Заветы и воинские правила А,В. Суворова

15-


Стратегия духа

стоянии забыть никогда» (как и поучительную его школу); образцовым, незабвенным идеалом неизменно является суворовская армия: крепкая духом, постоянно готовая к бою, воспитанная, обученная... и в этом смысле профессиональная;

- сама история подтвердила жизненность и верность (именно на российской почве) основных положений суворовской военной системы, ее основополагающее (заветное) значение для Российской армии, вечный и бессмертный характер главных заповедей, жизненных установок и воинских правил великого полководца, превратила его в военного классика, выдвинула на роль духовного вождя российского воинства.

От разрушительных гатчинских порядков Павла I и его преемников идет забвение принципов и правил победительного суворовского военного искусства, удержание их в состоянии мертвого капитала, более чем столетние «нерусские преображения» военной системы России (по сути — ее «военная расстройка») по «вшивым» иностранным образцам и проектам «временщиков» (для которых «Россия — хоть трава не расти»), превращение в норму затяжных и оборонительных войн, применение стратегии «измора» как якобы единственно доступного для Российского государства способа вооруженной борьбы, культ анациональной, «материально-рационалистической», механической (антисуворовской) системы обучения и воспитания войск. Во многом отсюда — Аустерлицкий погром, нашествие Наполеона в Россию (и вообще длительные наполеоновские войны), поражение в

-16-


Заветы и воинские правила А.В. Суворова

Крымской (1853-1856 гг.) и Русско-японской (19041905 гг.) войнах, государственные катастрофы XX века, моря русской крови в мировых войнах, небывалое истощение ресурсов, снижение способности вооруженной силы надежно защищать Отечество, государственную и территориальную целостность, честь и достоинство России.

Не только в связи с юбилеями или тяжелыми военными испытаниями, но и из-за объективной необходимости выживания, пора в очередной раз вспомнить о «заветной мечте»: обратиться к суворовским началам организации и применения российской военной мощи, вернуть его Личности утраченное обаяние, восстановить (навечно!) его духовную связь с Российской армией, вновь обучать и воспитывать войска в суворовском духе с пользой для России, во имя ее чести и славы. Следует, как и 200 лет назад, вновь «торопиться делать добро», работать «на общее благо», желая «зло и опасности для России предварять», вспомнить главный завет Суворова:

Потомство мое, прошу брать пример: всякое дело начинать с благословением Божиим, до издыхания быть верным Государю и Отечеству; убегать роскоши, праздности, корыстолюбия и искать славы через истину и добродетель, которые суть моим символом... Я проливал кровь ручьями... Содрогаюсь. Но люблю моего ближнего; во всю жизнь мою никого не сделал несчастным.

Бог, Отечество, Честь, Слава, Победа — путеводные звезды Суворова. Смысл жизни (главный жизненный принцип) военного человека, каковым он себя считал, источник силы духа виделись ему только в «отечественности», т.е. в честном, добросовестном служении Родине (благу Отечества). Ради этого он

-

17


Стратегия духа

готов был «ударить на ад» (как под Кинбурном), пожертвовать своею жизнью («смерть моя для Отечества»), не допустить ни при каких обстоятельствах бесчестия (поражения, неудач, плена и т.д.).

Господь Покровитель бдит над Россией... Мы русские, с нами Бог... Я не наемник, а русский... Горжусь, что я россиянин... Честь моя мне всего дороже, покровитель ей Бог... Господь дарует мне жизнь для блага Государства... Доброе имя есть принадлежность каждого честного человека; но я заключал доброе имя мое в славе Отечества, и все деяния мои клонились к его благоденствию. Я забывал себя там, где надлежало мыслить о пользе общей... Никогда против Отечества... Не буду сообщник вреду... Всемогущий Боже, даруй, чтоб зло для России не открылось прежде 100 лет, но и тогда основание к сему будет вредно.

Суворов гениально предвидел, что от характера военного развития России, от крепости и качества российской вооруженной силы, воспитанности и обученности армии, искоренения в ней невежества («немогузнайства») — самого опасного, по мнению полководца, зла, — от морального духа войск и достоинств личного состава зависела и будет зависеть судьба Отечества. Свою офицерскую патриотическую тревогу он выразил кратко и ясно: «Моя система, иначе или 30-летняя война, или Компоформидо*, хуже ее, с юным Бонапартом». Главным воен* В Компо-Формидо австрийцы вынуждены были в 1797 г. подписать первый унизительный мирный договор с Францией. Суворов предлагал «предварить зло», т.е. разгромить Бонапарта в 1796 г. (планировалась специальная «французская экспедиция»), а затем и в 1799-1800 гг. Замыслы эти, по независящим от Суворова причинам, так и не удалось осуществить. В результате, наполеоновские войны длились 15 последующих лет, стоили народам Европы 5 млн. жертв, из которых значительная часть выпала на россиян.


Заветы и воинские правила А.В. Суворова

ным стержнем суворовской системы являлся принцип активных наступательных действий («образ наступательный», «смелая нападательная тактика») как единственно ведущий к скорым и быстрым победам, не изнуряющий, но укрепляющий дух войск необычайно, превращающий храброго и стойкого русского воина в «витязя», «чудо-богатыря», существенно уменьшающий кровопролитие за счет решительного, упреждающего и искусного воевания.

Миролюбивые фельдмаршалы при начале польской кампании провели все время в заготовлении магазинов. Их план был сражаться три года с возмутившимся народом. Какое кровопролитие! И кто мог поручиться за будущее! Я пришел и победил. Одним ударом приобрел я мир и положил конец кровопролитию... [Своевременно] принятца за корень, бить французов... От них [война] родитца... Не лучше ли одна кампания вместо десяти? Или не лучше ли иметь цель направить со временем путь на Париж, нежели остроумно преграждать дорогу к своим вратам?

Отказавшись от пассивных, затяжных, «бездуховных» форм вооруженной борьбы, выдвинув задолго до Наполеона принцип сокрушения противника в бою с опорой на нравственные силы бойца, Суворов, как он писал сам о себе в третьем лице, «опроверг теории нынешнего века, преимущественно в недавнее время, победами в Польше и Италии. Итак, правила [военного] искусства принадлежат ему». Суть этих воинских правил, как и тайну его великих побед, отражают следующие мысли полководца.

Законы «победотворчества»

Всякая война различна. Здесь масса в одном месте, а там гром. Беспрерывное изучение взгляда сделает тебя великим полководцем. Никакой баталии в кабинете выиграть не мож-

-19-







Стратегия духа

но. Умей пользоваться местностью, управляй счастьем: мгновение дает победу. Властвуй счастием быстротою Цезаря, столь хорошо умевшего внезапно захватывать врагов даже днем, обращать их, куда ему угодно, и побеждать, когда угодно. Приучайся к неутомимой деятельности. Будь терпелив в военных трудах и не унывай при неудаче. Будь прозорлив, осторожен, имей цель определенную; умей предупреждать обстоятельства ложные и сомнительные, но не увлекайся местною горячностью.

* * *

В мире готовься к войне, а в войне — к миру... Будучи хорошо снабженными и хорошо приготовленными не только для обороны, но и для наступательных действий, нам нечего опасатца проектов [наших соседей]. Но предусмотрительность требует от нас этих мероприятий. Впрочем, мы должны следовать великому принципу, которому следовали все полководцы от Александра до наших дней: никогда не надо слишком удалятца от своих ресурсов.

* * *

Политика справедливая, бескорыстная, честная. Только таким путем можно всего добитца.

* * *

Править в поле мгновенно переменяющимися обстоятельствами; завоеватель не может быть и командующим без своих политических правил.

* * *

Всякое продолжение войны, особливо победы, просвещают побежденных. (Консулы старались окончить войну в их год, а было худо, то древние римляне оружие не слагали.)

* * *

На войне деньги дороги, жизнь человеческая еще дороже, а время дороже всего... Юлий Цезарь побеждал поспешностью.

* * *

Бей неприятеля, не щадя ни его, ни себя самого; дерись зло, дерись до смерти; побеждает тот, кто меньше себя жалеет, победа — враг войны... Пусть Бог войны нам дарует скорую победу.

* * *

Ничего, кроме наступательного. Замедление, ложная осторожность и зависть суть головы Медузы, окаменяющие войну и политику.

-20-



Заветы и воинские правила А,В. Суворова

* * *

Никакое препятствие не считать слишком большим, никакое сопротивление — слишком значительным... Ничто не должно устрашать нас, и мы должны быть убеждены в том, что только решительность и стремительный натиск могут решить дело.

Истинное правило военного искусства — прямо напасть на противника с самой чувствительной для него стороны, а не сходиться робко, пробираясь окольными дорогами, через что самое атака делается многосложною, тогда как дело может быть решено только прямым смелым наступлением.

* * *

Я не любитель соперничества, демонстраций, контр-маршей; вместо этих ребячеств глазомер, быстрота, натиск — вот мои руководители.

* * *

Вот моя тактика: отвага, мужество, проницательность, предусмотрительность, порядок, умеренность, правило, глазомер, быстрота, натиск, гуманность, умиротворение, забвение. Все кампании различны между собой... Численность войск должна постоянно проверятца.

* * *

Строго соблюдайте правила нанесения мощных ударов по [неприятельским] войскам, чтобы ослабить их, насколько возможно, и не бросайтесь на столицу с риском, как это сделал Юлий Цезарь при Алезии; различные бои могут у вас отнять много времени, но оно не будет потеряно даром.

* * *

Одно звание обороны уже доказывает слабость, следовательно, и наводит робость... Оборонительная война не хороша, наступательная лучше. Французы на ногах, а вы на боку, они бьют, а вы заряжаете.

* * *

Расчет времени есть главное правило ведения войны: если не хватит времени для выполнения, нужно план отложить на последующее.

* * *

Присутствие опытного и дельного полководца стоит более целой армии.

-21 -


Стратегия духа

* * *

Полная власть командующему... Два хозяина в одном доме быть не могут.

* * *

Регулярство с присутствием духа имеет поверхность над бунтством нерегулярным.

* * *

Избрать правилы успеха, как за благо рассудить изволите; решительность есть наилучшее.

* * *

Воюют не числом, а уменьем!!1 Где меньше войска, там больше храбрых... В бою надо стремитца к единой главной точке и забывать о ретираде. Быстрота и внезапность заменяют число. Натиски и удары решают битву... Удивить — значит победить!

* * *

Незнатные набеги презирать; ежели вредны земле, на то репрессалии. Самим таковых иррупциев не чинить, они опасны. Лучше усыплять, нежели тревожить, и делать большой удар. Малая война обоюдно равно не полезна, изнуряет войско.

* * *

Никогда не презирайте вашего неприятеля, каков бы он ни был, и хорошо узнавайте его оружие, образ действовать им и сражатца, его силы и слабости.

* * *

В случае возникновения препятствий, нельзя много отвлекатца ими, время дороже всего — нужно уметь беречь его; часто наши предыдущие победы оставались безрезультатными из-за недостатка людей. Самым ложным правилом являетца убеждение, что после поражения врага все закончено, в то время как нужно стремитца к более крупным успехам.

* * *

Идешь бить неприятеля, умножай войска, опорожняй п о сты, снимай коммуникации. Победивши, обновляй по обстоятельствам, но гони его до сокрушения. Преследуй денно и нощно, пока истреблен не будет... Недорубленный лес вновь вырастет. Коли быть перипатетиком, то лучше не быть солдатом... Победа все покрывает.

- 22 -


Заветы и воинские правила А.В. Суворова

* * *

Неприятелю времени давать не должно, пользоватца сколько можно его ошибкой и брать его всегда смело с слабейшей стороны, но надлежит, чтобы войска предводителя своего разумели.

* * *

В военных действиях следует быстро сообразить и немедленно же исполнить, чтобы неприятелю не дать времени опомнитца. Ни в какой армии нельзя терпеть таких, которые умничают. Глазомер, быстрота, стремительность — этого будет довольно.

* * *

Проигранное сражение — это такое, которое считают проигранным.

* * *

Не надлежит мыслить, что слепая храбрость дает над неприятелем победу, но единственно смешанное с оною военное искусство.

* * *

Кто отважен и смело идет прямо на неприятеля, тот одержал уже половину победы.

* * *

Все определяет глазомер, дополняет быстрота, кончит натиск.

* * *

Быстрота в походе, горячность в атаках, холодное оружие!

* * *

Быстрота марша — первое искусство. Быстрота — величайшее достоинство, медлительность — грех, непростительный за вредные последствия.

* * *

Где пройдет олень, там пройдет солдат, где пройдет солдат, там пройдет целое войско.

* * *

Щастье, говорит Римский Император, ослиная в армии голова говорила: мне — слепое щастье... Один раз щастье, другой раз щастье. Помилуй Бог, когда-нибудь да и уменье...

* * *

Военные обстоятельства мгновенно переменяютца, посему для них нет никогда верного плана.. Я, как Цезарь, никогда не делаю планов частных, гляжу на предметы в целом.

-23 -


Стратегия духа

Местный в его близости по обстоятельствам лутче судит, нежели отдаленной; он проникает в ежечасные перемены течения их и потому направляет свои поступки по воинским правилам.

* * * Подробности зависят от обстоятельств, разума и искусства,

храбрости и твердости господ командующих.

* * * Преждевременные, неверные донесения утомляют только

войска бесполезными движениями, чего избегать всячески, дабы впредь не подвергнутца ответственности. Гг. генералы должны предписать офицерам, чтоб они свои донесения составляли обстоятельнее, а не основываясь на пустых слухах, приходили в замешательство.

Для общего нападения считаю нужным напоминать о необходимой во всех случаях предосторожности, держать по возможности все силы свои в совокупности, дабы бесполезным раздроблением их и добровольным ослаблением не сделать самую атаку безуспешною... Желал бы я также, чтобы все вообще войска в свободные дни, остающиеся до общей атаки, упражнялись чаще в действиях холодным оружием, т.е. штыками и саблями в три линии; этому способу действия мы исключительно обязаны столь многими и притом мало стоившими нам победами.

Никогда не распылять силы для охранения разных пунктов. Если неприятель их обошел, тем лучше: он приближаетца для того, чтобы быть битым.

* * *

Атаковать и бить противника в поле... Не терять времени в осадах.

Надо хорошо экзерцировать войска, иначе риск — неминуем. Никогда не отступать, лучшее войско всегда в движении.

Поспешность, терпение, строй, храбрость, сильная дальняя погоня.

- 24 -


Заветы и воинские правила А.В, Суворова

* * *

Шаг назад — смерть! Вперед два, три, десять шагов — позволяю... «Вперед» — мое любимое правило, но я и назад оглядываюсь, но не для того, чтобы бежать, а чтобы напасть.

* 4 *

На неприятеля начинать атаку с слабой его стороны... Каре действует наступательно, как бы трудно местоположение ни было, хотя бы был почти и самый ретраншамент; а оборонительно — по нетвердости и неприсутствию духа начальствующего; понеже начальник карея, вступая с неприятелем в дело, соблюдая главные правилы и цель данной диспозиции в переменных, но для единые победы, обстоятельствах, должен только быть вспомогаем своею твердостию, храбростью и расторопностью, но уже далее о поведении командующему корпусом докладыватца должен и своим проницательным оком долгомудро всюду учреждает и способляет.

«Смелая нападательная тактика»

Надо атаковать!!! Холодное оружие, штыки, сабли1 Смять и забирать, не теряя мгновения, побеждать все, даже невообразимые препятствия, гнаться по пятам, истреблять до последнего человека... Атакуя, внушаешь страх. Не надо патрулей, берегись рекогносцировок, которые раскрывают намерения. Твердость, предусмотрительность, глазомер, время, смелость, натиск, поменьше деталей и подробностей в речах к солдатам, не отставать друг от друга.

* * *

Наступление, ярость, ужас! Изгнать слово ретирада. На что колоть тупым концом вместо острого? Лучше смерть, нежели дефенсив.

Пехотные огни открывают победу, штык скалывает буйно пролезших в кареи, сабля и дротик — победу и погоню до конца совершают.

* * *

Идти на прорыв, выигрывая прежней хребет горы, нимало не останавливаясь, голова хвоста не ожидает, оной всегда в свое время поспеет, как прежний благополучный опыт доказал. Командиры частей колонны или разделениев ни о чем

-25 -


Стратегия духа

не докладывают, но действуют сами собою с поспешностию и благоразумием... Атаковать быстро и мужественно, разбить...

* * *

Сбить неприятеля с места и томное преследование важного не значат. Это надобно оставить неискусным, но сильная погоня, не давать время одуматься неприятелю, пользоваться победою, его искоренить, пресекать путь его бега — по корпусам сие легче.

* * *

По военной пословице — сбитого неприятеля гони плетьми, но при жестокой погоне нимало не давать времени ему оправлятца и паки выстроитца, тогда был бы опять равной бой.

* * *

Резерв без нужды не подкрепляет, а действует сам собою, как и оба кареи.

* * *

Случилось бы, что неприятель среди атак или в погоне оказался с тылу: часть резерва, весь, или усилением от частей второй линии, обращаетца на него, быстро атакует и побеждает, потом паки следует за первою линиею; здесь весьма наблюдать сообразие числа силе неприятельской.

* * *

Эволюции должны быть храбры, скоры, без замешательства, предприимчивы и исполнительны.

* * *

Сюрприз — нечаянное нападение — под утро, до рассвета, ночь, а у искусного начальника бывает днем.

* * *

Походный порядок против порядка боевого, дабы тотчас на походе дратца.

* * *

Только холодное оружие решает победу, ибо оно наступательно, тогда как пуля — только для обороны.

* * *

Внушать строжайше, чтобы солдат напрасно пули не терял, а берег бы на три дни, чтоб для случая имел бы две смерти: штык и пуля в дуле... Шаг назад — смерть, всякая стрельба кончаетца штыками.

-26-


Заветы и воинские правила А.В. Суворова

* * *

Но в деле, когда бы до того дошло, то хотя бы весьма скоро заряжать, но скоро стрелять отнюдь не надлежит, а верно целить, в лутчих стрелять, что называетца в утку, и пули напрасно не терять... Что же говоритца по неискусству подлого и большею частью робкого духа, пуля виноватого найдет, то сие могло быть в нашем прежнем нерегулярстве, когда мы потатарски сражались куча против кучи... Рассудить можно, что какой неприятель бы то ни был, усмотри хотя самый по виду жестокий, но мало действительный огонь, не чувствуя себе вреда, тем паче ободряетца — из робкого становитца смелым и в мгновение ока в опасность ввергает.

* * *

Пехоте стрелять реже, но весьма цельно, каждому своего противника... Постыдно нам, что варвары стреляют цельно и пуль своих напрасно не тратят... При всяком случае наивреднее неприятелю страшный ему наш штык, которым наши солдаты исправнее всех в свете работают.

* * *

Приучите вашу пехоту к быстрому и сильному удару, не теряя огня по-пустому.

* * *

Исправная стрельба в мишень — великой важности: умножает гибель неприятеля и отвращает в действии лишнюю трату патронам.

«Обуздание мятежей»

Какая такая важная диспозиция с бунтовниками? Только поспешность, устремление и обретение их.

* * *

О возмутителях иметь верные известия, при поражении их показывать верное число убитых и показывать о силах мятежничьих, называя имянно их начальников и у кого сколько, не полагаясь нимало на шпионов, а по собственному своему благоразумию и по силе рассуждения.

* * *

Начать вдруг, в один положенный день... Бить прежде сильнейших... [Нападать, гоняться за ними день и ночь, не давать

-27 -


Стратегия духа

им покоя...] Сей план весь положен на образ наступательный, в рассуждении, что нигде оборонительный против бунтовников, яко пресмыкающихся и насекомых, невозможен Полагать законом, что надлежит начинать солидным, а кончить блистательным и так еще гораздо лучше сплотитца с бунтовниками, вдруг, во всех местах и почти в одни сутки.

* * *

Обыкновенное же правило по нынешним обстоятельствам деташементным командирам весьма наблюдать, чтоб показавшуюся в которой стороне возмутительскую знатную партию, тотчас о ее движении сведавши, выступая целым или же знатною частию деташемента, скорым и сильным ударом поражать, а по поражении, ежели оные частьми разбежатца, то и за теми частьми посылать благоразумно в погоню сильные партии с искусными начальниками, назначивая им время по рассмотрению и довольно короткое, но и в той погоне оных надлежит атаковать, имея хорошие резервы...

* * *

Первое искусство военачальника есть в том, чтоб у сопротивных отнимать субсистенцию. Нет соляных денег, из чего возмутители будут вербовать чужестранных? И гултяев нечем будет кормить

* * *

Ни одного поста не должно считать крепостью, нет стыда уступить пост превосходному в числе неприятелю, напротив того, в том и состоит военное искусство, чтобы вовремя отступить без потери... Укрепленный пост можно снова занять, а потеря людей невозвратима, нередко один человек дороже самого поста.

* * *

Спрашиватца старших накрепко запрещаю; но каждому постовому командиру в его окружности делать мятежникам самому собою скорый и крепкий удар, под взысканием за малую деятельность

Главному на посту командиру быть весьма в большой осторожности и неоплошности, наблюдая строгую военную дисциплину... Иметь частые о возмутителях разведывании. Во время бывающих на возмутителей ударений с посту партии

-28-


Заветы и воинские правила А.В. Суворова

делать не в малом числе людей и не далее обыкновенного сутошнова с возвратом перехода, но и то с весьма добрым о неприятельских предприятиях и силах известием, давая о своих намерениях ближайшим постам и сюда знать, дабы иногда в случае сикурсовать можно было.

* * *

От неприятеля быть в надлежащей военной осторожности, паче легким войскам и корволану.

Не только оружием побеждают

С союзными войсками наблюдать ласковость и вежливость, всякое вспоможение и содружество, стараясь по команде своей не выходить из ненадобных для нас обстоятельств и не навесть бы между войск развратов.

* * *

Соблюдать полную дружбу и утверждать обоюдное согласие между россиян и разных званиев обывателей, внушая последним, чтоб они, в случае на первоназванных какого малейшего неудовольствия, прежде отзывались эскадронному и ротному начальнику.

* * *

Будучи в пути, иметь крайнюю предосторожность; обывателям обид, разорения не чинить, так и безденежно ничего не брать, опасаясь строгого по силе законов взыскания.

* * *

Стремиться только поражать неприятеля... Весьма щадить жен, детей и обывателей, хотя бы то и турки были, но не вооруженные. Мечети и духовный их чин для взаимного пощажения наших святых храмов.

На постах и в проходах через деревни и местечки обывателям ни малейших обид не чинить и безденежно ничего не брать.

* * *

В стояниях и на походах мародеров не терпеть и наказывать оных жестоко тотчас на месте.

* * *

В поражениях сдающимся в полон давать пощаду.. С покорившимися наблюдать полное человеколюбие

-29-


Стратегия духа

* * *

Не меньше оружия поражать противника человеколюбием... Не мщением, но великодушием покорена Польша.

* * *

Геройство побеждает храбрость, терпение — скорость, рассудок — ум, труд — лень, история — газеты... Без светильника истории тактика — потемки.

* * *

Если вы хотите истинной славы, следуйте по стопам добродетели... Кто за нею бегает — она бежит от того, а истина благосклонна одному достоинству.

* * *

Надлежит исподволь разогнуться, круто подняться вверх.. Изготовься, атакуй честно, разумно, смело! Царь жалует, псарь не жалует! Но ближе абшид, чужая служба, смерть — все равно, только не захребетник... Я ползать не могу, вались хоть Вавилон.

* * *

Генерал должен предвидеть будущее по течению обстоятельств... Нужна непрестанная наука из чтениев.. [Но] часто розовые каблуки преимуществовать будут над мозгом в голове.

Обучение и порядок воинский

Строгость требует величайшего наблюдения воинских правил... Вся твердость воинского правления основана на послушании, которое должно быть содержано свято... От послушания родитца попечительное и непринужденное наблюдение каждого своей должности из его честолюбия в ее совершенстве; а сим замыкается весь воинский распорядок

* * *

Бдение начальника — лучшее спокойствие подчиненных. Прозорливость оного побеждает нечаянности Субординация или послушание — мать дисциплины или военному искусству.

* * *

Военное обучение должно служить упражнением вышним начальникам над их нижними. Надлежит сие правило строго наблюдать направлением не достигших тонкости оного, холодным духом.

-30-


Заветы и воинские правила А.В. Суворова

* * *

Сколько то должно, столько для невпадения войска в обленение, производить частые воинские обучения, сущие ныне во употреблении, показывать действия на практике офицерам и рядовым.

* а *

В обучении экзерциции и протчего наблюдать, чтоб поступаемо было без жестокости и торопливости, с подробным растолковыванием всех частей особо и показанием одного за другим.

* * *

Легко в ученьи — тяжело в походе, тяжело в ученьи — легко в походе.

* * *

Небережливый здоровья, субординации, дисциплины и воинского порядка будет лишен команды.

* * *

Всякий офицер и нижний начальник рассудит, когда он свою команду строго, порядочно и исправно во всякой отлучке содержать будет, какую честь и славу особливо себе и вообще полку заслуживает...

* * *

Исправность, бодрость, смелость и поворотливость всем за всеми при всяких случаях наблюдать и с подлыми людьми в сообщение не входить.

* * *

Ротный командир к своим подчиненным имеет истинную любовь, печется об их успокоении и удовольствии, содержит их в строгом воинском послушании и научает их во всем, что до их должности принадлежащем... Знает имянно всех в своей роте нижних чинов, и, будучи сведущ о способностях каждого, исправнейшего от других отличает. Ежели кто из новоопределенных в роту имеет какой порок, яко-то: склонен к пьянству или иному злому обращению, неприличному честному солдату, то старается оного увещеваниями, потом умеренными наказаниями, от того отвращать. Умеренное военное наказание, смешанное с ясным и кратким истолкованием погрешности, более тронет честолюбивого солдата, нежели жестокость, приводящая оного в отчаяние.

-31 -


Стратегия духа

* * *

Караул содержать весьма строго по силе военных правил, артикулов и полкового учреждения и протчих на нем повеления недреманно и осторожно, дабы из добрых солдат не сделать худых и за такую оплошность не подвергнуть себя к раннему взысканию.

* * *

Все, что рядовому на карауле исполнить должно, часто им подтверживать, дабы свою должность не забывали.

* * *

Того служба требует, чтоб всякий воинский чин твердо познал все то, что солдату принадлежит.

Нижним чинам вино и протчее пить не запрещаетца, однако не на кабаке, где выключая что ссоры и драки бывают и военной человек случаетца в оные быть примешан; по крайней мере через сообщение тамо с подлыми людьми он подлым поступкам, речам и ухватке навыкнуть может и потеряет его от них отменность.

* * *

Рекрут особливо блюсти, исподволь их к службе приучать и сих молодых солдат, взирая на каждого особо, с старыми не равнять, доколе окреплятца.

* * *

Нужное солдату полезно, а излишнее вводит в роскошь — мать своевольства!

* * *

Без честолюбия, послушания и благонравия нет исправного солдата.

* * *

Чтоб каждый был на себя надежен — основание храбрости.

* * *

Солдату надлежит быть здорову, храбру, тверду, решиму, правдиву, благочестиву. Молись Богу! От него победа!

 


 


Проповедь решительного превосходства техники и материальных средств на войне в сущности для нас является призывом к капитуляции Между тем сдается в архив проповедь в защиту духа и против преувеличений значения техники Трезвая оценка действительности требует выдвижения в порядок дня военного мышления Драгомирова Драгомиров стремился построить русскую военную доктрину на том прочном фундаменте, которыи дает русская военная история в лице Суворова Но русская армия уже забыла и утратила Драгомировское учение Будущим строителям русской доктрины придется заново повторить и продолжить работу Драгомирова

А. Свечин

 


Михаил Иванович Драгомиров (8/20 ноября 1830 — 15/28 октября 1905) — генерал-адъютант, генерал от инфантерии, Киевский, Подольский и Волынский генерал-губернатор и командующий войсками Киевского военного округа; известный военный мыслитель и блестящий публицист с синтетическим складом ума. Один из оригинальнейших людей своего времени, фанатично преданный военному делу и заветам А.В. Суворова.

Из потомственных дворян и «отличнейших» офицеров имя Драгомирова занесено на мраморную доску по окончании учебного курса Дворянского полка — уникального военно-учебного заведения. Императорскую военную академию окончил в 1858 г. с золотой медалью (редкая честь — стать одним из двух золотых медалистов за всю историю академии). Длительное время был профессором тактики, читая курс лекций в академии и обучая наследников императорской семьи. Командовал 14-й пехотной дивизией, с которой принял участие в Русско-турецкой войне 1877-1878 гг., получил тяжелое ранение.

С 1878 г. — начальник Николаевской академии

-35-


Стратегия духа

Генерального штаба. В 1889 г. назначен командующим войсками Киевского военного округа В 1901 г. Драгомирову пожалован орден Св. Андрея Первозванного Многократно выезжал в заграничные командировки для изучения военного дела вообще и, в частности, для собирания сведений о жизни иностранных армий, их тактике и вооружении

Военно-литературное наследие Драгомирова включает многочисленные книги, оригинальные и переводные статьи, учебник тактики (многократно переизданный), полевой устав, различные наставления, очерки по истории некоторых войн второй половины XIX века, основательные комментарии к суворовской «Науке побеждать», основным военным идеям великого полководца.

Вместе с Михаилом Ивановичем Драгомировым служили России и его сыновья. Четверо из девяти детей (семь сыновей и две дочери) — Михаил, Владимир, Абрам, Александр — шли по стопам отца, находясь по знаменами Российской армии. Трое из них достигли генеральского звания*

Суворов — путеводная звезда Михаила Ивановича Драгомирова. К бессмертному суворовскому учению он подошел «не как историк к прошлому, а как практик к вечно живому и настоящему...» Вер* Генерал от кавалерии Абрам Михайлович Драгомиров (1868-1955) окончил Первую мировую войну в должности главнокомандующего армиями Северного фронта Впоследствии — один из лидеров Белого движения на юге России, затем — в эмиграции Генерал-лейтенант Владимир Михайлович Драгомиров (1867-1928) в годы Первой мировой войны был начальником штаба Юго-Западного фронта, после Гражданской войны — в эмиграции Генерал-маиор Михаил Михайлович Драгомиров (1864-') службу закончил накануне Первой мировой войны

-36-


Военные императивы М. И. Драгомирова

нув из небытия суворовскую систему воспитания и обучения войск, применяя ее на практике, Драгомиров на этой основе разработал особую воспитательную доктрину, суть которой могут выразить следующие императивы*

• Прежде всего, необходимо укреплять дух армии («практиковать моральную сторону», развивать солдата и офицера «в честном направлении»), ибо от этого в конечном итоге зависят успех в бою, степень развития военного искусства, надежность и прочность военной системы в целом, так как в военном деле на первом месте стоит «человек с его нравственной энергией»: сознанием долга, патриотизмом, самоотвержением, решительностью, находчивостью, храбростью, воинской честью и другими качествами. Главную причину побед и поражений, расцвета или упадка военного искусства следует видеть в человеке, нравственных свойствах армии и ее начальников, в той или иной степени развития возвышенных сторон человеческой природы

В критические минуты войны, когда именно и решается «победа» или «поражение», значение нравственной энергии рельефно выдвигается на первое место Таким образом, важнейшим военным элементом является человек, важнейшим свойством человека — его нравственная энергия

* * * Успех на войне и в бою зависит главнейше от хорошего нравственного состояния войск Наилучший стрелок или фехтовальщик, если он не проникнут сознанием долга или убежден,

* Мысли Драгомирова в обобщенном изложении даются крупным шрифтом, его авторский текст — более мелким Императивы чести приводятся в разделе «Святыня чести» — Сост

-37-


Стратегия духа

что не может одолеть неприятеля, ничего не сделает.. Поэтому-то Наполеон, Суворов и другие гениальные полководцы* прежде всего стремились к развитию нравственной стороны в своих армиях; Наполеон даже положительно высказал, что во всяком боевом деле 3/4 успеха зависят от нравственной стороны и только 1/4 от материальной. В военное время это чувствуется всяким весьма сильно, ибо военная обстановка каждую минуту указывает на значение находчивости и энергии в солдате, но в мирное время, когда такой обстановки нет, большинство забывает значение нравственной стороны и часто совершенно пренебрегает условиями, которые благоприятствуют ее развитию.

* * *

Развивая нравственную упругость армии, можно решаться на самые отчаянные предприятия, не рискуя потерпеть неудачу... Шарнхорст создал прусскую военную систему после погрома 1806 года, существующую до сих пор... Так, этот большой человек сказал: «Во все времена разрушение наций причинялось тем, что они ставили военное искусство выше, нежели военные добродетели».

* В их числе маршал Франции герцог Ислийский Бюжо (17841849) — «французский Ермолов». Покоритель Алжира придавал первостепенное значение тактической подготовке войск, возвышению духа солдат и офицеров. Драгомиров чтил его за суворовский дух, часто приводил в своих статьях и речах следующие слова маршала: «Нравственная сила казалась мне всегда выше физической; развить ее можно: возвышая дух солдата, внушая ему любовь к славе, воинскую честь и, в особенности, развивая в нем любовь к родине, зародыш которой есть во всех сердцах. С людьми, таким образом подготовленными, легко совершать великие подвиги, в особенности, когда сумеешь заслужить их доверие; а чтобы его добиться, необходимо точно исполнять относительно подчиненных все свои обязанности, приобрести в них друзей, беседовать с ними почаще о войне и доказать им, что вы способны командовать. На войне надо служить им блистательным примером храбрости и хладнокровия. Надо быть внимательным ко всему, что может возвысить дух своих войск и ослабить дух противника; ввиду этого никогда не должно позволять себя атаковать, а напротив, брать на себя почин дела в решительную минуту». — См.: Военная библиотека. Т.Н. - СПб., 1871. - С. 465.

-38-


Военные императивы М.И. Драгомирова

• Следует всегда помнить, что военное дело более волевое, чем умовое, а потому требуется, чтобы воспитание воли было поставлено выше всего. Дряблость характера несовместима с военным делом, где способность действовать на основе здравого смысла, нередко почти не думая, и даже безумная решимость подчас важнее самых изощренных комбинаций военного искусства. Фридрих Великий, Наполеон, Суворов и другие знаменитые полководцы побеждали менее военными талантами и гениальностью, чем «своим духом предприимчивости и силою характера, доблестью и дерзостью, решимостью победить или погибнуть». Такая постановка вопроса позволяла совершать невозможное: действовать наперекор устоявшимся принципам, удивляя и изумляя вялого и пассивного противника; рисковать и дерзать, отвергая робкую тактику; выбирать исполнение самое трудное, необычное; кидаться с 20 тысячами на 80 тысяч, как это сделал Суворов, переходя через неприступные Альпы.

Успех в военном деле зиждется на воле; ум подсказывает только лучший путь к успеху... Без воли нет жизни, и наука, которая к ней не приводит, — мертвая наука. Ибо воля есть сила зиждущая, стремящаяся, хотя и слепая; ум же, хоть есть сила прозорливая, направляющая, но и разлагающая все на противоположные моменты, т.е. приводящая к нулю, без воли не могущая сдвинуть с места даже и материальной точки.

Из всех деяний человеческих война есть дело в значительной степени волевое, чем умовое. Самые невероятные подвиги совершены почти одной волей; пример •— переход Суворова через Альпы в 1799 году... Как носитель воли в высшем ее проявлении он хитрыми планами никогда не задавался и всегда побеждал. Его заслуга в военном искусстве в

-39-


Стратегия духа

том и заключается, что никто яснее его не показал всего значения воли в военном деле... Одно дело — знать и совершенно другое — желать и быть в состоянии применить знание к делу.

• Воспитание состоит в развитии и укреплении характера и воли на нравственных основах. Оно должно быть поставлено выше образования, ибо «успех образования зависит от того, каково воспитание солдата, т.е. в какой мере он проникнут сознанием долга и исполнительности», самоотвержением, решительностью, верой в себя и свои силы. Развивая нравственные и физические силы солдата, необходимо действовать прежде всего «добротой, воспитанием», а не муштрой и наказанием. В любом случае соотношение между воспитанием и образованием не должно нарушаться в ущерб воспитанию, как это было нередко в российской армии XIX века.

Военное воспитание ведает, главным образом, областью воли, образование — областью ума... Успех образования зависит от того, каково воспитание солдата, т.е. в какой мере он проникнут сознанием долга исполнительности.

Цель занятий с солдатами — подготовить его для боя, бой прежде всего требует от человека способности пожертвовать собою, потом — уменья действовать так, чтобы эта жертва была по возможности полезна своим, гибельна врагу.

* * *

Занятия должно вести так, чтобы сообщив и солдату, и начальнику знание того, что придется использовать в бою, вместе с тем приготовить и духовную их сторону по возможности так, чтобы случайности боя не поражали неожиданностью ни солдата, ни начальника, не застали их врасплох

* * *

В зависимости от назначения солдата для боя занятия с ним представляют два главные отдела: 1) развитие в челове-40-


Военные императивы М.И. Драгомирова

ке зачатков долга, самоотвержения и самообладания, вложенных в него природой; 2) передача ему разных материальных навыков, делающих его более способным к защите и к нанесению вреда врагу Первому отделу приличествует название воспитания, второму — образования солдата Излишне распространяться о том, который из них должен быть призван важнейшим: мы нисколько не сомневаемся в том, что из двух солдат — одного проникнутого долгом, но кроме кулака и дубины ничем действовать не умеющего, и другого, владеющего в совершенстве самым современным оружием, но долгом не проникнутого, — всякий понимающий дело предпочтет, не колеблясь, первого последнему... Основное руководящее положение иерархизации отделов подготовки заключается в том, что воспитание солдата должно быть поставлено выше образования, и потому должно обращать на себя преимущественное и ежеминутное внимание его руководителей. Понятно также и то, что в жизни воспитание от образования не отделяется, а ведутся они совместно и современно, но ввиду сказанного, они должны быть поставлены так, чтобы в быту солдата, в занятиях его, в службе, наконец, в отличиях качества, даваемые воспитанием, брали верх над теми, которые дает образование.

Цель воспитания выражается в двух словах: нужно, чтобы солдат был надежен, т.е. правдив и исполнял свои обязанности одинаково, как на глазах у начальников, так и за глазами.

• В «святом деле подготовки войск» требуется «боевой синтез» воспитания и образования, которым должен быть отдан приоритет по отношению к совершенствованию техники и оружия. Никогда нельзя забывать мысль о том, что «войска нужно в мирное время учить только тому, что им придется делать в военное» (что бесполезно на войне, то вредно вводить в обучение). Главным методом военного образования при этом должна стать реальная полевая работа (тактические упражнения в полевых условиях) при максималь-41 -


Стратегия духа

ном ограничении «мирно-военной» практики и при полном запрещении различного рода условностей и «примерщины», с подлинным боевым делом ничего общего не имеющих.

Для войск я не признаю других тактических упражнений, кроме как в поле и с войсками же, и в возможно более полном числе рядов; и только при недостатке людей допускаю занятия с кадрами или с обозначением противника. Я занимаюсь вопросами подготовки войск к бою с 1859 года, т.е. 46 лет. Кроме полевой работы, как я уже сказал и еще раз повторяю, другого приема для этого нет и быть не может

Все дело образования и воспитания войск приводится к весьма немногим идеям 1) ставить воспитание выше образования; 2) переходить от анализа к синтезу (т.е. учить делу по частям, но на этом не останавливаться, а непременно соединять эти части в одно так, как они соединяются при действии против неприятеля); 3) учить целесообразно; 4) развить внимание людей в военном направлении, 5) приучить их встречать неожиданности быстро, но несуетливо, 6) вести занятия так, чтобы ни один шаг в них не противоречил закону выручки своих; 7) ознакомить различные роды оружия со взаимными их свойствами; 8) вести маневры так, чтобы «всякий воин понимал свой маневр», 9) устранять все, способствующее развитию самосохранения, и поощрять все, благоприятствующее самоотвержению, и потому давать практику в преодолении чувства опасности; 10) учить показом, а не рассказом; 11) остерегаться «примерного» исполнения чего бы то ни было в мере, допускаемой мирною практикою, — вот и все Все эти идеи можно было бы свести даже к одной только: в воспитании и обучении сообразоваться со свойствами воли и ума человека.

Условия рационального обучения войск следующие 1) войска должно учить в мирное время только тому, что им придется делать в военное, всякое отступление от этой нормы вред-

-42 -


Военные императивы М.И. Драгомирова

но потому что внушает и солдатам, и начальникам превратное понятие о том, что можно и чего нельзя требовать в бою от человека. Люди, выученные лишнему, и перед неприятелем будут делать не то, что нужно, а то, что они умеют делать (мысль марш Саксонского; Суворов держался того же в образовании войск, он не высказывал этой мысли нигде, зато его система есть полнейшее ее осуществление). 2) Учить солдат боевому делу должно в такой последовательности, чтобы они из самого хода обучения видели цель всякого отдела образования. (Так, обучение употреблению оружия должно начинаться со стрельбы и фехтования, как то у нас теперь принято, а не с приемов и т.п. Первые впечатления во всем имеют огромное значение, не нужно поэтому вести солдата так, чтобы он хотя на минуту мог остановиться, например на мысли, будто ружье есть машина для приемов, а не для поражения врага) 3) Учить преимущественно примером, т.е. показывать, что и как сделать, прибегая к изустным объяснениям только в случае действительной необходимости.

Первое условие определяет объем образования солдата, второе и третье — его метод

Имея в виду высказанную выше аксиому — что бесполезно на войне, то вредно вводить в мирное обучение, — определим, что требуется от солдата на войне?

1) Чувство долга, доведенное до самоотвержения, или готовность пожертвовать собою для выручки товарищей, неустрашимость, находчивость, беспрекословное повиновение воле начальника во всем, касающемся службы.

2) Способность выносить тягости и лишения военного времени, безропотно и без быстрого истощения сил

3) Искусное действие своим оружием.

4) Уменье согласовывать свои движения и действия с товарищами

5) Ловкость в преодолении встречаемых на местности преград и уменье пользоваться ими для собственного укрытия от осмотра и выстрелов неприятеля, не лишаясь, однако ж, возможности его видеть и стрелять по нем

Первые два пункта определяют воспитание солдата; последние три — его образование

Нравственные качества поставлены первыми потому, что в бою, как и во всякой другой деятельности, человек делает

-43-


Стратегия духа

собственно всегда одно и то же: приводит в исполнение свои умозаключения; если способность составлять их правильно и решаться приводить в исполнение быстро развита в человеке, он достигает своих целей успешно; если нет, он претерпевает неудачи, т.е. так или иначе, но бывает бит...

• Военное дело носит прикладной характер, здесь важны не знания сами по себе, а их применение на практике — уменье. Поэтому в образовании и обучении солдата должно преобладать не теоретическое преподавание, а практическое изучение (освоение) основ военного искусства, «система развития делом более, нежели словом», укоренение в солдате веры в то, что начальник, сам являясь человеком дела, требует от него дела и только дела. Такой подход — лучшее пособие дисциплине в мирное и особенно в военное время, когда вера в силу приказания «заменяется силой приказания в меру доверия, внушаемого начальником».

Итак, развитие, отвечающее назначению солдата, дается делом, разумно веденным, гораздо более, нежели словом; дается немедленным применением на практике указанного теоретическим путем в тех предметах, где этот путь передачи по необходимости предшествует практике...

Еще раз повторяем, мы не против слова, но только против его злоупотребления; против создания целых отделов теоретического преподавания, не имеющих никакого практического смысла; против заранее составляемых смотровых ответов, заучиваемых вместе с вопросами. Мы, напротив, в пользу самого обширного его применения; но только там, где это действительно необходимо, и притом так, чтобы это устраняло всякую возможность долбления, чтобы солдат на вопросы отвечал свое, понятное, а не бессознательно заученное. И в этом отношении великий пример дает нам тот же Суворов. Не уставал он сам и через других говорить с солдатом; любил озадачивать самыми, по-видимому, дикими вопросами; но заучивать солда-

-44-


Военные императивы М.И. Драгомирова

ту приходилось мало, потому что нельзя было никогда знать вперед, о чем он спросит. Приходилось, следовательно, заботиться о понимании, а не о затверждении книжных ответов: пример, глубоко поучительный для инспектирующих начальников, которые постоянно должны думать о том, чтобы их вопросы не складывались в какую-нибудь одну закаменелую форму. Подчиненный весьма чуток к подобным вещам и скоро подмечает, можно или нет вместо понимания показать долбление, которое ведь легче.

Сверх того мы придаем большое значение тому, чтобы офицер ни одного случая не пропускал поговорить с солдатом, задать ему один, другой вопрос; для сообщения солдату навыка отвечать быстро, толково и с соблюдением воинских приличий это единственное средство... Немножко более сердца, немножко более внимания к солдату со стороны офицера, и успех верен. Офицеру следует поступать так не только в интересах службы, не только во имя великой идеи товарищества, но и в своем собственном интересе: в бою солдат идет от сердца за тем офицером, которого он знает, и который его знает и понимает. Поздно учиться говорить с солдатом тогда, когда нужно уметь Словом посылать его на смерть. Отдать приказание коротко и ясно, подбодрить словом, взглядом — великое и трудное искусство, которое большинству дается только практикой.

• Военное искусство — продукт ума, творчества, работы мысли, причем «мысли не праздной, не схоластической, а именно деятельной», сопряженной с волевыми усилиями по достижению победы (успешных результатов деятельности). В военном деле особенно опасны «теоретические миражи», извращающие действительность и верные взгляды. Здесь и теория должна носить прикладной характер, сопровождаться знакомством с предметом действий, быть максимально приближенной к жизни, существовать в форме суворовской «Науки побеждать», различного рода наставлений и поучений.

-45 -


Стратегия духа

Само обращение к науке, теории должно вызываться потребностями жизни, практики, необходимостью развития и совершенствования военного дела, в чем значительную роль играет честная критика.

Есть нечто выше науки — это жизнь... Чем больше наука спустится на землю, чем внимательнее отнесется к тем жизненным мелочам, пренебрежение к коим в нашем деле ведет к кровавым ошибкам на войне и в мире, тем более станет она достойнее имени наука, ибо тем будет разностороннее, а следовательно, и положительнее.

Полезно или нет допускать искренний, открытый разбор военных порядков? Некоторые даже из теоретиков, ничего, кроме такого разбора, всю жизнь не делавших, смотрят на него, как на дело опасное и вредное во всех руках, кроме, разумеется, их собственных Не замечают эти господа того, что без подобного разбора нет движения вперед, нет улучшения, нет жизни; не замечают и того, что какие усилия ни делали бы, стремления к разбору истребить нельзя, а можно только вогнать его вовнутрь, сделать неискренним и неоткрытым: сообщить, одним словом, уродливое направление разбору. Если бы они были внимательнее к тому, что происходит на их глазах, то и увидели бы, что там, где преследуется откровенный разбор, начинается разбор исподтишка, вкривь и вкось, да зачастую еще и с враждебным характером. Мы до сих пор никак уразуметь не можем, что человек готов иногда нести очень и очень тяжелое бремя без вознаграждения, без одобрения, за одно только то, если искренне может высказать, что у него на душе. Спора нет, что и при этом неизбежны будут неверные суждения; но они утратят характер заманчивости, не будут запрещенным плодом, показываемым из-под полы.

Критики нет там только, где делом не интересуются, где дух отлетел, и осталась одна мертвая форма. Критика, и только она одна, выводит дело на свет Божий, очищает его от нелогических примесей, содействует даже развитию честной и разумной исполнительности. Только критика может внедрить в сознание то основное положение всякой практической дея-46-


Военные императивы М.И. Драгомирова

тельности, по которому закон должно исполнять свято не потому, что он хорош или дурен, а потому, что он закон. Получается, следовательно, благодаря критике, исполнительность, идущая не из внешнего принуждения, но от сердца; исполнительность без рассуждения о достоинстве приказания, но с рассуждением о том, чтобы его исполнить по возможности лучше. А в трудные минуты только на подобную исполнительность и можно положиться. Искренность обсуждения и тем хороша, что выясняет для каждого, что на этом сером свете нет совершенства; и что в практическом деле успех гораздо более зависит от честного, энергичного и толкового исполнения, чем от достоинства плана. Следовательно, в искренности обсуждения в мирное время открывается и вернейший противовес пустозвонной, разлагающей критике, которая в трудные минуты развивалась в армиях, наиболее, видимо, подавленных. Итак, искренность обсуждения в теории; безусловная, но осмысленная исполнительность в практике — вот тот путь, которым может водвориться знание в умах, внутренний нравственный порядок в сердцах. Уже давно сказано, что столкновение мнений дает истину: нужно, следовательно, возбуждать, а не тушить его.

• Российской армии солдат и офицер призваны для службы государственной, они «присягают жертвовать собой за государственное дело». И солдат, и офицер одинаково ответственны перед законом, одинаково соблюдают правила воинской дисциплины и чести, принадлежат к единому воинскому товариществу, «которое не исключает требовательности, но предполагает ее» («прочная дисциплина — дело взаимное и требуется как снизу вверх, так и сверху вниз»).

Солдат обязан соответствовать следующим требованиям: 1) преданность Государю и Родине до самоотвержения; 2) дисциплина; 3) вера в нерушимость (святость) приказания начальника; 4) храб-47-


Стратегия духа

рость, решительность; 5) готовность безропотно переносить труды, холод, голод и все нужды солдатские; 6) чувство взаимной выручки. Необходимо: 1) воспитывать и обучать солдата, сообразуясь с общечеловеческими свойствами, в том числе и со стремлением ума расчленять предмет на составные части, задавать вопросы «зачем?» и «почему?»;

2) возбуждать у него внутреннее желание усвоить дело; 3) учить преимущественно примером, последовательно, не подрывая веры в свои силы, не запугивая и не унижая; 4) помнить, что солдат — человек с внутренним достоинством, правами и обязанностями; предъявляя к нему требования и добиваясь их неукоснительного исполнения, обращаться с ним по-людски, не надрывать его сил, не изводить на бестолковой работе.

От офицера как воспитателя и учителя солдата требуется: 1) быть твердым в тех основах, на которых зиждется воспитание солдата; 2) обладать искренней преданностью и любовью к военному делу;

3) помнить, что люди, которые вверены его попечению, не в состоянии применяться к нему, а он к ним должен примениться; 4) быть внимательным к нуждам подчиненных; 5) выработать в себе правильное отношение к закону и приказанию; 6) обратить внимание на то, чтобы прежде и тверже всего внушить солдату обязанности и только после этого — обряды; 7) делить с солдатами тягости службы; 8) уметь держать (вести) себя с солдатами. Офицер-начальник каждого ранга, должен удовлетворять следующим качествам: 1) общее знание теории современного военного дела и, в частности, подробное знание теории и техники, относящихся к

-48 -


Военные императивы М.И. Драгомирова

тому роду войск, в котором служит; 2) преданность Государю и Родине до самоотвержения, дисциплина, вера в нерушимость (святость) приказания, храбрость, готовность безропотно переносить все тягости службы, чувство взаимной выручки; 3) способность ориентироваться в окружающей обстановке; 4) решимость принять на себя ответственность за свои действия и распоряжения в тех случаях, когда обстоятельства не позволяют ожидать распоряжений свыше; 5) частный почин; 6) привычка представлять себе цель каждого действия; 7) уверенность в необходимости служить делу, а не лицам, общей, а не собственной пользе; 8) к любому вопросу относиться прямо и искренно.

С общеобразовательной повинностью офицер — не воинский чин только, но и общественный деятель; армия — не вооруженная сила только, но и школа воспитания народа, приготовления его к жизни общественной... Мало учителей, много учеников в воинском организме, нужно поспевать месяцами, днями, а не годами, как прежде. При таком положении верно одно: если офицер не сделает, то никто не сделает. Он не имеет права ожидать от солдата исполнительности, пока сам не воспитает его. В наше время офицер должен много, беспрерывно и без устали работать, если хочет быть достоин своего звания.

Велика и почетна роль офицера, понимаемая таким образом; и тягость ее не всякому под силу. Много души нужно положить в свое дело для того, чтобы с чистой совестью сказать: «Много людей прошло через мои руки и весьма мало было между них таких, которые от того не стали лучше, развитее, пригоднее для всякого дела. Ни одного я не сделал негодяем; ни одного не заморил бестолковой работой или невниманием к его нуждам; ни в одном не подорвал доверия к собственным силам. Все привыкли подчинять свою волю достижению одной общей цели по сознанию долга, а не из-за палки».

-49 -

 


Стратегия духа

* * *

Гг. офицеры, приложите все ваше усердие к делу воспитания солдата в духе истинной воинской дисциплины, вежливости и сдержанности, тогда не нужны будут несообразные с почетным званием солдата разные ограничения, тогда звание солдата сделается почетным в действительной жизни.

• Основополагающее значение в военном деле имеют духовные ценности, нравственные категории (прежде всего воинская честь), «вечные» законы военного искусства, освященные историей истины и традиции, поучительные системы действий и авторитетные мнения великих полководцев. «Существо, называемое армией, живет тысячелетия», ее душа выковывается на протяжении веков. Поэтому военному человеку следует жить «по старине», по заветам великих предшественников, не отставая при этом в военном деле, но и не гоняясь за модой, бесконечными «усовершенствованиями», не переделывая каждый раз все заново: «сегодня с левой, завтра с правой, а послезавтра на головах, лишь бы не было по-вчерашнему».

Суворов ничего не делал иначе, как по-вчерашнему... Да оно и понятно, так как Суворов основал свою систему на вековечных волевых и умственных свойствах человеческой природы, а не на каких-либо преходящих усовершенствованиях огнестрельного оружия, на которых, забывая человека, так любит плясать всякая современная мирно-военная мразь.

По-вчерашнему озадачивал он неожиданными вопросами, по-вчерашнему учил сквозным атакам, по-вчерашнему учил не иначе, как против видимой цели и притом только наступлению и никогда отступлению, по-вчерашнему учил не одним денным, а и ночным баталиям, по-вчерашнему учил штыковым ударам и цельной стрельбе, которой тогда никто не учил; по-вчерашнему, наконец, требовал, чтобы всякий воин понимал свой маневр

-50-


Военные императивы М.И. Драгомирова

Ко всему этому в наше время приходится прибавить только ученье с боевыми патронами и несколько распространить курс стрельбы Для всякого способного принять в соображение совокупность всей системы такая прибавка не покажется слишком значительной.

* * *

Ни Суворов, ни по его стопам я никогда огня не отрицали, а только ставили на должное место в противность мнению шкуролюбов, мечтающих, будто бы огнем можно отбить всякую атаку. Последняя кампания могла бы вам, кажется, показать, что это вздор. Во-вторых, ловкачи выезжают только на хвостах живых людей, на хвостах покойников далеко не уедете, если ничего своего нет Своего, правда, у меня очень мало, но оно есть и заключается в том, что я у большинства людей вычитываю то, чего другие вычитать не умеют, ибо по невниманию ли, или почему-либо другому не в состоянии таких мест замечать. В особенности это и сказалось на Суворове; его великая наука побеждать оставалась непонятого и непонятною целых 60 лет; и была, что греха таить, просто забыта Я ее разъяснил, да еще, благодаря Суворову, открыл то, что и до сих пор остается, к несчастью, непостижимым для большинства военных. Именно то, что воспитание и образование войск должно быть в несравненно большей степени волевое (эмоциональное, сердечное), нежели умовое; что им нужно напоминать гораздо настойчивее о самоотвержении, нежели о самосохранении. Затем должен сказать, что я не ограничился одним Суворовым, а вычитал кое-что и у Цезаря, и у маршала Саксонского, и у Фридриха Великого и Клаузевица, у Наполеона, само собой разумеется, и, наконец, у Бюжо; и, вычитав все такое, я старался пустить в ход то, чего другие не замечали. Это дало мне авторитет, до погони за коим я никогда не унижался.

 


СУВОРОВСКАЯ «НАУКА ПОБЕЖДАТЬ»

---------- <> ■ и----------

С пояснениями М. И.Драгомирова

 



































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: