берген жағдайда емтиханның екінші кезеңінің қорытынды бағасына 5 балл қосылады;

- аудиторияда ақ халатта  болуы тиіс.

Policy of the subject:

Student should follow main requirements of the department:

- active participation in classes;

- don’t miss the classes without reason;

- active participation in classes;

- all practical tasks should meet the requirements;

- deliver the tasks of independent work and independent work under the guidance of a teacher until deadline;

-  deliver the control tasks until deadline.

- students with their own performed exercises and case studies in three languages (English, Kazakh and Russian), can be granted with additional 15 points;

- student performing and defending their independent work in a second language without serious grammatical and lexical errors can be granted with additional 5 points;

- student performing independent work in English and a second language without serious grammatical and lexical errors, added 15 points;

- student delivering and defending independent work in English and a second language without serious grammatical and lexical errors can be granted with additional 15 points;

- students who is able to answer the exam questions in English in written or oral form without big grammatical and lexical mistakes can be granted additional 10 points to the final assessment at the second Stage of exam;

- students who is able to answer the exam questions in a second language in written or oral form without big grammatical and lexical mistakes can be granted additional 5 points to the final assessment at the second Stage of exam;

- students must sit with white medical uniform.

2. Программа:

2.1. Введение:Взаимодействие человеческого общества и природы стало одной из важнейших проблем современности. Со времени появления человека на Земле влияние его на биосферу постоянно росло. Но именно в условиях индустриального общества и демографического взрыва отрицательные последствия человеческой деятельности приобрели, глобальный характер в невиданных ранее масштабах загрязняется окружающая среда. Наметились тенденции к истощению ресурсов. Разные виды антропогенной деятельности привели к прямому или косвенному уничтожению разнообразных видов животных и растений. Химическое загрязнение природной среды, радиационная обстановка, качество продуктов питания и питьевой воды и т.д. привели к ухудшению состояния здоровья населения. Возник ряд глобальных экологических проблем.

На современном этапе антропогенные изменения затронули практически все экосистемы планеты, газовый состав атмосферы, энергетический баланс Земли. Это означает, что деятельность человека вступила в противоречие с природой, система «биосфера – человечество все более приходит в разбалансированное состояние, в результате чего во многих районах нарушилось ее динамическое равновесие. Все это способствует ухудшению состояния современной биосферы, разрушению здоровья и духовности человека. Решение проблемы возможно в результате восстановления баланса, что представляет собой чрезвычайно сложную, беспрецедентную в глобальном отношении задачу, поставленную в 1992 году в Рио-де-Жанейро, где была подписана и утверждена концепция по Устойчивому развитию.

Устойчивое развитие в глобальной системе «общество-природа» означает соблюдение динамического равновесия в социоэкосистемах разного уровня. Чем раньше человечество осознает это и пойдет по пути устойчивого развития, тем вероятнее будет его выживание на Земле. При этом решающая роль принадлежит экологическому образованию.

2.2. Цель дисциплины: формировать знания и умения об основных закономерностях устойчивого развития природы и общества

2.3. Задачи обучения:

- формировать знания об основных закономерностях, определяющих взаимодействие живых организмов со средой обитания, распространение и динамику численности организмов, структуру сообществ и их динамику;

- формировать знания о закономерностях потока энергии через живые системы, круговороте веществ, функционировании экологических систем и биосферы в целом;

- формировать знания об основных принципах охраны природы и рационального природопользования, об социально-экологических последствиях антропогенной деятельности;

- формировать знания о концепции, стратегии, проблемах устойчивого развития и о практических подходах к их решению на глобальном, региональном и локальном уровнях.

- формировать навыки выявлять и анализировать естественные и антропогенные экологические процессы и возможные пути их регулирования;

- формировать навыки понимания современной концепции и стратегии устойчивого развития человечества, направленных на планомерное изменение традиционных форм хозяйствования и образа жизни людей с целью сохранения стабильности биосферы;

- формировать навыки использования полученных знаний о закономерностях взаимодействия живых организмов и окружающей среды в практической деятельности, для сохранения устойчивого развития.

2.4. Конечные результаты обучения:

- обладать навыками анализа экологических процессов, постановки конкретных задач и приоритетов устойчивого развития природы и общества;

- использовать полученные знания для решения экологических задач, а также реализации идей устойчивого развития в Республике Казахстан и других странах.

2.5. Пререквизиты: биология, экология, физика, химия, история Казахстана, философия, математика и информатика, основы экологического права.

2.5. Постреквизиты: Биохимия, микробиология, общая гигиена, нормальная физиология, экономическая теория, патологическая анатомия, патологическая физиология

2.6. Краткое содержание дисциплины: Экология - это наука о взаимоотношениях живых организмов и среды их обитания. Термин «экология» происходит от древнегреческого «oikos» - (дом, жилище) и «logos» - (слово, учение), в научный обиход его ввел выдающийся немецкий биолог Эрнст Геккель. Он в своей книге «Общая морфология организмов» (1866г.) назвал экологией один из разделов биологии - науку об условиях обитания организмов в окружающей среде. От древнегреческого «oikos» образовано не только наименование этой науки, но и понятие «ойкумена» («экумена»), служащее для обозначения природы, освоенной и обжитой человеком. С освоением человеком космоса понятие «экумена» вышло за пределы Земли, а экология, пусть еще не как знание, но хотя бы как термин, проникла в сознание каждого. В настоящее время она не является одним из разделов биологии, на родство с ней претендуют и география, и политэкономия, и философия, да и весь комплекс естественных и общественных наук. Более того, экология вышла за рамки научного понятия и стала предметом тревог и забот каждого государства и каждой личности. Экология, следовательно, касается всех, ибо экологический кризис, если он перерастет в экологическую катастрофу, не пощадит никого.

Современная экология - это наука, занимающаяся изучением взаимоотношений

2.7. Тематический план: (лекции, практические, семинарские, лабораторные, самостоятельные под руководством преподавателя*) темы, форма проведения и продолжительность, время консультаций, рубежный и итоговый контроль).

 

Тематический план лекций

№ п/п Тема лекции объем учебных часов
1 Экология как теоретическая база охраны природы и рационального природопользования. Разделы экологии. 1
2 Биосферно – ноосферная концепция В.И.Вернадского. 1
3 Атмосфера, гидросфера, литосфера – важнейший элемент биосферы. Источники загрязнения. 1
4 Окружающая среда и здоровье населения. 1
5 Концепция и принципы устойчивого развития. Перспективы устойчивого развития Казахстана. 1
  Итого: 5

 

Тематический план практических занятий

№ п/п Тема занятия Объем учебных часов
1 Экология как теоретическая база охраны природы и рационального природопользования. Основные среды жизни и их характеристики.   3
2 Популяция как форма существования вида и ее основные критерии. Экосистема, ее структура и функциональная организация. 3
3 Строение биосферы и ее границы. Биосферно - ноосферная концепция В.И.Вернадского. (Учение В.И.Вернадского о биосфере и ноосфере). 3
4 Проблемы обеспеченности человеческого общества природными ресурсами. Проблемы урбанизации. Рост населения и изменение его качества. 3
5 Основные виды антропогенного воздействия  на биосферу. Атмосфера – элемент биосферы. Источники загрязнения  и влияние атмосферных загрязнений на здоровье населения. 3
     
6 Литосфера,  гидросфера – элементы биосферы. Источники и характер загрязнения почвы,  загрязнение водоисточников и здоровье населения. 3
7 «Устойчивое развитие» и роль экологии в реализации концепций и принципов устойчивого развития. Политика и стратегия устойчивого развития на разных уровнях: глобальном, региональном и местном. 3
     
8 Международные конвенции и договоры по глобальным экологическим проблемам современности. Реальные и возможные временные этапы обеспечения устойчивого развития. 3
9 Охрана природы и устойчивое развитие. Заповедные территории Республики Казахстан. 1
  Итого: 25

 

 

Тематический план самостоятельные работы под руководством преподавателя*

№ п/п Тема занятия Объем учебных часов
1 Предмет, задачи и объекты исследования. История развития экологии. Организм как живая целостная система.Взаимодействие организма и среды. 2
2 Круговорот основных биогенных элементов в экосистеме. 1

3

 

Основополагающая роль учения о ноосфере В.И.Вернадского в разработке концепции Устойчивого развития. 1
Рубежный контроль 1
4 Проблемы городских и сельских населенных пунктов и здоровье населения.   1
5 Антропогенные воздействия на атмосферу. Экологические последствия глобального загрязнение атмосферы. 1
6 Антропогенные воздействия на гидросферу и литосферу. Экологические последствия загрязнение гидросферы, литосферы.. Естественные и искусственные биогеохимические провинции Казахстана и особенности здоровья населения регионов республики. 2
7 Понятие о концепции устойчивого развития. Перспективы устойчивого развития Казахстана. Актуальные экологические проблемы в устойчивом развитии Республики Казахстан. 1

8

Международные организации в области охраны окружающей среды и устойчивого развития. 1
Рубежный контроль 1
9 Законы РК в области охраны окружающей среды 1
10 Особо охраняемые природные территории. 1
  Итого: 14

 

Задания для самостоятельной работы студентов

тема занятия форма проведения объем часов
Адаптированность организмов к факторам окружающей среды. Свет как экологический фактор. Понятие о фотопериодизме. Температура как экологический фактор. Вода как экологический фактор. презентация кроссворд   6
Статические и динамические характеристики, механизмы регуляция численности популяции. Диапазон толерантности. Биотические связи. Миграция, конкуренция и хищничество как фактор регуляции.   доклад глоссарий 6
Автотрофный и гетеротрофный компоненты экосистемы. Пищевые цепи, экологические пирамиды. Действие законов термодинамики в экосистемах, продуктивность экосистем. Поток энергии и круговорот веществ в экосистеме.Роль живых организмов в поддержании непрерывного круговорота веществ в экосистеме презентация глоссарий 6
Гомеостаз и экологическая сукцессия. Эволюция биосферы. Роль живых организмов в изменении физико-химических параметров атмосферы, литосферы и гидросферы. Современные теории происхождения жизни. Механизмы устойчивости биосферы. презентация глоссарий 6
Планетарная роль живого вещества биосферы. Международные саммиты и инициативы международных организаций по обеспечению устойчивого развития природы и общества. Роль неправительственных организаций в решении экологических проблем.    реферат дискуссия 6
Причины и последствия дестабилизации природной среды в Казахстане. Экологические аспекты устойчивого человеческого развития в РК. Национальный план действий по охране окружающей среды для устойчивого развития Республики Казахстана. Экологическая политика РК. реферат дискуссия 6
Город как урбанистическая система. Специфические свойства урбосистем, отличие от природных. доклад глоссарий 5
Химические, биологические, физические факторы окружающей среды как факторы причины и риска развития заболеваний человека. Добровольные факторы риска. доклад кроссворд 5

                                                                                   Итого:

46

 

2.8 Методы обучения и преподавания: (малые группы, дискуссия, ситуационные задачи, работа в парах,презентации, кейс-стади и т.д.).

Практические занятия: семинары, решение ситуационных задач, анализ конкретных гигиенических ситуаций, разбор случаев не соблюдения гигиенических нормативов, моделирование ситуаций, работа в парах, дискуссия.

СРСП: работа в малых группах, дискуссии, решение ситуационных задач

СРС: работа с литературой, электронными базами данных, решение ситуационных задач;, составление аналитических обзоров, ситуационных задач, тестов, решение тестовых заданий, подготовка научных рефератов.

 

2.9 Литература основная и допольнительная:

Основная:

1. Экологический кодекс Республики Казахстан: Принят 9 января 2007г.-Алматы:Бико, 2007.-192с. - (Прил. к "Официальной газете")

2. Кенесариев У.И., Жакашов Н.Ж. Экология и здоровье населения: Учебник для медицинских ВУЗов и колледжей. Алматы. 2002. – 260 с.

3. Пивоваров Ю.П.,Кролик Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2001. – 576 с.

4. Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек: Учеб. Пособ.М.:Фаир,1998.

5. Тонкопий М.С., Ишкулова Н.П. Экология и устойчивое развитие, 2010.-560 с.

6. В.В., и др. Гигиена и основы экологии человека. 4-е изд., испр.и доп.-Ростов на Дону «Феникс».2008.-650 с.

7. Матвеева Н.А. Гигиена и экология человека. 2-е изд.,стер.-М.:Медицина,2008.-600 с.

8. Ерубаева Г.К. учебное пособие «Учение об окружающей среде» (Алматы, казак универс 2011.-153с.).

9. Колумбаева С.Ж., Бильдебаева Р.М., Шарипова М.А. «Экология и устойчивое развитие» (на каз и русс языках) Алматы, 2012 Қазақ университеті.

Дополнительная:

1. Экология / Под ред. В.В.Денисова Ростов-на-Дону: МарТ,2002.

2. Шилов И.А. Экология. М.:Высшая школа. 2001.

3. Алексеев С.В., Груздева Н.В., Муравьев А.Г. и др. Практикум по экологии: Учебное пособие.:М.:АО ОМДС,1996.

4. Арустамов Э.А., Левакова И.В., Баркалова Н.В. Экологические основы природопользования.М.,2001.

5. Валова В.Д. Основы экологии.М.:Дашков и К., 2001.

6. Гирусов Э.В. Экология и экономика природопользования. М.:Закон и право, ЮНИТИ,1998.

7. Мусина У.Ш. Теоретические основы охраны окружающей среды: Учебное пособие.Алматы: КазНТУ, 2000.

8. Никандров А.М., Хорунжая Т.А. Глобальная экология. М.:Книга-сервис, 2003.

9. Розанов С. Общая экология.С-П-М-Краснодар:Лань, 2003

10. Федотова А.И., Никольская А.Н. Практикум по экологии. Москва:Гуманит. изд. центр «Владос», 2001.

11. Экологический терминологический словарь. Алматы: Рауан. 2000.

12. «Положение о госконтроле за использованием и охраной водных ресурсов». 29.04.95 г.

13. Постановление Правительства РК «Об утверждении положения о государственном мониторинге недр в РК». 27.01.97 г

14. Указ о недрах и недропользовании. 2.01.96 г.

* Примечание: Список литературы может обновляться ежегодно.

 

2.10 Система контроля учебных достижений обучающихся:

Практических занятий: устный опрос

Тестирование: в письменной форме по вариантам

СРС: защита рефератов, докладов, рецензий по темам, демонстрация презентаций, контроль выполнения тестовых заданий не позднее недели, соответствующей разделу экологии, на которой изучается данная тема.

Проверка выполнения заданий по самостоятельной работе: в письменной или устной форме

 Рубежный контроль: коллоквиум по кредитам в виде тестирования и устного опроса.

 Текущий контроль: Практическое занятие, рубежный контроль, СРС – максимально 100 баллов

Итоговый контроль:  с учетом результатов текущего и рубежного контроля проводить экзамен.

   

 

Традиционная оценка Критерий Балл
«А» 4 Присутствие, полный ответ при устном опросе, тестирование «95-100%», выполнение всех заданий 95-100 б.
«А-» 3,67 Присутствие, при опросе допущены незначительные ошибки, тестирование «90-94%», неточное выполнение заданий 90-94 б.
«В+» 3,33 Присутствие, при опросе допущены незначительные ошибки, тестирование «85-89%» 85-89 б.
«В» 3,0 Присутствие, при опросе допущены принципиальные ошибки, тестирование «80-84%» 80-84 б.
«В-» 2,67 Присутствие, при опросе допущены принципиальные ошибки, тестирование «75-79%», неполное выполнение заданий 75-79 б.
«С+» 2,33 Присутствие, при опросе допущены принципиальные ошибки, тестирование «70-74%» 70-74 б.
«С» 2,0 Присутствие, тестирование «65-69%» при опросе допущены принципиальные ошибки, неполное выполнение заданий 65-69 б.
«С-» 1,67 Присутствие, тестирование «60-64%» при опросе допущены принципиальные ошибки, неполное выполнение заданий 60-64 б.
«D+» 1,33 Присутствие, тестирование «55-59%», при опросе допущены принципиальные ошибки, не выполнение заданий 55-59 б.
«D-» 1,0 Присутствие, при опросе допущены принципиальные ошибки, тестирование «50-54%», не выполнение заданий 50-54 б.
«F» 0 Присутствие, незнание материала, не выполнение заданий 0-49 б.
  Отсутствие на занятии 0 б.

 

 

Оценка компетенции

Тема занятия

Оцениваемые компетенции

Знания Практичес-кие навыки Комму-никатив-ные навыки Правовая компетен-ция Само- Развитие
1 Экология как теорети-ческая база охраны природы и рациональ-ного природопользо-вания. Основные среды жизни и их характерис-тики.   Устный опрос.   Заполнение таблицы Решение ситуацион-ных задач Работа в малых группах Инструкция по технике безопаснос-ти  
2 Популяция как форма существования вида и ее основные критерии. Экосистема, ее струк-тура и функциональная организация. Устный опрос. Тестиро-вание Решение ситуацион-ных задач      
3 Проблемы обеспечен-ности человеческого общества природными ресурсами. Проблемы урбанизации. Рост на-селения и изменение его качества. Устный опрос. Тестиро-вание Составление схем Решение ситуацион-ных задач        
4 Строение биосферы и ее границы. Биосферно – ноосферная концеп-ция В.И.Вернадского. (Учение В.И.Вернадс-кого о биосфере и ноосфере). Устный опрос. Тестиро-вание Состовление кросвордов и схем      
5 Основные виды антро-погенного воздействия на биосферу. Атмосфера – элемент биосферы. Источники загрязнения и влияние атмосферных загряз-нений на здоровье на-селения. Устный опрос. Тестиро-вание Составление схем      
6 Литосфера, гидросфера – элементы биосферы. Источники и характер загрязнения почвы,  загрязнение водоис-точников и здоровье населения. Устный опрос. Разбор ситуаци-онных задач Решение ситуацион-ных задач кейс- стадий Работа в малых группах    
7 «Устойчивое развитие» и роль экологии в реа-лизации концепций и принципов устойчиво-го развития. Политика и стратегия устойчивого развития на разных уровнях: глобальном, региональ-ном и местном. Устный опрос.       Концепции и принципы устойчиво-го развития.  
8 Международные кон-венции и договоры по глобальным экологи-ческим проблемам сов-ременности. Реальные и возможные времен-ные этапы обеспечения устойчивого развития. Устный опрос.     Международные конвенции и договоры Работа с проффе-сиональ-ной литерату-рой
9 Охрана природы и ус-тойчивое развитие. Заповедные террито-рии Республики Казах-стан. Устный опрос.     законы об ОС  

 

ЧЕК-ЛИСТ

Ф.И.О. студента _______________________________________________


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: