Характеристика грузопотоков скоропортящихся грузов

                                                                     

    Суммарный объём скоропортящихся продовольственных товаров, произведенных в России и поставленных по импорту, составляет около 120 млн.т/год. В межрегиональных связях всеми видами транспорта (желез-нодорожным, автомобильным, речным) перевозится около 32 млн.т/год произведенной продукции, из них на долю ж.д. транспорта приходится 11-12 млн.т. Из общего объёма перевозок скоропортящихся грузов в изотермическом подвижном составе, составляющего около 4 млн.т/год, 30 % приходится на мясо и рыбу, а 40 % - на пиво и соки и безалкогольные напитки.

    Структура грузопотоков СПГ по железным дорогам России за последние 15 лет сильно изменилась (табл. 1.2.)

Таблица 1.2.

Структура грузопотока скоропортящихся грузов

по железным дорогам России за 1988-2004г.г., в %

 

Годы Овощи Фрукты Молочные Мясные Рыбные Консервы Пиво Напитки Итого
1988 23,4% 9,0% 9,7% 8,7% 11,9% 21,8% 0,8% 14,7% 100,0%
1989 24,4% 8,0% 10,1% 8,9% 11,3% 21,9% 0,8% 14,6% 100,0%
1990 23,8% 9,0% 10,3% 9,7% 11,8% 21,7% 0,6% 13,1% 100,0%
1991 24,9% 11,4% 9,3% 10,4% 11,6% 19,9% 0,4% 12,1% 100,0%
1992 26,7% 6,2% 8,8% 11,5% 13,8% 20,1% 0,7% 12,2% 100,0%
1993 17,0% 10,1% 8,5% 10,4% 14,3% 25,0% 0,7% 14,0% 100,0%
1994 13,2% 10,9% 7,3% 15,4% 11,5% 20,2% 1,7% 19,8% 100,0%
1995 13,1% 9,0% 6,4% 20,1% 10,9% 16,0% 4,3% 20,2% 100,0%
1996 10,6% 8,6% 4,3% 22,3% 12,8% 15,2% 6,8% 19,4% 100,0%
1997 8,1% 6,6% 4,9% 22,0% 15,3% 16,3% 6,3% 20,5% 100,0%
1998 7,4% 5,3% 5,7% 19,1% 16,8% 18,9% 5,4% 21,4% 100,0%
1999 14,6% 2,9% 4,2% 15,5% 21,4% 17,8% 8,3% 15,3% 100,0%
2000 8,3% 5,0% 4,5% 9,4% 15,7% 18,3% 18,9% 19,9% 100,0%
2001 5,9% 4,0% 4,3% 8,6% 12,5% 17,0% 26,2% 21,5% 100,0%
2002 5,5% 4,0% 3,6% 9,5% 10,1% 18,1% 27,4% 21,8% 100,0%
2003 5,2% 3,7% 3,4% 8,5% 10,0% 19,1% 28,8% 21,3% 100,0%
2004 5,0% 4,2% 3,9% 8,2% 7,1% 15,2% 33,2% 23,2% 100,0%

 

    Уменьшилась доля фруктов в 2 раза, овощей – в 4 раза, снизились перевозки молочных продуктов и консервов, но зато резко (в десятки раз) увеличились перевозки пива – с 1 до 33 %.

    Одной из отличительных особенностей перевозок скоропортящихся грузов является сезонность их производства, а следовательно, и неравно-мерность перевозок. Так, объёмы перевозок фруктов и овощей осенью, в период сбора урожая, увеличиваются в несколько раз. Перевозка рыбы связана с весенней и осенней путинами. Консервы более востребованы зимой, пиво–летом. Коэффициенты неравномерности перевозок скоропортящихся грузов по ж.д. России в 2003-04 г.г. по месяцам, как отношение объёма перевозок СПГ в данный месяц к среднемесячному объёму, приведены в табл. 1.3.

 

 

Таблица 1.3.

Коэффициенты неравномерности перевозок скоропортящихся грузов

на сети ж.д. России в 2003 – 2004 г.г. по месяцам

(по отношению к среднемесячному объёму)

 

Год

Месяц

Овощи

Фрукты

Молочные

Мясные

Рыбные

Консервы

Пиво

Напитки

Итого

2003

I

0,2

1,0

1,0

1,0

0,9

0,8

0,6

0,6

0,7

II

0,7

1,1

0,9

0,9

1,0

0,9

0,7

0,7

0,8

III

0,4

1,1

1,0

1,2

1,7

1,2

0,9

0,9

1,0

IV

0,5

0,7

1,1

1,2

1,6

1,1

1,0

1,2

1,1

V

0,8

0,6

0,9

1,1

0,7

0,8

1,3

1,2

1,0

VI

0,6

0,5

0,9

0,9

0,6

0,8

1,3

1,3

1,1

VII

0,7

0,5

0,8

1,0

0,5

1,1

1,5

1,3

1,1

VIII

0,6

0,3

0,9

0,9

0,7

1,2

1,2

1,0

1,0

IX

2,4

0,6

1,0

0,9

1,0

1,1

1,0

1,0

1,1

X

4,0

1,4

1,0

0,9

1,1

1,1

0,9

1,0

1,2

XI

0,8

1,9

1,1

0,8

1,1

0,9

0,7

0,8

0,9

XII

0,3

2,3

1,4

1,2

1,0

1,0

0,9

1,0

1,0

2004

I

0,2

1,2

1,0

0,9

1,1

0,7

0,7

0,7

0,8

II

0,4

0,8

1,1

0,8

0,9

0,8

0,7

0,7

0,7

III

0,4

1,0

1,4

0,9

0,9

0,8

1,0

0,9

0,9

IV

0,5

0,8

1,3

0,9

0,9

1,1

1,0

1,2

1,1

V

0,5

0,6

0,9

0,9

0,8

1,0

1,2

1,3

1,0

VI

1,1

0,6

0,8

1,0

0,5

1,0

1,3

1,2

1,1

VII

1,0

0,3

0,8

1,1

0,6

1,0

1,4

1,1

1,1

VIII

0,9

0,3

1,1

0,9

0,9

1,0

1,2

1,0

1,0

IX

2,8

0,7

1,0

1,0

1,3

1,1

1,0

1,0

1,1

X

3,2

1,8

0,8

0,9

1,4

1,2

0,9

1,0

1,2

XI

0,7

1,8

0,8

1,1

1,4

1,1

0,7

0,9

0,9

XII

0,3

2,1

1,0

1,6

1,3

1,2

0,9

1,0

1,1

 

Из неё следует, что по отдельным грузам коэффициент нерав-номерности может достигать 4,0, но в целом по сети и по всем скоропортящимся грузам вместе коэффициент неравномерности не превышает 1,2, в то время как в СССР он составлял 1,8¸2,0 для сентября-октября. Снижение неравномерности объясняется увеличением импорта СПГ, которые поставляются в нашу страну из разных государств в различных частях света, в т. ч. из южного полушария.

 

 

Глава 2

Состав, свойства и условия хранения

Скоропортящихся продуктов

Номенклатура скоропортящихся грузов

К скоропортящимся относят грузы, которые требуют в пути за­щиты от воздействия высоких или низких температур, т.е. специ­альных условий транспортировки — охлаждения, отопления, вентили­рования, ухода или контроля за их состоянием. Скоропортящуюся продукцию различных наименований, предъявляемую к перевозке, объединяют по сходным признакам или свойствам в укрупненные номенклатурные группы.

Номер группы Наименование груза
  Раздел I. Продукция сельского хозяйства
04 Овощи, картофель, бахчевые культуры свежие
05 Фрукты и ягоды свежие
07 Растения живые
  Раздел IX. Продукция пищевой, мясо-молочной и рыбной промышленности
56 Мясо и мясопродукты
57 Рыба и рыбопродукты
58 Консервы
59 Напитки алкогольные и безалкогольные

 

Планирование перевозок, учет их выполнения, порядок определе­ния и взимания платы и сборов, а также соблюдение требований, обеспечивающих необходимое обслуживание в пути, установлены в зависимости от принадлежности груза к определенной номенклатур­ной группе.



Химический состав и физические свойства


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: