Суммарный объём скоропортящихся продовольственных товаров, произведенных в России и поставленных по импорту, составляет около 120 млн.т/год. В межрегиональных связях всеми видами транспорта (желез-нодорожным, автомобильным, речным) перевозится около 32 млн.т/год произведенной продукции, из них на долю ж.д. транспорта приходится 11-12 млн.т. Из общего объёма перевозок скоропортящихся грузов в изотермическом подвижном составе, составляющего около 4 млн.т/год, 30 % приходится на мясо и рыбу, а 40 % - на пиво и соки и безалкогольные напитки.
Структура грузопотоков СПГ по железным дорогам России за последние 15 лет сильно изменилась (табл. 1.2.)
Таблица 1.2.
Структура грузопотока скоропортящихся грузов
по железным дорогам России за 1988-2004г.г., в %
Годы | Овощи | Фрукты | Молочные | Мясные | Рыбные | Консервы | Пиво | Напитки | Итого |
1988 | 23,4% | 9,0% | 9,7% | 8,7% | 11,9% | 21,8% | 0,8% | 14,7% | 100,0% |
1989 | 24,4% | 8,0% | 10,1% | 8,9% | 11,3% | 21,9% | 0,8% | 14,6% | 100,0% |
1990 | 23,8% | 9,0% | 10,3% | 9,7% | 11,8% | 21,7% | 0,6% | 13,1% | 100,0% |
1991 | 24,9% | 11,4% | 9,3% | 10,4% | 11,6% | 19,9% | 0,4% | 12,1% | 100,0% |
1992 | 26,7% | 6,2% | 8,8% | 11,5% | 13,8% | 20,1% | 0,7% | 12,2% | 100,0% |
1993 | 17,0% | 10,1% | 8,5% | 10,4% | 14,3% | 25,0% | 0,7% | 14,0% | 100,0% |
1994 | 13,2% | 10,9% | 7,3% | 15,4% | 11,5% | 20,2% | 1,7% | 19,8% | 100,0% |
1995 | 13,1% | 9,0% | 6,4% | 20,1% | 10,9% | 16,0% | 4,3% | 20,2% | 100,0% |
1996 | 10,6% | 8,6% | 4,3% | 22,3% | 12,8% | 15,2% | 6,8% | 19,4% | 100,0% |
1997 | 8,1% | 6,6% | 4,9% | 22,0% | 15,3% | 16,3% | 6,3% | 20,5% | 100,0% |
1998 | 7,4% | 5,3% | 5,7% | 19,1% | 16,8% | 18,9% | 5,4% | 21,4% | 100,0% |
1999 | 14,6% | 2,9% | 4,2% | 15,5% | 21,4% | 17,8% | 8,3% | 15,3% | 100,0% |
2000 | 8,3% | 5,0% | 4,5% | 9,4% | 15,7% | 18,3% | 18,9% | 19,9% | 100,0% |
2001 | 5,9% | 4,0% | 4,3% | 8,6% | 12,5% | 17,0% | 26,2% | 21,5% | 100,0% |
2002 | 5,5% | 4,0% | 3,6% | 9,5% | 10,1% | 18,1% | 27,4% | 21,8% | 100,0% |
2003 | 5,2% | 3,7% | 3,4% | 8,5% | 10,0% | 19,1% | 28,8% | 21,3% | 100,0% |
2004 | 5,0% | 4,2% | 3,9% | 8,2% | 7,1% | 15,2% | 33,2% | 23,2% | 100,0% |
|
|
Уменьшилась доля фруктов в 2 раза, овощей – в 4 раза, снизились перевозки молочных продуктов и консервов, но зато резко (в десятки раз) увеличились перевозки пива – с 1 до 33 %.
Одной из отличительных особенностей перевозок скоропортящихся грузов является сезонность их производства, а следовательно, и неравно-мерность перевозок. Так, объёмы перевозок фруктов и овощей осенью, в период сбора урожая, увеличиваются в несколько раз. Перевозка рыбы связана с весенней и осенней путинами. Консервы более востребованы зимой, пиво–летом. Коэффициенты неравномерности перевозок скоропортящихся грузов по ж.д. России в 2003-04 г.г. по месяцам, как отношение объёма перевозок СПГ в данный месяц к среднемесячному объёму, приведены в табл. 1.3.
Таблица 1.3.
Коэффициенты неравномерности перевозок скоропортящихся грузов
на сети ж.д. России в 2003 – 2004 г.г. по месяцам
(по отношению к среднемесячному объёму)
|
|
Год | Месяц | Овощи | Фрукты | Молочные | Мясные | Рыбные | Консервы | Пиво | Напитки | Итого |
2003 | I | 0,2 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 0,9 | 0,8 | 0,6 | 0,6 | 0,7 |
II | 0,7 | 1,1 | 0,9 | 0,9 | 1,0 | 0,9 | 0,7 | 0,7 | 0,8 | |
III | 0,4 | 1,1 | 1,0 | 1,2 | 1,7 | 1,2 | 0,9 | 0,9 | 1,0 | |
IV | 0,5 | 0,7 | 1,1 | 1,2 | 1,6 | 1,1 | 1,0 | 1,2 | 1,1 | |
V | 0,8 | 0,6 | 0,9 | 1,1 | 0,7 | 0,8 | 1,3 | 1,2 | 1,0 | |
VI | 0,6 | 0,5 | 0,9 | 0,9 | 0,6 | 0,8 | 1,3 | 1,3 | 1,1 | |
VII | 0,7 | 0,5 | 0,8 | 1,0 | 0,5 | 1,1 | 1,5 | 1,3 | 1,1 | |
VIII | 0,6 | 0,3 | 0,9 | 0,9 | 0,7 | 1,2 | 1,2 | 1,0 | 1,0 | |
IX | 2,4 | 0,6 | 1,0 | 0,9 | 1,0 | 1,1 | 1,0 | 1,0 | 1,1 | |
X | 4,0 | 1,4 | 1,0 | 0,9 | 1,1 | 1,1 | 0,9 | 1,0 | 1,2 | |
XI | 0,8 | 1,9 | 1,1 | 0,8 | 1,1 | 0,9 | 0,7 | 0,8 | 0,9 | |
XII | 0,3 | 2,3 | 1,4 | 1,2 | 1,0 | 1,0 | 0,9 | 1,0 | 1,0 | |
2004 | I | 0,2 | 1,2 | 1,0 | 0,9 | 1,1 | 0,7 | 0,7 | 0,7 | 0,8 |
II | 0,4 | 0,8 | 1,1 | 0,8 | 0,9 | 0,8 | 0,7 | 0,7 | 0,7 | |
III | 0,4 | 1,0 | 1,4 | 0,9 | 0,9 | 0,8 | 1,0 | 0,9 | 0,9 | |
IV | 0,5 | 0,8 | 1,3 | 0,9 | 0,9 | 1,1 | 1,0 | 1,2 | 1,1 | |
V | 0,5 | 0,6 | 0,9 | 0,9 | 0,8 | 1,0 | 1,2 | 1,3 | 1,0 | |
VI | 1,1 | 0,6 | 0,8 | 1,0 | 0,5 | 1,0 | 1,3 | 1,2 | 1,1 | |
VII | 1,0 | 0,3 | 0,8 | 1,1 | 0,6 | 1,0 | 1,4 | 1,1 | 1,1 | |
VIII | 0,9 | 0,3 | 1,1 | 0,9 | 0,9 | 1,0 | 1,2 | 1,0 | 1,0 | |
IX | 2,8 | 0,7 | 1,0 | 1,0 | 1,3 | 1,1 | 1,0 | 1,0 | 1,1 | |
X | 3,2 | 1,8 | 0,8 | 0,9 | 1,4 | 1,2 | 0,9 | 1,0 | 1,2 | |
XI | 0,7 | 1,8 | 0,8 | 1,1 | 1,4 | 1,1 | 0,7 | 0,9 | 0,9 | |
XII | 0,3 | 2,1 | 1,0 | 1,6 | 1,3 | 1,2 | 0,9 | 1,0 | 1,1 |
Из неё следует, что по отдельным грузам коэффициент нерав-номерности может достигать 4,0, но в целом по сети и по всем скоропортящимся грузам вместе коэффициент неравномерности не превышает 1,2, в то время как в СССР он составлял 1,8¸2,0 для сентября-октября. Снижение неравномерности объясняется увеличением импорта СПГ, которые поставляются в нашу страну из разных государств в различных частях света, в т. ч. из южного полушария.
Глава 2
Состав, свойства и условия хранения
Скоропортящихся продуктов
Номенклатура скоропортящихся грузов
К скоропортящимся относят грузы, которые требуют в пути защиты от воздействия высоких или низких температур, т.е. специальных условий транспортировки — охлаждения, отопления, вентилирования, ухода или контроля за их состоянием. Скоропортящуюся продукцию различных наименований, предъявляемую к перевозке, объединяют по сходным признакам или свойствам в укрупненные номенклатурные группы.
Номер группы | Наименование груза |
Раздел I. Продукция сельского хозяйства | |
04 | Овощи, картофель, бахчевые культуры свежие |
05 | Фрукты и ягоды свежие |
07 | Растения живые |
Раздел IX. Продукция пищевой, мясо-молочной и рыбной промышленности | |
56 | Мясо и мясопродукты |
57 | Рыба и рыбопродукты |
58 | Консервы |
59 | Напитки алкогольные и безалкогольные |
Планирование перевозок, учет их выполнения, порядок определения и взимания платы и сборов, а также соблюдение требований, обеспечивающих необходимое обслуживание в пути, установлены в зависимости от принадлежности груза к определенной номенклатурной группе.
Химический состав и физические свойства