Вахт-парад ученье разводное или перед разводом

От оного главное влияние на обучение*.

1. Исправься! Бей сбор! Ученье будет! Приемы и повороты по команде, по флигельману, по барабану.

То есть исполнение поворотов и приемов по команде, по барабану и по флигельману. Флигельманом назывался солдат, выскакивавший перед фронт и делавший приемы; строй должен был с ним сообразоваться

2. Пальба будет! Заряжай ружье! Плутонгами, полудивизионами, дивизионами. При заряжании приклада на землю отнюдь не ставить. Отскакивает шомпол? Пуля не крепко прибита.

Вероятно, предрассудок того времени.

Наблюдать косой ряд; приклад крепко упереть в сгиб правого плеча; ствол бросать на левую ладонь; пуля бьет в полчеловека.

Правила того времени для стрельбы из сомкнутого строя и для прицеливания.

Примерно можно и с порохом.

Тогда полагали, что кто умеет стрелять холостыми патронами, сумеет выстрелить и боевыми; при тогдашней ничтож* Крупным шрифтом напечатан суворовский текст, мелким — пояснения к нему М.И Драгомирова. Курсивом выделены командные и ключевые слова - Сост

-55-


Стратегия духа

ной действительности и дальности стрельбы это было не совершенно ошибочно, хотя напоминает тех, которые теперь думают, что кто выучен стрелять с отмеренных расстояний, сумеет стрелять и не с отмеренных. Впрочем сам Суворов не был того мнения, чтобы стрельбе можно было выучиться, стреляя холостыми патронами.

Ружья чистить между часов.

Т.е. по смене с часов, так как учение предполагается перед разводом караулов.

Выстрелять между одного и двух патронов.

3. Наступными плутонгами начинай! Отбою нет; сигнал барабана поход, выстреля от одного до двух патронов.

Исполнялось потому, что было в уставе; но взгляд самого Суворова на эту стрельбу см. ниже.

4. Атакуй первую неприятельскую линию! В штыки! Ура! Взводные командиры: коли, коли! Рядовые: ура! Громогласно. Краткий отбой.

Неприятельская кавалерия скачет на выручку к своей пехоте. Атакуй! Здесь держать штык в брючеловеку (случится что попадет штык в морду, шею, особливо в грудь лошади). Краткий отбой. Атакуй вторую неприятельскую линию, или резервы неприятельские, атакуй! Отбой; сим кончится.

В изложении отдела об атаке примерной в особенности поражает стремление ни на минуту не позволить забыть солдату, несмотря на примерность упражнения, какое действие оно изображает. Во всех командах непременно означается, кого атаковать (первую, вторую линию, кавалерию). Атак в открытое пространство Суворов не признавал. Офицеры кричат: коли, коли! — Опять намек на то, в чем сущность дела. Австрийцам, которые Суворова не знали, он обрисовывает эту ми-

хо в

-56-


Суворовская «Наука побеждать

нуту еще ярче: «Тут уже только кровь»... К этому припоминаю следующее место об атаке, также взятое из рассказа о ней боевого человека: «Все атакующие должны помнить, что доблестная роль их в этой боевой сцене кончится тогда только, когда штыки окрасятся неприятельской кровью».

Этот род атаки должно было производить не иначе как против видимой цели, что ясно из инструкции австрийцам.

5. Третья — сквозная атака. Линия равняется вмиг. Вперед! Не смеет никто пятиться ни четверти шага назад.

Переход к сквозной атаке, для чего линия выравнивается вмиг и не иначе как вперед. Суворов не терпел даже и малейшего движения назад: почему — понятно.

6. Ступай! Повзводно, полудивизионами или дивизионами! На походе плутонги вздваиваются в полудивизионы или сии ломают на плутонги. Солдатский шаг аршин; в захождении полтора шага. Начинает барабан, бьет свои три колена; его сменяет музыка, играет полный поход паки барабан; и так сменяются между собою. Бить и играть скорее: от того скорее шаг. Интервалы или промежутки между взводов весьма соблюдать, дабы, пришед на прежнее место, при команде стой все взводы вдруг стояли и заходили в линию.

Исполнение этой эволюции понятно из текста; цель ее — упражнение войск в быстром и точном переходе из колонны на полных дистанциях в развернутый строй, бывший тогда главным боевым порядком пехоты. Эта эволюция требовала продолжительных упражнений, так как удовлетворительное исполнение ее зависит от привычки строго соблюдать дистанции между взводами и равнение в затылок флангов равнения.

7. Вторая (или первая) половина линии по рядам налево (или направо); ступай на атаку!

- 57 -


Стратегия духа

У сей барабан фельдмарш. Заходить против части, на месте стоящей, из картечна выстрела вон. Ступай! Поход в барабаны. На 80 саженях от противничья фронта бежать вперед от 10 до 15 шагов через картечную черту полевой большой артиллерии; на 60 саженях тож, через картечную черту полковой артиллерии, и на 60 шагах верной черты пуль.

Ступай, ступай! В штыки! Ура! — Противная линия встречает пальбою на сей последней дистанции, а на 30 шагах ударит сама в штыки. С обеих сторон сквозная атака!

8. Ровно сему другая линия: атака!

Вторая или первая половина линии для сквозной атаки заходит рядами против половины, остающейся на месте, на расстояние вне картечного выстрела, т.е., по-тогдашнему, несколько более 80 сажен. По команде ступай начинать движение; на 80 саженях от противника бегом 10 или 15 шагов, чтобы быстрее пройти пространство, на котором встречают картечным огнем из тяжелых орудий; то же на 60 саженях для уменьшения картечного действия полковой артиллерии и на 60 шагах — для уменьшения действительности ружейного огня. (Это не только предохранительное средство от огня, но и обеспечение движения вперед в трудные минуты.) Должно прибавить, что это было верно тогда, когда картечь состояла из свинцовых пуль, которые летели недалеко; теперь это не годится и заменилось перебежками от позиции к позиции, начиная с 1 0 0 0 — 1500 шагов от неприятеля.

Обе части на прежних местах, також отделенная часть заходит колонною для деплояды фронта, ежели есть место.

Т.е. пройдя друг друга насквозь, обе половины расходятся на такое же расстояние, на каком были перед атакою.

9. Обе части делают колонны, по числу людей в разводе в одну или две колонны.

 


Суворовская «Наука побеждать»

Атака будет колоннами! Ступай! Барабан бьет поход (марш), на 60 шагах одни от других. Ступай! Ступай! Атакуй в штыки! Ура! Мушкет в правой руке наперевес; колонны между собою насквозь быстро примерно колют.

Этот пункт замечателен потому в особенности, что допускает атаку в колоннах в эпоху полного господства линейной тактики, в которой единственным удобным боевым строем считался развернутый. Можно думать, впрочем, что этот пункт составляет позднейшую прибавку, вследствие действия французских революционных армий. Это можно заключить из «Словесного Поучения».

10. Колонны, строй каре! Стрелки стреляй в ранжире! Плутонгами зачинай! Здесь кареи на месте. Стрелки бьют наездников и набегающих неприятелей, а особливо чиновников; плутонги палят в их толпы. Пальба должна быть кратка; ибо тут дело больше картечь. Потом бросаются колоть. Ступай! Ступай! Атакуй! В штыки! Ура! Что воображается сквозною карейною атакою. Стрелки вперед! Докалывай! Достреливай! Бери в полон! На оставших басурман между кареев! Барабан краткий сбор. Стрелки в свои места! Кареи строй колонны! Исполнение тож, как выше о колоннах.

Здесь предполагается нападение конницы, отражение ее и уничтожение тех всадников, которые почему-либо не могут ускакать. Выражение «тут дело больше картечь» поясняет предыдущую фразу, что «пальба должна быть кратка», т.е. действовать, как картечь. Само собою разумеется, что атака предполагает участие и конницы на ученьи.

Верный своей основной мысли развить по возможности наступательные инстинкты, Суворов, уча атаке одну сторону, учит в то же время обороне другую, но нигде даже слова «оборона» не употребляет.

 







Стратегия духа

11. Колонны строй кареи! Кареи марш! Ступай! Ступай! Атакуй! В штыки! Ура! Здесь без пальбы, атака прежняя.

Кареи строй линейный фронт! А заходящей части, по рассмотрению, вместо линии в колонну, или по четыре. Команда оной: по рядам или по четыре направо или налево! Ступай на прежнее место! Строй фронт! Барабан фельдмарш.

Восстановление первоначального положения, т.е. общей развернутой линии.

Примечание. Сии основательные маневры, марши и эволюции равны в батальонных, полковых и корпусных экзерцициях.

Т.е. эти основные маневры, движения и эволюции имеют одинаковое применение при обучении как больших, так и малых частей.

12. Начальник может требовать батального огня? — Исправный приклад правит пальбою. Здесь оная расстраивается по неминуемой торопливости; но во взводной пальбе оный виден. Одиначка пальбы в баталии выйдет сама собою: для сбережения пули тут на каждом выстреле всякий своего противника должен целить, чтоб его убить.

Следует ли требовать батального огня? Действительность стрельбы зависит от верности прицеливания, которая при пальбе взводами виднее (т.е., разумея все же прицеливание горизонтальное, единственно возможное для гладкоствольного ружья и при стрельбе холостыми патронами); между тем как при пальбе рядами следить за этим нельзя, да и люди суетятся.

В сражении одиночная пальба выйдет сама собою, ибо для меткости выстрелов всякий должен целить в своего противника, чтобы в него попасть. (Естественное из этого заключение, по-видимому, было бы то, что для боевой стрельбы лучше

-60-


Суворовская «Наука побеждать»

предпочесть рассыпной строй; но для воспитанного на линейной тактике, хотя и гениального человека, такое заключение было невозможно, тем более что и штык требует также сомкнутого, а не рассыпного строя Даже к концу поприща Суворов не мог отрешиться от этого и в приказе австрийцам предписывает «вместо рассыпных застрельщиков в каждом капральстве иметь по четыре хороших стрелка, которые стреляют в ранжире (по своему ряду и шеренге), а могут также и несколько выбегать вперед». Тут вполне ясно выразилось и понимание выгодных свойств рассыпного строя и нежелание отказаться от сомкнутого.)

13. Залп? В разводе, коли с пальбою, для очищения ружей. В ином строю, только для исправности приклада; против неприятеля не годится! Оный может сколоть и порубить, пока опять заряжают.

Залп годится для разряда ружей и для поверки прицеливания; но против неприятеля не годится потому, что часть на некоторое время остается беззащитною.

14. Наступных плутонгов? Оные только для движения, но против неприятеля сия ломаная линия не годится, ибо он ее, особливо кавалериею, и малою, изрубить может.

Вот мнение Суворова о стрельбе взводами при наступлении, на которое сделана ссылка выше.

15. Отступных плутонгов? Лучше об оных и не помышлять: влияние их солдату весьма опасно, а потому и ни о каких ретирадах в пехоте и кавалерии не мыслить!..

Понятно без объяснений. Суворов понимал, что в бою не те войска упорно отступают, которые были обучаемы отступлению в мирное время, а те, которые привыкли смотреть на ретираду как на позор, или, по крайней мере, как на несчастие, унизительное для порядочного солдата.

-61 -


Стратегия духа

Общее пояснение М.И. Драгомирова к «Вахт-параду»

Отдел, озаглавленный вахт-парадом, есть собственно приказ насчет того, как должно производить ученья перед разводом по караулам. В этом приказе многое, конечно, устарело по форме, ибо теперь и оружие не то, и прибавился рассыпной строй, который Суворов предчувствовал, но принять не решался; но мысли, скрывающиеся за этой устарелой формой, останутся вечно истинными. Эти мысли суть: 1) Исполняйте уставные эволюции не для того только, чтобы их исполнять, но для показания офицерам и солдатам их назначения, их применения на деле. 2) В достижении последней цели не надейтесь ни на одну теорию, ни на одну практику — они должны идти рука об руку; практикою у Суворова было ученье, в котором, как видели, боевая обстановка восстановлена возможно полным для мирного времени образом; теориею — словесное поучение солдатам о знании, для них необходимом. Поучение это составляло неизменный конец всякого ученья и, как увидим ниже, не могло не врезаться в памяти каждого солдата. 3) Не рассчитывайте на воображение в исполнении чего бы то ни было, т.е. не делайте ничего примерно, а старайтесь устроить упражнение так, чтобы солдату все было видно и воображать приходилось бы возможно меньше. 4) Солдат должен быть готов на все и во всяком строе, покажите ему поэтому атаку конницы и пехоты в развернутом строе и в колонне, и в каре, как на заднюю, так и на переднюю шеренгу, чтобы он не привыкал считать, будто известные положения непременно требуют и известного постоянного строя. При этом условии для него не будет неожиданностей. 5) Избегайте, как величайшей опасности, всех тех упражнений, которые отвечают инстинкту самосохранения и, следовательно, могут дать ему пищу; и наоборот, давайте возможно большее развитие упражнениям, воспитывающим человека в упорстве, бесстрашии, решимости, находчивости, готовности на все неожиданности; солдат подобного закала будет хорошо отступать, ибо для этого важно знать не механическое движение отступления, но именно быть упорным, бесстрашным, предприимчивым. 6) Не рассчитывайте на одно только слово, если хотите научить чему-нибудь человека: с примера он легче и прочнее усваивает, нежели из

-62 -


Суворовская «Наука побеждать»

рассказа. Затем, когда он узнает дело, слово необходимо, чтобы утвердить человека в деле, сообщить более широкий взгляд на него. 7) Не хлопочите об одном только поддержании механического порядка, но хлопочите еще более о том, чтобы часть расстроенная — что в бою неминуемо — умела быстро восстанавливать порядок. Эту, так сказать, реальность и осязательность обучения Суворов доводит до того, что даже самое приучение к восстановлению порядка у него делалось не из искусственного или приказного беспорядка, а из естественно возникающего при столкновении. Следовательно, солдат не только приучался быстро восстанавливать порядок, но и узнавал, когда это в особенности важно и когда беспорядок составляет неизбежное явление. Одним словом, еще раз: ничто для Суворовского солдата в бою не являлось неожиданностью, мирное обучение не готовило ему со вступлением в дело никакой нравственной засады или западни.





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: